Научная статья на тему 'Управления рисками в аграрном предпринимательстве'

Управления рисками в аграрном предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / АГРАРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / RISK / AGRARIAN BUSINESS / RISK MANAGEMENT PRACTICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдук Владимир Иванович, Шевцов Владимир Викторович, Калитко Светлана Алексеевна

Рассмотрены риски сельскохозяйственных предпринимательских структур и мероприятия по управлению ими, предусмотренные «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в РФ. Определены проблемы, снижающие эффективность управления рисками в аграрном предпринимательстве. Даны рекомендации по совершенствованию процесса управления рисками в аграрной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайдук Владимир Иванович, Шевцов Владимир Викторович, Калитко Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT IN AGRARIAN BUSINESS

The article considers agrarian business risks and their management covered by the “State program of agriculture development and agricultural products market control for 2013-2020" in the Russian Federation. The authors discuss problems weakening the risk management efficiency in the agrarian business and give recommendations aimed to improve the agrarian risk management.

Текст научной работы на тему «Управления рисками в аграрном предпринимательстве»

УДК 330.131.7 : 338.43 Гайдук Владимир Иванович

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и ВЭД Кубанского государственного аграрного университета dom-hors@mail.ru

Шевцов Владимир Викторович

Gayduk Vladimir Ivanovich

D.Phil. in Economics, Professor of the Economics and Foreign Trade Department Kuban State Agrarian University dom-hors@mail.ru

Shevtsov Vladidmir Viktorovich

доктор экономических наук профессор кафедры финансов и кредита Академии маркетинга и социальноинформационных технологий, г. Краснодар dom-hors@mail.ru

Калитко Светлана Алексеевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и маркетинга Кубанского государственного аграрного университета dom-hors@mail.ru

УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В АГРАРНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

D.Phil. in Economics, Professor of the Finance and Credit Department, Academy of Marketing and Social Information Technologies dom-hors@mail.ru

Kalitko Svetlana Alekseevna

PhD in Economics, Assistant Professor of the Management and Marketing Department, Kuban State Agrarian University dom-hors@mail.ru

RISK MANAGEMENT IN AGRARIAN BUSINESS

Аннотация:

Рассмотрены риски сельскохозяйственных предпринимательских структур и мероприятия по управлению ими, предусмотренные «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в РФ. Определены проблемы, снижающие эффективность управления рисками в аграрном предпринимательстве. Даны рекомендации по совершенствованию процесса управления рисками в аграрной сфере.

Ключевые слова:

риск, аграрное предпринимательство, методы управления рисками.

Summary:

The article considers agrarian business risks and their management covered by the “State program of agriculture development and agricultural products market control for 2013-2020" in the Russian Federation. The authors discuss problems weakening the risk management efficiency in the agrarian business and give recommendations aimed to improve the agrarian risk management.

Keywords:

risk, agrarian business, risk management practices.

В целях развития сельского хозяйства Правительством РФ разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717), в которой меры государственного регулирования реализации государственной программы включают следующие экономические инструменты:

- субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций;

- таможенно-тарифное регулирование с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынков;

- совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;

- совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [1].

В процессе осуществления любой деятельности в условиях рынка ее сопровождают риски. Для управления рисками необходимо определить риски, характерные объекту управления, к ним, согласно госпрограмме, были отнесены следующие риски ее реализации [2]:

- макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли;

- внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;

- природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров.

Для повышения эффективности реализации госпрограммы необходимо осуществлять мониторинг ее внедрения по этапам и ответственным исполнителям, своевременно корректируя ее параметры с учетом изменений внешней среды.

Реализация рассматриваемой государственной программы осуществляется в период функционирования агропромышленного комплекса РФ в ВТО, что требует учета рисков и возможных негативных последствий, связанных с членством в ней. Экспертами в госпрограмме определены следующие риски в условиях присоединения к ВТО [3]:

- снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий;

- невыполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;

- банкротство малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности;

- сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе.

Мы тоже считаем их актуальными, но к ним необходимо дополнить и квалификационные риски.

Предпринимательство всегда связано с риском, а следовательно, с ошибками и неудачами, а в аграрной сфере это сопряжено с наиболее тяжелыми последствиями, поэтому оно должно подкрепляться гарантиями и поддержкой государства и общества. В свою очередь, эффективность управления рисками в аграрном предпринимательстве может быть обеспечена за счет применения соответствующих им инструментов воздействия.

Перечень инструментов управления рисками имеет широкий диапазон возможностей, но в силу отсутствия опыта их использование вызывает затруднение. В связи с важностью осуществляемых операций для аграрной сферы, возникает необходимость оказания содействия хозяйствующим субъектам в освоении инструментов управления рисками для повышения эффективности предпринимательской деятельности. С этой целью органам исполнительной власти различных уровней необходимо разработать соответствующие программы обучения методам риск-менеджмента, что позволит снизить степень рисков в аграрном предпринимательстве [4; 5].

Нами неоднократно были обозначены проблемы управления рисками в аграрном предпринимательстве [6; 7; 8], часть из них напрямую связаны с отсутствием необходимой информации о риске и низкой квалификацией кадров управления.

