Научная статья на тему '«Уральский торгово-промышленный адрес-календарь» как массовый источник по изучению социально-экономической истории региона конца XIX начала XX В. (на материалах Удмуртии∗)'

«Уральский торгово-промышленный адрес-календарь» как массовый источник по изучению социально-экономической истории региона конца XIX начала XX В. (на материалах Удмуртии∗) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
572
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИК / СТАТИСТИКА / РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЫНОК / АССОРТИМЕНТ ТОВАРА / ТОРГОВОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ТОРГОВЫЙ ДОМ / МАНУФАКТУРА / ЗАВОД / SOURCE / STATISTICS / REPRESENTATION / RELIABILITY / MODERNIZATION / MARKET / RANGE OF GOODS / TRADE ESTABLISHMENT / TRADE HOUSE / MANUFACTURE / PLANT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лигенко Нэлли Павловна

Дан источниковедческий анализ периодического издания-справочника о торгово-промышленных заведениях, торговых фирмах Урала. Исследование предполагает выявление представительности, сопоставимости, достоверности и точности опубликованных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Address calendar of Ural trade and industry» as mass source for investigation of socialeconomic region history X1X XX c. (based on Udmurt republic's data)

The article is devoted to the source study analysis of the periodical informational edition on trade and industrial establishments, trade houses in the Ural region. The study is to discover the representation, comparability, reliability and accuracy of the published data.

Текст научной работы на тему ««Уральский торгово-промышленный адрес-календарь» как массовый источник по изучению социально-экономической истории региона конца XIX начала XX В. (на материалах Удмуртии∗)»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 94(470.5)” 18/19”

Н.П. Лигенко

«УРАЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ АДРЕС-КАЛЕНДАРЬ» КАК МАССОВЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РЕГИОНА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в. (НА МАТЕРИАЛАХ УДМУРТИИ)1

Дан источниковедческий анализ периодического издания-справочника о торгово-промышленных заведениях, торговых фирмах Урала. Исследование предполагает выявление представительности, сопоставимости, достоверности и точности опубликованных данных.

Ключевые слова: источник, статистика, репрезентативность, достоверность, модернизация, рынок, ассортимент товара, торговое заведение, торговый дом, мануфактура, завод.

Социально-экономическая история обладает наиболее обширным и разнообразным комплексом массовых источников. Впервые опыт работы историков с массовыми источниками при изучении социально-экономического развития страны был обобщен в 1970-е гг. группой ведущих историков, созданной при кафедре источниковедения истории СССР исторического факультета Московского университета. Результаты исследования в свое время нашли отражение в многочисленных научных работах, среди которых особую ценность представляют две крупные монографии, выполненные авторским коллективом под руководством известных ученых И.Д. Ковальченко и В.И. Бовыкина [7; 8]. Изданные в 1979 г., они не потеряли своей научной значимости и по-прежнему являются настольной книгой, особенно для начинающих исследователей. В результате всестороннего глубокого анализа авторы монографии по социально-экономической истории России периода капитализма пришли к выводу о том, что содержащиеся в массовых источниках данные в целом достаточно надежны и полны и позволяют не только характеризовать общие закономерности и тенденции социальноэкономического развития, но и выявлять характер, стадии и уровень этого развития, его региональные и временные особенности [7. С. 412].

И.Д. Ковальченко подчеркивает, что особо следует обратить внимание на первичные данные различных переписей и обследований и делопроизводственную и прочую документацию низовых и местных органов управления, представительных и других организаций. «Первоочередной задачей здесь, подчеркивает ученый, является установление степени сохранности и состояния этих материалов, выяснения возможностей, путей и методов ее систематического вовлечения в научный оборот. В решении этой важной задачи ведущую роль должны сыграть усилия исследователей, работающих в республиках, краях и областях нашей страны» [7. С. 413].

Ученые, занимающиеся региональными проблемами, используя основные принципы, пути и методы источниковедческого изучения массовых исторических источников, разработанные авторами основополагающего труда, значительно углубили и расширили источниковедческую базу и методологические подходы и значительно продвинулись в изучении социально-экономической истории провинции.

Ценным опубликованным источником по социально-экономической истории Урала2 конца XIX -начала XX в. является «Уральский торгово-промышленный адрес-календарь» (далее Адрес-календарь), относящийся к наиболее распространенным видам массовых источников, содержащих систематизированный справочный материал. К сожалению, данный труд не нашел еще достойного места в корпусе цитируемых исследователями источников.

