Научная статья на тему 'Управляемые параметры нерегулярных потоковвиртуального предприятия'

Управляемые параметры нерегулярных потоковвиртуального предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПАРАМЕТРЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА / УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПОТОКОМ / ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ЛОГіСТИКА / ВіРТУАЛЬНЕ ПіДПРИєМСТВО / ПАРАМЕТРИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕСУ / УПРАВЛіННЯ МАТЕРіАЛЬНИМ ПОТОКОМ / ТЕОРіЯ УПРАВЛіННЯ / LOGISTICS / VIRTUAL ENTERPRISES / PARAMETERS OF TRANSPORT PROCESS / MANAGEMENTOF A MATERIAL STREAM / THEORY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киркин Александр Павлович, Киркина В. И.

Для повышения эффективности протекания нерегулярных потоков логистических систем необходимо выделить их параметры состояния, которые могут быть изменены в процессе оптимизации, для выбора стратегии управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operated parameters of irregular streams of the virtual enterprise

For increase of efficiency of the flow of irregular streams of logistical systems, it is necessary to allocate their parameters of a condition which can be changed in the course of optimization, for a choice of strategy of management

Текст научной работы на тему «Управляемые параметры нерегулярных потоковвиртуального предприятия»

Серiя: TexHÍ4HÍ науки

УДК 658.788

Киркин А. П.1, Киркина В.И.2

УПРАВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ НЕРЕГУЛЯРНЫХ ПОТОКОВ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Для повышения эффективности протекания нерегулярных потоков логистических систем необходимо выделить их параметры состояния, которые могут быть изменены в процессе оптимизации, для выбора стратегии управления. Ключевые слова: логистика, виртуальное предприятие, параметры транспортного процесса, управление материальным потоком, теория управления.

Шртн О.П., Шртна В.1. Кероват параметри нерегулярних потошв eipmyaMbHO-го тдприемства. Для тдвищення ефективност1 проттання нерегулярних потоюв лог1стичних систем необх1дно видтити гх параметри стану, якг можуть бути змтет в процес оптим1зацИ, для вибору стратеги управлтня. Ключовi слова: лог1стика, в1ртуальне тдприемство, параметри транспортного процесу, управлтня матер1альним потоком, теор1я управлтня .

O.P. Kirkin, V.I. Kirkina. Operated parameters of irregular streams of the virtual enterprise. For increase of efficiency of the flow of irregular streams of logistical systems, it is necessary to allocate their parameters of a condition which can be changed in the course of optimization, for a choice of strategy of management.

Keywords: logistics, virtual enterprises, parameters of transport process, management of a material stream, theory of management.

Постановка проблемы. В условиях расширения сферы индивидуальных услуг и действия законов рынка все чаще у предприятий возникает потребность в эффективной реализации нерегулярных перевозок, характеризующихся ситуационностью и принятием лимитируемых по времени решений. Это требует адекватных методов планирования, организации и реализации транспортных технологий, способных снизить затраты ресурсов в логистической цепи доставки грузов потребителю и трудоемкость ее построения в условиях нечеткости и неопределенности внешней среды. Для этого необходимо провести системное исследование параметров транспортного потока, через которые возможно оказать управляющее воздействие на материальный поток логистической системы доставки грузов потребителям.

Анализ последних исследований и публикаций. Применяемые в настоящее время модели построения оптимальной технологии грузопотоков с определением параметров транспортных процессов, не отвечают быстро меняющемуся пространству требований оперативности и гибкости производства услуг [1]. Традиционно используемые методы не приспособлены для быстрого и системного создания структуры и технологии нерегулярных транспортных потоков и процессов. Имитационные модели дискретных транспортных систем, в виду стохас-тичности транспортных потоков, как и вероятностные имитационные модели не дают полного описания управляющих воздействий и формирования транспортного потока для единой логистической цепи.

Современной тенденцией в отечественной и зарубежной практике повышения эффективности работы транспорта и предприятий является использование виртуальных технологий, хорошо зарекомендовавших себя для удаленного согласования работ, слежения и управления ими, построения систем быстрого поиска и обработки информации, развития технологий работы с клиентами и предоставления транспортных услуг [2].

