Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / цифровизация и автоматизация / управление знаниями / цифровые и социальные технологии / формализованные знания / знание / цифровая модель знаний / digital transformation / digitalization and automation / knowledge management / digital and social technologies / formalized knowledge / knowledge / algorithm / digital knowledge model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехина Светлана Вячеславовна

В статье рассмотрены происходящие на современном этапе во внешней среде изменения, оказывающие влияние на бизнес-процессы современных организаций, появление нового типа экономики, основанной на цифровых технологиях. Описывается воздействие знаний на факторы производства и уровень эффективности их применения, выступая таким образом источником конкурентных преимуществ. Выделены основные направления управления знаниями, система управления формализованными знаниями, цифровая модель знаний, ее отличительные особенности и источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE MANAGEMENT OF A MODERN ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article considers the changes taking place at the present stage in the external environment that affect the business processes of modern organizations, the emergence of a new type of economy based on digital technologies. The impact of knowledge on the factors of production and the level of efficiency of their application is described, thus acting as a source of competitive advantages. The main directions of knowledge management, the formalized knowledge management system, the digital knowledge model, its distinctive features and sources are highlighted.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 338

Терехина Светлана Вячеславовна, старший преподаватель

Дагестанский государственный университет народного хозяйства

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены происходящие на современном этапе во внешней среде изменения, оказывающие влияние на бизнес-процессы современных организаций, появление нового типа экономики, основанной на цифровых технологиях. Описывается воздействие знаний на факторы производства и уровень эффективности их применения, выступая таким образом источником конкурентных преимуществ. Выделены основные направления управления знаниями, система управления формализованными знаниями, цифровая модель знаний, ее отличительные особенности и источники.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация и автоматизация, управление знаниями, цифровые и социальные технологии, формализованные знания, знание, цифровая модель знаний.

Актуальность статьи выражена в том, что происходящие на современном этапе изменения во внешней среде организации обусловливают необходимость радикальных организационных изменений. По мере повышения эффективности методик и механизмов индустрии 4.0 возникла необходимость в цифровой трансформации, которая направлена на цифровую модернизацию и автоматизацию деятельности систем управления организации. В этой связи одним из ключевых инструментов адаптации организации к новым условиям внешней среды становится развитие организационных систем управления знаниями, которые позволяют создавать, управлять и распространять знания на всех уровнях организации. Сопровождающая цифровизацию автоматизация систем управления создает необходимость в применении искусственного интеллекта, который будет управлять разрабатываемыми автоматизированными системами, но также будет управлять и являющимися основой данной системы базами знаний. В условиях циф-ровизации очевидно, что для управления знаниями организация может использовать различные модели, однако по мере изменения организационной среды возникает необходимость в разработке новых моделей, которые позволят осуществлять сбор, управление и распространение знаний на основе применения цифровых технологий. [3] Цель данной статьи — рассмотреть процесс управления знаниями современной организации в условиях циф-ровизации.

Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Та-

ким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации. [1]

В отличие от информации, правильно формализованное знание не зависит от субъективного восприятия и может быть применено без участия человека.

Знание - это не текст, не документ, не обсуждение на форуме, а алгоритм (компонент модели).

Ключевой задачей современных ИТ-решений является сбор знаний от их носителей, структурирование, формализация и регулярное применение в управленческом цикле.

Данные - представляют собой массив значений вне контекста. Данные могут быть восприняты, но не могут быть как-либо интерпретированы сами по себе. (например: Массив параметров АСУТП).

Информация - данные, обогащённые контекстом (метаданными). Информация может быть однозначно интерпретирована. Но для её практического применения требуются ЗНАНИЯ. (например: Отчёт)

Знание является усовершенствованной формой информации. Знание представляет собой алгоритм, однозначно определяющий способ получения требуемого результата с применением заданного набора ресурсов, обеспечивает практическую применимость информации (например: Модель, ИТ-решение). [4]

Система менеджмента знаний — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании. [2]

Для успешной информатизации и автоматизации управления организацией любому предприятию необходимо сначала аккумулировать знания для дальнейшего управления ими и внедрения знаний в производственный и управленческий процесс.

