Научная статья на тему 'УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ'

УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1287
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / CULTURE OF SPEECH / ОРФОЭПИЧЕСКИЕ / ORTHOEPIC / ГРАММАТИЧЕСКИЕ / GRAMMATICAL / ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ / LEXICAL NORMS / УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISES / СЛОВО / WORD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Е.Н.

In modern democratic society, the scope of the impact of a living, sounding word on a man has expanded enormously, which makes high demands on oral speech. The need for students to consciously master the norms of oral speech, the education of their respect for the rich traditions of the Russian language is at the moment put forward to the forefront and is defined as the most important order of society. Junior school age is considered the most favorable period for the formation and improvement of pronunciation culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

формировать и как, какие образовательные технологии использовать, какую форму оценивания достижений по развитию компетенций применять? Эти и многие другие вопросы предстоит решать, развернуть сознание преподавателей в направлении необходимости при обучении студентов использовать широкий спектр современных образовательных технологий, позволяющих не только обеспечивать студентов знаниями, умениями и навыками, но и формировать необходимые компетенции.

Согласно образовательным стандартам, компетенция - это способность применять знания, умения и проявлять личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

В основных нормативно-правовых документах в области образования, таких, как Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования в России» (2000), программа «Модернизация образования» (2000), Национальная доктрина образования (2000), Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, модернизация государства рассматривается через модернизацию образования. Модернизация образования - это объективный процесс, обусловливающий его реформирование и продвижение в направлении формирования новых смыслов и ценностей, содержания образования и подходов к методам обучения, контроля и оценки результатов образовательной деятельности. В программе модернизации в основе развития страны лежит принцип развития системы образования, следовательно, образование должно быть современным, передовым, поддерживающим объективные тенденции общественного развития, открытым по отношению ко всему новому.

Е.Н. Титова Воспитатель,

«Детский сад комбинированного вида № 104 «Рукавчика»,

г. Краснодар E.N. Titova Educator,

"Kindergarten combined type № 104" Rukavchika ", Krasnodar

УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Аннотация. В современном демократическом обществе необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека, что предъявляет высокие требования к устной речи. Потребность в сознательном овладении учащимися нормами устной речи, воспитание у них уважения к богатым традициям русского языка на данный момент выдвигается на первый план и определяется как важнейший заказ общества. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры.

Annotation. In modern democratic society, the scope of the impact of a living, sounding word on a man has expanded enormously, which makes high demands on oral speech. The need for students to consciously master the norms of oral speech, the education of their respect for the rich traditions of the Russian language is at the moment put forward to the forefront and is defined as the most important order of society. Junior school age is considered the most favorable period for the formation and improvement of pronunciation culture.

Ключевые слова: культура речи, орфоэпические, грамматические, лексические нормы, упражнения, слово.

Key words: culture of speech, orthoepic, grammatical, lexical norms, exercises, word.

Основным показателем уровня культуры человека, его интеллекта, мышления является речь. На данный момент в нашей стране существует проблема снижения культуры речи, очевидна тенденция к распространению «жаргона и просторечия». Снижение речевой культуры наблюдается не только в быту, но и в печати, публичных выступлениях, на радио и телевидении. Поэтому большое значение приобретает формирование и повышение культуры правильной русской речи. Для того чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, следует уделять внимание формированию культуры речи уже в младшем школьном возрасте. Это одна из важнейших и первичных задач учителя начальной школы.

Начальная школа - это важный этап в жизни ребенка, который связан с изменением его деятельности (постепенно игра уступает место учебной деятельности), освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение, в данный период, приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными средствами русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции.

Для того чтобы постоянно поддерживать в детях желание и стремление развивать свою речь, педагог может использовать игру и игровую дея-

и U T-v

тельность, от которой младший школьник не может пока отказаться. В системе работы по развитию культуры правильной русской речи большое внимание следует уделить сказкам как средству, приближающему детей к ситуации игры. Для формирования правильного произношения звуков можно составить собственные произносительные игры, построенные на сказочных ситуациях. В игры можно включить знакомые детям народные песенки, потешки, а также присказки. Использовать скороговорки, которые помогут в освоении орфоэпических норм русского языка.

По мнению специалистов, занимающихся культурой речи, необходимо внедрение в образовательный процесс системы упражнений, направленных на совершенствование речевого слуха школьников и развитие их произносительной культуры.

Предлагаем комплекс упражнений, который направлен на развитие и совершенствование культуры речи младших школьников.

Первый тип заданий - упражнения, способствующие усвоению орфоэпических норм.

Обозначьте ударный слог: в словах, которые вызывают затруднения при постановке ударения, выпишите эти слова:

Как у нас под ивами Вырос кустик сливовый.

Маму я не слушала, Сок пила я грушевый. У меня есть дочка. Ей нужна цепочка. Проводка обвисла, И вспыхнула искра.

Поскорее привози Нам на окна жалюзи.

