Столичность Романова-на-Мурмане в предложенной подростками альтернативной истории может рассматриваться и как желаемая возможность будущего, которая, как нам известно, «не определяется ни законами причинности, ни вероятностью», а «реализуется как случайность» [Лотман, 2010: 22].
Список литературы
Бочаров А. Б. Альтернативная история как способ моделирования управления исторической действительностью (опыт системного анализа) // Научно-практический журнал Северо-Западной академии государственной службы. № 2. 2005. С. 226-237.
Из учебника «История Российской империи XX века. Русский Север» // Петрозаводский государственный университет. Кольский филиал. URL: http://www.arcticsu.ru/system/files/prilozhenie_k_gensrazhen.pdf.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Семиосфера. СПб.: «Искусство -СПБ», 2010. С. 11-148.
Нехамкин В. А. Контрфактические исторические исследования // Историческая психология и социология истории. 2011. № 1. С. 102-120.
Положение о конкурсе проектов в рамках V интеллектуального турнира для учащихся 8-11 классов «Гуманитарная битва». Генеральное сражение «Романов-на-Мурмане - 2016» // Петрозаводский государственный университет. Кольский филиал. URL: http://www.arcticsu.ru/Gen-srazhen.
Успенский Б. А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема). Статья первая // Труды по знаковым системам. XXII. (Ученые записки Тартуского государственного университета; Вып. 831). Тарту, 1988.С. 66-84.
Сведения об авторе
Змеева Ольга Васильевна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Кольского научного центра РАН
Zmeyeva Olga Vasiliyevna,
PhD (History), Senior Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre, RAS
УДК (1 -251)(470.21):75.047 О. В. Шабалина
УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ Я. А. КОМШИЛОВА: ШТРИХИ К ИСТОРИЧЕСКОМУ СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ ПОРТРЕТУ Г. МУРМАНСКА*
Аннотация
В материале представлена коллекция урбанистических пейзажей г. Мурманска Я.А. Комшилова Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского
* Прим. ред.: материал был представлен на научной региональной конференции «Антропология арктического города: теория, методология, полевые исследования».
Севера ЦГП КНЦ РАН. Живописные и графические работы рассматриваются как источник для исследований в различных гуманитарных областях, в том числе для социально-антропологических исследований г. Мурманска. Ключевые слова:
Я. А. Комшилов, г. Мурманск, урбанистический пейзаж, социокультурный портрет города, Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН.
O. V. Shabalina
JA. A. KOMSHILOV'S URBAN LANDSCAPE: TOUCHES
TO THE HISTORICAL SOCIO-CULTURAL PORTRAIT OF MURMANSK TOWN
Abstract
In the material the collection of Jа.A. Komshilov's urban landscapes of Murmansk from the funds of the Museum-Archive of the European North Investigation and Exploration History of the Barents Centre of Humanities of the KSC RAS is presented. Paintings and drawings are considered as a source for research in various fields of the humanities, including the socio-anthropological studies of Murmansk. Key words:
Jа.A. Komshilov, Murmansk town, urban landscape, socio-cultural portrait of the town, Museum-Archive of the European North Investigation and Exploration History of the BCH of the KSC RAS.
В последнее десятилетие на основе разработанных типовых методик в рамках различных проектов, в том числе проекта «Социокультурная эволюция России и ее регионов», проводилось описание социальных процессов и отношений, их динамика в различных регионах России. Результатом явились социокультурные портреты малых городов, провинции, целых регионов России. Эмпирической базой исследований стали статистические данные, а также данные, полученные с применением социально-антропологических методов. Понятие портрета сейчас активно используется не только в изобразительном искусстве и литературе, но и в различных отраслях науки. Так как для портретного сходства непременным условием является соответствие оригиналу, то отражение объективной реальности в нем происходит при целостном рассмотрении портретируемого объекта. Интерпретация исторического в аспекте ретроспекции социокультурного портрета города Мурманска основывается на хорошо разработанных в науке концептах: урбанистический пейзаж, городской ландшафт, городской текст (Ю. Лотман, В. Топоров, В. Руднев, Б. Успенский [Лотман, 2002; Топоров, 1983: 227-284; Руднев, 1996, 1997; Успенский, 1995]). Городской текст включает в себя урбанистический (городской) пейзаж, как визуализированный результат человеческого восприятия города (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр [Гуссерль, 2009; Мерло-Понти, 1999; Сартр, 2001]).
Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН обладает интересной коллекцией живописных и графических пейзажей г. Мурманска, выполненных в 1920-1960-е гг. Яковом Алексеевичем Комшиловым (рис.1, 2). Существование этих визуальных источников подтверждает тезис о том, что социокультурный портрет города - это динамическая система, предлагая для анализа «городской текст», фиксирующий портретные изменения, происходящие под натиском цивилизации, и, собственно, личность визуализатора этих изменений, создающего субъективную реальность.
Рис.1. Комшилов Яков Алексеевич (1894-1964). Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 593
Рис.2. Комшилов Я.А. Мурманск. Вид на купол вокзала. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 267
Комшилов Яков Алексеевич (1894-1964) - человек неоднозначной противоречивой судьбы - известен как секретарь Общества по изучению Мурманского края в 1920-х гг., как исследователь, занимавшийся изучением материальной культуры и фольклора саами (рис.3, 4). К сожалению, в опубликованных источниках достаточно скудно представлены такие стороны его деятельности, как работа в органах юстиции с 1919 по 1945 гг., организация Мурманского губернского архивного бюро и руководство им с апреля 1922 г. по октябрь 1926 г., заведование Партийным архивом Мурманского ОК ВКП (б) в 1945-1959 гг.
Рис.3. Планшет с материалами Рис.4. Родовые саамские клейма
персонального фонда Я.А. Комшилова. Афанасьевых. Музей-Архив ЦГП Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН КНЦ РАН. Персональный фонд
Я. А. Комшилова. НВФ 1074. Л. 3 И очень мало кто знаком с живописными и графическими работами члена Союза советских художников Мурманской области Я. А. Комшилова.
Между тем, именно Яков Алексеевич был тем человеком, который сделал многое для сохранения исторического и культурного наследия Кольского полуострова.
Рис.6. Комшилов Я.А. Мурманск -Рис.5. Комшилов Я.А. Мурманск. Утро. /- « ^ т«/1
1 т„тттт„ .город рыбный. Старые крыши. 1954.
Музей-Архив ЦГП КНЦ рАН рмурей.Архив ЦГП КЩ РАН.
НВФ 243
В условиях смены государственной системы управления в 1920-е гг. ситуация в Мурманске с решением проблемы сохранения документального наследия была катастрофическая. Работая в городском суде, Яков Алексеевич по вечерам и бесплатно разбирал разрозненные документы, оставшиеся от «старой власти». Став первым заведующим архивом по факту, в помощниках Яков Алексеевич имел жену Фаину, которая была назначена архивариусом. Комшиловы собирали документальные материалы по подвалам и чердакам. Реквизировали ценнейшие документы на рынках, где неграмотные в большей своей части жители города использовали их как оберточную бумагу для покупок. Спасали ценнейшие исторические источники, которые в эти трудные для страны годы становились материалом для оклейки стен и топливом для городских печей. Благодаря совершенным усилиям через три года в архиве удалось аккумулировать 33 тыс. дел [Секретные материалы, ЭР].
Параллельно с этой трудоемкой и времязатратной деятельностью он еще успевал заниматься этнографией саамов и иллюстрировал русский и саамский фольклор (рис.7, 8), писал город, с которым связал свою жизнь.
Я. А. Комшилов имел профессиональное художественное образование -в 1918 г. он окончил Петроградское художественное училище барона Штиглица. Некоторое время после учебы работал в художественных мастерских. Далее его судьба складывалась так, что занятие живописью ушло на дальний план.
В 1945 г. в Мурманске прошла первая выставка Союза советских художников Мурманской области, в которой Яков Алексеевич принимал участие со своими работами как полноправный член профессионального сообщества - у нас хранится каталог этой выставки [Каталог. НВФ 1092].