Инициатива издания ежегодного периодического справочника о состоянии торговли и промышленности в регионе принадлежала госпоже А.Л. Ершовой (г. Пермь). «Живущие на Урале лица торго-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Предпринимательские династии Камско-Вятского региона. XVШ-XX вв. Книга вторая. Проект № 1111-18007 а/У.

1 Для данного периода территория Удмуртии рассматривается в рамках четырех уездов Вятской губернии, охватывающих Г лазовский, Елабужский, Малмыжский, Сарапульский.

2 Урал охватывал Вятскую, Пермскую, Уфимскую, Оренбургскую губернии.

вого класса, а также и лица, имеющие только торговые отношения с Уралом, давно ощущают недостаток в каком-нибудь руководстве, которое давало бы полезные справки по вопросам, касающимся торговли и промышленности, и, вместе с тем, служа посредником между спросом и предложением, являлось бы указателем торгово-промышленных фирм и представляло бы пособие при выборе той или другой фирмы для оптовой закупки разнородного товара», - так объясняет причины и цель появления своего детища, заложенную в нем программу издательница журнала [10. С. 8]. Адрес-календарь выходил с 1899 по 1917 г., издавался в Перми, за исключением одного номера, выпущенного в 1914 г. в Екатеринбурге3. В условиях активизации в начале XX в. модернизационных процессов в Уральском регионе появление такого пособия было закономерным явлением. Издание было широко востребовано, получило положительную оценку современников, которые отмечали, что содержание журнала отвечает «зову времени» и что «с развитием промышленности необходима информированность, широкая реклама, что и предлагает Адрес-календарь [10. С. 8]. Прежде всего, нельзя не отметить, что ценностью источника являются большие масштабы измерения, поскольку вся торгово-промышленная деятельность Урала персонифицирована на протяжении 16 лет, с 1899 г. по 1914 г. Что особенно важно, ежегодные сведения собирались по единой методике, заложенная в них информация в какой-то мере дает возможность пронаблюдать эволюцию отраженных в ней процессов [10-16].

Материал группировался по губерниям Урала, внутри которых четко выделялись данные по отдельным уездам и их центрам. По каждому уездному городу и соответственно отдельно по уезду было представлено три информационных раздела: 1. Правительственные и общественные учреждения, личный состав их; 2. Кооперативные учреждения; 3. Торгово-промышленные предприятия. Кроме того, периодически помещались законодательные акты, коммерческие и разные справочные сведения, касающиеся торгово-промышленной сферы. Среди кооперативных учреждений особо выделены: кредитные товарищества, общества потребителей, сельские банки, ссудо-сберегательные товарищества и ссудо-сберегательные кассы. Данная проблематика требует особого исследования, поэтому она остается вне поля нашего зрения.

Предметом нашего исследовательского интереса является раздел «Торгово-промышленные предприятия», центральное место отводится выяснению репрезентативности, представительности данных о развитии торговли и промышленности Удмуртии, меры отражения сущности исследуемого явления, глубины заключенных в нем сведений. Имея опубликованные и архивные материалы идентичных массовых источников, мы, в свою очередь, имеем возможность сопоставить в пространстве и времени данные анализируемого источника и, по возможности, извлечь скрытую информацию об объекте исследования [4].

Источник содержит многообразие показателей торгово-промышленного развития региона. Единицей наблюдения являлось торговое и промышленное заведение: отрасль, вид производства, ассортимент производимой и реализуемой продукции, местонахождение предприятия, пофамильный перечень владельцев заведений, товарищеских ассоциаций. Статистическая информация формировалась методом единовременного исследования, в форме анкет, которые заполнялись владельцами заведений.

Представленные сведения, за исключением Адреса-календаря на 1914 г.4, сформированы в два отдела: торговый и промышленный. Первый отдел отличается более внушительными размерами, иногда с выделением торговых заведений и торговых фирм. Второй отдел представлен под названием «Фабрики, заводы и промышленные предприятия». Следует отметить, что если промышленность как в опубликованных, так и архивных источниках карточного характера нашла значительно больший перечень показателей, то стационарная сфера торговли в форме карточных сведений зафиксирована в источниках довольно редко и при этом фрагментарно, что, в свою очередь, повышает научную значимость Адрес-календаря как источника при изучении регионального рынка. К тому же, в фондах архивов комплексы первичных ежегодно собираемых налоговыми органами материалов о торговых заведениях отличаются неполнотой. При этом следует отметить, что формирование источниковой базы истории дореволюционной Удмуртии затрудняется тем фактом, что в свое время один и тот же комплекс документов был разобран и рассосредоточен по трем архивам (гг. Казань, Киров, Ижевск).

