Научная статья на тему 'Управление земельными ресурсами на уровне макроструктур (на примере Ленкоранской низменности)'

Управление земельными ресурсами на уровне макроструктур (на примере Ленкоранской низменности) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ПОЧВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ / ВИДЫ СОБСТВЕННОСТИ / МАКРОСТРУКТУРНЫЙ УРОВЕНЬ / SOIL RESOURCES MANAGEMENT / SOIL CATEGORIES / PROPERTY SORTS / MACRO STRUCTURAL LEVEL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гасымов Лятиф Джафар

В статье представлено описание трех иерархично-структурных уровней управления почвенными ресурсами на примере Ленкоранской низменности (макро-, мезои микроструктуры). Первый уровень управление на макроструктурном уровне: распределение и управление почвенными ресурсами по категориям (почвы сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесов, водного и резервного фонда, промышленности, транспорта, связи, обороны и почвы особо охраняемых территорий и др.). Второй уровень управление мезоструктурного уровня: размещение и управление хозяйственными землями (пашня, многолетние насаждения, пар, сенокосы, пастбища-выгоны). Третий уровень микроструктурный уровень управления: распределение сельскохозяйственных культур или растительных групп и внедрение управления соответствующих систем мероприятий. Разработана система мероприятий управления земельных ресурсов на уровне макроструктур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Macrostructural level of the soil resources management (as an example of Lankaran Lowland)

The article presents a description of three hierarchical-structural levels of soil resources management using the example of the Lenkoran Lowland (macro, meso and microstructures). The first level is management at the macrostructural level: distribution and management of soil resources by categories (agricultural soils, settlements, forests, water and reserve funds, industry, transport, communications, defense and the soil of specially protected areas, etc.). The second level is the management of the mesostructural level: the placement and management of economic lands (arable land, perennial plantings, steam, hayfields, pastures and pastures). The third level is the microstructural level of management: the distribution of crops or plant groups and the implementation of the management of the corresponding systems of measures. A system of land management measures has been developed at the macrostructure level.

Текст научной работы на тему «Управление земельными ресурсами на уровне макроструктур (на примере Ленкоранской низменности)»

УДК 631.47 http://doi.org/10.5281/zenodo.2257075

AGRIS D10

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА УРОВНЕ МАКРОСТРУКТУР

(на примере Ленкоранской низменности)

©Гасымов Л. Д., канд. с.-х. наук, Институт почвоведения агрохимии НАНАзербайджана,

г. Баку, Азербайджан, uidm@tai.science.az

MACROSTRUCTURAL LEVEL OF THE SOIL RESOURCES MANAGEMENT

(as an example of Lankaran Lowland)

©Gasimov L., Ph.D., Institute of Soil science and agrochemistry ofAN.ÂS, Baku, Azerbaijan, uidm@tai.science.az

Аннотация. В статье представлено описание трех иерархично-структурных уровней управления почвенными ресурсами на примере Ленкоранской низменности (макро-, мезо- и микроструктуры). Первый уровень — управление на макроструктурном уровне: распределение и управление почвенными ресурсами по категориям (почвы сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесов, водного и резервного фонда, промышленности, транспорта, связи, обороны и почвы особо охраняемых территорий и др.). Второй уровень — управление мезоструктурного уровня: размещение и управление хозяйственными землями (пашня, многолетние насаждения, пар, сенокосы, пастбища-выгоны). Третий уровень — микроструктурный уровень управления: распределение сельскохозяйственных культур или растительных групп и внедрение управления соответствующих систем мероприятий. Разработана система мероприятий управления земельных ресурсов на уровне макроструктур.

Abstract. The article presents a description of three hierarchical-structural levels of soil resources management using the example of the Lenkoran Lowland (macro, meso and microstructures). The first level is management at the macrostructural level: distribution and management of soil resources by categories (agricultural soils, settlements, forests, water and reserve funds, industry, transport, communications, defense and the soil of specially protected areas, etc.). The second level is the management of the mesostructural level: the placement and management of economic lands (arable land, perennial plantings, steam, hayfields, pastures and pastures). The third level is the microstructural level of management: the distribution of crops or plant groups and the implementation of the management of the corresponding systems of measures. A system of land management measures has been developed at the macrostructure level.