Голова уже болит -Телефон с утра звонит.

Если в день съедать полторта, Не худеешь и от спорта.

Надо Таню полечить, Ей страданья облегчить.

Мы за книгой посидим И заданье повторим.

Ем сухой я бутерброд -Перекрыт водопровод. Ленточку разрезал мэр -Открыли новый диспансер.

Дверь в киоске заперта -Продавщица занята.

Малыши вдруг заревели -Потерялись их портфели.

Мойте чаще вы стаканы -Не заведутся тараканы.

В трудном слове километр Ударенье ставь на ме.

Что за комната такая? Это наша кладовая [3, с. 27].

- в общеупотребительных словах: каталог, творог, договор, водопровод, километр, свекла, алфавит;

- в словах с неподвижным ударением:

кран - кранов торт - тортов флаг - флагов бант - бантов стержень - стержней

- в словах с подвижным ударением:

директор - директора профессор - профессора доктор - доктора голова - голову

С помощью словаря узнайте правильное ударение и верно произнесите слова: клала, начал, послала, понял [1]

Расставьте в словах ударение и произнесите их правильно. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

Звонят, туфля, километр, досуг, договор, хозяева, христианин. Проверьте себя! Расставьте ударение во всех группах слов и проверьте себя по орфоэпическому словарю. После этого правильно прочитайте слова.

Дозвонишься, инструмент, торты, баловать, компьютер, шинель, скучно.

Квартал, краны, мусоропровод, километр, шинель, агрессия, конечно.

шофер - шоферов туфля - туфель шарф - шарфом стакан - стаканы

волк - волков новость - новостей лось - лосей доска - доску

Красивее, оптовый, шарфы, жалюзи, щавель, термин, тембр, нарочно

[2].

Найдите в каждом из текстов слова, в которых неправильно поставлено ударение. Выпишите эти слова и поставьте в них правильное ударение. Проверьте себя, заглянув в орфоэпический словарь. Несколько раз прочитайте вслух выписанные слова. Произносите их правильно. Прочитайте исправленный текст вслух еще раз, обращая внимание на правильную постановку ударения.

Светлана Сергеевна, начала урок с проверки домашнего задания. Потом она собрала тетради и сказала: «На этом уроке мы повторим алфавит». «Я не поняла, - удивилась Катя, - мы же его уже выучили!» «Повторение -мать учения!» - улыбнулась учительница.

Вера ждала гостей. Приготовила салаты, испекла два торта, а потом начала выбирать себе наряд. Какое красивее? Наконец сняла с вешалки новый сарафан цвета свеклы. Волосы Вера собрала в хвост и украсила его тремя бордовыми бантами. Потом уселась в кресло и стала ждать, когда гости позвонят в дверь.

Солнышко начало лениво подниматься из-за холма, а через несколько минут уже собрало с травы остатки росы. В зарослях крапивы шмыгнула мышка. Запела песенку невидимая птичка. Щёлкнет, тенькнет и опять повторит свою нехтирую руладу [7].

По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение.

Образец: брать — брали, брал, брало, брала.

Взять, занять, начать, понять [2].

Произнесите правильно: ЧТо, булЬОн, булоЧНая, еГО, конеЧНо, синеГО, нароЧНо [6].

Найдите в тексте слова, в которых неправильно поставлено ударение или неверно указано произношение согласных звуков. Выпишите эти слова и поставьте в них правильное ударение и укажите верное произношение согласных. Проверьте себя, заглянув в орфоэпический словарь.

В булочн[ч н]ой среди обилия тортов с кре[рэ]мом я, как нарочн[ч н]о, не нашла ни одного с ягодной начинкой. Этот пустячн[ч н]ый случай испортил мне настроение. Пришлось дома заняться скучн[ч н]ым делом - начать печь пирог самой [7].

Второй тип заданий - упражнения, способствующие усвоению грамматических норм.

Образование форм имен существительных, связанных с категорией рода, числа, падежа. Найдите ошибки, напишите правильный вариант:

На витрине стояла вкусная повидла.

Солнце слепила глаза.

Детвора готовились к празднику.

Сандаль был на ноге.

Эту комментарию уже слышали.

Спелый яблок висел прямо передо мной.

Образуйте форму родительного падежа, множественного числа следующих имен существительных: рельсы, томаты, валенки, комментарии, чулки, места, носки, яблоки.

От приведенных ниже прилагательных образуйте сравнительную

степень: красивый, молодой, лучший, худший.

Образование форм спрягаемых глаголов. Найдите ошибки, напишите правильный вариант:

Дети бежат на поляну.

Школьники хочут учиться.

Ручейки бежат по проталинам.

Около дома текет говорливая речушка.

Образование форм личных местоимений. Найдите и исправьте ошибки:

Евонный рассказ меня удивил.

Ихнее выступление мне очень понравилось.

К им стали обращаться за советом.

Я заглянул в евошнюю тетрадь.

