ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ИННОВАЦИИ ENTREPRENEURSHIP AND INNOVATION
Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 47-57. Economic Systems. 2024;17(2(65)):47-57.
Научная статья УДК 338
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-47-57
5.2.6 - Менеджмент
Управление затратами на инновационную деятельность в экономическом механизме устойчивого развития
Виктор Александрович Подсорин1, Наталья Ивановна Урлахер2Н
1 2 Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые экономические аспекты управления затратами на инновационную деятельность в механизме устойчивого развития, приведен алгоритм управления затратами на инновации в механизме устойчивого развития, рассмотрена динамика валового внутреннего продукта (ВВП) и затрат на инновационную деятельность (ЗИД) организаций Российской Федерации, выполнена кластеризация российских регионов в соответствии с уровнем их ВРП и ЗИД. Показана связь инновационной деятельности и устойчивого развития, выявлена ежегодно возрастающая значимость инновационной активности, проведен корреляционный анализ влияния уровня ЗИД на ВВП, разработан прогноз ЗИД согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, сделаны выводы о необходимости увеличения ЗИД для достижения целей устойчивого развития экономики страны.
Ключевые слова: инновации, инновационная активность, инновационная деятельность, экономическое развитие, кластерный анализ, устойчивое развитие, цели устойчивого развития, ВВП, ВРП
Для цитирования: Подсорин В.А., Урлахер Н.И. Управление затратами на инновационную деятельность в экономическом механизме устойчивого развития // Экономические системы. 2024. Том 17, № 2 (65). С. 47-57. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-47-57.
© Подсорин В.А., Урлахер Н.И., 2024
Original article
Cost management of innovative activitiesin the economic mechanism of sustainable development
Victor A. Podsorin1, Natalia I. Urlakher2^
1 2 Russian University of Transport RUT (MIIT), Moscow, Russia
Abstract. The article discusses some economic aspects of managing the costs of innovation in the mechanism of sustainable development, provides an algorithm for managing the costs of innovation in the mechanism of sustainable development, examines the dynamics of gross domestic product (GDP) and costs of innovation activities of organizations of the Russian Federation (CIA), clustering of Russian regions in accordance with their level of GRP and CIA, The relationship between innovation and sustainable development is shown, and the increasing importance of innovation activity is determined annually, A correlation analysis of the impact of the CIA level on GDP was performed, the CIA forecast was made according to the forecast of socio-economic development of the Russian Federation until 2030, conclusions were drawn about the need to increase the CIA in order to achieve the goals of sustainable development of the country's economy.
Keywords: innovation, innovative activity, economic development, cluster analysis, sustainable development, sustainable development goals, GDP, GRP
For citation: Podsorin V.A., Urlakher N.I. Cost management of innovative activities in the economic mechanism of sustainable development. Economic Systems. 2024;17(2(65)):47-57. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-2-47-57.
Введение
В современных экономических условиях природно-ресурсный потенциал страны в мировой экономике сокращается, в то время как влияние технологического и экономического устойчивого развития растет [1]. Санкционное давление, системное отставание в научно-техническом прогрессе России от ряда развитых стран и недостаточность источников финансирования инновационного развития страны требуют повышения инновационной активности как от российских предприятий - субъектов экономической деятельности, так и от государства - субъекта формирования условий осуществления инновационной деятельности [2].
В 2023 г. на виртуальном саммите G20 В.В. Путин заявил, что Россия и дальше будет вносить свой вклад в сбалансированное достижение целей устойчивого развития (ЦУР] и цифровую трансформацию мировой экономики. Так, клю-
чевым документом среднесрочного стратегического планирования является указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [3], в котором раскрываются цели обеспечения устойчивого экономического развития, что невозможно без инновационной деятельности. При сохранении текущих тенденций ее развития существующее техническое и технологическое отставание будет усиливаться.
Основная часть
Одни из ключевых условий эффективного развития общества в рамках концепции устойчивого развития со стороны государства - расширение экономических методов регулирования и воздействия на социально-экономические процессы, поддержка и мотивация к инновационной деятельности [4]. Иными словами, инновационная деятельность необходима для преобразований и трансформаций существующих подходов и методов производства для его перехода в зону устойчивого развития (рис. 1]. Роль инноваций в устойчивом экономическом развитии состоит в том, что они позволяют повысить экономическую эффективность производства и снизить издержки [5], а также вносят значительный вклад в достижение ЦУР и задач социально-экономического развития РФ.
Рис. 1. Концептуальная модель зависимости устойчивости развития от инновационной деятельности
Источник: составлено авторами.