Ключевые слова: управление земельных ресурсов, почвенные категории, виды собственности, макроструктурный уровень.

Keywords: soil resources management, soil categories, property sorts, macro structural level.

Введение

Земельные ресурсы в зависимости от естественных и экономических свойств, являются объектом социально-экономических и общественно-политических отношений [1-3]. Данный

статус земельных ресурсов, связанный с правовыми, политическими, организационными, экономическими, социальными положениями общества и экологическими условиями, требует к себе создания и разработки особой системы управления. Основная цель в управлении земельными ресурсами — это удовлетворение потребностей государства и общества, обеспечение населения высокими экономическими, экологическими и социальными условиями жизнедеятельности, отвечающих международным стандартам, рациональному развитию деятельности маркетинга и бизнеса, охраны окружающей среды

[4].

По естественноисторическим свойствам и характеру эксплуатации, земельные ресурсы подразделяются на отдельные виды, группы и категории земель. В связи с этим появляются правовые, экономические и хозяйственные свойства их управления.

Управление земельными ресурсами является одной из функций государства. Определенная часть финансовых, экономических, организационных ресурсов и кадров направлена в данную сферу. Одним из этапов земельных реформ в Азербайджане, является формирование современной системы управления земельными ресурсами. Это включает землеустройство, создание государственного земельного кадастра и мониторинга, кадастра градостроения и др. мероприятия. Одним из существенных свойств управления земельными ресурсами, является увеличение сложности уровня управления, в зависимости от размеров пространства (страна, регион, административный район, хозяйственные места, земельные участки и др.).

Не менее важное значение имеет дифференциальный подход управления земельными ресурсами, в зависимости от характера самого региона. В этом отношении выявление структурного уровня (иерархического) управления земельными ресурсами и разработка соответствующих для каждого уровня хозяйственных, организационных и экономических мероприятий, имеет как научно-теоретическое, так и прикладное значение [5-7].

Объекты и методика исследований

Объектом исследования служит Ленкоранская низменность, которая выделяется достаточно благоприятными почвенно-климатическими условиями. Центральная и южная часть низменности характеризуется влажно-субтропическим климатом. Годовое количество атмосферных составляет 300-1200 мм, а среднегодовая температура воздуха — 14,6-15,0 °С.

В пределах низменности сформированы коричневые, серо-коричневые (каштановые), псевдоподзолистые желтоземные, псевдоподзолистые желтоземно-глеевые и др. типы и подтипы почв, обладающие высокими агрономическими свойствами [8-10].

Низменность также обладает высокой возможностью хозяйств для возделывания высококачественных и разнообразных видов сельскохозяйственных культур и естественных насаждений (пашня, многолетние насаждения, пар, сенокосы, пастбища-выгоны). Ленкоранская низменность считается областью, специализированной по возделыванию цитрусов, раннего овощеводства и интенсивного развития риса. На территорию приходится 87,8% чая, 20,4% овощей и 100% цитрусов, выращиваемых в Республике.

Разнообразие климата с севера на юг на сотни км, способствовало формированию разнообразных почвенно-климатических условий, что в свою очередь содействовало развитию почв с различным уровнем плодородия, а также отличающимися свойствами в организации рационального использования и охраны почв. Целесообразен учет данных свойств в производстве сельскохозяйственной продукции и управлении почвенными ресурсами, т. к. в зависимости от географических условий, свойств почвенного покрова предназначения, целесообразно применение дифференциального подхода в управлении

земельных ресурсов. В исследованиях использованы различные методические подходы, как географо-аналитические, моделирование, статистические и др.

Результаты исследования Основной целью в управлении почвенными ресурсами, является их правильное распределение — пропорционально по категориям, а также получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственной продукции с минимальной нагрузкой на ландшафт [11-12]. Получение положительных результатов возможно, только при условии научно-обоснованного управления территориями хозяйств и земельными категориями.

В управлении земельных ресурсов можно выделять три уровня структуры управления: -на макроструктурном уровне — распределение и управление земельных ресурсов по категориям (земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесов, водного и резервного фонда, промышленности, транспорта, связи, обороны и особо охраняемых территорий и др.);

-на мезоструктурном уровне — размещение и управление хозяйственных земель (пашня, многолетние насаждения, пар, сенокосы, пастбища-выгоны);

-на микроструктурном уровне управления — распределение сельскохозяйственных культур или растительных групп и внедрение управления соответствующих систем мероприятий.