Рис.7. Комшилов Я.А. Иллюстрация к русским сказкам. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН
Рис.8. Комшилов Я.А. Иллюстрация к саамским сказкам. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН
III. НАМШИЛОВ Яков Апенсеевич, IhHl
пуда [mau — окончив Г.ыишч' учы-Л11ШВ ШтИГЛНШ! В 191*. [Чцу,
ЖИВОПИСЬ:
Э т ю т и:
1. Улица Коминтерна
2. Улица К омните рил .
3. 11олярное. ГаваИь
4. Весна в тундре
5. Вечер у ручья
6. Тундра цветет
ахиаь. 1928 г.
JSM5 г.
Рис.9-11. Каталог первой выставки Союза советских художников Мурманской области. г. Мурманск, 1945. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1092
Названная ранее коллекция живописных и графических пейзажей Я. А. Комшилова является интересным комплексным источником для аксиологических исследований города Мурманска, в которых изучалось бы именно субъективное восприятие жителями различных аспектов городского образа жизни, городской среды, образ города, которые и составляют его социокультурный портрет. Самая ранняя работа датируется автором 1923 г., есть графические наброски 1934, 1936 гг., а также живописный этюд маслом на холсте 1936 г. (рис.12, 13).
Рис.12. Комшилов Я. А. Весна в Мурманске. Пр. Ленина. 1928. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 204
Рис.13. Комшилов Я. А. Мурманск, пр.
Сталина. 1936. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 199
Военный период представлен работами 1941-1943 гг. Большая часть акварелей написана в 1948 г., а графики - в 1962 г. Художник остается верным реалистичной манере письма на протяжении всей своей творческой жизни, предвосхищая в своих работах появление в 1960-е гг. так называемого «сурового стиля», в котором живописцы воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней». Изображения при этом были обобщены и лаконичны. Основой выразительности служили большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Именно этими художественными приемами пользовался Я. А. Комшилов при создании этюдов, набросков и рисунков, которые составляют коллекцию урбанистического пейзажа Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН.
Рис.14. Комшилов Я. А. Мурманск. Двор дома № 11 Ленинградской ул. 8 июля 1936. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 236
Рис. 15. Комшилов Я. А. Мурманск, пр. Ленина. 1950. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 253
В ХХ веке развитие искусства СССР характеризовалось становлением художественной культуры крупных российских городов, и существовавшая типология пейзажа обогатилась развитием городского пейзажа, имевшего четыре основных направления. Первое представляет город как урбанистическую, индустриальную среду; второе трактует город как историко-культурную единицу, третье - акцентирует свое внимание на памятниках архитектуры, четвертое направление представляет город как сферу жизни
человека. В работах Комшилова представлены все направления городского пейзажа, без акцента на памятниках архитектуры.
Художник добивается эстетического эффекта из противопоставления старого исторического и нового урбанистического, городского и природного, из описания этапов существования города. Чаще всего он композиционно организует пространство в своих работах таким образом, что старый деревянный Мурманск оказывается на переднем плане, а новый каменный Мурманск виден в далекой перспективе, перекрывающим горизонт.
Рис.16. Комшилов Я. А. Мурманск. Тихий день. 1948. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 280
Рис.17. Комшилов Я. А. Мурманск. 1950-е гг. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 269
Рис.18. Комшилов Я. А. Мурманск. Тихий день. 1948. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН
Рис.19. Комшилов Я. А. Мурманск. Двор дома № 11 Ленинградской ул. 1948. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 282
В действительности, в 1920-е гг. Мурманск застраивался хаотично -в основном возводились фанерные и дощатые бараки. Сказывалось отсутствие генплана строительства города. Его разработка и утверждение затянулись до 1940 г., когда план реконструкции прошел все инстанции. Но осуществить его помешала Великая Отечественная война.
Но к началу войны в городе многое изменилось к лучшему. На улице Коминтерна построили первое (по официальной версии) каменное здание, в котором сейчас расположен Художественный музей. А в 1934 г. на проспекте Ленина появились первые жилые каменные дома. На улице Ленинградской в 1927 г. были положены первые деревянные тротуары, а в 1939 г. - асфальтированные.