3 Под названием: Екатеринбург и Урал. Торгово-Промышленный справочник на 1914 г. Екатеринбург, 1914.

4 Сведения о промышленных и торговых заведениях даны вместе, в алфавитном порядке без выделения по отделам.

В торговом отделе представлены следующие виды обслуживания: агенты и конторы пароходных, страховых и транспортных предприятий, банки их отделения и агенты, бухгалтерия (курсы счетоводов), аптеки, аптекарские магазины, бакалея и колониальные товары, галантерея, гастрономические товары, гостиницы, торговые заведения различной специализации. Следует отметить, что перечень всех торговых заведений с обозначением ассортимента реализуемых товаров5, дает возможность пронаблюдать характер ее специализации, а пофамильный перечень владельцев с адресом торгового заведения, включая самые отдаленные уголки региона, показывает широту охвата стационарной торговой сферой социальных слоев населения городов и весей - в динамике. Что еще особенно важно, Адрес-календарь предоставляет нам широкую арену купли-продажи товаров привозных и местного происхождения, кроме того, это один из редких источников, который содержит единовременные информативные сведения о самых разноуровневых формах стационарной торговли. Данные источника могут служить своеобразным камертоном, который дает возможность определить степень представительности по данной теме других типов источников. В то же время архивные документы об отдельных торговых заведениях, поступившие в уездные казначейства податным инспекторам, оформленные на именных бланках («Заявления для торговых предприятий»), дают возможность выявить скрытые сведения в материалах Адрес-календарей о годовом доходе торгового заведения предпринимателя, численности обслуживающего персонала, его заработной плате.

Используя сопоставительно-сравнительный метод исследования, обратимся к выявлению полноты данных Адрес-календарей. Материалы их правдиво отразили динамику развития торговой сети в начале XX в. Для создания более четкой и точной картины развитие стационарной торговли целесообразнее рассмотреть по отдельным специализированным группам. Самой многочисленной и широко разбросанной по отдаленным селениям являлась торговля «бакалейными и колониальными товарами». В 1902 г. в Глазовском уезде насчитывалось 303 владельца торговыми точками указанного профиля, в 1906 г. их число увеличилось в 1,7 раза (стало 511), в 1908 г. - 161, в 1913 г.- 104 , то есть в 4,9 раза меньше, чем в 1906 г. [12. С. 6-7; 15. С. 79-104; 14. С. 210-222; 227-233; 15. С. 122-129] Наблюдается следующая тенденция: увеличение числа владельцев торговых заведений с конца XIX в. до 1906 г. и сокращение их с 1906 по 1907 г.

Мы склонны констатировать, что статистика рассматриваемого источника относительно достоверна, она реально отражала происходящие в начале XX в. тенденции в рыночных отношениях. Это мнение подтверждается также и другими источниками, свидетельствующими о тех модернизационных процессах, которые захватили прежде всего торговую сферу. Так, уже во второй половине XIX в., по данным податной инспекции, наблюдалось широкое распространение и стабильный рост числа мелких лавок, начиная от 1 150 - в 1864 г., до 2 475 - в 1895 г. и 3 065 - в 1897 г. [6. С. 215, 218]. В материалах Приложения к Всеподданнейшему отчету Вятского губернатора за 1895 г. сообщается: «Замечено, что число мелочных лавок с продажею преимущественно чая, сахара и вообще бакалейных товаров в селах и деревнях губернии в последнее время с каждым годом увеличивается, словом, замечается наклонность торговли децентрализоваться, не сосредотачиваться в одних более крупных селах, а переходить в мелкие и даже деревни» [1. Л. 26]. Рост мелких форм стационарной сферы наблюдался и в 1900 г. Податной инспектор 1-го участка Сарапульского уезда отметил еще одну из реалий, наблюдавшихся в стационарной торговле: «Бакалейная торговля мельчала и дробилась, сосредоточиваясь в сотнях полуобеспеченных денежным достатком рук деревенских богатеев» [2. Л. 62]. Более детальную картину развития стационарной торговли представил податной инспектор Елабужского уезда [3. Л. 62,63]. По его наблюдениям, «в Елабужском уезде из года в год замечается стремление в развитии мелкой торговли. Она заключается в открытии преимущественно мелочных лавочек с продажею чая, сахара и съестных припасов. Собственниками таких лавочек являются большею частью местные крестьяне. Не имея большого капитала, они ведут свою торговлю при оборотах в течение года в несколько сот рублей и если получается чистого дохода 30-50 руб. в год, то считают это вполне достаточным для себя, вследствие того, что торговля составляет для них побочное занятие, расходов с ней

