УДК 330.131.7 : 338.43 Гайдук Владимир Иванович
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и ВЭД Кубанского государственного аграрного университета dom-hors@mail.ru
Шевцов Владимир Викторович
Gayduk Vladimir Ivanovich
D.Phil. in Economics, Professor of the Economics and Foreign Trade Department Kuban State Agrarian University dom-hors@mail.ru
Shevtsov Vladidmir Viktorovich
доктор экономических наук профессор кафедры финансов и кредита Академии маркетинга и социальноинформационных технологий, г. Краснодар dom-hors@mail.ru
Калитко Светлана Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и маркетинга Кубанского государственного аграрного университета dom-hors@mail.ru
УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В АГРАРНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
D.Phil. in Economics, Professor of the Finance and Credit Department, Academy of Marketing and Social Information Technologies dom-hors@mail.ru
Kalitko Svetlana Alekseevna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Management and Marketing Department, Kuban State Agrarian University dom-hors@mail.ru
RISK MANAGEMENT IN AGRARIAN BUSINESS
Аннотация:
Рассмотрены риски сельскохозяйственных предпринимательских структур и мероприятия по управлению ими, предусмотренные «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в РФ. Определены проблемы, снижающие эффективность управления рисками в аграрном предпринимательстве. Даны рекомендации по совершенствованию процесса управления рисками в аграрной сфере.
Ключевые слова:
риск, аграрное предпринимательство, методы управления рисками.
Summary:
The article considers agrarian business risks and their management covered by the “State program of agriculture development and agricultural products market control for 2013-2020" in the Russian Federation. The authors discuss problems weakening the risk management efficiency in the agrarian business and give recommendations aimed to improve the agrarian risk management.
Keywords:
risk, agrarian business, risk management practices.
В целях развития сельского хозяйства Правительством РФ разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717), в которой меры государственного регулирования реализации государственной программы включают следующие экономические инструменты:
- субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций;
- таможенно-тарифное регулирование с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынков;
- совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;
- совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [1].
В процессе осуществления любой деятельности в условиях рынка ее сопровождают риски. Для управления рисками необходимо определить риски, характерные объекту управления, к ним, согласно госпрограмме, были отнесены следующие риски ее реализации [2]:
- макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли;
- внешнеторговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
- природные риски, связанные с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров.
Для повышения эффективности реализации госпрограммы необходимо осуществлять мониторинг ее внедрения по этапам и ответственным исполнителям, своевременно корректируя ее параметры с учетом изменений внешней среды.
Реализация рассматриваемой государственной программы осуществляется в период функционирования агропромышленного комплекса РФ в ВТО, что требует учета рисков и возможных негативных последствий, связанных с членством в ней. Экспертами в госпрограмме определены следующие риски в условиях присоединения к ВТО [3]:
- снижение инвестиционной привлекательности и рентабельности предприятий;
- невыполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;
- банкротство малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности;
- сокращение рабочих мест, снижение доходов и уровня жизни на селе.
Мы тоже считаем их актуальными, но к ним необходимо дополнить и квалификационные риски.
Предпринимательство всегда связано с риском, а следовательно, с ошибками и неудачами, а в аграрной сфере это сопряжено с наиболее тяжелыми последствиями, поэтому оно должно подкрепляться гарантиями и поддержкой государства и общества. В свою очередь, эффективность управления рисками в аграрном предпринимательстве может быть обеспечена за счет применения соответствующих им инструментов воздействия.
Перечень инструментов управления рисками имеет широкий диапазон возможностей, но в силу отсутствия опыта их использование вызывает затруднение. В связи с важностью осуществляемых операций для аграрной сферы, возникает необходимость оказания содействия хозяйствующим субъектам в освоении инструментов управления рисками для повышения эффективности предпринимательской деятельности. С этой целью органам исполнительной власти различных уровней необходимо разработать соответствующие программы обучения методам риск-менеджмента, что позволит снизить степень рисков в аграрном предпринимательстве [4; 5].
Нами неоднократно были обозначены проблемы управления рисками в аграрном предпринимательстве [6; 7; 8], часть из них напрямую связаны с отсутствием необходимой информации о риске и низкой квалификацией кадров управления.
Очевидно, что они не могут быть решены в краткосрочном периоде, но отрадным является факт наличия мероприятий по их устранению в списке государственных заданий на оказание государственных услуг и выполнение работ федеральными государственными учреждениями в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». К ним относятся, по-нашему мнению, в первую очередь, следующие мероприятия из госпрограммы:
- реализация профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура);
- реализация профессиональных образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) в объеме от 72 до 100 часов (свыше 100 часов, свыше 500 часов);
- оказание консультационных услуг и информационных услуг в соответствующей сфере деятельности;
- осуществление прикладных научных исследований и разработок;
- организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в соответствующей сфере деятельности;
- сбор, обработка, анализ и обобщение статистических сведений и данных, информационно-аналитических материалов, показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, отчетности, рыночной информации по сельскохозяйственной продукции и продовольствию, материально-техническим ресурсам и услугам для села, осуществление мониторинга, ведение единой информационной базы данных, подготовка информационных справочников, экспертиза договоров, отчетов, документов и материалов для разработки проектов целевых программ, нормативно-правовых актов, стандартов, технических условий, регламентов, титульных списков строек, результатов проведенных испытаний техники, ежегодных результатов работы, целевых программ в соответствующей сфере деятельности;
- обобщение практики применения законодательства РФ в области агропромышленного комплекса;
- разработка ежегодных рекомендаций по организации и проведению сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на территории РФ на текущий год;
- разработка ежегодных рекомендаций по организации и проведению агроэкспертизы на территории РФ на текущий год;
- подготовка ежегодного сборника статистической информации о сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой;
- ведение федерального регистра независимых экспертов;
- ведение федерального реестра договоров сельскохозяйственного страхования, заключенных с государственной поддержкой;
- подготовка, выпуск и обеспечение свободного доступа к аналитическим отчетам по различным сегментам агропродовольственного рынка и рынка материальных ресурсов России и мира;
- разработка и реализация государственных информационных систем и технологий, математического моделирования для решения производственно-экономических и социальных проблем в организациях агропромышленного комплекса;
- расчет показателей и объемов косвенной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, их анализ и подготовка информационных справочников;
- ведение информационной базы данных по стандартизации и метрологии в сфере агропромышленного комплекса [9].