Основным объектом управления земельными ресурсами на макроструктурном уровне, выступают почвенные категории.

Подразделение земельных ресурсов Ленкоранской низменности по данным 2017 г. по почвенным категориям:

-земли особо охраняемых территорий — 129867 га (45,14%); -сельскохозяйственного предназначения — 79989 га (27,80%); -резервного фонда — 10844 га (3,37%); -водного фонда — 3086,15 га (1,08%).

По динамичности земли Ленкоранской низменности можно подразделять на три группы:

-относительно стабильные или за малый промежуток времени, категории неизменных территорий (земли особо охраняемых территорий и лесного фонда);

-относительно мало измененные или малый промежуток времени несколько увеличенные или уменьшенные почвенные категории (земли резервного фонда, водного фонда и сельскохозяйственного предназначения);

-относительно быстро измененные за малый промежуток времени возрастающие категории земель (земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи др. предназначения).

Результаты показали, что относительно стабильные земли (земли особо охраняемых территорий и лесного фонда) Ленкоранской низменности, остаются относительно нетронутыми и все изменения возможны только в соответствии решением высших органов власти (Президента АР и Кабинета Министров).

В 2008 г. Указом Президента АР была расширена площадь Гирканского заповедника на 13.037 га и превращена в Национальный парк общей площадью в 42.797 га. Правовой режим данных земель подразумевает собою исключительный их государственный статус. В целом данные почвы составляют 172525 га или 59,73% от объекта исследования.

Несмотря на страхование почв лесного фонда утвержденными правовыми актами АР (что обеспечивает их стабильность), они также нуждаются в определенной корректуре в управлении [13-15].

В отличии от относительно стабильных почвенных категорий, изменение статуса относительно менее измененных (менее динамичные) почвенных категорий (почвы резервного фонда, земли водного фонда и сельскохозяйственного предназначения), возможно, как решением высших органов власти, так и относительно низшей властью (исполнительные власти, в некоторых случаях — муниципалитеты).

Данные земли представлены в каждом из трех видов собственности (государственное, муниципальное, частное). Земли, входящие в данную группу, имеют отличительную динамичность.

Почвы сельскохозяйственного предназначения и резервного фонда Ленкоранской низменности (как государственные, так и муниципальные) постепенно уменьшаются, а площади земель водного фонда, в связи построением гидросооруженений имеют тенденцию мизерного возрастания. Почвы, входящие в данную группу, могут иметь тенденцию развития в двух направлениях: как постепенно возрастающего, так уменьшающего. Плодородные почвы Ленкоранской низменности могут быть сняты из сельскохозяйственного оборота и включены в резервный фонд, определены под жилые построения (оздоровительные комплексы, консервация). В результате чего площадь таких почв составила 92491 га или 31,75% от общей площади низменности.

Группа относительно быстро измененных почв представлена почвами с двумя категориями предназначения (почвы населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи др.). Почвы данной группы представлены во всех видах собственности (государственные, муниципальные и частное). Расширение площадей земель под жилищные кварталы в Ленкоранском районе произошло за счет отчуждения земель от сельскохозяйственного производства. В результате чего экономика страны столкнулась с опасностью уменьшения площадей стратегически важных сельскохозяйственных культур. Несмотря на достаточно низкий удельный вес промышленных, транспортных, связи и др. почв иного предназначения в земельном фонде, земли данной категории имеют достаточно высокий темп возрастания. Всевозрастающие новые построения промышленности (особенно агропромышленные комплексы, рекреационные объекты туризма), расширение автомагистралей и прокладывание новых, позволяет судить о возрастающей кривой отчуждения земель. Именно поэтому охрана земельных ресурсов, грамотное распределение их по земельным категориям, а также выбор верной стратегии, имеет как научную, так и практическую значимость общегосударственного масштаба.