Очевидно, что они не могут быть решены в краткосрочном периоде, но отрадным является факт наличия мероприятий по их устранению в списке государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ федеральными государственными учреждениями в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». К ним относятся, по-нашему мнению, в первую очередь, следующие мероприятия из госпрограммы:

- реализация профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура);

- реализация профессиональных образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) в объеме от 72 до 100 часов (свыше 100 часов, свыше 500 часов);

- оказание консультационных услуг и информационных услуг в соответствующей сфере деятельности;

- осуществление прикладных научных исследований и разработок;

- организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в соответствующей сфере деятельности;

- сбор, обработка, анализ и обобщение статистических сведений и данных, информационно-аналитических материалов, показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, отчетности, рыночной информации по сельскохозяйственной продукции и продовольствию, материально-техническим ресурсам и услугам для села, осуществление мониторинга, ведение единой информационной базы данных, подготовка информационных справочников, экспертиза договоров, отчетов, документов и материалов для разработки проектов целевых программ, нормативно-правовых актов, стандартов, технических условий, регламентов, титульных списков строек, результатов проведенных испытаний техники, ежегодных результатов работы, целевых программ в соответствующей сфере деятельности;

- обобщение практики применения законодательства РФ в области агропромышленного комплекса;

- разработка ежегодных рекомендаций по организации и проведению сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на территории РФ на текущий год;

- разработка ежегодных рекомендаций по организации и проведению агроэкспертизы на территории РФ на текущий год;

- подготовка ежегодного сборника статистической информации о сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой;

- ведение федерального регистра независимых экспертов;

- ведение федерального реестра договоров сельскохозяйственного страхования, заключенных с государственной поддержкой;

- подготовка, выпуск и обеспечение свободного доступа к аналитическим отчетам по различным сегментам агропродовольственного рынка и рынка материальных ресурсов России и мира;

- разработка и реализация государственных информационных систем и технологий, математического моделирования для решения производственно-экономических и социальных проблем в организациях агропромышленного комплекса;

- расчет показателей и объемов косвенной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, их анализ и подготовка информационных справочников;

- ведение информационной базы данных по стандартизации и метрологии в сфере агропромышленного комплекса [9].

Вместе с тем процесс управления рисками должен обязательно учитывать особенности различных сфер объекта управления, в отношении АПК речь идет об его основных отраслях -растениеводстве и животноводстве. В связи с этим в госпрограмме предусмотрены подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» и «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства».

Управление рисками в подотраслях растениеводства и животноводства в рамках госпро-граммы предусматривает [10]:

- увеличение доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади;

- увеличение доли застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье сельскохозяйственных животных;

- снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственного товаропроизводителя при осуществлении сельскохозяйственного страхования;

- снижение уровня отказов от выплат по наступившим страховым событиям;

- повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.

Предлагаемые мероприятия по управлению рисками в АПК на федеральном уровне подразумевают разработку, принятие и реализацию региональных программ управления рисками.

Для достижения указанных ранее целевых показателей управление предпринимательскими рисками в аграрной сфере должно предусматривать реализацию следующих мероприятий со стороны государственных органов управления, общественных структур и организаций:

- выработка единой политики в области управления рисками на уровне отрасли;

- создание в структуре исполнительных органов власти общественных структур и организаций подразделений риск-менеджмента, подкрепленных соответствующими организационнораспорядительными документами, определяющими правила и периодичность проведения анализа, оценки риска, способа фиксации, хранения и повторного использования результатов мониторинга, оценки риска, порядок представления руководству рекомендаций по снижению негативного воздействия рисков и контроля их исполнения и т.д.;

- повышение уровня квалификации кадров управления в АПК в области управления рисками;

- расширение спектра применяемых инструментов управления рисками в аграрном бизнесе, позволяющих повысить эффективность их деятельности на основе осуществления диверсификации деятельности, инвестиций, депозитного и кредитного портфелей; маркетинговой деятельности; применения инструментов стратегического планирования; использования механизма самострахования [11].

Это, по-нашему мнению, позволит повысить эффективность и конкурентоспособность российского АПК, а значит, и обеспечить продовольственную безопасность страны.

Ссылки:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717).

2. Там же.

3. Там же.

4. Боков В.В. Введение в риски внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие. М., 2006.

5. Калитко С.А. Риски внешнеэкономической деятельности в аграрном предпринимательстве Краснодарского края // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Ставрополь, 2012. № 3. С. 48-53.

6. Гайдук В.И., Калитко С.А., Попова Е.В. Хозяйственные риски в аграрном предпринимательстве // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 4 (31). С. 23-27.

7. Трубилин А.И., Гайдук В.И., Калитко С.А. Страхование как метод нейтрализации рисков в АПК // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (34). С. 7-10.

8. Гайдук В.И., Калитко С.А., Багмут С.В. Управление рисками в аграрном предпринимательстве региона // АПК: экономика, управление. 2012. № 10. С. 41-45.

9. Государственная программа развития сельского хозяйства ...

10. Там же.

11. Трубилин А.И., Гайдук В.И., Калитко С.А. Указ. соч.

References (transliterated):

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody (utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14 iyulya 2012 g. № 717).

2. Ibid.

3. Ibid.

4. Bokov V.V. Vvedenie v riski vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti: manuak. M., 2006.

5. Kalitko S.A. Riski vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti v agrarnom predprinimatel'stve Krasnodarskogo kraya // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza. Stavropol', 2012. № 3. P. 48-53.

6. Gayduk V.I., Kalitko S.A., Popova E.V. Khozyaystvennie riski v agrarnom predprinimatel'stve // Trudy Kubanskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta. 2011. № 4 (31). P. 23-27.

7. Trubilin A.I., Gayduk V.I., Kalitko S.A. Strakhovanie kak metod neytralizatsii riskov v APK // Trudy Kubanskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. 2012. № 1 (34). P. 7-10.

8. Gayduk V.I., Kalitko S.A., Bagmut S.V. Upravlenie riskami v agrarnom predprinimatel'stve regiona // APK: ekonomika, upravlenie. 2012. № 10. P. 41-45.

9. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva ...

10. Ibid.

11. Trubilin A.I., Gayduk V.I., Kalitko S.A. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.