Научная статья на тему 'УРАЛОВСКИЕ СЕМЕЙСКИЕ'

УРАЛОВСКИЕ СЕМЕЙСКИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старообрядцы / семейские / история семьи / репрессии / Old Believers / semeyskiye / family history / repressions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головчанская Любовь Адамовна

Любовь Адамовна Головчанская – учитель русского языка и литературы, в течение многих лет преподавала в средней школе с. Ураловка Шимановского района Амурской области. В 30-е гг. ХХ в. в это село переселялись старообрядцы (семейские) из Свободненского района. В своих заметках Любовь Адамовна повествует о трагических судьбах своих односельчан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URALSKIYE SEMEYSKIYE

Lyubov Adamovna Golovchanskaya is a teacher of Russian language and literature, for many years she taught at a secondary school with. Uralovka of the Shimanovsky district of the Amur region. In the 30s of the twentieth century, Old Believers (Semey) from the Svobodny district moved to this village. In his notes Lyubov Adamovna tells about the tragic fates of his fellow villagers.

Текст научной работы на тему «УРАЛОВСКИЕ СЕМЕЙСКИЕ»

ПУБЛИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

УДК: 908 Л. А. Головчанская

Благовещенск, МАОУ Чигиринская СОШ

УРАЛОВСКИЕ СЕМЕЙСКИЕ

Любовь Адамовна Головчанская - учитель русского языка и литературы, в течение многих лет преподавала в средней школе с. Ураловка Шимановского района Амурской области. В 30-е гг. ХХ в. в это село переселялись старообрядцы (семейские) из Свободненского района. В своих заметках Любовь Адамовна повествует о трагических судьбах своих односельчан.

Ключевые слова: старообрядцы, семейские, история семьи, репрессии.

L. A. Golovchanskaya

Blagoveshchensk, MAOU Chigirinskaya secondary school

URALSKIYE SEMEYSKIYE

Lyubov Adamovna Golovchanskaya is a teacher of Russian language and literature, for many years she taught at a secondary school with. Uralovka of the Shimanovsky district of the Amur region. In the 30s of the twentieth century, Old Believers (Semey) from the Svobodny district moved to this village. In his notes Lyubov Adamovna tells about the tragic fates of his fellow villagers.

Keywords: Old Believers, semeyskiye, family history, repressions.

doi 10.22250/WFDA.2021.17.15

В конце 50-х - начале 60 гг. XIX в. в Амурскую область переселялись небольшими партиями русские крестьяне, в том числе и старообрядцы.

В Забайкалье наиболее крупными старообрядческими селами были Бичура, Большой Куналей, Кунтуй, Никольское, Хонхолой, Тарбагатай. Их население составляло от 5 до 7 тысяч человек. Переселенцы из Бичуры, Большого Куналея, Загана основали ряд поселений в Амурской области: Гуран, Заган (Майориха) Свободненского района и некоторые села в Зей-ском районе.

В последующие годы семейские Забайкалья продолжали активно переселяться в Амурскую область. В 1914 - 1916 гг. несколько семей старообрядцев из села Куналей Куна-лейской волости Верхнеудинского уезда Забайкальской области (Василий, Гордей и Спири-дон Андреевы; Гаврила, Ермолай и Петр Рыжаковы; Аристарх, Сергей и Панкрат Антоновы; Евстафий и Матвей Васильевы; Анфим и Гаврил Балонёвы; Аввакум и Ерофей Ивановы; Аникий и Марк Сазоновы; Василий Назаров, Андрон Лемешев, Фадей Хомяков, Гурьян Краснобаев, Анастасий Сластин, Никита Скворцов, Савелий Петров с женами и детьми) переселились на участок Майорихинский Заганского сельского общества Краснояровской волости и Абрамиха Даниловского сельского общества Амурско-Зейской волости.

Эти семьи основали крепкие хозяйства и на Амурской земле. Но пришли 30-е гг., годы раскулачивания и репрессий. Был нарушен уклад жизни семейских, которым в очередной раз пришлось переселяться. Некоторые попали в наше село Ураловка (тогда ещё Свободнен-ского, а ныне - Шимановского района). Это семьи Антоновых, Сазоновых, Васильевых, Мокровых, Сластиных, Перелыгиных, Куделиных, Савельевых, Авдеевых, Разуваевых, Ивановых.

Расскажу о судьбах этих семей

Епифан Леонтьевич Перелыгин родился в 1895 г. в середняцкой крестьянской семье. Приехал в Амурскую область из Забайкалья в поисках лучшей доли в 1908 г. вместе с родителями. Поселились в зарождающемся поселении Майориха (теперь с. Заган) на реке Зея. Здесь женился на Евдокии Фёдоровне Бузиковой и вместе они занялись крестьянским единоличным трудом. Обзавелись коровами, лошадьми. Родились дети: Карп, Василиса, Фёдор, Сергей. Всего они нажили от совместного брака 12 детей. Братья Перелыгины были умельцами-самородками, за это пользовались славой на селе.

Житель Загана Афанасий Петрович Фёдоров рассказывал, что ещё в молодости Пере-лыгины откуда-то привезли разные железки и запчасти и смастерили молотилку.