5 Веревки, виноторговля, воск и свечи, железо и железные изделия, канцелярские принадлежности, керосин, книжные магазины, кожевенный товар, кожи сырые, куделя и пенька, лес и лесные изделия, мануфактура, машины швейные, мебель, москательная торговля, мочало, музыкальные инструменты, мучная и хлебная торговля, мед, мыло, мясо, обувь, обои, овес, пивные склады, платье готовое, порох, посуда, рестораны, трактиры, буфеты, столовые и чайные, рыба, ружья, сельскохозяйственные продукты, скобяной товар, соль, табак, тряпки, фрукты, цемент, чай и сахар, часы, шапки и фуражки, шерсть, щетина.

2012. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

немного - помещение свое, ненаемное, привоз товара также бесплатный на своей лошади, права (промысловое свидетельство) недороги, а постоянного нахождения в лавочке не требуется, можно ходить в нее лишь тогда, когда явится покупатель. Хорошим показателем развития такой торговли может служить количество ежегодно выбираемых промысловых свидетельств (3 разряда, 3 и 4 класса) в 15-10 рублях» [2. Л. 62].

Обратимся к более общим показателям. По сведениям Адрес-календаря, в 1899 г. торговые заведения в Удмуртии имели не менее 2 600 человек [11. С. 7-12; 23-30]. По сведениям Всероссийской переписи населения 1897 г., в четырех «удмуртских уездах» в стационарной сфере рынка было занято 14 040 человек [9. С. 194-299]. Данные источников дополняют друг друга, поскольку отражают разные стороны одного и того же явления. При переписи 1897 г. было зафиксировано все население, занятое торговлей, а в статистику Адрес-календаря вошли только владельцы мелких торговых заведений и заведующие магазинами при торговых домах (не их владельцы), арсенал служащих в торговых заведениях остался вне учета. Наиболее точные данные о числе торговых заведений представлены в опубликованной делопроизводственной документации податных инспекторов. Однако данные Адрес-календаря и сведения податных инспекторов, приведенные выше, также трудно сопоставимы, поскольку податные инспектора в фискальных целях учитывали поголовно все торговые заведения, а в Адрес-календаре представлены их владельцы или заведующие без учета числа заведений, принадлежащих одному владельцу в селении. В то же время, при сравнении по своей наполненности приведенные данные не имеют больших разногласий, события, заключающиеся в них, вполне близки к реалиям жизни.

Материалы календарей содержат скрытую информацию: за общими цифрами стоит разноуровневая экономическая организация производства, начиная от небольшой лавки единоличника, кончая сетью современных магазинов, принадлежавших торговому дому. Непосредственно невыраженную информацию поможет извлечь бюджетно-налоговая документация, представленная в фондах ЦГА УР, ГАКО.

Следует особо подчеркнуть, что Адрес-календари содержат также редкие сведения о торговых заведениях, принадлежащих торговым домам местного и иногороднего происхождения, а также указания на сферу влияния: город или уезд. Как помечено в Календаре на 1903 г., значком «отделяются фирмы городские от уездных», поясняется также, что «черным шрифтом напечатаны фирмы, поместившие свои объявления в «Уральском календаре» [12. С. 28, 29.]. Торговые дома Вятской и Пермской губерний были предметом специального исследования в кандидатской диссертации пермского исследователя Н.П. Баяндиной. Используя различные периодические издания, автор, к сожалению, оставил без внимания сведения Адрес-календарей.