деятельности
Время
На рис. 1 показано, что линия бездействия постепенно повышается и отражает ограниченный рост в условиях существующих технологий и используемых технических средств. Линия инертного уровня развития характеризует недостаточность усилий и ресурсов для устойчивого развития, линия инноваций - экономический рост и устойчивое развитие. Для ликвидации отставания необходимы существенные затраты. При этом прежде всего речь идет о затратах на инновационную деятельность (далее - ЗИД), так как затраты в традиционные технологии не дают необходимого прироста экономических результатов. Следует отметить, что чем раньше начнут реализовываться инновационные меры, тем выше будет траектория устойчивого развития. Устранение отставания на более ранних этапах способствует формированию существенных преимуществ в целях повышения устойчивости развития: более низких финансовых вложений, более высоких темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности [6].
В рамках реализации проектов инновационного развития требуется учитывать особенности управления ЗИД в механизме устойчивого развития для максимизации отдачи от вложений в инновационную деятельность (рис. 2).
Целевые параметры устойчивого развития
Управление затратами на инновационную деятельность
Определение целей и задач:
установить цели инновационной деятельности в соответствии с ЦУР
Планирование и бюджетирование:
определить необходимые для достижения плановых целей объемы
ресурсов и затрат и закрепить их в плановых показателях и нормативах _>
Управление рисками:
определить стратегии снижения рисков, направленные на минимизацию негативных последствий и максимизацию выгод для устойчивого развития
Анализ затрат и выгод:
оценить потенциальные выгоды, выполнить факторный анализ, а также план-факт-анализ дтя выявления резервов повышения эффективности инновационных проектов
_У
Оценка жизненного цикла:
определить стоимость жизненного цикла и основные ее составляющие дтя выявления влияния инновационных проектов на экономические, экологические и социальные параметры__
Оценка эффективности-
обосновать эффективность реализации инновационных проектов на основе принятых критериев и определить необходимость их совершенствования для отражения особенностей инновационной деятельности
37
Рис. 2. Алгоритм управления ЗИД в механизме устойчивого развития Источник: составлено авторами.
Реализация алгоритма управления ЗИД в механизме устойчивого развития требует учета различных особенностей. Например, формирование ЗИД существенно различается в различных регионах России.
В качестве оценки различий в ЗИД и ВРП между регионами РФ проведен кластерный анализ их взаимосвязи (рис. 3). Идентифицируя изменения в кластерной структуре, можно сделать выводы об эффективности региональных инновационных политик, возможности более эффективного распределения ресурсов в зависимости от конкретных потребностей каждого кластера и о влиянии тенденций регионального развития на достижение ЦУР.
Кластер Г ]
Кластер А
"Р*
Кластер В
Кластер Б
Рис. 3. Кластеризация российских регионов в соответствии с уровнем ВРП и ЗИД Источник: составлено авторами по данным Росстата [7].
Кластер А соответствует высокому уровню ЗИД и ВРП - в этих регионах инновации способствуют экономическому росту. Особенно следует выделить точки роста, соответствующие следующим регионам: Москва (ВРП - 28 507,43 млрд руб., ЗИД - 722,41 млрд руб.), Тюменская область (ВРП - 13 964,55 млрд руб., ЗИД - 101,39 млрд руб.), Санкт-Петербург (ВРП - 11 166,44 млрд руб., ЗИД -145,75 млрд руб.) и Московская область (ВРП - 7 720,84 млрд руб., ЗИД -145,75 млрд руб.).
Кластеру Б соответствует высокий уровень ЗИД и низкий ВРП - здесь инвестиции в инновации пока не привели к значительным экономическим преимуществам. Примерами таких регионов служат Липецкая область (ВРП -792,82 млрд руб., ЗИД - 42,89 млрд руб.) и Томская область (ВРП - 809,59 млрд руб., ЗИД - 26,49 млрд руб.).
Значительное количество российских регионов находятся в кластере В, который соответствует низкому уровню ЗИД и ВРП, к примеру Еврейская АО (ВРП -80,68 млрд руб., ЗИД - 0,11 млрд руб.) и Республика Алтай (ВРП - 91,61 млрд руб.,
ЗИД - 0,47 млрд руб.). Нахождение региона в этом кластере указывает на необходимость увеличения ЗИД в целях стимулирования экономического роста.
Регионам, которые достигают высокого уровня экономического развития, не вкладывая значительных средств в инновации, соответствует кластер Г. Особенности этих регионов заключаются в использовании своего экономического и промышленного потенциалов. Примеры таких регионов - Кемеровская область (ВРП - 2 188,75 млрд руб., ЗИД - 6,13 млрд руб.) и Приморский край (ВРП -1 539,35 млрд руб., ЗИД - 4,9 млрд руб.). Следует отметить, что низкий уровень ЗИД впоследствии может привести к замедлению экономического роста и развития.
