Балалаева Юлия Сергеевна
слушатель 50S у^/ебпой группы факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений Нижегородской академии МВД России
Balalaeva Julia Sergeevna
student of the 5OS training group of the faculty of training specialists in the investigation of economic crimes of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia
E-mail: [email protected]
Упрощенная процедура банкротства физических лиц как иннования в производстве по делам о несостоятельности: SWOT-анализ
The simplified procedure of bankruptcy of physical persons as an innovation in the proceedings on insolvency proceedings: a SWOT analysis
Аннотация. В настоящей статье автор ставит целью рассмотреть внесудебный порядок банкротства гра>кдан, который вошел в ткань отечественного законодательства совсем недавно. Автор анализирует его в четырех аспектах: сильные стороны (преимущества), слабые стороны (недостатки), угрозы (негативное воздействие на реализацию прав гражданина) и возможности (положительное воздействие на реализацию прав гражданина). Автор приходит к выводу, что внесудебный порядок банкротства можно назвать юридической инновацией. Это новый правовый механизм, призванный привести к улучшению качества жизни граждан путем быстрого и «безболезненного» устранения небольших финансовых обязательств, которые препятствуют реализации намеченных целей.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, внесудебный порядок, слабые стороны, сильные стороны, угрозы, возможности.
Annotation. In this article, the author aims to consider the out-of-court procedure for bankruptcy of citizens, which entered the fabric of domestic legislation quite recently. The author analyzes It in four aspects: strengths (advantages), weaknesses (disadvantages), threats (negative impact on the realization of citizens 'rights) and opportunities (positive Impact on the realization of citizens' rights). The author comes to the conclusion that the out-of-court bankruptcy procedure can be called a legal innovation. This is a new legal mechanism designed to improve the quality of life of citizens by quickly and "painlessly" eliminating small financial obligations that hinder the implementation of the intended goals.
Keywords: insolvency, bankruptcy, out-of-court procedure, weaknesses, strengths, threats, opportunities.
В 2015 году произошло, пожалуй, глобальнейшее изменение, касающееся правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) — был введен институт банкротства физических лиц1. Таким образом, индивидуальные предприниматели, а также граждане, ими не являющиеся получили возможность освобождения от своих долговых обязательств. На наш взгляд, указанное изменение законодательной новеллой не является. Об этом свидетельствует тот факт, что институт несостоятельности физических лиц долгое время функционировал в дореволюционной России. Положения, затрагивающие отношения несостоятельности, можно встретить таких источниках права, как: Русская Правда, Вексельный Устав 1729 г., Банкротский Устав 1740 г., Устав о торговой несостоятельности 1832 г. Интересно, что Вексельный Устав содержал, по мнению многих ученых, четко сформулированное определение понятия «несостоятельность»: «когда приниматель векселя по слуху в народе банкротством учинился (то есть в неисправу и убожество впал) и затем от биржи или публичного места,
1 Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ И Российская газета. 3 июля.
где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется потребовать от него обеспечения в платеже, а если откажет то протестовать»1. С.Л. Ханак, например, полагает, что в данном определении несостоятельности (банкротства) четко просматриваются признаки несостоятельного должника: нарушение сроков внесения платежей кредиторам; отсутствие имущества2. В советский период времени правовое регулирование отношений несостоятельности практически не осуществлялось. Значимость рассматриваемого института сводилась к нулю. Е В. Калинина совершенно верно замечает, что с 1917 года по 1992 год в России институт несостоятельности (банкротства) не существовал3. Его возрождение произошло в 1992 году. Законодатель решил начать с правового регулирования банкротства предприятий как самостоятельных субъектов. О банкротстве физических лиц речи не велось. Это связано со сложной общественно-политической ситуацией того времени, когда реформировалась вся экономическая система России. Тогда, как полагает A.A. Алексеев, не могло возникнуть значительного количества граждан-потребителей, обременных денежными обязательствами, неисполнение которых могло бы поставить под угрозу всю финансовую систему России4. В 1998 году законодатель принимает положения, касающиеся банкротства индивидуальных предпринимателей, а в 2002 году был принят базовый, ныне действующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»5. Однако на момент его принятия норм, предусматривающих правовой механизм