УПРОЩЕНИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО УЧАСТНИКАМ ДТП Усманова М.Н.1, Абдуразакова Д.А.2
1Усманова Махира Нуралиевна - кандидат экономических наук, доцент; 2Абдуразакова Дилдора Анваровна - старший преподаватель, кафедра инжиниринга интеллектуальных транспортных систем, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье обозначены пути упрощения сбора денежных средств со страховых компаний на ремонт транспортных средств, поврежденных в результате дорожно-транспортных происшествий. Ключевые слова: ДТП, транспортное средство, страховка, водители, европротокол, материальный ущерб.
Государство уделяет особое внимание безопасности дорожного движения, предотвращению дорожно-транспортных происшествий: водителей автотранспортных средств, пешеходов, физических водителей, проведению регулярных профилактических мероприятий в образовательных учреждениях [1], регулярному контролю за техническим состоянием транспортных средств, регулярному контролю за состоянием дорог и ведется большая работа по ее продвижению в средствах массовой информации [2]. Тем не менее, дорожно-транспортные происшествия на автомагистралях продолжают происходить.
Организация безопасности движения на автомобильных дорогах становится сегодня одним из важнейших вопросов. Сумма ущерба, наносимого автомобилем окружающей среде, увеличивается день ото дня, а самое главное, в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет и травмируется множество людей.
Одним из основных требований безопасности дорожного движения на сегодняшний день является создание удобства для водителей, обеспечение прозрачности процессов, минимизация причин и условий, приводящих к разногласиям во взаимоотношениях водителей и сотрудников Департамента безопасности дорожного движения (ДБДД). Поэтому упрощение порядка оформления дорожно-транспортных происшествий (ДТП) приобретает все большее значение. Согласно действующему порядку, для получения страховой выплаты обязательным является составление протокола ДБДД о совершении административного правонарушения в результате ДТП [3]. Однако такая практика причиняет неудобства гражданам вне зависимости от размера ущерба, причиненного дорожно-транспортными происшествиями.
Речь идет о незначительных дорожно-транспортных происшествиях, в которых водители и другие участники дорожного движения не получили серьезных травм (т.е. пострадавшей стороне был причинен только материальный ущерб). В первую очередь вызываются сотрудники ДБДД, что требует дополнительного времени. По прибытии сотрудники ДБДД составят схему ДТП, возьмут первоначальные разъяснения и составят протокол.
На втором этапе все участники ДТП пройдут медицинское освидетельствование на выявление употребления алкоголя или других признаков опьянения. Затем составляется протокол с изложением основных обстоятельств аварии, сопровождаемый объяснительными письмами водителей и свидетелей. Водительские права будут конфискованы у участников ДТП. Затем пакет документов направляется в следственный отдел Департамента безопасности дорожного движения того района/города, где рассматривается административное дело.
Если водитель будет признан невиновным в ДТП, после оценки ущерба и прохождения всех необходимых экспертиз ему будет возвращено водительское удостоверение и выдано свидетельство о допуске к ремонту автомобиля. В случае возникновения спора степень вины будет решать суд, где дело будет продлено еще на несколько недель [4].
Таким образом, анализ существующей системы показывает, что она сложна как для участников ДТП, так и для сотрудников ДБДД. Потому что на регистрацию ДТП уходит много времени. Поэтому сокращается время профилактической работы, направленной на предупреждение ДТП.
В этом случае вопрос об определении истинного состояния дорожно-транспортного происшествия должен решаться по-иному, что позволит решить вопрос об ответственности за причинение вреда в случае возникновения спорной ситуации.
Согласно зарубежной практике [5] единственной европейской формой отчетности о дорожно-транспортных происшествиях является европейский протокол, состоящий из набора форм, описывающих состояние дорожно-транспортного происшествия, как эффективное решение данной проблемы. При этом водители также подтверждают свое согласие подписями.
Для использования Европейского протокола должны быть выполнены следующие условия:
- В аварии участвовало всего два автомобиля;
- Не причиняется вреда жизни и здоровью водителей, пассажиров или пешеходов;
- Отсутствие вида ДТП "Наезд на пешехода";
- При наличии у участников ДТП полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- При отсутствии разногласий между участниками ДТП.
С учетом принципов Европейского протокола дальнейшее упрощение порядка оформления ДТП в нашей стране дает ряд преимуществ в совершенствовании действующего законодательства.
В частности, внедрение данного механизма приведет к следующим положительным результатам:
- Участники ДТП (водители) самостоятельно оформляют аварию без вызова сотрудника ДБДД по обоюдному согласию;
- Не тратится время на ожидание сотрудника ДБДД, составление протокола, отвод автомобиля в штрафную площадку и другие дела;
- Заторы на дорогах будут устранены;
- Будет устранена лишняя бумажная волокита при оформлении ДТП;
- Нет необходимости ждать формальностей и судебного решения сотрудника ДБДД для выплаты денег по обязательному страхованию.
Список литературы
1. Абдураззакова Д.А. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 114-115.
2. Абдураззакова Д.А. Проблема интенсификации обучения в профессиональных колледжах // Наука и образование сегодня, 2017. № 11 (22). С. 107-108.
3. Usшапвуа M.N., Rizaev Sh. FORMATION OF SOCIO-ECONOMIC FACTORS AFFECTING TRAFFIC SAFETY. Accepted in the journal The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research (IS SN-2642-7478) for Volume 03. Issue 04 April, 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://doi.org/10.37547/tajiir/Volume03Issue04-05/ (дата обращения: 01.04.2022).
4. Usmanova M.N. & Yuldashev D.F.U. (2020). Ways to improve road safety. Problems of Science (2 (50)). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/yo-l-harakati-xavfsizligini-oshirishtadbirlariga-xorijiy-yondoshuvlarning-amaliyotga-tadbiq/ (дата обращения: 01.04.2022).
5. Usmanova M.N. Интеграция высшего учебного заведения и предприятия при подготовки специалистов по безопасности движения // Экономика и социум. № 1(92), 2022.