Научная статья на тему 'Уральская область РСФСР (к 90-летию образования)'

Уральская область РСФСР (к 90-летию образования) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
861
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛ / УРАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / РАЙОН / НАСЕЛЕНИЕ / ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЛАСТИ / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / УКРУПНЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / РАЗУКРУПНЕНИЕ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / URAL / URAL REGION / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL DIVISION / ECONOMIC ZONING / DISTRICT / POPULATION / TOTALITARIAN REGIME / LEADER OF REGION / COLLECTIVIZATION / AMALGAMATION / ADMINISTRATIVE STRUCTURES / DIVISION / INDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мотревич В. П.

Исследуется понятие «Уральская область», показана история административно-территориального деления в СССР в 1920-1930-е гг. на примере создания и разукрупнения Уральской области. Определены причины осуществления экономического районирования страны, показаны основные мероприятия по укрупнению субъектов федерации. Подробно характеризуется Уральская область: территория, население, административно-территориальное деление, показаны ее особенности и общие черты. В работе делается вывод о том, что в 1923-1929 гг., в условиях новой экономической политики произошло кардинальное изменение административно-территориального деления в РСФСР в сторону сокращения административно-территориальных единиц и их укрупнения. Это был первый в России опыт согласования политико-административного районирования с экономическим. Результатом реформы стало упразднение губерний, уездов, волостей и создание областей (краев), округов и районов. В рукописи исследуются причины неудачи первой советской реформы административно-территориального деления страны, характеризуются изменения в его устройстве в 1930-е гг. в результате чего произошло измельчение больших областей и краев. В работе показано, что переход к форсированной индустриализации и массовой коллективизации сельского хозяйства сделал окружную систему лишним элементом в системе государственных органов власти и управления. Результатом этого и явилась ликвидация округов, а затем и разукрупнение областей, поскольку руководить из областного центра огромным количеством низовых районов стало невозможно. Приводятся биографические справки на первых секретарей Уралобкома, которые в те годы фактически руководили социалистическим строительством на Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URAL REGION OF RUSSIA (THE 90TH ANNIVERSARY OF THE FORMATION)

Defines the boundaries and essence of the Ural oblast, and examines the history of administrative-territorial division of the USSR in 1920-1930s on the example of creation and division of the Ural oblast. The paper reveals the reasons of division of the country on economic zones and analyzes the measures aimed at enlargement of the subjects of the RSFSR. The author describes territory, population, administrative-territorial division, common with the other subjects and specific traits of the Ural oblast. The author arrives at the conclusion that radical changes occurred in administrative-territorial division of the RSFSR during the time of the New Economic Policy in 1923-1929. Those changes were aimed at the reduction of administrative-territorial units and their amalgamation. It was a first experience of coordination of political-administrative and economic zoning in Russia. The result of the reform was liquidation of provinces, uyezds, and volosts units and formation of oblasts, region, okrugs, and districts. The paper reveals the reasons of failure of the first Soviet administrative-territorial division reform, and characterizes the changes in administrative-territorial structure in 1930s. One of the major changes was division of the large oblasts and regions on smaller units. The author argues that transition to the forced industrialization and mass collectivization influenced on the “okrug system” and turned it to an unnecessary element in the system of state administration. That is why okrugs were liquidated. Oblasts, in their turn, were divided into smaller units because it was inefficient to administer many districts from the one oblast center. The paper also offers biographical references to the Secretaries of the Ural Oblast Committee.

Текст научной работы на тему «Уральская область РСФСР (к 90-летию образования)»

История

УДК 338.109.87(471.5)

УРАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ РСФСР (К 90-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ)

В. П. МОТРЕВИЧ,

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой,

Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 89122830414; e-mail: [email protected])

Ключевые слова: Урал, Уральская область, административно-территориальное деление, экономическое районирование, район, население, тоталитарный режим, руководитель области, коллективизация, укрупнение, управленческие структуры, разукрупнение, индустриализация.