Как показал анализ, наиболее эффективными для решения ситуационных транспортных задач являются полностью реализуемые только в виртуальном предприятии (ВП) методы по удаленному согласованию параметров элементов логистических систем (ЛС) [3]. Применение данных методов для внешних промышленных грузопотоков позволит на 30-40% сократить затраты на транспортную составляющую.

1 канд. техн. наук, доцент, ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет», г. Мариуполь

2 ст. преподаватель, ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет», г. Мариуполь

Серiя: Технiчнi науки

Цель статьи - при помощи системного подхода выделить управляемые параметры нерегулярного потока виртуального предприятия, для эффективного поиска оптимальных решений в условиях неопределенности воздействия внешней среды и стохастичности изменения параметров транспортного процесса.

Изложение основного материала. При логистическом управлении транспортный процесс доставки грузов рассматривается с позиций системного подхода. Он представляет собой сложную систему, включающую в себя изменяемые параметры не только обрабатываемого грузопотока, но и транспорта. Поэтому для упрощения решений необходима его декомпозиция с выделением основных функций, связей и структурных элементов [4].

Рассмотрим перевозочный процесс как совокупность материальных, транспортных и информационных потоков, а также трудовых и энергетических потоков (рис.1.). К транспортному потоку относятся все виды внутрисистемных перемещений транспорта, вспомогательной и по-грузочно-разгрузочной техники, участвующей в переработке заданного грузопотока. Вместе с транспортным и грузовым потоком следует поток информации: путевой лист, товарно-транспортные накладные; информация о маршруте, оперативная информация и др. Все элементы перевозочного процесса взаимозависимы, и только их слаженная работа обеспечивает необходимое качество и надежность обслуживания клиентов.

Рис. 1 - Потоки транспортного процесса: МП - материальные потоки; ИП - информационные потоки; ВП - внутрисистемные перемещения. Обозначены:

^^^ - грузопоток в ТС; .................. - работа СУ;

------ - перемещение подвижного состава;------- - использование баз данных;

---- - работа стационарных устройств; ----- - обработка и перемещение

----- - работа персонала; перевозочной документации

Рассматривая существующие схемы и модели транспортных потоков, можно выделить транспортную систему (система из нескольких видов транспорта и перевалочных пунктов, обеспечивающих их взаимодействие) и систему клиентуры (производство (потребление) и обслуживающий его внутренний транспортно-складской комплекс):

При наличии к распределительных центров или пунктов перевалки первого уровня логистическая система примет вид:

LS и (1 = 1Д) и LS2}^

Ь=1~то и (и=и (1=цк) и (и=1~П2) и а=гтт2)},

где пг, п2 - число транспортных организаций поставляющих продукцию тг и т2 потребителям, соответственно; Ь8 - простейшая логистическая система прямой доставки грузов без перевалки {¿л1} ^ {(/ = 1, п) и (j = 1, да)}.

При многоуровневом процессе перевалки:

ЬБ ^ и и Y2} ^ {Ц = и (8 = й) и (]2 = 1"^)}, (2)

где - система перевалки; Yг, Y2 - множество потребителей и получателей соответственно. Поток транспортных средств разнообразен как по наименованию и структуре управления, так и по характеру работы. Железнодорожные вагоны подаются по мере наличия порожних транспортных средств на станциях, автотранспорт работает по сборно-развозным маршрутам, а морской - по договору на аренду судна. Сложность транспортной системы обусловлена не только различием видов транспорта, но и большим количеством технологических допущений и норм, разнообразием погрузочно-выгрузочной техники, способов упаковки, разновидно-

Серiя: Технiчнi науки

сти продукции одного вида. В связи с разнообразием технологии крепления грузов в подвижном составе существует множество возможных технологических линий по выгрузке и погрузке грузов на подвижной состав.

Поэтому транспортный поток можно представить как множество структурных подсистем X = {О, В, А} и множество происходящих транспортных процессов (смен состояний) Ъ = в которые направляются потоки транспортных средств (В={^}), тары (О={ок}) и подъемно-транспортного оборудования (А={а]}). Сложные транспортные процессы, при этом, можно разбить на множество элементарных операций (погрузка/выгрузка G1, оформление L1, ожидание Ръ доставка/вывоз Т1, складирование S1) z1 = L1, Р1, Т1, S1}.