признания банкротом гражданина-потребителя, внесено так и не было. Лишь в конце 2014 года законодатель решился, наконец, на закрепление порядка банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. По нашему мнению, это было вызвано затяжным экономическим кризисом, в условиях которого граждане брали много кредитов, будучи не в состоянии их вернуть. Таким образом, в настоящее время мы имеем функционирующий уже шестой год институт несостоятельности граждан-потребителей. За данный период времени вскрылись некоторые проблемы, с ним связанные. С одной стороны, рассматриваемый институт пользуется несомненной популярностью. Так, по данным статистики, в 2019 году граждане инициировали процедуру собственного банкротства в 90,7 % дел (86,1 % — в 2018 году)6. С другой стороны, далеко не все граждане в итоге освобождаются от своих долговых обязательств. Кроме того, имеет место быть неприменение реабилитационных процедур, хотя они должны применяться в первую очередь. Так, суды очень часто не утверждают план реструктуризации долгов. За 2019 год было утверждено лишь 204 таких плана, при том, что реализация имущества гражданина имела место в 68980 случаях. Помимо вышеназванных проблем производство по делу о банкротстве для граждан осложняется еще и тем, что: а) занимает большое количество времени, как правило, больше полугода; б) требует от должников оплаты труда финансового управляющего, что многие из них не в состоянии сделать. В связи с этим, законодатель принял решение о введении для граждан упрощенной процедуры. Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» предусматривает внесудебный порядок признания гражданина банкротом, который начинает действовать с 1 сентября 2020 года7. На наш взгляд, данный шаг законодателя можно считать юридической инновацией, принципиально новым правовым механизмом, призванным улучшить качество жизни граждан, на что в конечном счете, по мнению В.М. Баранова8, должна быть направлена каждая юридическая инновация. Сможет ли новый порядок справиться с этой задачей? На данный вопрос можно ответить лишь тогда, когда сформируется практика применения новых норм.
В настоящей статье мы бы хотели провести анализ принятых законодателем изменений по схеме SWOT. Указанная схема изначально применялась в бизнес-планировании, однако сегодня она активно используется применительно к различным явлениям общественной жизни, поскольку позволяет проанализировать каждое явление в четырех аспектах (S-strength (сильные стороны); W — weakness (слабые стороны); О — opportunities (возможности); Т — threats (угрозы) и таким образом спланировать дальней-
1 Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М., 1984.
2 Ханак С.Л. История развития института несостоятельности (банкротства) в России // Право и образование. 2011. №2. С. 161.
3 Калинина Е.В. Несостоятельность (банкротство): пути выхода из финансового кризиса // Юрист. 2002 г. № 2. С. 56.
4 Алексеев A.A. Проблемы введения института несостоятельности (банкротства) физических лиц в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 4 (175). С. 75.
5 О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Российская газета. 2 ноября.
6 Банкротства граждан — статистика Федресурса за 2019 год. — URL: https://fedresurs.ru/news/390d0bea-3b00-4512-87a9-5d23fcabfb59 (дата обращения: 18 октября 2020 г.).
7 О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина: федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 289-ФЗ II Российская газета. 7 августа.
в Баранов В.М. Из выступления на XXII Международный научный — практический форум «Юртехнетика» в формате круглого стола и в жанре дискуссионного клуба на тему: «Юридические инновации (доктрина, практика, техника)» 2426 сентября 2020 г.
шее его развитие. Указанные аспекты мы будем рассматривать применительно к гражданину: как введенные изменения могут повлиять на реализацию его прав? Однако, прежде чем перейти к этим аспектам, приведем краткое описание нового порядка:
1) подача должником заявления в многофункциональный центр по месту своего жительства вместе с информацией обо всех кредиторах и задолженностях перед ними;
2) проверка в течение одного рабочего дня поданного заявления сотрудниками многофункционального центра;
3} размещение в течение трех рабочих дней сведений о должнике в Едином реестре сведений о банкротстве (при отсутствии в заявлении нарушений);
4) начало процедуры банкротства;
5) завершение процедуры банкротства через шесть месяцев и освобождение гражданина от долгов, которые он указал в своем заявлении (в пределах предусмотренной законом суммы)
Как можно заметить, данный порядок довольно простой. От должника требуется лишь правильно составить заявление и действовать добросовестно. В случае возврата заявления по причине выявленных нарушений, должник имеет право этот факт обжаловать и подать жалобу в арбитражный суд или же спустя месяц подать заявление повторно.
Переходим к SWOT-анализу.