Исследуется понятие «Уральская область», показана история административно-территориального деления в СССР в 1920-1930-е гг. на примере создания и разукрупнения Уральской области. Определены причины осуществления экономического районирования страны, показаны основные мероприятия по укрупнению субъектов федерации. Подробно характеризуется Уральская область: территория, население, административно-территориальное деление, показаны ее особенности и общие черты. В работе делается вывод о том, что в 1923-1929 гг., в условиях новой экономической политики произошло кардинальное изменение административно-территориального деления в РСФСР в сторону сокращения административно-территориальных единиц и их укрупнения. Это был первый в России опыт согласования политико-административного районирования с экономическим. Результатом реформы стало упразднение губерний, уездов, волостей и создание областей (краев), округов и районов. В рукописи исследуются причины неудачи первой советской реформы административно-территориального деления страны, характеризуются изменения в его устройстве в 1930-е гг. в результате чего произошло измельчение больших областей и краев. В работе показано, что переход к форсированной индустриализации и массовой коллективизации сельского хозяйства сделал окружную систему лишним элементом в системе государственных органов власти и управления. Результатом этого и явилась ликвидация округов, а затем и разукрупнение областей, поскольку руководить из областного центра огромным количеством низовых районов стало невозможно. Приводятся биографические справки на первых секретарей Уралобкома, которые в те годы фактически руководили социалистическим строительством на Урале.

URAL REGION OF RUSSIA (THE 90TH ANNIVERSARY OF THE FORMATION)

V. P. MOTREVICH,

doctor of historical sciences, professor, head of department, Ural state agricultural university

(620075, Ekaterinburg, K. Libknehta st., 42; phone: 89122830414; e-mail: [email protected])

Keywords: Ural, Ural region, administrative-territorial division, economic zoning, district, population, totalitarian regime, leader of region, collectivization, amalgamation, administrative structures, division, industrialization.

Defines the boundaries and essence of the Ural oblast, and examines the history of administrative-territorial division of the USSR in 1920-1930s on the example of creation and division of the Ural oblast. The paper reveals the reasons of division of the country on economic zones and analyzes the measures aimed at enlargement of the subjects of the RSFSR. The author describes territory, population, administrative-territorial division, common with the other subjects and specific traits of the Ural oblast. The author arrives at the conclusion that radical changes occurred in administrative-territorial division of the RSFSR during the time of the New Economic Policy in 1923-1929. Those changes were aimed at the reduction of administrative-territorial units and their amalgamation. It was a first experience of coordination of political-administrative and economic zoning in Russia. The result of the reform was liquidation of provinces, uyezds, and volosts units and formation of oblasts, region, okrugs, and districts. The paper reveals the reasons of failure of the first Soviet administrative-territorial division reform, and characterizes the changes in administrative-territorial structure in 1930s. One of the major changes was division of the large oblasts and regions on smaller units. The author argues that transition to the forced industrialization and mass collectivization influenced on the “okrug system” and turned it to an unnecessary element in the system of state administration. That is why okrugs were liquidated. Oblasts, in their turn, were divided into smaller units because it was inefficient to administer many districts from the one oblast center. The paper also offers biographical references to the Secretaries of the Ural Oblast Committee.

Положительная рецензия представлена А. В. Черноуховым, доктором исторических наук, профессором, заведующим кафедрой архивоведения и истории государственного управления Уральского федерального университета имени Первого Президента РФ Б. Н. Ельцина.

История

Уральская область имеет несколько значений. Во-первых, Уральская область — это административное образование Российской Империи — земли Уральского казачьего войска. Во-вторых, Уральская область — это областное объединение Советов, существовавшее в Российской Республике и в Советской России с мая 1917 г. по январь 1919 г. В третьих, Уральская область — это старое название ЗападноКазахстанской области (Казахстан). И, в четвертых. Уральская область — это область РСФСР, существовавшая с ноября 1923 г. по 17 января 1934 г.