Для структурного построения виртуального транспортного предприятия необходимо представить модель логистической системы в виде связного ориентированного графа GLs = Х, А). Элементы множества YLS={yь у2,..., ут} - вершины графа GLs, а пары (у1, у]) -транспортные связи или Х^={хь х2,..., х^ - дуги графа GLs, А - ориентированное отображение инциденций графа GLs, строка и столбцы которой соответствуют вершинам и ребрам графа. Каждый элемент матрицы инциденций равен 1 или 0 в зависимости от того, инцидентны или нет соответствующие ему вершина и ребро. В зависимости от направленности ребра можно принять знак числа в матрице (+1 или -1). Вершинами графа служат: поставщики сырья, производители продукции, распределительные центры и потребители продукции, а в качестве дуг выступают материальные, транспортные и информационные потоки, энергетические и людские ресурсы.

Маршрутом в ориентированном графе является конечная последовательность ребер (х1, х2,..., хп,) в которых конечная вершина всех ребер, кроме последнего, является начальной вершиной последующего. В транспортных системах применяется оба вида маршрутов: незамкнутые и замкнутые при возвращении транспортных средств. Транспортным потоком в сетевой модели являются целые числа, назначенные дугам сети, которые при ресурсном подходе интерпретируются как интенсивность потока по дугам. Сеть с ограниченной пропускной способностью определяется как сеть, в которой поток по каждой дуге заключен между нулем и верхней границей (пропускной способностью дуги).

Проведенный системный анализ транспортной системы, с выделением основных элементов и их связей, позволил перейти к нахождению параметров состояния транспортного процесса, для достижения основной цели статьи. Для выделения параметров состояния все операции транспортного процесса [1] представлены в виде схем преобразования (рис. 2.).

При этом технология осуществляемого транспортного процесса доставки грузов со склада на склад, с использованием ресурсного подхода, представлена следующей цепочкой операций: Заявка на транспортные средства ^ Выбор графика работы ТС (свободный ресурс ТС) ^ Прибытие ТС под погрузку ^ Решения по погрузке (выбор направления - ЛПР, линии погрузки - свободные ресурсы) ^ Погрузка порожних ТС ^ Доставка к пункту перевалки ^ Решения по технологии выгрузки (по свободным ресурсам) ^ Перегрузка грузов на склад ^ Возвращение порожних ТС (в гараж, под погрузку, под другие операции - свободный ресурс).

Многие параметры, необходимые для планирования транспортного потока, выражены через три основных показателя [1]: массу М, путь L и время Т. Однако в качестве основного показателя работы логистической системы по доставке грузов потребителю предлагается использовать только один показатель - интенсивность перегрузки и доставки 1-го груза при использовании ]-ого транспортного средства (у^ = {0, УщШах}).

Для эффективного управления необходима декомпозиция данной величины по управляемым параметрам получения, к которым в статье отнесены:

qik - загруженность транспортного средства 1-го типа для выполнения к-ой технологической операции, ^к = {0, QlkШax};

gjk - грузоподъемность перегрузочной техники ]-го типа для выполнения к-ой технологической операции, gJk = {0, GJkшax};

п^ - число транспортных средств 1-го типа на линии для выполнения к-ой технологической операции, п1к = {0, ^кшах};

mjk - число перегрузочной техники ]-го типа для выполнения к-ой технологической операции, Ш]к = {0, М]кшах};

zрk - количество производственного персонала р-го вида работ для выполнения к-ой технологической операции, zpk = {0, Ъркшах};

Серiя: Техшчш науки

а)

б)

в)

г)

Вход

- Порожние ТС (свободный ресурс);

- Заявка на ТС или возвращение.

Операция погрузки

Операция доставки

Операция выгрузки

Операция возвращения

Внутренние процессы

- Перемещение ТС по назначению.

Л У

Выход

- ТС (свободный ресурс) в месте назначения.