Во время войны город был серьезно разрушен, но продолжал жить и работать. Жители перебирались в землянки, а художник Комшилов фиксировал не только лишения военного положения (рис.20), но и средствами пейзажа описывал повседневные практики горожан (рис.21) и природные состояния в городской среде (рис.22, 23).
Рис.20. Комшилов Я. А. Мурманск. 1942. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 266
Рис.21. Комшилов Я. А. Мурманск военный. 1940-е. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН
Рис.22. Комшилов Я. А. Мурманск. В торговом порту. 1942. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН
Рис.23. Комшилов Я. А. Мурманск. Ул. Перовской и К. Маркса. 1943. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН
Индустриальные мотивы в урбанистическом пейзаже Комшилова крайне редки: строящиеся здания, техника присутствуют в единичных этюдах, посвященных восстановительным послевоенным работам (рис.24). Хотя панорамы Мурманского порта на заднем плане встречаются чаще (рис.25). Художник обращает внимание и на общие культурные пространства. В коллекции представлены виды из «садиков», как сам он их называет (рис.26, 27).
Рис.24. Комшилов Я. А. Мурманск. Дом культуры. 1950. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 197
Рис.25. Комшилов Я. А. Мурманск. Вид на порт. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН
В садике Дома Пионеров. Музей-Архив Рис.27. Комшилов Я. А.
ЦГП КНЦ РАН. 12 июля 196°. НВФ 218 Мурманск. Садик СМ. Кирова.
Июль 1962. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 220
Попав под обаяние «сурового стиля», Комшилов еще более минимизирует художественные приемы и в 1962 г. создает серию графических работ, где, с одной стороны, не конкретизируя архитектуру, он изображает город обезличенным стандартной архитектурой того времени (рис.28, 29), а с другой стороны, географический ландшафт и авторские комментарии к рисункам персонализируют город-объект (рис.30, 31).
Образ Мурманска - постоянный мотив творчества Я. А. Комшилова. Визуализируя и интерпретируя городское пространство, он опирается на традиции классической школы, метод реализма и собственные восприятие и мировоззрение.
Анализ изобразительных работ Я. А. Комшилова позволяет в динамике проследить логику формирования образа Мурманска от презентации города как свидетеля двух войн до города в качестве среды обитания. Всего было рассмотрено 73 визуальных источника, которые могут быть использованы исследователями различных гуманитарных специальностей, в том числе и социальными антропологами при составлении портрета г. Мурманска.
Рис.28. Комшилов Я. А. Мурманск. Ул. С. Перовской. 4 августа 1962. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 209
Рис.29. Комшилов Я. А. Мурманск. Ул. К. Маркса, ул. С. Перовской. Июль 1962. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 222
Рис.30. Комшилов Я. А. Мурманск. В архитектурный ансамбль г. Мурманска вошли автогаражи. Август 1962. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 216
Рис.31. Комшилов Я. А. Мурманск. Над Кольским заливом у Абрам-пахты. Июль 1962. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 224
Источники
Каталог первой выставки Союза советских художников Мурманской области. г. Мурманск. 1945. Персональный фонд Я. А. Комшилова. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1092.
Родовые саамские клейма Афанасьевых. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. Персональный фонд Я. А. Комшилова. НВФ 1074. Л. 3.
Художественные работы Я. А. Комшилова. Персональный фонд Я. А. Комшилова. НВФ 197, 199, 204, 209, 216, 218, 220, 222, 224, 236, 243, 266, 267, 269, 280, 593.
Список литературы
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: Академический проект, 2009.
Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002.
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента Колизей, 1999. Руднев В. П. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». М., 1996.
Руднев В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., 1997.
Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001.
Секретных материалов - около 50 пудов // Кольское слово. № 14. 6 апреля 2007. URL: http://www.b-port.com/smi/11/2583/49182.html.
Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С.227-284.
Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. Сведения об авторе Шабалина Ольга Вячеславовна,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН
Shabalina Olga Vyacheslavovna,
PhD (History), Leading Researcher Fellow of Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre, RAS