Россия в XX в. несколько раз претерпевала административно-территориальные изменения, что нашло свое отражение в научной литературе [1]. Основа современного территориального устройства российского государства была заложена в начале 1920-х гг. Проблема радикального изменения административно-территориального деления страны на основе создания крупных областей и краев впервые была поставлена в принятом в декабре 1920 г. плане ГОЭЛРО. В декабре 1921 г. была создана комиссия по районированию при Президиуме ВЦИК (комиссия «Калинина»). К работе была также привлечена Административная комиссия ВЦИК, Комиссия по районирования Нар-комзема и Центрально статистическое управление. Проектные работы по районированию в значительной мере опирались на теорию экономико-географического районирования, которая в те годы активно разрабатывалась в России. По мнению ее разработчиков укрупненные области и края должны были в основном совпадать с естественно складывающимися экономическими районами [2].

Непосредственное осуществление экономического районирования связано с решениями XII съезда (апрель 1923 г.) РКП (б). Съезд признал, что прежнее административно-территориальное деление страны не соответствует политическим и экономическим потребностям Советского государства и отметил, что «введение новой системы административно-территориального деления требует осторожного подхода и большого срока для окончательного проведения» [3]. После этого на территории РСФСР стала реализовываться разработанная Госпланом идея нового районирования страны. Ее суть состояла в полной замене старых небольших губерний на крупные советские области, которые соответствовали выделенным Госпланом экономическим районам. При этом упразднялись как губернии, так и уезды с волостями, которые к тому времени еще продолжали существовать. Новые области вместо уездов разделялись на более крупные ячейки — округа, а последние делились вместо волостей на более крупные ячейки — районы. Округ представлял собой единицу несколько меньшую по территории, чем прежняя губерния, а район был крупнее волости. Низшим звеном стали сельсоветы. Реформа районирования была напрямую связана с новой экономической политикой. Все административно-территориальные единицы и их границы устанавливались в соответствии с экономическими особенностями отдельных территорий. При этом было решено не нарушать существовавшие до этого губернские границы.

Первая советская реформа административно-территориального деления России осуществлялась в 1923-1929 гг. В качестве первых двух областей был

намечен промышленный Урал и сельскохозяйственный Северный Кавказ. Первым полигоном нового советского административно-территориального деления стал Урал. Третьего ноября 1923 г. постановлением 3-й сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О введение в действие Положения об Уральской области» из Екатеринбургской, Пермской, Челябинской и Тюменской губерний была образована Уральская область с центром в Екатеринбурге (с 1924 г. — Свердловске). В принятом положении Уральская область была разделена на 15 округов, а округа разделены на районы [4]. Были образованы Верхне-Камский, Златоустовский, Ирбит-ский, Ишимский, Кунгурский, Курганский, Пермский, Сарапульский, Свердловский, Тагильский, Тобольский, Троицкий, Тюменский, Челябинский, Ша-дринский округа. В феврале 1925 г. в составе Уральской области был образован 16-й Коми-Пермяцкий национальный округ. Структура Уральской области имела специфические характеристики. Во-первых, область не была внутренне единой: в ее южной части находился анклав Башкирской АССР — Аргаяшский кантон. Во-вторых, территория области была вытянута с юга на север и по уровню освоенности делилась на две различные части — Тобольский Север и промышленный Юг. В третьих, границы не всегда обладали ясностью и обоснованностью. Они были изрезанными, не всегда четко определенными в южной части и почти прямолинейными на севере.

После создания Уральской области оказалось, что ее территория по сравнению с дореволюционным Уралом заметно сдвинулась на Восток. Это было вызвано стремлением к хозяйственной самодостаточности Уральской области, для чего в ее состав включили обширные территории Западной Сибири (Ишимский, Курганский, Тюменский округа) обеспечивающие городское и горнозаводское население хлебом. Включения этих развитых в сельскохозяйственном отношении округов должно было создать продовольственную базу для формирующегося Уральского индустриального комплекса. Что касается присоединения к Уральской области Тобольского Севера, то причиной этого явилась возможность вовлечения его огромных лесных богатств. Это позволило бы сохранить на Урале крупные мощности древесно-угольной металлургии [5].