Пошли к нему в дом [24].

Определите род существительных и поставьте их в форму родительного падежа единственного числа.

Образец: тюль (м.р.) - тюля.

Шампунь, вуаль, рельс, бандероль, овощ, туфля, повидло, рояль, зал, помидор, гуашь, мозоль, табель, погон, тапка.

Запишите существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выделите в образованных формах окончания.

Образец: туфля - туфель, грамм - граммов.

Носок, чулок, тапка, сапог, мандарин, апельсин, яблоко, помидор, макароны, вафля, блюдце, гектар, килограмм [2].

Эффективный приемом, который позволяет изучить и закрепить слова, вызывающие трудности у младших школьников при образовании форм рода, числа, падежа, является применение опорных таблиц-помощников. Учитель может расположить их в грамматическом уголке «Учимся говорить и писать правильно». Для составления таблиц используются справочные материалы, в которых описаны трудные случаи употребления имен существительных. Слабоуспевающим ученикам следует предложить таблицы-памятки, включающие материал, актуальный для изучаемой на данный момент темы (например, правильные формы слов, которые вызывают затруднения, и т.д.) [5].

Третий тип заданий - упражнения, способствующие усвоению лексических норм.

Подбери антонимы к словам: мокрый, говорить, хмурый, холодный, ненастная погода, резкий ветер, мутное, высокое, грязь, скучная.

Подбери синонимы к словам: дом, большой, путь, труд, скоро, бал, сражение, чародей, матрос.

Подбери прилагательные.

Образец: собака (какая?) большая, лохматая, веселая.

Белка, дом, машина, диван, велосипед, трактор, утюг, трамвай, магазин, конфета, апельсин, кукушка, заяц.

«Что бывает?»

Образец: зеленый - помидор, ель, трава, дом.

Тихий, шуршащий, красный, надежный, дорогой, необычный, странный.

«Кто что делает?» (обогащение лексического запаса детей словами-действиями).

Образец: учитель - учит.

Кузнец, продавец, столяр, маляр, повар, шофер, врач, конструктор. Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните, в каких значениях использован глагол «нести». Выпишите это глагол в сочетании с теми словами, которые помогают понять его значение. Кто что несет

Семён портфель несет в руке. Павлуша - двойку в дневнике. Серёжа сед на пароход -Морскую вахту он несёт. Андрюша ходит в силачах -Рюкзак несёт он на плечах. Задиру Мишу Пётр побил -Несёт потери Михаил. Степан не закрывает рот -Он чепуху весь день несёт!

Какое из выписанных вами сочетаний слов является фразеологизмом? Докажите, что это сочетание можно использовать только в разговорной речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запишите в столбик слова: притащить, разреветься, занятный, лежебока, швырнуть, болтать, шлепнуться, трескать, соврать, чудной, нестись, орать, и объясните, какие ограничения существуют в их использовании в речи. Подберите к этим словам нейтральные синонимы. Запишите эти слова во второй столбик.

Прочитайте стихотворение. Как бы вы ответили мальчику на его вопрос?

Не пойму

Я так наигрался

Сегодня в футбол,

Что вечером еле до дома добрёл.

А бабушка с мамой

Тотчас говорят:

-На Вовке ботинки-то

Так и горят!

-Горят! - подтверждают И папа и дед. А я посмотрел -Даже искорки нет. Я вижу, отстала Подмётка одна И голая пятка Немного видна. Но дыма не видно, Не видно огня, Напрасно они испугали меня. И мне непонятно,

Зачем говорят: -На Вовке ботинки-то Так и горят! [2].

Систематическое использование подобных упражнений на уроках русского языка, способствует развитию и совершенствованию культуры речи учащихся.

Новые социальные запросы, отраженные во ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Требования к личностным результатам, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на основе индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции, личностных качеств. Здесь немаловажную роль играет формирование культуры речевого общения в коллективе. Источники:

1. Аверьянова О.В. Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся / Социальная сеть работников образования. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkiiyazyk/2014/01/20/ kompleks-uprazhneniy-po-formirovaniyu-kultury-rechi. - Загл. с экрана

2. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Культура речи. Рабочая тетрадь по русскому языку: ко всем действующим учебникам. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 79, [1] с.

3. Глотова Л.В. О культуре речи в сельской школе // Русский язык. - 2011. - №2 (601). - С. 27

4. Зиновьева Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура // Начальная школа. - 2014. - №7. - С. 26-31

5. Ковалева М.Е. Культура речи современных школьников // Справочник классного руководителя. - 2012. - №8. - С. 50-55

6. Лапшина Г. Формирование культуры речи у младшеклассников // Учитель. -2008. - №1. - С. 5-7

7. Шклярова Т.В. Победим безграмотность в устной речи! Практикум для всех, кто уже умеет говорить. Издание для дополнительного образования. Серия «Книги для детей и взрослых». - М.: Грамотей, 2017. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.