Управление знаниями включает в себя три основных направления:

1. Управление знаниями как объектом на основе 1Т-технологий: Интернет, браузеры, хранилища и базы данных, методы интеллектуального анализа, в том числе на основе ИИ и так далее.

2. Управление знаниями как процесс на основе организационного поведения сотрудников. Этот подход основан на том, что носителями знания являются люди, способные к генерации этих знаний, их распространению, накоплению и передаче, формируя таким образом объём знаний самой организации.

Наиболее востребованные компетенции в эпоху цифровизации: - решение задач «под ключ»;

- осознание рисков и возможностей в процессе применения новых технологий;

- способность к непрерывному обучению (самообразованию);

- владение методами проектного управления;

- адаптивность, работа в условиях неопределенности;

- глубокое понимание своей профессиональной сферы, владение навыками работы в смежных областях (Т- образный специалист);

- умение работать с большими данными;

- навыки работы с инструментами визуализации;

- системное мышление и эмоциональный интеллект;

- умение работать в команде;

- понимание основ кибербезопасности. [5]

3. Третий подход к управлению знаниями увязывает воедино понятия «персонал» и «информационные технологии», преобразуя их в равнозначные элементы системы управления знаниями. [3]

Как правило, цифровые и социальные инструменты применяются независимо друг от друга, что ограничивает их потенциал. Кардинальный рост эффективности цифровой трансформации может быть достигнут за счет создания инструмента, который объединит ключевые преимущества как цифровых, так социальных технологий. В качестве интегрированного социально-технологического инструмента может выступить система управления формализованными знаниями (рис.1).

Цифровые инструменты Социальные инструменты

Платформенные архитектуры

Интеграция решений в единое технологическое пространство

Вовлечение огромных массивов «новых данных! в управленческие процессы

Когнитивные и предиктивные решения Цифровые инструменты интегрированного управления Алгоритмизация и роботизация рутинных операций

Плоские оргструктуры Кросс-функциональное взаимодействие Динамические рабочие группы Agile - команды

Разрушение межфункциональных барьеров Вовлечение накопленного опыта и извлечённых уроков t и # - компетенции

Данные g® J Квалификация

Алгоритмы ф ¿ft Опыт

Модели Мотивация

/ AnPMAnMSnRAHHhlF ЗНАНИЯ Рисунок 1. Система управления формализованными знаниями [4]

Цифровая модель максимально точно описывает реальные причиннос-ледственные зависимости между производственными, экономическими, финансовыми и организационными показателями компании.

Цифровая модель знаний - это модель, описывающая все аспекты деятельности организации как компоненты единой интегрированной системы:

- ключевые знания менеджмента и сотрудников в виде прозрачной структуры данных и алгоритмов модели;

- финансовые и экономические показатели рассчитываются на основе характеристик основных и вспомогательных бизнес-процессов;

- продвинутый инструментарий анализа, управления ограничениями, управления рисками;

- простота интеграции с другими ИТ-системами.

Задачи цифровой модели знаний - поддержка принятия оптимальных управленческих решений на стадиях планирования, мониторинга и анализа как компании в целом, так и отдельных областей деятельности (функциональных блоков, программ/проектов, активов и т.д.)

Таблица 1 - Отличительные особенности цифровой модели знаний

№ Название особенности Описание особенности

1 Ориентация на видение будущего Основным направлением применения цифровой модели знаний является прогнозирование будущего организации и ее окружения, а также поддержка принятия оптимальных управленческих решений.

2 Универсальность Знания из всех функциональных областей описываются на основе единых принципов. Это позволяет легко объединить их в единую модель.

3 Систематизация Знания всех участников формирует единую систему взаимосвязанных показателей. Издание показателя в любой части модели будет отслежено и оценено по всей цепочке причинно-следственных связей.

4 Социализация Знания модели доступны максимальному количеству сотрудников. Они являются объектами коммуникаций, экспертизы и совместной работы.