Создание Уральской области стало первым в Союзе СССР опытом по районированию крупной промышленной области и образцом для формирования других областей и краев. Практическое осуществление административно-экономического районирования на территории СССР заняло семь лет. К октябрю 1929 г. оно было проведено по всей стране. В результате преобразования, принятого в Российской Империи административно-территориального деления, были упразднены губернии, уезды и волости, и созданы области (края), округа и районы. К 1930 г. в РСФСР насчитывалось 13 краев и областей (вместо 72 губерний в 1922 г.). Это Дальневосточный, Нижегородский, Нижневолжский, Северный, СевероКавказский, Сибирский, Средне-Волжский края, Западная, Ивановская промышленная, Ленинградская, Московская, Уральская, Центрально-Черноземная области. В других союзных республиках областное деление первоначально не вводилось. Советская модель государственно-территориального устройства

История

Рисунок 2

Харитонов Моисей Маркович (1887-1948) — советский государственный и партийный деятель. Родился в г. Николаеве Херсонской губернии. После Октябрьской революции находился на партийной, хозяйственной и военной работе в Петрограде, Киеве. В 1918-1920 — работал в контрразведке Красной армии. В 1923- 1925 гг. — секретарь Уральского обкома РКП (б).

В последующие годы неоднократно был арестован, умер в лагере. Реабилитирован. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: УрО РАН. 1998. С. 568. Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/Харитонов_Моисей_Маркович

Рисунок 1

Уральская область РСФСР (1923-1934 гг.)

Интернет-ресурс: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1157502

приняла вид системы, сочетающей национально-политическое устройство с административно-территориальным делением.

Таким образом, в 1923-1929 гг., в условиях новой экономической политики, в РСФСР произошло кардинальное изменение административно-территориального деления в сторону сокращения административно-территориальных единиц. Это был первый в России опыт согласования политико-административного районирования с экономическим. Результатом этой реформы стало упразднение губерний, уездов, волостей и создание областей (краев), округов и районов.

Структура и состав Уральской области несколько раз корректировались, изменялось число округов. На первое октября 1931 г. в Уральской области имелось 3 национальных округа — Коми-Пермяцкий национальный округ (с. Кудымкар); Остяко-Вогуль-ский национальный округ (с. Самарово) и Ямальский (Ненецкий) национальный округ (с. Обдорск), 163 районов, 3 185 сельсоветов и 33 города. Из числа городов Уральской области 10 были выделены в самостоятельные административно-хозяйственные единицы. Среди них города Свердловск с населением в 260,8 тыс. человек, Челябинск — 191,0 тыс., Пермь — 186,3 тыс., Нижний Тагил — 89,7 тыс., Златоуст — 82,3 тыс., Магнитогорск — 78,5 тыс., Тюмень — 58,0 тыс., Лысьва — 56,2 тыс., Молотово (бывшая Мотовилиха) — 53,2 тыс., Кизел —

Рисунок 3

Антипов Николай Кириллович (1894-1937) — советский государственный и партийный деятель. Родился в Новгородской губернии, годы Гражданской войны — председатель Петроградского ЧК. В 1925-1926 гг. — первый секретарь Уральского обкома ВКП (б), впоследствии — заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР. В 1937 г. арестован и расстрелян. Реабилитирован. Интернет-ресурс: ННр://ги.п’(ИргЛа.о^/п’(Ы/Антипов_Николай_Кириллович

