Научная статья на тему 'УПРОЩЕНИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО УЧАСТНИКАМ ДТП'

УПРОЩЕНИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО УЧАСТНИКАМ ДТП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ДТП / транспортное средство / страховка / водители / европротокол / материальный ущерб.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Махира Нуралиевна, Абдуразакова Дилдора Анваровна

статье обозначены пути упрощения сбора денежных средств со страховых компаний на ремонт транспортных средств, поврежденных в результате дорожно-транспортных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРОЩЕНИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО УЧАСТНИКАМ ДТП»

УПРОЩЕНИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО УЧАСТНИКАМ ДТП Усманова М.Н.1, Абдуразакова Д.А.2

1Усманова Махира Нуралиевна - кандидат экономических наук, доцент; 2Абдуразакова Дилдора Анваровна - старший преподаватель, кафедра инжиниринга интеллектуальных транспортных систем, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обозначены пути упрощения сбора денежных средств со страховых компаний на ремонт транспортных средств, поврежденных в результате дорожно-транспортных происшествий. Ключевые слова: ДТП, транспортное средство, страховка, водители, европротокол, материальный ущерб.

Государство уделяет особое внимание безопасности дорожного движения, предотвращению дорожно-транспортных происшествий: водителей автотранспортных средств, пешеходов, физических водителей, проведению регулярных профилактических мероприятий в образовательных учреждениях [1], регулярному контролю за техническим состоянием транспортных средств, регулярному контролю за состоянием дорог и ведется большая работа по ее продвижению в средствах массовой информации [2]. Тем не менее, дорожно-транспортные происшествия на автомагистралях продолжают происходить.

Организация безопасности движения на автомобильных дорогах становится сегодня одним из важнейших вопросов. Сумма ущерба, наносимого автомобилем окружающей среде, увеличивается день ото дня, а самое главное, в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет и травмируется множество людей.

Одним из основных требований безопасности дорожного движения на сегодняшний день является создание удобства для водителей, обеспечение прозрачности процессов, минимизация причин и условий, приводящих к разногласиям во взаимоотношениях водителей и сотрудников Департамента безопасности дорожного движения (ДБДД). Поэтому упрощение порядка оформления дорожно-транспортных происшествий (ДТП) приобретает все большее значение. Согласно действующему порядку, для получения страховой выплаты обязательным является составление протокола ДБДД о совершении административного правонарушения в результате ДТП [3]. Однако такая практика причиняет неудобства гражданам вне зависимости от размера ущерба, причиненного дорожно-транспортными происшествиями.

Речь идет о незначительных дорожно-транспортных происшествиях, в которых водители и другие участники дорожного движения не получили серьезных травм (т.е. пострадавшей стороне был причинен только материальный ущерб). В первую очередь вызываются сотрудники ДБДД, что требует дополнительного времени. По прибытии сотрудники ДБДД составят схему ДТП, возьмут первоначальные разъяснения и составят протокол.

На втором этапе все участники ДТП пройдут медицинское освидетельствование на выявление употребления алкоголя или других признаков опьянения. Затем составляется протокол с изложением основных обстоятельств аварии, сопровождаемый объяснительными письмами водителей и свидетелей. Водительские права будут конфискованы у участников ДТП. Затем пакет документов направляется в следственный отдел Департамента безопасности дорожного движения того района/города, где рассматривается административное дело.

Если водитель будет признан невиновным в ДТП, после оценки ущерба и прохождения всех необходимых экспертиз ему будет возвращено водительское удостоверение и выдано свидетельство о допуске к ремонту автомобиля. В случае возникновения спора степень вины будет решать суд, где дело будет продлено еще на несколько недель [4].

Таким образом, анализ существующей системы показывает, что она сложна как для участников ДТП, так и для сотрудников ДБДД. Потому что на регистрацию ДТП уходит много времени. Поэтому сокращается время профилактической работы, направленной на предупреждение ДТП.

В этом случае вопрос об определении истинного состояния дорожно-транспортного происшествия должен решаться по-иному, что позволит решить вопрос об ответственности за причинение вреда в случае возникновения спорной ситуации.

Согласно зарубежной практике [5] единственной европейской формой отчетности о дорожно-транспортных происшествиях является европейский протокол, состоящий из набора форм, описывающих состояние дорожно-транспортного происшествия, как эффективное решение данной проблемы. При этом водители также подтверждают свое согласие подписями.

Для использования Европейского протокола должны быть выполнены следующие условия:

- В аварии участвовало всего два автомобиля;

- Не причиняется вреда жизни и здоровью водителей, пассажиров или пешеходов;

- Отсутствие вида ДТП "Наезд на пешехода";

- При наличии у участников ДТП полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- При отсутствии разногласий между участниками ДТП.

С учетом принципов Европейского протокола дальнейшее упрощение порядка оформления ДТП в нашей стране дает ряд преимуществ в совершенствовании действующего законодательства.

В частности, внедрение данного механизма приведет к следующим положительным результатам:

- Участники ДТП (водители) самостоятельно оформляют аварию без вызова сотрудника ДБДД по обоюдному согласию;

- Не тратится время на ожидание сотрудника ДБДД, составление протокола, отвод автомобиля в штрафную площадку и другие дела;

- Заторы на дорогах будут устранены;

- Будет устранена лишняя бумажная волокита при оформлении ДТП;

- Нет необходимости ждать формальностей и судебного решения сотрудника ДБДД для выплаты денег по обязательному страхованию.

Список литературы

1. Абдураззакова Д.А. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 114-115.

2. Абдураззакова Д.А. Проблема интенсификации обучения в профессиональных колледжах // Наука и образование сегодня, 2017. № 11 (22). С. 107-108.

3. Usшапвуа M.N., Rizaev Sh. FORMATION OF SOCIO-ECONOMIC FACTORS AFFECTING TRAFFIC SAFETY. Accepted in the journal The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research (IS SN-2642-7478) for Volume 03. Issue 04 April, 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://doi.org/10.37547/tajiir/Volume03Issue04-05/ (дата обращения: 01.04.2022).

4. Usmanova M.N. & Yuldashev D.F.U. (2020). Ways to improve road safety. Problems of Science (2 (50)). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/yo-l-harakati-xavfsizligini-oshirishtadbirlariga-xorijiy-yondoshuvlarning-amaliyotga-tadbiq/ (дата обращения: 01.04.2022).

5. Usmanova M.N. Интеграция высшего учебного заведения и предприятия при подготовки специалистов по безопасности движения // Экономика и социум. № 1(92), 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.