5 Непрерывная эволюция Модель постоянно изменяется: алгоритмы актуализируются по результатам план-факт анализа и экспертизы, новые знания могут вноситься в модель в любое время.

Источник: [4]

Некоторые области применения цифровых моделей знаний организации:

- Управление экономической эффективностью цепочки создания стоимости.

- Управление программой цифровой трансформации.

- Управление развитием активов.

- Интегрированное производственно-экономическое планирование на основе нормативов.

- Инвестиционное планирование / управление портфелями проектов / управление инновациями.

- Управление рисками

Отличительные особенности цифровой модели знаний представлены в таблице 1.

В качестве основных источников знаний цифровой модели можно выделить (таблица 2).

Таблица 2 - Основные источники знаний цифровой модели

№ Источники знаний Содержание источников знаний

1 Менеджмент - Стратегическое видение - Управленческие инициативы - Задачи для обсуждения

2 Аналитики - Факторный анализ результатов деятельности - Описание процессов, показателей эффективности, факторов - Оценка нормативов длительности операций и расхода ресурсов

3 Нейронные се- Взаимосвязи, выявленные по результатам исследо-

ти (А1) вания массивов данных: - Технологических систем - Внешнего окружения - Модели в целом

4 Ключевые - Экспертиза показателей модели и алгоритмов

сотрудники - Экспертиза значений показателей и коэффициентов - Объяснение причин отклонений план-прогноз-факт - Генерация идей

Источник: [4]

В заключении обозначим, что цифровая трансформация может стать одной из основ для создания организациями конкурентных преимуществ на рынке. Благодаря использованию инноваций в области информационно-коммуникационных технологий обмен и создание организационных знаний становятся более эффективными и действенными. Организация может создать базу знаний, в рамках которой может накапливать и хранить созданные знания, но также может анализировать и использовать эти знания для различных целей своего развития. При этом организациям рекомендуется создать систему управления знаниями, которая будет основана не только на сборе и документировании знаний, но и на создании взаимосвязи между знаниями и процессами, методиками их использования для создания ценности. Важно отметить также, что необходимость управления ор-

ганизационными знаниями является не только следствием изменений в организационной среде, но и результатом необходимости гораздо лучшей адаптации к будущим изменениям.

Список литературы

1. Влияние цифровизации на управление знаниями в современной организации. — Режим доступа: https://panor.ru/articles/vliyanie-tsifrovizatsii-na-upravlenie-znaniyami-v-sovremennoy-organizatsii/86592.html (дата обращения: 28.04.2023).

2. Менеджмент знаний - Энциклопедия. — Режим доступа: https://monoreel.ru/Менеджмент_знаний#Знания (дата обращения: 27.04.2023).

3. Управление знаниями: современное управление знаниями в организации в условиях пандемии COVID-19 на основе обзора реальных бизнес-кейсов. — Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/2021/12/17386 (дата обращения: 26.04.2023).

4. Цифровой двойник организации. Основа системы управления знаниями нового поколения. — Режим доступа: https://www.tadviser.ru/images/2/2a/7._Шингарев_Павел.pdf (дата обращения: 29.04.2023).

5. Soft skills и цифровая трансформация. — Режим доступа: https://premiummanagement.com/blog/kompetencii-v-jepohu-cifrovizacii (дата обращения: 29.04.2023).

Terekhina Svetlana Vyacheslavovna, Senior lecturer Dagestan State University of National Economy

KNOWLEDGE MANAGEMENT OF A MODERN ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Abstract: The article considers the changes taking place at the present stage in the external environment that affect the business processes of modern organizations, the emergence of a new type of economy based on digital technologies. The impact of knowledge on the factors of production and the level of efficiency of their application is described, thus acting as a source of competitive advantages. The main directions of knowledge management, the formalized knowledge management system, the digital knowledge model, its distinctive features and sources are highlighted.

Key words: digital transformation, digitalization and automation, knowledge management, digital and social technologies, formalized knowledge, knowledge, algorithm, digital knowledge model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.