39,1 тыс. В области также насчитывалось 29 774 сельских населенных пунктов и 80 рабочих поселков. 5 из них были выделены в самостоятельные административно-хозяйственные единицы. Это Асбест — 29,7 тыс. жителей, Кыштым — 28,1 тыс., Красноуральск — 18,0 тыс., Калата — 10,9 тыс. и Ка-рабаш — 16,7 тыс. Крупными населенными пунктами были также: г. Надеждинск — 45,9 тыс. жителей, г. Троицк — 38,9 тыс., г. Курган — 35,7 тыс., рабочий поселок Чусовая — 32,0 тыс., г. Сарапул — 29,6 тыс., р. п. Воткинск — 28,2 тыс., г. Кунгур — 24,6 тыс., г. Тобольск — 23,6 тыс., г. Алапаевск — 22,4 тыс., г. Шадринск — 21,5 тыс., г. Миасс — 20,1 тыс. жителей. На 1 января 1931 г. территория Уральской области составляла 1 804 100 км2, в ней проживало 7 785 тыс. чел. По национальному составу население области на 91,1 % было русским. Остальные были представлены татарами (2,8 %), пермяками (1,9 %), башкирами (0,9 %), украинцами (0,7 %) и белоруса-

История

Рисунок 4

Сулимов Даниил Егорович (1891-1937) — советский государственный и партийный деятель.

Родился в семье рабочего в поселке Миньярского металлургического завода (теперь — город Миньяр). Во время Гражданской войны — начальник политотдела 5-й армии, председатель Пермского горисполкома. В 19231925 — председатель Уральского облисполкома, в 1926-1927 гг. — первый секретарь Уральского обкома ВКП (б). В дальнейшем — Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР. В 1937 г. арестован и расстрелян. Реабилитирован. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: УрО РАН. 1998. С. 503. Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Сулимов _Даниил_Егорович

Рисунок 5 Шверник Николай Михайлович (1888-1970) — советский государственный и политический деятель, Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1946-1953 гг.

Родился в Петербурга, участник Гражданской войны. В 1927-1929 гг. — первый секретарь Уральского обкома ВКП (б). Похоронен на Красной площади в Москве. Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Шверник_Николай_Михай-лович

ми (0,4 %). Городское население области составляло 2 060,3 тыс. чел. (26,5 %) [6].

Однако новая система просуществовала очень короткое время. Партийно-советское руководство направляло развитие страны по пути тоталитаризма и жесткого планирования экономики. В новых условиях фундаментально разработанная, рациональная идея совмещения экономических, политических и административных принципов районирования оказалась ненужной. К тому же создание крупных административно- территориальных образований могло усилить региональную элиту, что было нежелательно в условиях складывающейся в СССР сверхцентрализации. Во-вторых, в условиях полного отсутствия рынка, экономический фактор не мог стать ведущим в административно-территориальном делении. В-третьих, укрупнение административных единиц не отвечало имеющимся возможностям аппарата управления. Созданные в 1923- 1929 гг. огромные по площади и населению административно-территориальные единицы были плохо управляемы. Ликвидация округов была непосредственно связана и с развернувшейся те годы в СССР коллективизацией сельского хозяйства. В ходе коллективизации основная нагрузка по сельским хозяйствам ложилась на районные структуры, округ в этих условиях становился лишним управленческим звеном.

В результате в 1930-1939 гг. в СССР была проведена вторая советская реформа административнотерриториального деления страны, что официально мотивировалось расширением и усложнением задач социалистического строительства. 8 авгу-

Рисунок 6

Кабаков Иван Дмитриевич (1891-1937) — советский государственный и партийный деятель. Родился в Нижегородской области, участвовал в установлении советской власти в нижнем Новгороде. В 1929-1937 гг. руководитель уральской (с 1934 г. — свердловской) партийной организации. Считался популярным и авторитетным руководителем, организатор строительства на Урале крупных промышленных предприятий, был популярен в рабочих коллективах. В 1937 г. арестован и расстрелян. Реабилитирован. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: УрО РАН. 1998. С. 244. Интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Кабаков_Иван _Дмитриевич