Вместе с тем процесс управления рисками должен обязательно учитывать особенности различных сфер объекта управления, в отношении АПК речь идет об его основных отраслях -растениеводстве и животноводстве. В связи с этим в госпрограмме предусмотрены подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» и «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства».
Управление рисками в подотраслях растениеводства и животноводства в рамках госпро-граммы предусматривает [10]:
- увеличение доли застрахованных посевных площадей в общей посевной площади;
- увеличение доли застрахованного поголовья сельскохозяйственных животных в общем поголовье сельскохозяйственных животных;
- снижение финансовой нагрузки на сельскохозяйственного товаропроизводителя при осуществлении сельскохозяйственного страхования;
- снижение уровня отказов от выплат по наступившим страховым событиям;
- повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Предлагаемые мероприятия по управлению рисками в АПК на федеральном уровне подразумевают разработку, принятие и реализацию региональных программ управления рисками.
Для достижения указанных ранее целевых показателей управление предпринимательскими рисками в аграрной сфере должно предусматривать реализацию следующих мероприятий со стороны государственных органов управления, общественных структур и организаций:
- выработка единой политики в области управления рисками на уровне отрасли;
- создание в структуре исполнительных органов власти общественных структур и организаций подразделений риск-менеджмента, подкрепленных соответствующими организационнораспорядительными документами, определяющими правила и периодичность проведения анализа, оценки риска, способа фиксации, хранения и повторного использования результатов мониторинга, оценки риска, порядок представления руководству рекомендаций по снижению негативного воздействия рисков и контроля их исполнения и т.д.;
- повышение уровня квалификации кадров управления в АПК в области управления рисками;
- расширение спектра применяемых инструментов управления рисками в аграрном бизнесе, позволяющих повысить эффективность их деятельности на основе осуществления диверсификации деятельности, инвестиций, депозитного и кредитного портфелей; маркетинговой деятельности; применения инструментов стратегического планирования; использования механизма самострахования [11].
Это, по-нашему мнению, позволит повысить эффективность и конкурентоспособность российского АПК, а значит, и обеспечить продовольственную безопасность страны.
Ссылки:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717).
2. Там же.
3. Там же.
4. Боков В.В. Введение в риски внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие. М., 2006.
5. Калитко С.А. Риски внешнеэкономической деятельности в аграрном предпринимательстве Краснодарского края // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Ставрополь, 2012. № 3. С. 48-53.
6. Гайдук В.И., Калитко С.А., Попова Е.В. Хозяйственные риски в аграрном предпринимательстве // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 4 (31). С. 23-27.
7. Трубилин А.И., Гайдук В.И., Калитко С.А. Страхование как метод нейтрализации рисков в АПК // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (34). С. 7-10.
8. Гайдук В.И., Калитко С.А., Багмут С.В. Управление рисками в аграрном предпринимательстве региона // АПК: экономика, управление. 2012. № 10. С. 41-45.
9. Государственная программа развития сельского хозяйства ...
10. Там же.
11. Трубилин А.И., Гайдук В.И., Калитко С.А. Указ. соч.
References (transliterated):
1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody (utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14 iyulya 2012 g. № 717).
2. Ibid.
3. Ibid.
4. Bokov V.V. Vvedenie v riski vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti: manuak. M., 2006.
5. Kalitko S.A. Riski vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti v agrarnom predprinimatel'stve Krasnodarskogo kraya // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza. Stavropol', 2012. № 3. P. 48-53.
6. Gayduk V.I., Kalitko S.A., Popova E.V. Khozyaystvennie riski v agrarnom predprinimatel'stve // Trudy Kubanskogo gosu-darstvennogo agrarnogo universiteta. 2011. № 4 (31). P. 23-27.
7. Trubilin A.I., Gayduk V.I., Kalitko S.A. Strakhovanie kak metod neytralizatsii riskov v APK // Trudy Kubanskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. 2012. № 1 (34). P. 7-10.
8. Gayduk V.I., Kalitko S.A., Bagmut S.V. Upravlenie riskami v agrarnom predprinimatel'stve regiona // APK: ekonomika, upravlenie. 2012. № 10. P. 41-45.
9. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva ...
10. Ibid.
11. Trubilin A.I., Gayduk V.I., Kalitko S.A. Op. cit.