Научная статья на тему 'Уравнение развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования: понятийно-терминологический аппарат'

Уравнение развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования: понятийно-терминологический аппарат Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертиль В.В.

Приведена характеристика понятийно-терминологического аппарата модели управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author gives the characteristic of concepts and terminology of development management model of the competitiveness of institutions of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Уравнение развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования: понятийно-терминологический аппарат»

знать базу - значит,

постичь суть!

уравлениеразвитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования:

понятиино-терминологический аппарат

Аннотация

Вертиль В.В.

канд. экон. наук, директор, Екатеринбургский экономико-технологический колледж eetk@r66.ru

Приведена характеристика понятийно-терминологического аппарата модели управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования.

Ключевые слова: управление, развитие, организация, учреждение среднего профессионального образования, конкурентоспособность

Понятие «управление», его признаки, принципы, функции рассматривали различные ученые: В.Г. Афанасьев, А. Берг, И.Б. Блауберг, А. Ньюмен, В.Н. Садовский, Ф Тейлор, Г. Эмерсон, Э.Г. Юдин и многие, многие другие. При этом возникло множество дефиниций данного понятия. «Большая экономическая энциклопедия» так трактует управление: «...целенаправленные, целесообразные действия, обращенные на согласование мнений людей и совместимость их деятельности. Там же: «Согласование предполагает выбор необходимых действий, их комбинирование, определение последовательности, корректировку по промежуточным результатам. Специфика управления заключается в целенаправленном воздействии на процессы совместной деятельности людей. При этом воздействие не следует понимать как только лишь административное распоряжение».

Управление как понятие

Контексту нашего исследования и заявленным теоретико-методологическим позициям вполне соответствует следующее более краткое и емкое опре-

еативная экономика, 2010, № 6

деление: «Управление - функция систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая реализацию программ цели деятельности».

Научный интерес представляет и следующее определение: «Управление - определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы». Нельзя не сказать еще о таком из определений: «Управление - это искусство». Обобщая вышеназванные и другие исследованные нами определения, выделим наиболее часто используемые подходы к семантике понятия «управление». Управление - это процесс; это функция; это наука; это искусство; это люди, управляющие организацией; это орган управления.

Столь значительное число определений объясняется сложностью и многоаспектностью данного понятия. Поэтому не представляется возможным выделить одно единственное «правильное» определение. Целесообразно говорить о применимости того или иного определения, исходя из исходных теоретических позиций и задач конкретного исследования. Чем мы и будем руководствоваться в своем дальнейшем научном изыскании.

Развитие как понятие

Далее в логике наших рассуждений рассмотрим понятие «развитие». Данное понятие имеет статус фундаментальной философской и научной категории.

Существуют многочисленные, но в целом не противоречивые определения. Приведем ряд из них, представляющих интерес для целей нашего исследования.

«Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему».

«Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов».

управление -это процесс; это функция; это наука;

это искусство; это люди,

управляющие

организацией;

это орган управления

использование

совокупности

представленных

определений дает

полное представление о понятии «развитие»

_в качестве процесса

_и результата,

_отражает его

_свойства

«Развитие (в экономическом контексте) - необратимая направленность закономерного развития объектов материального и духовного производства, результатом которого является новое качественное состояние объекта, в том числе преобразование его состава и структуры. Эти качественные изменения представляются в процессе экономического роста, то есть количественного увеличения потребляемых ресурсов и объемов производственного продукта. Экономическое развитие предполагает и количественные, и качественные изменения».

Не всякое изменение есть развитие. Только одновременное наличие трех свойств (необратимость, закономерность, направленность) выделяют процесс развития среди других изменений. Поскольку обратимость изменений характеризует, например, процессы функционирования; отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязанной линии.

Использование совокупности представленных определений дает полное представление о понятии # «развитие» в качестве процесса и результата, отражает его свойства. И мы будем использовать далее в нашем исследовании именно такой единый смысловой вывод.

Организация как понятие

Перейдем далее к рассмотрению понятий «организация» и «учреждение среднего профессионального образования».

Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 48) называет юридические лица «организациями», а «учреждение» (статья 50) одной из институализиро-ванных форм некоммерческой организации. Там же в статье 120: «Учреждение - вид государственной, муниципальной, негосударственной организации, образуемой для выполнения определенного рода деятельности».

На этом нормативном основании мы будем рассматривать эти понятия в определенной степени синонимами. При этом следует понимать, что в данном допущении «организация» рассматривается

кономика, 2010, № 6

как категория более общего порядка, а «учреждение среднего профессионального образования» как разновидность организации, осуществляющее свою деятельность в образовательной отрасли, причем специфического уровня образования - среднего профессионального образования. «Закон об образовании РФ» в статье 12, п.4; статье 23, п.2 выделяет среди образовательных учреждений, несколько типов, в том числе, учреждения среднего профессионального образования, реализующие программы среднего профессионального образования и осуществляющие подготовку специалистов средней квалификации

Для дальнейшего исследования необходимо обратить внимание на понятийный конструкт «некоммерческая организация», представленный нормативно в упомянутой уже нами статье 50 ГК РФ: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Из него следует важный вывод, что некоммерческая организация (учреждение) не предназначена для извлечения прибыли, хотя и является хозяйствующим субъектом». Сама же организация, согласно словарному определению, - «это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения каких-либо задач на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение». Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое разное назначение, размеры, строения и другие характеристики. Анализ различных точек зрения позволил выделить следующие сущностные признаки организаций: во-первых, организация означает социальные связи, возникающие на основе взаимодействия индивидуумов внутри нее; во-вторых, организация имеет границы, отделяющие ее от других организаций; в-третьих, у организации имеются иерархия власти и разделение труда в выполнении

«организация» рассматривается как категория более общего порядка, а «учреждение среднего

профессионального образования»как разновидность организации, осуществляющее свою деятельность в образовательной отрасли, причем специфического уровня

образования -среднего

профессионального образования

конкуренто-

способность фирмы

(организации)

является

характеристикой

продуктового

ее функций; в-четвертых, организация занимается деятельностью, связанной с набором целей и для этого у нее есть определенные средства; в-пятых, организация имеет информационно-коммуникационную систему и систему мотивации.

ресурсов

использования Конкурентоспособность как понятие

«Конкурентоспособность - часть конкуренции, означающая свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкурентной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, реальная и потенциальная возможность фирм в существующих условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

Там же: «конкурентоспособность фирмы (организации) - сравнительное преимущество данной фирмы (организации) по отношению к другим фирмам внутри страны и за ее пределами». Конкурентоспособность фирмы (организации) является характеристикой продуктового использования ресурсов. Это относительное, неимманентное качество организации, которое может быть оценено только в рамках одной отрасли.

Выводы

В итоге на основе приведенных определений, изучения большого массива философской, экономической, социологической и иной литературы, анализа управленческой практики, теоретико-методологических подходов, результатов научных изысканий нами выведена интерпретация дефиниции «управление развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования».

Управление развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования - это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение конкурентных преимуществ самого учреждения и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности учреждения. Это переход от прежнего качественного

креати

тивная экономика, 2010, № 6

состояния к новому, причем оба состояния оцениваются по результатам деятельности учреждения, а переход осуществляется в определенное заранее обозначенное время.

Литература

1. Бизнес. Менеджмент. Терминологический словарь

- М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Большая экономическая энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007.

3. Лебедев, В.И. Психология управления. - М.: Агропромиздат, 1990.

4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов.

- М.: Оникс; Мир и образование», 2007.

5. Управление организаций: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 669 с.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1987.

7. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.В. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская Энциклопедия, 1983.

Vertil V.V.

Cand. of Econ. Sci., Director,

Ekaterinburg Economics and Technology College

Management in development of competitiveness of institutions of secondary vocational education: concepts and terminology

_Abstract

The author gives the characteristic of concepts and terminology of development management model of the competitiveness of institutions of secondary vocational education.

Keywords: management, development, organization, institution of secondary vocational education, competitiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.