ста 1930 г. округа (кроме национальных), были ликвидированы, основной административной единицей областей и краев стал район. Это, в свою очередь, вызвало разукрупнение областей, так как руководить из областного центра огромным количеством низовых районов стало невозможно. Одновременно с этим в стране начался процесс размельчения больших краев и областей, который особенно активно развернулся в 1934 г. В январе этого года были раскассированы Северо-Кавказский край и НижнеВолжский край, а в июне — Центрально-Черноземная область. Постановлением Президиума ВЦИК от 17 января 1934 г. в связи с невозможностью управления столь обширной территорией была ликвидирована просуществовавшая полных 10 лет Уральская область. Ее территорию разделили на Челябинскую, Свердловскую и Обско-Иртышскую области. В составе Свердловской области остался Коми-Пермяцкий национальный округ, а в составе Обско-Иртышской — Остякско-Вогульский и Ямальский национальные округа. В составе же Челябинской области из Аргаяшского анклава Башкирской АССР был образован новый Аргаяшский национальный округ. На этом история Уральской области, ставшей прообразом созданного 66 лет спустя практически в тех же административно территориальных границах Уральского федерального округа, закончилась. Но не закончилось измельчение уральских областей. В 1938 г. из Свердловской области была выделена Пермская область, в 1943 г. из Челябинской области — Курганская.

На протяжении 10 лет своего существования Уральской областью руководило 8 человек. Первыми секретарями Уральского обкома РКП (б) — ВКП (б) были Харитонов Моисей Маркович (декабрь 1923 — июль 1925); Антипов Николай Кириллович (июль

1925 — март 1926); Сулимов Даниил Егорович (март

1926 — март 1927); Шверник Николай Михайлович (март 1927 — январь 1929) и Кабаков Иван Дми-

_____________________История

триевич (январь 1929 — январь 1934). Председателями Уральского облисполкома были Сулимов Даниил Егорович (декабрь 1923 — март 1926), Локацков Филипп Иванович (март 1926 — февраль 1928), Кабаков Иван Дмитриевич (апрель 1928 — апрель 1929), Ошвинцев Михаил Константинович (апрель 1929 — ноябрь 1933) и Головин Василий Федорович (ноябрь 1933 — январь 1934).

Литература

1. Зубков К. И., Побережников И. В. Реформы административно-территориального устройства восточных районов

России (XVIII-XX вв.). Екатеринбург : АМБ, 2003. 93 с.; Кушнир А. Г. Демократическая альтернатива середины 20-х гг. Реформа системы управления в России. М. : МПИ, 1989. 224 с.; Лужин А. В. Административно- территориаль-

ное устройство Советского государства. М. : Юридическая литература, 1969. 171 с.; и др.

2. Зубков К. И., Побережников И. В. Указ. соч. С. 68.

3. Двенадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет. М. : Изд-во политической литературы, 1968. С. 625, 626.

4. Собрание узаконений распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. М., 1923. Ст. 1027, 1028.

5. Зубков К. И., Побережников И. В. Указ. соч. С. 79.

6. URL : ru.wikipedia.org.wiki/Уральская_область.

References

1. Zubkov K. I., Poberezhnikov I. V. Reform of administrative-territorial structure of the eastern regions of Russia (XVIII-

XX centuries). Ekaterinburg : AMB, 2003. 93 p.; Kushnir A. G. Democratic Alternative mid-20s. Management reform in Russia. M. : IIP, 1989. 224 p.; Luzhin A. V Administrative division of the Soviet state. M. : Legal Literature, 1969. 171 p.; etc.

2. Zubkov K. I., Poberezhnikov I. V. Ordinance. P. 68.

3. Twelfth Congress of the Russian Communist Party (Bolsheviks). Verbatim Report. M. : Publishing House of Political Literature, 1968. P. 625, 626.

4. Collection of Laws and orders of the Workers’ and Peasants’ Government. M., 1923. Art. 1027, 1028.

5. Zubkov K. I., Poberezhnikov I. V. Ordinance. P. 79.

6. URL : ru.wikipedia.org.wiki/Uralskaya_oblast.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.