Как было отмечено, основу промышленности в Ленкоранской низменности составляет сельское хозяйство. В связи с чем оптимизация земель сельскохозяйственного предназначения выходит на передовую линию. С другой стороны, как уже отмечалась, одной из причин уменьшения сельскохозяйственных площадей в низменности, является расширение жилых кварталов и усложнение инфраструктуры, соблюдение ряда правовых, административных, организационных, а также архитектурно-градостроительных мероприятий, должны обеспечить сохранность оптимальных соотношений между этими категориями (Таблица):

А. Учитывая особые экологические земли, их водозащитные свойства и значимость в сохранении биоразнообразия, отношение этих земель к категории лесного фонда, как особо охраняемые земли, требуется изменение их юридического статуса;

Б. Уменьшение темпа возрастания земель под жилые кварталы в Ленкоранской низменности подразумевает проведение нижеследующих мероприятий:

1. Предотвращение масштабное расширение площадей жилых кварталов и повсеместное соблюдение утвержденных архитектурно-градостроительных проектов;

2. Уменьшение норм индивидуальных построений до 2-3 ар;

3. Выделение особого места на построение высотных зданий в поселках и городах поселочного типа и др.

Таблица.

УПРАВЛЕНИЕ (МАКРОСТРУКТУРНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ) ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЗЕМЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЛОЩАДЕЙ) ЛЕНКОРАНСКОЙ НИЗМЕННОСТИ

.О й

® ?

ад Ч

о Й а. ~

>0 о

и

ж

§

а £

Система управления

Объект управления

Характер управления

Мероприятии

а

a £

о

о &

Земли особо охраняемых территорий Земли лесного фонда

Земли населенных пунктов

к к а о

<D И

« л

<D

'S

<D

со

Промышленные, транспорта и связи др. назначения Земли резервного фонда

Земли водного фонда

Правовые

Правовые Правовые Организационные

Организационные Организационные

Организационные

Сохранение режима и увеличение территории за счет лесного фонда

Изменение режима и переход в категорию особо охраняемых территорий Уменьшение норм выделения земель частных построений (до 2-3 ар) Предотвращение безмерного расширения площадей населенных пунктов и соблюдение проектов градостроения Выделение особого места на построение высотных зданий в поселках и городах поселочного типа и др. Выделение особого места на построение высотных зданий в поселках и городах поселочного типа и др.

возвращение в сельскохозяйственный оборот пригодные земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

предотвращение отчуждения земель под гидросооружения, организация рационального использования водных ресурсов и переход к дождевому и капельному орошению.

Необходимо рациональное использование земель при построении промышленных предприятий, в том числе автодорог, коммуникаций связи и быта и др. Управление земельных ресурсов на уровне макроструктуры, основывается на принципе оптимизации соотношений между почвенными категориями, из чего исходит соблюдение «единство экономики и экологии», «охраны биоразнообразия при уменьшении темпа антропогенного воздействия на среду».

Одной насущных задач как в целом в Азербайджане, так и в Ленкоранской низменности, является экологизация экономики, градостроения и сельского хозяйства. Экологизация сельского хозяйства подразумевает под собою следующее:

А. Увеличение урожайности агроландшафтов (пашня и многолетние насаждения), путем инновационных методов ведения сельского хозяйства и ирригации, которые состоят из следующего:

а. применение минимальных посевов и контурно-мелиоративных посевов;

б. повсеместное превосходство применения органоминеральных удобрений;

с. усовершенствование применения минеральных удобрений (подразумевается применение в составе оросительной воды и капельном орошение; предотвращение применения минеральных удобрений в виде подкормки);

д. предпочтение биологическим и агротехническим методам в борьбе с вредителями, болезнями и др.;

е. использование только высокопродуктивных гибридных сортов сельскохозяйственных культур.

Б. Отказ полива по бороздам и переход к методу дождевания и капельному орошению; С. Временное отчуждение определенной части (40%) сенокосов, пастбищ и выгонов из оборота в целях восстановления продуктивность биогеоценозов и замена их искусственными пастбищами.