В ранее вышедшей монографии «Купечество Удмуртии», опираясь на широкий круг источников, мы пришли к выводу о том, что на территории Удмуртии до 1917 г. функционировало 29 торговых домов местного происхождения [6. С. 90-93]. Материалы Адрес-календарей содержат сведения о числе торговых домов по отдельным годам начала XX в. Так, по данным Календаря на 1900 г., в Удмуртии функционировало 25 торговых домов, из них 13 (52%) были местного происхождения [11. С. 8-13, 15-18, 23-30]. В Календаре на 1915 г. зафиксировано 72 торговых дома, из них - 51 (70%) местного происхождения [16. С. 76-93, 102-108]. Разница в числе торговых домов (43) довольно большая, причина кроется в том, что в первом случае в поле нашего зрения находились устойчивые, основательные, более крупные торговые дома, зафиксированные в опубликованных массовых источниках промышленных переписей, рекламах. Все они принадлежали первостатейным купеческим династиям. В то время как при формировании ежегодных сведений для Адрес-календарей учитывались все, в том числе торговые дома крестьянского происхождения, возникшие в деревнях. Многие из них, не подкрепленные необходимым капиталом, не успев развернуться, закрывались, но на год открытия были учтены. Кроме того, учету были подвергнуты торговые дома, не относящиеся к данному уезду и городу, но имевшие здесь торговые заведения. Широкому распространению торговых домов способствовал явочный порядок их образования. Учреждение и деятельность торговых домов были лишены строгой законодательной и административной регламентации, характерной для акционерных обществ с их разрешительной (концессионной) системой [18. С. 173].

Для установления репрезентативности содержащихся в календарях данных, обратимся к развернутой характеристике состояния торговых домов на 1915 г. Глазовский у. и город обслуживало 13 торговых домов (далее т. д.), в том числе 9 имели местное происхождение, из них в г. Глазове

функционировало 5 т. д.: «Гырдымова Онисифор. Мих. Н-ки» (бакалея и колониальные товары, железо, железные изделия, керосин, москательный товар, мучная и хлебная торговля, рыба, сельскохозяйственные продукты, скобяной товар, соль, хлеб и ссыпные товары), «А. Клабуков с С-ми и К°» (бакалея и колониальные товары, виноторговля, скобяной товар, посуда), «Порошина П.М. Н-ки и К°» (жернова, мануфактура), «Арасланов М.И. с С-ми и К°» (мануфактура), «М.П. Шубина и К°» (бакалея и колониальные товары, мучная и хлебная торговля, рыба). Уезд обслуживали 4 т. д.: «Бр. Катаевы» (бакалея и колониальные товары, галантерея), «Т-во Кулябина Гавр. Гр. С-ья» (бакалея и колониальные товары), «Бр. Абашеевы» (бакалея и колониальные товары). «Порошин Ал-сей Павл. с С-ми К°» (галантерея, мануфактура). Иногородние составляли 4 т. д.: «Ижевское торгово-промышленное товарищество» (виноторговля, пиво)», «Н-ки И.В. Александрова», (пиво, ресторан), «Алексея Шитова» (керосин), «К° Зингер» (швейные машины).

1915 г. Елабужский у. и город обслуживало 16 т. д., в том числе 11 местного происхождения. Елабуга - 8 т. д.: «Баутина А.К. Пр-ки» (мучная и хлебная торговля, бакалея и колониальные товары, канцелярские пр. и книжный магазин, керосин и нефть, посуда, чай, сахар), «Стахеев Иван Гр.» (мучная и хлебная торговля, бакалея и колониальные товары, железо, железные изделия, керосин, нефть, кожи, шерсть, овчины, конопля, мануфактура, москательные товары, рестораны, буфеты, трактиры, соль), «В.Г. Стахеева Н-ки» (кожи, шерсть, овчины, конопля, мануфактура, чай, сахар), «Торговопромышленное тов-во Гирбасов Ф.П. с С-ми и К°» (мучная и хлебная торговля), «А.Ф. Леденцова с С-ми» (галантерея), «Стахеевы Никол. и Ал-др Ал-ви» (соль), «Нурмухаметов Абдул и Заитов Ад-рахм Кар.» (лес, дрова), «Н-ки Ватеркамф Ник. Вас» (аптека, аптекарский магазин). Уезд - 3 т. д.: «Емельянов Ник. Осип.» (мучная и хлебная торговля, бакалея и колониальные товары), «Сырнева Софья Ал-др. и Шишков Серг. Ал-др.» (стекло, бакалея и колониальные товары, ), «Н-ки Лаптева Ник. Еф.» (щепной тов). Иногородние - 5 т.д.: «К° Зингер» (машины швейные), «Н-ки И.В. Александрова» (пиво - оптовый склад, рестораны, буфеты, трактиры), «Ижевское Торгово-промышленное то-во» (пиво - оптовый склад, пиво), «Т-во Жигулевского пивоваренного завода А. Вакано и К°» (пиво), «Камско-Вятское т-ое т-во» (мучная и хлебная торговля, бакалея и колониальные товары, железо, железные изделия, рыба, чай, сахар).