S-strength (сильные стороны):
Одним из несомненных преимуществ нового закона можно считать снижение суммы долговых обязательств. В обычном порядке минимальная сумма долгов должна составлять 500 тыс. руб., что не позволяет гражданам с меньшими суммами претендовать на списание долгов. Это касается прежде всего молообеспеченных и незащищенных слоев населения. В упрощенном порядке сумма долга должна быть в пределах от 50 до 500 тыс. руб. Стоит отметить также, что по данному долгу должно быть вынесено решение суда о его взыскании — по итогам исполнительного производства. Это означает, что должник имеет на руках соответствующий документ. Полагаем, что внесудебное производство будет актуально, например, для заемщиков микрофинансовых организаций, многие из которых находятся преимущественно в небольших муниципальных образованиях. Обычная же процедура, как правило, используется лицами, проживающими в крупных городах.
Вторым не малозначимым преимуществом нового порядка является его бесплатность для гражданина. В соответствии со ст. 223.7 ФЗ №127, рассмотрение заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, а также включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве осуществляется без взимания платы. Теперь должнику не нежно оплачивать услуги арбитражного управляющего. Однако, по нашему мнению, полностью бесплатной ее сделать все же не удастся. Процедура банкротства сама по себе достаточно сложная и некоторые нюансы требуют разъяснения юриста, особенно для пенсионеров.
Следующим преимуществом является сама внесудебность. Осуществление производства ложится на многофункциональные центры. В отличие от постоянно загруженной судебной системы, они работают более оперативно.
Наконец, существенным преимуществом является срок, в течение которого внесудебная процедура, по общему правилу, завершается. Он составляет 6 месяцев. Однако, по нашему мнению, данное преимущество сомнительно, поскольку иногда производство в обычном порядке может завершиться и раньше, например, за 4 месяца.
W — weakness (слабые стороны):
Первым и ключевым недостатком нового порядка следует считать то, что он (из-за суммы долга) подходит для ограниченной категории граждан. Большинство граждан все же имеют долги, превышающие 500 тыс. рублей.
Вторым недостатком является, на наш взгляд, большое количество условий (требований), под которые должен подходить должник, чтобы проходить процедуры в упрощенном порядке:
— должно быть окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю. Речь идет о случае, когда у гражданина нет имущества, на которое можно обратить взыскание.
— не должно быть возбуждено другое исполнительное производство после возвращения указанного документа взыскателю.
— заявитель должен знать, кому именно он должен деньги и предоставить в многофункциональный центр список всех известных ему кредиторов.
Третьим недостатком является то, что даже при благоприятном для должника завершении процедуры, он освободится далеко не от всех долгов. Согласно ч. 1 ст. 223.4 действующего Закона «О несостоятельности (банкротстве), мораторий на удовлетворение требований кредиторов, а также уплату обязательных платежей не распространяется на задолженности: а) не указанные должником при подаче им заявления (например, текущие коммунальные платежи); б) связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью, морального вреда; в) по алиментам; г) иные, неразрывно связанные с личностью должника.
Т — threats {угрозы):
1) Процедура может быть переведена из упрощенного порядка в обычный — в случае, если гражданин своевременно не сообщит о поступлении в его собственность имущества (в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар) или иного существенного изменения его имущественного положения, позволяющего полностью или в значительной части исполнить свои обязательства перед кредиторами и кто-то из кредиторов обратится по этому поводу в суд.
2) Из первой угрозы вытекает и вторая — может быть увеличен срок производства.
О — opportunities (возможности):
1) Гражданин может пользоваться процедурой внесудебного банкротства неоднократно. Правда, после освобождения от долгов повторное обращение в многофункциональный центр возможно лишь через десять лет.
2) В ходе применения новой процедуры граждане с небольшими суммами долгов получают возможность довольно быстро стабилизировать свое финансовое положение, и таким образом, улучшить жизненную ситуацию в целом.
В заключение можно отметить, что в целом новый порядок банкротства физических лиц следует считать положительным для граждан. Многие правоведы полагают, что изменения были вызваны прежде всего необходимостью разгрузить судебную систему. Однако, по нашему мнению, поток судебных банкротств никуда не денется и не уменьшится, поскольку он касается совсем другой категории должников. Мы согласны лишь с тем, что внесенные изменения существенного влияния на экономику, деятельность финансового сектора или рынка услуг по сопровождению банкротства не окажут. По мнению Елены Кравцовой, сфера применения упрощенных процедур крайне ограничена и сведена к случаям, при которых вероятность удовлетворения требований кредиторов в любом случае крайне незначительна1. Будем надеяться, что новый порядок банкротства будет оказывать исключительно положительное влияние на жизнь граждан, способствуя повышению ее качества.
1 Почему упрощенная процедура банкротства — это развод? — URL: https://bankrotstvo-fizlic.ru/poleznoe/pochemu-uproshhennaya-procedura-bankrotstva-eto-razvod/ (дата обращения: 18 октября 2020 г.).