Научная статья на тему 'Управление земельными ресурсами в регионе'

Управление земельными ресурсами в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УСЛУГИ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ / REGION / SERVICES / LAND RESOURCES / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маньковский Вадим Анатольевич

В статье анализируются проблемы управления земельными ресурсами в регионе и обосновываются предложения по повышению эффективности предоставления государством услуг по управлению земельными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маньковский Вадим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of regional land resources management are analyzed in the article and suggestions of improving effectiveness of state assignment of services of land resources management are substantiated.

Текст научной работы на тему «Управление земельными ресурсами в регионе»

Маньковский Вадим Анатольевич

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ

В статье анализируются проблемы управления земельными ресурсами в регионе и обосновываются предложения по повышению эффективности предоставления государством услуг по управлению земельными ресурсами. Ключевые слова: регион, услуги, земельные ресурсы, управление.

Среди проблем управления земельными ресурсами в регионе выделим проблему возрастающей потребности качественной оценки рыночной стоимости земельных участков. Услуга по удовлетворению этой потребности имеет высокую востребованность при кредитовании, получении наследства, решении имущественных споров, разделе имущества, приватизации, продаже и покупке земельных участ-

ков, составлении бизнес-планов, выкупе земельного участка из частной и муниципальной собственности. При этом только органы государственной власти владеют всей необходимой информацией для анализа обременении, улучшений, планов дальнейшего развития в окрестностях оцениваемого земельного участка, геологического состояния. Данный факт может существенного снизить стоимость оценки и повысить

МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ РЕГИОНА (Интернет, вап, рйа-версии)

Информационносправочный раздел Электронные услуги Вспомогательные сервисы

- Обзор земельного

и градостроительного законодательства, нормативной базы

- Статистика и аналитика рынка земельных участков

- Интерактивные карты земельных участков округа

- Новостная лента, поиск, опросы, дополнительные

- Подача заявки в онлайн

- Получение справок / выписок онлайн

- Онлайн консультирование

- Участие в открытых аукционах в электронной форме (инвестиционные торги, привлечение партнёров и др.)

- И др.

- Статистика по обращениям

- Реестр РАО

- Библиотека документов

- База знаний са11-центра

- Мониторинг хода подготовки документа, в том числе через ЗМЭ-сервис, мобильный клиент портала

- Интерактивные расчеты

- И др.

Рис. 1. Модель единого земельного портала региона

© Маньковский В.А., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011І

её адекватность, доступность, в том числе для населения и субъектов малого бизнеса, что поможет развитию земельного рынка, формированию, унификации сведений и баз данных о рынке земельных участков, недвижимости региона и Российской Федерации. Поэтому целесообразно создать специализированную структуру, занимающуюся профессиональной оценкой рыночной стоимости земельных участков и имущественных прав и которая позволит упростить процедуру оценки для заявителя и сократить её сроки, поддержать развитие рынка земельных участков и недвижимости, повысить уровень информационного обеспечения органов власти и заявителей для принятия управленческих решений по результатам оценки.

Для предоставления комплексных услуг по управлению земельными ресурсами необходи-

мо создание единого земельного Интернет-пор-таларегиона (рис. 1). Такой портал должен стать универсальным инструментом управления земельными ресурсами региона, получения государственных услуг по земельным вопросам по принципу «одного окна», единой точкой доступа к распределённым информационным ресурсам и площадкой для взаимодействия поставщиков данных и пользователей. Ключевой особенностью земельного портала является обеспечение свободного доступа к аналитической и справочной информации о земельных ресурсах региона. Портал должен предоставить возможность ознакомления с состоянием рынка земельных участков, нормативно-правовой базой, регулирующей земельные отношения.

Частью портала должны быть электронные карты, обеспечивающие геовизуализацию информа-

Рис. 2. Модель предоставления государственной услуги по оценке рыночной стоимости земельных участков, имущественных прав [3, с. 38]

314

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

ции о правилах застройки, функциональном зонировании, существующих, строящихся, проектируемых инженерных сетях и объектах инженерной инфраструктуры. Однако геоинформационная система может быть лишь средством пространственной интеграции и визуализации данных информационно-аналитической системы, единой точкой входа в информационное пространство* с однократной идентификацией пользователя.

Кроме того, земельный портал должен предоставить электронные сервисы от получения консультации по порядку выдачи документов до подачи в электронном виде и онлайн-режиме заявления, запроса на оказание госуслути по земельным вопросам (оформление и регистрация прав собственности и аренды земельных участков, решение вопросов о выделении земли для предпринимательства, вопросы формирования и осуществления земельных платежей). Централизация информации на портале позволит также более эффективно осуществить государственный учёт земель и мониторинг их состояния, надзор за правильностью их использования. Автоматизация процессов обеспечит также информирование о ходе подготовки документа на электронную почту или мобильный телефон заявителя.