Проведение данных мероприятий наряду с сохранением биоразнообразия естественных экосистем, оптимизирует соотношения между почвами, входящих в другую категорию. Для этого необходимо соблюдение некоторых принципов основ организации и землестроения управления земельными ресурсами на данном уровне:

-научно-обоснованное распределение земельного фонда между отдельными отраслями экономики и категориями;

-большее вовлечение земель в сельскохозяйственное использование; -сохранение и увеличение интенсивности использования земель; -выделение под иные построения непригодные земли для сельского хозяйства; -грамотное соблюдение при использовании земель государственных, межотраслевых, региональных, отраслевых, межхозяйственных, внутрихозяйственных и частных интересов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-выявление оптимальных площадей с целью сохранения и увеличения естественных экологических систем;

-основательный и всесторонний учет естественных и экономических свойств региона; -организация усиления контроля.

Таким образом, оптимизация использования земель сельскохозяйственного предназначения на макроструктурном уровне управления земельных ресурсов в Ленкоранской низменности, требует пространственного управления, при учете почвенно-климатических возможностей Ленкоранской низменности, исторических навыков и специализацию населения в ведении сельского хозяйства.

Выводы

1. На примере Ленкоранской низменности, в управлении земельных ресурсов предлагается выделять три уровня структуры управления: макрострукторный уровень; мезоструктурный уровень и микроструктурный уровень управления.

2. Предлагается система мероприятий по управлению земельными ресурсами Ленкоранской низменности:

-земли особо охраняемых территорий — сохранение режима и увеличение площадей за счет лесов;

-земли лесного фонда — изменение режима и переведение их к категории особо охраняемых земель;

-земли жилищных массивов — сокращение норм индивидуальных построений до 2-3 ар, предотвращение масштабного расширения площадей жилых кварталов и повсеместное соблюдение утвержденных архитектурно-градостроительных проектов, выделение особого места на построение высотных зданий поселках и городах поселочного типа и др.; промышленные, транспортные, связи;

-земли иного предназначения — выделение непригодных земель для сельского хозяйства;

-резервный фонд земель — возвращение в сельскохозяйственный оборот пригодные земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

-земли водного фонда — предотвращение отчуждения земель под гидросооружения, организация рационального использования водных ресурсов и переход к дождевому и капельному орошению.

Список литературы:

1. Мамедов Г. Ш. Земельные реформы в Азербайджане: правовые и научно-экологические задачи. Баку, 2002. 412 с. (на азерб. языке).

2. Мамедов Г. Ш. Социально-экономические и экологические основы рационального использования земельных ресурсов Азербайджана. Баку, 2007. 854 с. (на азерб. языке).

3. Мамедов Г. Ш. Аграрная политика Гейдара Алиева в Азербайджане. Баку, 2013. 344

с.

4. Мехтиев Р. А. Новая политика: путь развития. Баку, 2008. 582 с. (на азерб. языке).

5. Гусейнова Х. М. Тенденции в социально-экономическом развитии Азербайджана // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. С. 73-75.

6. Гусейнова Х. М. Социально-экономические аспекты регионального развития Азербайджана // Труды института экономики НАНА. 2011. №1, С. 254-261. (на азерб. языке).

7. Гусейнова Х. М. Усовершенствование региональной политики в управлении регионального развития // Известия НАНА. 2011. №1. (на азерб. языке).

8. Гасымов Л. Д. Характерные особенности структуры почвенного покрова Ленкоранской низменности // Труды АОП. 2010. Т. XI. Ч. I. С. 244-248.

9. Абасов В. X. Экономические проблемы в управлении межотраслевых связей в системе агропромышленного комплекса: автореф. дисс. ... д-ра наук. Баку, 2012. 49 с. (на азерб. языке).

10. Бабаев А. Г. Моделирование плодородия почв и почвенных процессов в некоторых почвенно-климатических областях Азербайджана: автореф. дисс. ... д-ра. Баку, 1995. 34 с.

11. Бабаев М. П., Джафаров А. Б., Оруджева Н. Г., Мирзазаде Р., Байрамов Э. Научные рекомендации по изучению, использованию и бонитировки почв мелких хозяйств. Баку, 2000. 88 с.

12. Мамедова С. З. Земельные ресурсы и бонитировка почв Ленкоранской области. Баку, 2003. 116 с.

13. Джафаров А. Б., Керимова Л. Р. Усовершенствование оценки базиса пространства на основе естественно сельскохозяйственного районирования // Труды ИПА. 2015. Т. 22. №1-2. С. 59.