Рис. 2 - Схемы структурного представления транспортных операций

/ik или j - путь, проходимый i-м транспортным средством или j-ой перегрузочной техни-

« 1 " " l(l min 1 шахл 1 11 min i max^

кой, для выполнения k-ой технологической операции, /ik = |/ik , /ik }, /ik = |/jk , /jk };

лвиж 1 " " "

v kj - средняя скорость выполнения k-ой технологической операции непрерывной перегрузочной техники j-го типа, v4™^ = {0, Vkjmax};

tukj - среднее время выполнения k-ой операции технологического цикла перегрузочной

min max

техники j-го типа, tkj = {!kj , !kj };

лвиж • 1 «

v ki - скорость перемещения транспортных средств i-го типа для выполнения k-ой технологической операции, регулируемая временем ожидания транспортных операций t™.

В сложных системах, как правило, присутствует два вида параметров [4]: управляемые а1, а2, ..., am и неуправляемые b1, b2, ..., bs. Тогда выходные параметры можно представить в векторном виде yi (ai, а2, am; bi, b2, bs).

При этом на степень управляющего воздействия виртуального предприятия влияют ограничения соответствующих величин из логической целесообразности, безопасности работ и возможности получения.

При управляющем воздействии на транспортный процесс виртуального предприятия или объект зарождения потока осуществляется такое влияние, при котором выходящие параметры сводятся к идеальным (u0^0; s0^0), по основным критериям достижения цели:

Y°"m (t, u, p) ^ yf™ (t, p) . (3)

Так как система управления виртуального предприятия может влиять не на все параметры системы, то она оказывает свое влияние на другие параметры системы, приводящие ее в равно-

Серiя: Техшчш науки

весное состояние. Для этого необходимо выбрать такое управление u параметрами системы р во время t и влиянии внешних факторов в, при котором выходящие параметры системы стремятся к идеальным (или плановым):

F(t, u,e, p) = mm {Y™e(i,u0,s0,p) — Y, (t,u,s,p)}. (4)

Uo=0,eo=°

То есть, необходим выбор управляющих воздействий u°nm для минимизации функционала рассогласованности оптимальных значений основных параметров RS={rS} и их реальных значений [3]:

F(t, u,s, rs) ^ min {уош(^ u, s,rs) - YI(t,u,s,rs)} , (5)

кЬЬП

где u - управляющие воздействия на параметр управления с задержкой т; в - показатели возмущающих воздействий транспортной системы.

Приведенное исследование позволяет сделать вывод, что эффективность работы ЛС ВП по доставке грузов зависит не только от эффективности системы управления, но в первую очередь от эффективности построения первоначального плана ее работы, с увязанием параметров управления между собой и обоснованием эффективности работы системы по критериям.

В ЛС ВП встречаются два типа параметров: непрерывные, способные принимать любые значения в интервале, и дискретные, которые принимают конкретные значения из допустимых. В зависимости от типа воздействия их можно разделить на управляющие (U), возмущающие (F) и управляемые (S). Также их можно разделить на количественные (N) и качественные (K). Любые возмущающие воздействия являются непрерывными. Представим систему множеств параметров состояния транспортной системы S, U, F в виде отображения fTS : XTS ^ ZTS, т.е. множеству входящих параметров XTS функционально соответствует множество параметров состояния ZTS [5]. Входящие параметры XTS ^ RS можно представить в виде:

XTS = {п AfSN ® п AjSf ® п AFF,N ® п ALF.K ® П AUuN ® П ArUUf j, (6)

[ieI jeJ leL meM peP reR J

QN QK TTN -r-K TTN jtK

где Si , Sj , Fi , Fm, Up, Ur — последовательность множеств количественных и качественных показателей, соответственно транспортной операции, возмущающих воздействий на транспортную операцию, процесса управления транспортной операцией; А - матрица функций принадлежности элементов множеству параметров ЛС ВП.

Оптимизация работы транспортной системы сводится к получению оптимального значения критериальной оценки Сопт исходящих количественных Копт и качественных №пт параметров при с построением функции оптимального управления - fопт:

fопт:RS >Уопт = J ПАопт«Коптй®ПАоп>№п>®ПА%С%j, (7)

S опт [aeA ßeB geG J

где КГ, NßßT - соответственно множество количественных и качественных показателей выхода системы управления.