1915 г. Малмыжский у. и город - 15 т.д., в том числе местных - 10. Малмыж - 5 т.д. «Н-ки Юлии Авксент. Батуевой» (бакалея, колониальные товары, галантерея), «Порошина П. Н-ки и К°» (жернова), «Габбасовы Бр. Т-во» (мануфактура), «С. Сагитов и К°» (мануфактура), «Наследники

Н.И. Стукова» (мучная и хлебная торговля). Уезд - 5 т.д.: «Шишкина С-вья» (бакалея, колониальные товары), «В.А. Зверевы» (бакалея, колониальные товары, мануфактура), «Кощеев Вас. и С-н» (бакалея, колониальные товары), «Н-ки К.А. Юшкова» (бакалея, колониальные товары, мучная и хлебная торговля), «Бр. В.В. и П. Платуновы» (бакалея и колониальные товары), Иногородние - 5 т.д.: «Ижевское Торгово-промышленное то-во» (пиво - оптовый склад, пиво), «Булыгин и Сын» (пиво -оптовый склад, пиво), «Акцион. об-во Любимов Ив. и К°» (соль), «Н-ки И. В. Александрова» (пиво -оптовый склад, трактиры), «Ив. Гр. Стахеева - Н-ки» (керосин, пиво - оптовый склад, соль), компания «Зингер» (швейные машины).

На 1915 г.Сарапульский у. и город имели 28 т.д., в том числе 21 местных. Из них, Сарапул -11 т.д.: «Баранова и К°» (виноторговля), «Т-во Ижболдин и Пешехонов» (галантерея), «Бр. А. и Г. Клабу-ковы» (кожевенный товар), «Колобковы Бр.» (кожевенный товар), «Дм. Гр. Ижболдин с С-ми» (мануфактура), «Ник. Павл. Зылева Н-ки» (москательная торговля), «Зяблицины Бр. Кир. и Дмитр. Кир-чи» (мучная и хлебная торговля), «Лушниковы Бр.» (мучная и хлебная торговля), «Малюшкин Н.Л. и К°» (мучная и хлебная торговля), «Т-во Н.И. Пешехонов и Г. Ижболдин» (посуда), «Зорин Ив.Ив. и К°» (виноторговля). Уезд - 10 т.д.: «Воткинское торг. т-во» (бакалея, колониальные товары), «Зязевы Бр.» (бакалея, колониальные товары), «Свешникова В.Ф. С-вья» (бакалея, колониальные товары, мучная и хлебная торговля), «Ижевское Торгово-промышленное то-во» (виноторговля, лес и лесные изделия, пиво - оптовый склад, рестораны и трактиры, цемент, мучная и хлебная торговля), «Стахеев Ив.Гр.» (керосин, медь), «Ашмарин и К°» (мануфактура), «Ишкин Мейер Нах. и Зисман и К°» (мануфактура), «Козьминых Никан. Ив. С-вья» (мучная и хлебная торговля, мочало, соль), «Бр. Кочешевы» (мануфактура). «Ф.И. Раскин и К°» (готовое платье). Иногородние - 7 т.д.: «Н-ки И.В. Александрова» (пиво -оптовый склад, рестораны, трактиры), «Т-во Жигулевского пивоваренного завода А. Вакано и К°» (пиво, пивные склады, рестораны, трактиры), «Ив. Гр. Стахеева-Н-ки» (рестораны, трактиры), «Камско-

Сибирское Акционерное о-во» (керосин), «Бр. Нобель» (керосин), компания «Зингер» (швейные машины), «А. и П. Родигины и К°» (бакалея, колониальные товары, мануфактура).

Таким образом, содержащиеся в рассматриваемом источнике данные достаточно полны, достоверны, позволяют расширить поиски еще неиспользованных источников карточного характера, повысить информативную отдачу других массовых источников.

Промышленный отдел содержит незначительный комплекс показателей промышленных предприятий региона: название завода или фирмы, его принадлежность (фамилия владельца и управляющего), местонахождение, род производства, адрес. Информация об экономических формах носит скрытый характер, поскольку не обозначено число рабочих, сумма производств и наличие техники. Для более точного определения информационных возможностей, выявления степени полноты и достоверности анализируемого источника по изучению промышленности региона, проведем сопоставительно-сравнительный анализ сведений за 1914 г. Адрес-календаря с данными, опубликованными в статистическом указателе «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» (Пг., 1914), - в форме карточных сведений, полученных в результате проведения всероссийского обследования путем анкетирования промышленных предприятий в 1914 г. Советом съездов и представителей торговли и промышленности (далее Указатель 1914 г.). В число фабрично-заводских включались предприятия, имеющие не менее 15 рабочих, паровой или иной механическй двигатель6.

