DOI 10.47576/2712-7559 2021 2 1 25
УДК 332.8
Лихтанская Ольга Иосифовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК), Россия, г. Новосибирск, e-mail: [email protected]
Нижальская Наталья Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления, социологии и педагогики, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, г. Новосибирск, e-mail: nizhalskaya. [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Статья посвящена анализу системы управления сферой жилищного и коммунального хозяйства на уровне муниципалитета. Отмечается, что развитие жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит от эффективности системы управления и применяемых технологий, а внедрение новых инструментов регулирования позволяет оптимизировать структуру, учитывая особенности экономико-политической среды. На текущий момент состояние жилищно-коммунального хозяйства России сопряжено с высоким уровнем материального износа, что негативно сказывается на качестве предо -ставляемых услуг. К числу наиболее острых вопросов автор относит дисбаланс между администрированием и рыночными принципами, также это касается низкого уровня инвестиционной привлекательности субъекта, так как наличие долгов отпугивает коммерческие компании от вкладывания денег в перспективные проекты. Выделяются основные направления в формировании и дальнейшем развитии в сфере осуществления руководства жилищно-коммунальным хозяйством. Раскрываются жилищно-коммунальные проблемы города и предлагаются направления совершенствования системы управления в целях завершения экономического обновления жилищно-коммунальной сферы.
Ключевые слова: качество услуг; управление сферой ЖКХ; общественный рейтинг управляющих компаний; эффективность системы управления.
UDC 332.8
Likhtanskaya Olga Iosifovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management, Siberian University of Consumer Cooperatives (SibUPK), Russia, Novosibirsk, e-mail: [email protected]
Nizhalskaya Natalya Ivanovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics, Management, Sociology and Pedagogy, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Novosibirsk; e-mail: nizhalskaya. [email protected]
MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE CITY: PROBLEMS AND AREAS OF IMPROVEMENT
The article is devoted to the analysis of the management system in the sphere of housing and communal services at the level of the municipality. It is noted that the development of housing and communal services largely depends on the efficiency of the management system and the technologies used, and the introduction of new regulatory instruments allows to optimize the structure, taking into account the peculiarities of the economic and political environment. At the moment, the state of the housing and communal services in Russia is associated with a high level of material depreciation, which negatively affects the quality of the services provided. The author considers the imbalance between administration and market principles to be among the most pressing issues, and this also applies to the low level of investment attractiveness of the entity, since the presence of debts discourages commercial companies from investing money in promising projects. The main directions in the formation and further development in the sphere of the management of housing and communal services are highlighted. The housing and communal problems of the city are revealed and directions for improving the management system are proposed in order to complete the economic renovation of the housing and communal sector.
Keywords: quality of services; management of the housing and communal services sector; public rating of management companies; efficiency of the management system.
Сфера жилищного и коммунального хозяйства России переживает длительное реформирование. Предпосылки для ее модернизации создает высокая социально-экономическая значимость данной системы. Данный процесс была начат еще в 90-е годы прошлого века и продолжается и сегодня. Государство вынуждено инвестировать большие средства в обновление материально-технической инфраструктуры, повышать качество управления и делать механизм формирования тарифов прозрачным для населения.
Основными причинами того, что задуманная реформа не была осуществлена при переменах в других экономических сферах, можно назвать:
- отсутствие системного руководства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- недостаточное финансирование;
- невысокий уровень дохода граждан, что не позволяет поднять стоимость услуг хотя бы до уровня окупаемости.
Внедрение новых экономических моделей, технологических решений, управленческого инструментария положительно скажется на реформировании данного сегмента. Важным аспектом остается учет рыночных принципов, сложившейся конъюнктуры [1].
При организации работы жилищно-коммунального хозяйства города следует учитывать базовые направления, а именно:
- снабжение потребителей ресурсной базой (электричеством, теплом, водой), при этом поставка ресурса должна быть организована по принципу бесперебойности;
- организация качественного управления жилищным фондом. Все жалобы владельцев квартир должны рассматриваться в полной мере;
- организация подрядных работ, направленных на восстановление эксплуатации жилого фонда. При этом для обновления материально-технической базы неизбежны затраты на содержание инженерных коммуникаций, озеленение и уборку территорий, утилизацию отходов бытового типа, дезинфекционные мероприятия, ремонт дорог, монтаж системы видеонаблюдения и пр. [2]
Процесс обновления и модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства не получится реализовать без принятия принципиально новых методов деятельности в сформировавшейся системе осуществления управления жилищным фондом, а также его инфраструктурой. Следует отметить, что механизмы осуществления руководства в рассматриваемой сфере находятся в прямой зависимости от позиции муниципальных органов, а также вовлеченности населения в процесс принятия управленческих решений.
Современной сфере ЖКХ России свойственны такие черты:
- субсидирование на содержание;
- достаточно низкий уровень предоставляемых услуг;
- нормативный метод контроля использования различных услуг.
Также к характерным особенностям жилищно-коммунального хозяйства следует отнести высокую цену стоимости оказываемых услуг, практически полное отсутствие отчетливой планировки различных структурных отделов, слаборазвитые маркетинговые ин-
струменты, отсутствие контроля со стороны, а также низкий уровень заинтересованности сотрудников в результатах своей работы.
Из числа типичных проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства города стоит отметить:
- недостаточно продуктивную деятельность в сфере газоснабжения, теплоснабжения, а также водоснабжения отдельных сооружений и целых районов;
- неудовлетворительный уровень качества водопроводной воды;
- недостаточный уровень развития общественной инфраструктуры;
- неразрешенные проблемы монетизации социальных выплат по оплате услуг;
- низкое качество услуг, некомпетентность лиц, работающих в этой сфере, отсутствие необходимой подготовки в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- недостаточный уровень эффективности в области субсидирования населения.