Проведенный системный анализ транспортного процесса ВП доставки грузов потребителям, научные и практические изыскания в области виртуализации [2, 3] представляющие собой основы организации, управления и построения виртуальных логистических предприятий, позволяют сформировать концепцию функционирования виртуальных предприятий на транспорте.

Выводы

1. Декомпозиция транспортного процесса на основные элементы, их функции и структурные связи позволяет упростить дальнейшее построение сложной системы управления нерегулярным транспортным потоком и сформировать концепцию функционирования виртуальных предприятий на транспорте.

2. Управление транспортным процессом виртуального предприятия доставки грузов осуществляется через управляемые параметры, оптимально влияющие на основные параметры выхода технологического процесса, под которым предложено понимать интенсивность работ, и принимать за ресурс элементов виртуального предприятия, что облегчает применение ресурсного подхода в управлении транспортными процессами.

Серiя: TexHÍ4HÍ науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Системный подход к построению транспортного процесса виртуального предприятия доставки грузов позволил выделить управляемые параметры логистической системы.

4. Оптимизация работы логистической системы достигается методом минимизации функционала рассогласованности оптимальных значений основных параметров системы и их реальных значений. При этом параметры разделяются на управляемые и неуправляемые относительно цели функционировании ЛС ВП по доставке грузов потребителю.

5. Эффективность работы ЛС ВП по доставке грузов зависит не только от эффективности системы управления, но в первую очередь от эффективности построения первоначального плана ее работы, с увязанием параметров управления между собой и обоснованием эффективности работы системы по критериям.

Список использованных источников:

1. Губенко В.К. Логистика: Учеб. пособие / В.К. Губенко. - Мариуполь,1996.- 242 с.

2. Родкина Т.А. Информационная логистика. - М.: Экзамен, 2001. - 288 с.

3. Киркин А.П. Формализация методов виртуального предприятия направленных на совершенствование технологии нерегулярных грузопотоков / А.П. Киркин, В.И. Киркина // Вюник При-азов. держ. техн. ун-ту: Зб.наук.праць. - Марiуполь, 2009. - Вип. 19. - С. 280-283.

4. Михайлов В.С. Теория управления / В.С. Михайлов. - К.: Вища шк. Головное изд-во, 1988. - 312с.

5. Сигорский В.П. Математический аппарат инженера / В.П. Сигорский. К.: Техшка, 1975. - 768с.

Рецензент: В.К. Губенко

д-р техн. наук, проф., ГВУЗ «ПГТУ» Статья поступила 29.11.2010

УДК 656.076.15

Нефёдова Я.И.*

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - ПОРТ» В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Рассмотрено управление транспортной системой «металлургическое предприятие - порт» в режиме реального времени на основании использования методов теории нечетких множеств и искусственных нейронных сетей. Решена задача скоординированного управления взаимодействием звеньев процесса доставки металла в морской порт при формировании рационального маршрута доставки. Ключевые слова: метод нечетких логических выводов, терм-множество, лингвистическая переменная, нейронная сеть.

Нефьодова Я.1. Лог^тичне управлтня транспортною системою «металурпйне тдприемство - порт» у режимi реального часу. Розглянуто управлтня транспортною системою «металургтне тдприемство - порт» у режимi реального часу на тд-став1 використання методiв теорИ' нечтких множин i штучних нейронних мереж. Виршене завдання скоординованого управлтня взаемодiею ланок процесу доставки металу в морський порт при формуванш рацюнального маршруту доставки. Ключовi слова: метод нечтких логячних висновюв, терм-множина, лiнгвiстична змтна, нейронна мережа.

Y.I. Nefyodova The logistics management a transportation system "iron and steel works--port" in real time regime. The management a transporting system "iron and steel works-port" in real time regime was analyzed, based upon application of methods line on the basis of the use of methods of theory offuzzy sets and artificial neuron networks. The problem of coordinated management of links of process of delivery of metal to port at forming of rational route of delivery is decided.

Keywords: method of unclear logical conclusions, term-sets, linguistic variable, neuron network.

* ст. преподаватель, ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет», г. Мариуполь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.