В Адрес-календаре на 1914 г. зафиксировано 66 промышленных предприятий, в Указателе 1914 г.

- 88. Недостатком первого источника является отсутствие показателей, по которым учитывались предприятия, не в полном объеме учтены крупные, но в тоже время, зафиксированы мелкотоварные заведения. Следует предположить, что не все владельцы проявили сознательность и предоставили вовремя запрашиваемые сведения. В результате статистические данные Адрес-календаря оказались неполными, значительно заниженными. В качестве иллюстрации остановимся на наиболее развитых отраслях промышленности. К примеру, в Глазовском у., отличающемся развитием стеклоделательной промышленности, по данным Адрес-календаря имелось три завода, по Указателю 1914 г. - четыре. В обоих источниках присутствуют: стеклоделательный завод Анисимова С.С. (поч. Калиновский Игринская вол.), Матвеева П.Л. «Валамазский стекольный завод» (ст. Селты, Леденцовской вол.), Барскова Ил.Гр. (имение Лозанна, Игринская вол.). В Адрес-календаре упущен самый крупный Сюгинский стекольный завод товарищества «Сырнев С.А. и Шишкова С.А.» (по данным Указателя 1914 г., годовое производство

- 200 тыс. руб., 370 рабочих). Таким образом, сведения источников идентичны только по трем предприятиям, в Указателе 1914 г. отсутствует самое крупное в крае в данной отрасли предприятие. Остановимся на наиболее развитом в Сарапуле и уезде кожевенно-сапожном производстве. В Адрес-Календаре выделены предприятия кожевенные (7), по производству обуви (11), сапожные (10), в том числе 4 т.д. Таким образом, зафиксировано 28 предприятий. В Указателе 1914 г. под рубрикой «Кожевенные заводы» учтено 14 владельцев заводов, в основном это торговые дома (8), которым принадлежит комплексное хозяйство, при кожевенных заводах имеется еще и фабрика обуви. В общей сложности в источнике зафиксировано всего 26 кожевенных заводов и фабрик обуви. В обоих источниках указаны 4 торговых дома: Т-во «Бр. Барабанщиковы и К°», «Михеев Ив. Ник. с С-ми», «Ф.Г. Пешехонова Н-ки и К°», «Сма-гина Ник. Вас. С-вья». В Указателе 1914 г. описано еще 4 т.д. (отсутствующих в Адрес-Календаре): «Дедюхина Никифора С-ья», «Кривцовы Бр-тья. Тов-во кожевенный завод и фабрика обуви», «Мельников Ник. Фед. Т-во кожев. зав. и произв. обуви и шорных изделий», «Ущеренко Дав. Як. с С-ми. торг. д., кожев. зав. и произв.обуви». Кроме того, в представленных источниках не везде совпадают фамилии владельцев предприятий: по Адрес-Календарю - это Быков А. Н., Злыгостев А.В., Комаров А.А., Михеев Н.П., Михеев П.Н., Мымрин В.Л., Мымрин А.А., по Указателю 1914 г. - это Колчин И.В., Мельников М.Ф., Михеев Н.П. Таким образом, как мы видим, разница в показателях источников составляет два кожевенно-сапожных предприятия. Однако в Адрес-календаре упущено 4 т.д., которые существовали реально, что подтверждается не только Указателем 1914 г., но и рядом других источников. Далее, имена индивидуальных владельцев также не совпадают, за исключением Михеева Н.П. Данный сюжет требует дальнейшего исследования, помощником здесь может служить бюджетноналоговая делопроизводственная документация. Та же картина неполноты данных в Адрес-календаре наблюдается в перечне винокуренных и пивомедоваренных предприятий». В Указателе 1914 г. на тер-

6 Информационные возможности промышленных переписей обстоятельно проанализированы С.В. Воронковой [7. С. 20-86].

ритории четырех уездов имелось 15 предприятий, в Адрес-календаре - 9, на 6 заведений меньше. При этом ошибочно заявлено наличие в Елабуге пивомедоваренного завода «Ижевского торговопромышленного т-ва». Отсутствуют в Адрес-календаре: «Болтачевскиий № 4 винокуренный и ректи-фик. з-ды. т-ва “Хамитова Г. н-ки”» (д. Болтачева, Варзиятчинской вол. Елаб. у.); «Николаевский №1 винокуренный завод К.Е. Рязанцева» (д. Старая Игра, Граховской вол. Елабужский у.); «Александровский № 6 винокур. завод, то-ва “Т.д. Ф.М. Булыгин и сын”» (с. Старый Бурец, Старобурецкой вол., Мал-мыжского у.); «Тимеевский №316 винокуренный з-д в. Новококшенова» (имение Тимеевка Киясовской вол., Сарапульский у.); Николаевский №129 винокуренный завод А.Н. Бахтиярова (д. Большие Ошвор-цы, Сосновская вол. Сарапульский у.); «Ижевское торгово-промышленное т-во» - ректификац. з-д.