Для того чтобы завершить экономическое обновление жилищно-коммунального хозяйства, а также обеспечить их отход от государственного влияния следует:
- оказывать помощь со стороны государства в процессе обновления жилых домов и инфраструктуры территории;
- обновлять систему бюджетных трат в рассматриваемой сфере деятельности, повышать адресность и продуктивность в процессе оказания помощи гражданам при оплате услуг;
- привлекать частный бизнес в сферу осуществления управления, вести поиск инвесторов, при этом сохраняя муниципальную собственность и инфраструктуру [3].
Обеспечить результативность процессов управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно только при помощи методов проведения детального системного изучения и анализа, продуктивной системы составления планов и прогнозов. Помощь процессу повышения квалификации сотрудников, которые участвуют в процессе управления жилищным фондом, должна стать приоритетным направлением работы МСУ.
Органы местного самоуправления должны:
- контролировать деятельность управляющих организаций, которые несут ответственность за содержание жилых домов (согласно
новому федеральному закону, если жители жалуются на плохую работу управляющих компаний, то муниципальные органы власти в течение пяти дней должны инициировать проведение проверки);
- в целях уменьшения количества жалоб собственников жилых помещений необходимо усилить работу с руководством управляющих компаний и председателями товариществ собственников жилья. Именно непосредственное взаимодействие данных персоналий с собственниками помещений и своевременное решение конфликтных ситуаций уменьшит количество жалоб. Необходи -мо взять курс на предвосхищение письменных обращений граждан, для чего проводить необходимые бизнес-тренинги и решать проблемы с административным персоналом, не дожидаясь жалоб;
- провести разработку соответствующего положения, которое будет регулировать процесс проведения конкурса между управляющими организациями, что поможет значительно повысить продуктивность работы управляющих компаний;
- реализовывать работу общественных советов при главах образований муниципалитета по вопросам улучшения предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- сформулировать суть процесса организации конкурса по выбору управляющей организации для новых жилых домов согласно требованиям действующего законодательства;
- осуществлять компетенции по выбору совета многоквартирного дома;
- провести разработку и внедрить комплекс мер, которые будут нацелены на формирование баланса договорных взаимоотношений в области оплаты коммунальных услуг (реализовать это следует при помощи осуществления необходимых действий, которые направлены на ремонтные работы и содержание собственности с общим финансированием);
- при помощи использования современного программного обеспечения необходимо гарантировать внесение изменений в перемещение финансовых средств за оплату коммунальных услуг (это поможет переводить средства от населения напрямую к компаниям-поставщикам);
- сформулировать необходимые методические документы, которые будут регулиро-
вать процесс принятия решений по определению суммы оплаты за ремонтные работы и содержание общей собственности МКД при различных формах осуществления управления;
- провести разработку соответствующего положения, которое будет регулировать процесс передачи технических и других документов на МКД, которые связаны с осуществлением управления жилыми домами вновь выбранного предприятия, выполняющего управление в ЖК, ЖСК, ТСЖ;
- гарантировать комплекс мероприятий, которые будут направлены на практическую реализацию договоров управляющих компаний о проведении соответствующих действий по содержанию жилищного фонда, а также соблюдать показатели уровня качества и объема предоставляемых услуг и т. п.
Обеспечить результативность процессов управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно только при помощи использования методов проведения детального системного изучения и анализа, продуктивной системы составления планов и прогнозов. Помощь процессу повышения квалификации сотрудников, которые участвуют в процессе управления жилищным фондом, должна стать приоритетным направлением работы МСУ.
Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что основными задачами реализуемых действий выступают: улучшение уровня жизни населения, высокий уровень качества жи -лищно-коммунальных услуг, стабильная и бесперебойная работа инженерных систем в домах, а также целесообразное применение энергоресурсов и формирование конкуренции.
Список литературы
1. Евенко, В. В. Анализ путей совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством России на основе оценки его состояния / В. В. Евенко, А. В. Зевако // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2016. - № 1 (41). -С. 102-107.
2. Лихтанская, О. И. Общественный рейтинг управляющих компаний как направление совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне муниципалитета / О. И. Лихтанская, А. С. Евдокименко // Экономические системы: целевые ориентиры в условиях четвертой промышленной революции. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Р.М. Гусейнова, доктора экон. наук, профессора, заслуженного экономиста России. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин). 2021. С. 269-277.
3. Жилищно-коммунальное хозяйство и качество жизни в XXI веке: экономические модели, новые технологии и практики управления : монография / Я. П. В. Астратова и др. ; под ред. Я. П. Силина. - Москва : ИНФРА, 2019. - 168 с.
References
1. Evenko V.V., Zevako A.V. Analysis of ways to improve the management of housing and communal services in Russia on the basis of assessing its state, Bulletin of the Bryansk State Technical University, 2016, no. 1 (41), pp. 102-107.
2. Likhtanskaya O.I., Evdokimenko A.S. Public rating of management companies as a direction for improving the management system of housing and communal services at the level of the municipality, Economic systems: targets in the conditions of the fourth industrial revolution. Materials of the international scientific-practical conference dedicated to the 75th anniversary of R.M. Huseynov, Doctor of Economics. Sciences, Professor, Honored Economist of Russia. Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin), 2021, pp. 269-277.
3. Silin Ya.P., Astratova G.V. and others. Housing and communal services and the quality of life in the XXI century: economic models, new technologies and management practices: monograph /Moscow: INFRA, 2019, 168 p.