Портал восполнит недостаток информационно-аналитических ресурсов по вопросам состояния рынка земельных ресурсов, а также регулирования земельных отношений. Кроме того, будет реализована возможность получения государственных услуг по земельным вопросам в круглосуточном онлайн-режиме. Портал обеспечит сбор разнородной информации из различных источников и визуализирует её на «одном экране». Для построения единого информационного и экономического пространства Российской Федерации, активизации процессов привлечения инвесторов целесообразно также интегрировать информацию о конкурсах инвестиционных проектов, земельных аукционах на федеральном земельном портале.

Предложение о создании специализированной структуры по оценке рыночной стоимости земельных участков возможно реализовать на основе создания многофункционального регионального центра (МРЦ) обслуживая население по принципу «одного окна».

Решать данные проблемы необходимо с помощью интеграции соответствующих информационных потоков, программ, услуг и данных в ак-

тивно создаваемых в настоящее время по всей стране многофункциональных региональных центрах (МРЦ) обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна». МРЦ призваны снизить совокупные издержки взаимодействия органов власти с населением и организациями, выраженные во временном и стоимостном эквиваленте. При этом командирование специалистов различных организаций, широко практикующееся при создании МРЦ, не может дать существенного эффекта. Необходимы новые информационные модели для предоставления комплексных государственных услуг, в том числе в сфере управления земельными ресурсами. Для этого актуальна разработка эффективных моделей государственного и муниципального управления на основе маркетинговых, финансовых, логистических, инновационных, информационных технологий, используемых в едином информационном пространстве. Положительный эффект масштаба достигается за счёт централизованного построения необходимой для этого инфраструктуры МРЦ, в которую и встраиваются разработанные модели по различным направлениям и сферам. В основу МРЦ можно положить модель, отображенную на рисунке 2.

Таким образом, эффективное использование инфраструктуры МРЦ и создание специализированных подразделений и земельного портала обеспечат интеграцию процесса согласования документов на оформление земельных участков для строительства, а также позволят разработать новые модели процессов управления земельными ресурсами. Комплексный анализ и представление нормативных сроков согласования позволят оптимизировать процессы, смоделировать последовательно-параллельные схемы и создать композитные услуги. Конечной целью и критерием оптимизации этих процессов следует считать повышение уровня комфортного проживания населения на конкретной территории за счёт более эффективного контроля и использования земельных ресурсов.

Примечание

* Для построения инфраструктуры пространственных данных (ИПД) необходимы анализ международного информационного пространства, изучение зарубежного и российского опыта. Например, на национальном американском геопортале «Уан-стоп» (www.geodata.gov) реализуется

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

315

принцип «единого прилавка большого супермаркета» с сотнями тысяч наборов данных. На испанских геопорталах реализовано разделение данных различного уровня. К примеру, на национальном геопортале Испании IDEE ИПД представлена трёхмерная визуализация данных, детальные данные вплоть до пятитысячного масштаба -на геопортале Наварры, а на геопортале Памплоны, центра автономии Наварра, пользователю доступны топоплан на подложке ортомозаики с конурами функционального зонирования городской территории, мобильные сервисы. Линимальный набор сервисов определяется Директивой 2007/2/ ЕС Европейского арламента и Совета Европы от 14 марта 2007 г. по созданию инфраструктуры пространственной информации ЕС (INSPIRE). Сервисы геовизуализации должны как минимум предоставлять возможности просмотра данных, навигации, скроллинга, масштабирования и оверлея дан-

ных, а также отображения легенд карт и информации метаданных. Из отечественного опыта интерес представляют ИПД на геопорталах Самарской области (www.geosamara.ru) и Уральского федерального округа (www.geourfo.ru).

Библиографический список

1. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. - М.: Инф-ра-М, 2010.

2. Барьеры на этапе разработки и согласования предпроектной и проектно-сметной документации на строительство: результаты исследования [Электронная версия]. - Режим доступа: www.giac.ru.

3. Иванов В.В., Коробова А.Н., Жилин К.А. Управление земельными ресурсами по принципу «Одного окна» // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - .№6. - С. 35-42.

УДК 331.5:330.1

Миропольский Дмитрий Юрьевич

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

В статье на основе двухсекторной модели хозяйственной системы исследуются эффекты стимуляции, мобилизации и их взаимодействия. На основе взаимодействия данных эффектов решается вопрос о сравнительной эффективности рыночной и плановой экономик, моделируется переход России к рынку и степень его успешности.

Ключевые слова: рынок, план, базовый сектор, пионерный сектор, эффект стимуляции, эффект мобилизации.

Под хозяйственной системой в ее наиболее простой и абстрактной форме мы понимаем продукт. Конечно, продукт не в обычной трактовке (как результат производства), а продукт как процесс производства и потребления. [2]. Представим производимый продукт в виде следующего графика (рис. 1).

На рисунке 1 по оси Х располагаются абстрактные хозяйственные субъекты ^). На оси У обозначаются предельные продукты производства этих субъектов (МР). Видно, что первый субъект имеет самый большой продукт производства, последний - самый маленький. Причины этой неравномерности будут разъяснены ниже.

Потребляемый продукт изобразим с помощью рисунка 2.

Рис. 2. Потребляемый продукт

316

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

© Миропольский Д.Ю., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.