Таким образом, в выпусках «Уральского торгово-промышленного адреса-календаря» содержатся редкие сведения по развитию торговых и промышленных заведений на рубеже XIX-XX вв. Особую ценность представляет пофамильный перечень владельцев торговых и промышленных заведений, товарищеских ассоциаций с учетом отраслей, видов, адресов размещения. Совокупность представленных массовых данных позволяет говорить о масштабности развития торговли и промышленности в регионе. Данные источника могут широко использоваться в комплексе с другими показателями при изучении рынка, промышленности, кооперации и других явлений и процессов социальноэкономического развития региона. Здесь сосредоточены редкие сведения для изучения родословия и истории повседневности. Информативная отдача источника может быть повышена привлечением совокупности массовых данных карточного характера как опубликованных, так и архивных.

Социально-экономическая история может быть серьёзно исследована только при учёте массовых данных [5. С. 323]. Включение дополнительного материала поможет преодолеть недостатки показателей анализируемого источника, заключающиеся в неполноте сведений, прежде всего о промышленности, неточностях в названиях торговых домов и фамилий владельцев отдельных торговых заведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Государственный архив Кировской области. Ф. 574. Оп. 2. Д. 142. Л. 26.

2. Государственный архив Кировской области. Ф. 176. Оп. 1. Д. 3407. Л. 62.

3. Государственный архив Кировской области. Ф. 176. Оп. 1. Д. 3407. Л. 62.

4. Голиков А.Г. Материалы российских акционерно-паевых торгово-промышленных предприятий (источниковедческое исследование): автореф. дис. ... канд. истор. наук. М.,1974. 25 с.

5. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 19. С. 323.

6. Лигенко Н.П. Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX - начала XX в. Ижевск: Удм. ин-т истории, языка и литературы УрО РАН, 2001. 432 с.

7. Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма / отв. ред. И.Д. Ковальченко. М.: Наука, 1979. 414 с.

8. Массовые источники по социально-экономической истории России периода социализма / отв. ред. И.Д. Ко-вальченко. М.: Наука, 1979.

9. Первая всеобщая перепись населения 1897 г.: Вятская губерния. СПб., 1904. Т. 10. 260 с.

10. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1899 г. Пермь: Тип. А.Л. Ершовой в Перми, 1899.

11. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1900 г. Пермь: Тип. С.Н. Басовой, 1900.

12. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1903 г. Изд-во А.Л. Ершовой в Перми. Пермь: Тип. С.Н. Басовой, 1902.

13. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1907 г. Пермь: Тип. С.Н. Басовой, 1907.

14. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1909 г. Пермь: Тип. С.Н. Басовой, 1909.

15. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1913 г. Пермь: Тип. С.Н. Басовой, 1915

16. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1915 г. Пермь: Тип. С.Н. Басовой, 1917.

17. Фабрично-заводские предприятия Российской империи / под ред.Ф.А. Шобер. 2-е изд. Петроград. Окт. 1914 г.

18. Шепелев Л.Е. Акционерная статистика в дореволюционной России // Монополии и иностранный капитал в России. М.; Л.: Наука, 1962. С. 173.

Поступила в редакцию 10.01.12

2012. Вып. 1 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

N.P. Ligenko

«Address calendar of Ural trade and industry» as mass source for investigation of social- economic region history X1X - XX c. (based on Udmurt republic’s data)

The article is devoted to the source study analysis of the periodical informational edition on trade and industrial establishments, trade houses in the Ural region. The study is to discover the representation, comparability, reliability and accuracy of the published data.

Keywords: source, statistics, representation, reliability, modernization, market, range of goods, trade establishment, trade house, manufacture, plant.

Лигенко Нэлли Павловна, Ligenko N.P., doctor of history

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Udmurt Institute of History,

ГУ «Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН» Language and Literature UB RAS 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosova st., 4

Е-mail: ligenko@ni.udm.ru Е-mail: ligenko@ni.udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.