14. Нифтиев Ф. Г. Развитие социальной инфраструктуры и географические проблемы территориальной организации в Ленкорань-Астаринском экономическом районе: автореф. дисс. . канд. наук. Баку, 2017. 25 с.

15. Велиев А. Г. Оценка с экономических позиций плодородных почв населенных пунктов и прилегающих территорий // Аграрная наука Азербайджана. 2013. №1. С. 11-14.

References:

1. Mamedov, G. Sh. (2002). Zemel'nye reformy v Azerbaidzhane: pravovye i nauchno-ekologicheskie zadachi. Baku. 412. (in Azerbaijani).

2. Mamedov, G. Sh. (2007). Sotsial'no-ekonomicheskie i ekologicheskie osnovy ratsional'nogo ispol'zovaniya zemel'nykh resursov Azerbaidzhana. Baku. 854. (in Azerbaijani).

3. Mamedov, G. Sh. (2013). Agrarnaya politika Geidara Alieva v Azerbaidzhane. Baku. 344. (in Russian).

4. Mekhtiev, R. A. (2008). Novaya politika: put' razvitiya. Baku. 582. (in Azerbaijani).

5. Guseynova Kh. M. (2011). Tendencies in social and economic development of Azerbaijan. Social and Economic Phenomena and Processes, (5-6). 73-75. (in Russian).

6. Guseinova, Kh. M. (2011). Sotsial'no-ekonomicheskie aspekty regional'nogo razvitiya Azerbaidzhana. Trudy instituta ekonomiki NANA, (1), 254-261. (in Azerbaijani).

7. Guseinova, Kh. M. (2011). Usovershenstvovanie regional'noi politiki v upravlenii regional'nogo razvitiya. IzvestiyaNANA, (1). (in Azerbaijani).

8. Gasymov, L. D. (2010). Kharakternye osobennosti struktury pochvennogo pokrova Lenkoranskoi nizmennosti. TrudyAOP, (1). 244-248. (in Russian).

9. Abasov, V. Kh. (2012). Ekonomicheskie problemy v upravlenii mezhotraslevykh svyazei v sisteme agropromyshlennogo kompleksa: avtoref. dok. diss. Baku. 49. (in Azerbaijani).

10. Babaev, A. G. (1995). Modelirovanie plodorodiya pochv i pochvennykh protsessov v nekotorykh pochvenno-klimaticheskikh oblastyakh Azerbaidzhana: avtoref. dok. diss. Baku. 34. (in Russian).

11. Babaev, M. P., Dzhafarov, A. B., Orudzheva, N. G., Mirzazade, R., & Bairamov, E. (2000). Nauchnye rekomendatsii po izucheniyu, ispol'zovaniyu i bonitirovki pochv melkikh khozyaistv. Baku. 88. (in Russian).

12. Mamedova, S. Z. (2003). Zemel'nye resursy i bonitirovka pochv Lenkoranskoi oblasti. Baku. 116. (in Russian).

13. Dzhafarov, A. B., & Kerimova, L. R. (2015). Usovershenstvovanie otsenki bazisa prostranstva na osnove estestvenno sel'skokhozyaistvennogo raionirovaniya. Trudy IPA, 22(1-2). 59. (in Russian).

14. Niftiev, F. G. (2017). Razvitie sotsial'noi infrastruktury i geograficheskie problemy territorial'noi organizatsii v Lenkoran-Astarinskom ekonomicheskom raione: avt. kand. diss. Baku. 25. (in Russian).

15. Veliev, A. G. (2013). Otsenka s ekonomicheskikh pozitsii plodorodnykh pochv naselennykh punktov i prilegayushchikh territorii. Agrarnaya nauka Azerbaidzhana, (1), 11-14. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 05.11.2018 г. 09.11.2018 г.

Ссылка для цитирования:

Гасымов Л. Д. Управление земельными ресурсами на уровне макроструктур (на примере Ленкоранской низменности) // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 220227. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/12-15 (дата обращения 15.12.2018).

Cite as (APA):

Gasimov, L. (2018). Macrostructural level of the soil resources management (as an example of Lankaran Lowland). Bulletin of Science and Practice, 4(12), 220-227. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.