После наводнения на Зее в 1928 г., причинившего ущерб крестьянскому хозяйству, уехали в поселок Слава Мазановского района. Василиса с отцом поступили на курсы механизаторов при МТС24 и начали работать в колхозе трактористами. Епифан Леонтьевич вскоре стал бригадиром тракторной бригады. От колхоза за добросовестный труд и организаторские способности Епифан был дважды поощрён ружьями (тогда была такая традиция). И тут же за усердие бригадир был повышен в должности - назначили механиком Селемджинской МТС, и семья поселилась в селе Таскино. Техническая помощь молодым колхозам была его главной заботой.

В 1937 г. Епифана обвинили в незаконном хранении оружия (наградного!) и вредительстве советской власти. Арестовали, объявив «врагом народа».

Семье же дали десять суток сроку на сборы и сослали в сибирское село Старая Дума Хакасской области25.

Епифан Леонтьевич был честнейшим работником, старавшимся механизировать нелёгкий крестьянский труд. Сын Фёдор Епифанович вспоминал: «При такой большой семье мы жили скудно. Помню, что отец, уходя на работу, за неимением портянок обматывал ноги сеном или соломой».

Поредевшая семья Перелыгиных (некоторые дети умерли) без главы семьи вернулась на свою родину в с. Заган через пять лет. О судьбе Епифана Леотьевича ничего не знают: где отбывал наказание, где и когда умер. Связи с ним не было.

Сыновья Фёдор и Сергей перебрались в Ураловку Шимановского района, где в 1949 г. открылся лесопункт. Их мать похоронена в Ураловке. Она не дожила до реабилитации мужа в 1988 г. Фёдор Епифанович долгое время работал в Ураловском лесопункте. Последние го-

24 МТС - в СССР: моторно-тракторная станция

25 Хакасская автономная область - административно-территориальная единица РСФСР, существовала с 20 октября 1930 г. по 03 июля 1991 г. в составе Красноярского края.

ды проживал в г. Зея рядом со средним сыном и внуками, а Сергей Епифанович - в Уралов-ке.

Были раскулачены и сосланы Сластин Анурий с сыновьями Никоном, Андреем.

Антонов Евстафий арестован, сын Дорофей расстрелян, дочь Вера Евстафьевна (по мужу Сазонова) долгие годы проживала в селе Ураловка, дочь Арина Евстафьевна (по мужу Костюченко) - в селе Кухтерин Луг, мать десятерых детей управлялась с таким большим семейством одной рукой (не было левой руки). В нашей школе учились её правнуки.

Куделины жили в с. Желтоярово Свободненского района.

Семья Степана Куделина

Куделины Павел, Михаил, Кузьма были расстреляны, Леон и Олимпий раскулачены и высланы. Степану удалось избежать ареста. Переселился в селе Аяк Шимановского района. Там даже есть Степанов ключ, названный его именем. Проживал последние годы в Уралов-ке.

Дочь Степана Григорьевича с детьми была сослана в Сибирь, откуда вернулись через пять лет. Жили в с. Аяк. Внучка Елена Семёновна Авдеева жила в Ураловке до последних дней жизни.

Судьба других семейских такова. Иванов Аввакум - ссылка, дом и скот - в колхоз. Иванов Ерофей - ссылка, дом - в колхоз. Иванов Ферапонт Нестерович - ссылка, из которой вернулся тяжело больным, несколько лет пролежал парализованным. Его сын Назар Фера-понтович - ветеран Великой Отечественной войны, умер в сентябре 2009 г., так и не успев получить квартиру по Указу Президента. Всю жизнь проработал в лесопунктах Усть-Тыгды и Ураловки. Будучи на пенсии, работал завхозом в Ураловской школе. Часто приходил в школу, общался с ребятами, рассказывал о прежней жизни. С женой Галиной Фоминичной воспитали пятерых детей, до последних дней помогал внукам.

Мокров Семён Трифонович арестован, умер в тюрьме. Жена проживала в Ураловке. В 1960-е гг. их сын Лев Семёнович был начальником Ураловского лесопункта, Геннадий - ме-

хаником. Дочь Евдокия Семёновна свою жизнь связала с Ураловкой. В школьный музей после были переданы семейные фотографии, документы. Семейная лестовка хранится в фондах музея Амурского государственного университета.

Разуваевы и Авдеевы прибыли на Амурскую землю из с. Бичуры, которое находится в Бурятии. Авдеев Прохор был активным участником партизанского движения на Дальнем Востоке, участвовал в боях под Волочаевкой. В Ураловке жил его сын Фёдор, ветеран труда, долгие годы проработавший в лесопункте. Из Разуваевых в Ураловке осталась одна из дочерей.

Гурьян Разуваев с дочерью Валентиной и зятем Николаем Лик

Представители семей Ключко, Прокопьевых, Герелес, Бражниковых, Сластиных, Перелыгиных, 50-е гг. XX в. Трагическая история страны объединила судьбы семейских с судьбами всего населения, вера в Бога и чистая совесть помогли выстоять.

Ю. Климычева

ВОЙНА КОЛОКОЛАМ В 30-е годы Приамурье боролось с колокольным звоном

О том, что колокольный звон целителен, сегодня говорится и пишется много. В Благовещенске строится Свято-Никольская церковь (первый дом), вынашиваются планы по восстановлению Шадринского собора. С колоколен многих храмов раздается малиновый звон,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.