Одно из важнейших условий эффективного социально-экономического развития страны в XXI в. - продуманная инновационная политика как на уровне государства, так и на уровне субъектов хозяйствования [8]. Реализация эффективной и инновационной политики сопровождается повышением производительности труда, уровня жизни людей, стимулированием роста экономики [9, 10, 11] и т. д. Инновационный потенциал не только определяет основную конкурентоспособность компаний, но и связан с темпами экономического роста и международным влиянием [12]. Инновационную активность организаций можно охарактеризовать на основе динамики удельного веса ЗИД в ВВП (табл. 1).
Таблица 1
Динамика ВВП и удельного веса ЗИД в ВВП
Год ЗИД (в ценах 2021 г.), млрд руб. ВВП (в ценах 2021 г.), млрд руб. Удельный вес ЗИД в ВВП, %
2012 1 624,61 122 315,58 1,33
2013 1 897,03 124 462,74 1,52
2014 1 922,64 125 379,12 1,53
2015 1 780,46 122 905,74 1,45
2016 1 847,66 123 143,77 1,50
2017 1 918,22 125 393,24 1,53
2018 1 828,05 128 912,21 1,42
2019 2 348,81 131 745,79 1,78
2020 2 542,21 128 249,72 1,98
2021 2 379,71 135 773,77 1,75
2022 2 300,42 134 080,63 1,72
Источник: составлено авторами по данным Росстата [13, 14].
В табл. 1 приведены ЗИД в сопоставимом виде (в ценах 2021 г.). В 2022 г. ЗИД составили 2,3 трлн руб., что ниже уровня 2021 г. на 3,3%. При этом в целом за рассмотренный период ЗИД увеличились в абсолютном выражении почти в 1,5 раза. Рассматривая процент ЗИД к ВВП, можно сделать вывод, что, несмотря на санк-
ционное давление и кризисные явления, в том числе в научно-инновационной сфере развития страны, наметилась тенденция его роста. В развитых экономиках считается, что эта величина должна быть более 2%. Из табл. 1 видно, что в нашей стране это значение пока не достигалось.
На рис. 4 представлена динамика ВВП и доли ЗИД в ценах 2021 г.
|—|Г5Г1П -•-Доля затрат на инновации организаций РФ в ВВП
1,52%
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 4. Динамика ВВП и доли ЗИД в 2012-2022 гг., млрд руб. Источник: составлено авторами по данным Росстата [13, 14].
ВВП с 2012 по 2014 г. увеличился на 3 063 млрд руб., в 2015 г. произошло снижение роста ВВП в связи с серьезным валютно-финансовым кризисом (по сравнению с 2014 г. показатель уменьшился на 2 473 млрд руб.), затем снова наблюдался рост до 2019 г. (увеличение на 8 840 млрд руб.). Волнообразное изменение динамики ВВП отражает влияние общеэкономических и общеполитических факторов и при этом имеет тенденцию к росту.
Причиной снижения уровня ВВП в 2020 г. стало распространение COVID-19, в 2022 г. - санкционное давление, ухудшение торгово-экономических связей с рядом стран, значительное снижение внешнеэкономической деятельности с недружественными государствами [15]. «Ковидные» ограничения и недавние геополитические конфликты предполагают сценарий, при котором деглобализация или сокращение международных потоков знаний замедляют процесс наверстывания упущенного [16]. Однако, несмотря на перечисленные барьеры активизации инновационной деятельности, наблюдается устойчивый рост процента ЗИД к ВВП, что говорит о возрастающей значимости инновационной деятельности как катализатора развития страны в целом.
На рис. 5 представлена взаимосвязь ВВП и ЗИД для оценки ее аппроксимации.
ВВП,
136 ООО
о
134 ООО
о
132 ООО
130 ООО
о
128 ООО
о
126 ООО
• о о
у = 12.242х+102569 RJ = 0.6213
124 ООО
122 ООО
о
120 ООО
500 1 000 1 500 2 000 2 500 3 000 Затраты
на инновации,
млрд руб.
Рис. 5. Зависимость изменения ВВП от ЗИД
Источник: составлено авторами по данным Росстата [13, 14].
Коэффициент корреляции зависимости ВВП от ЗИД составляет 0,79, а коэффициент аппроксимации - 0,62, что отражает высокую степень зависимости ВВП от ЗИД. Следовательно, данная корреляция может быть использована для прогноза ЗИД в зависимости от прогноза социально-экономического развития. Согласно прогнозу Минэкономразвития, ВВП к 2030 г. превысит показатель 2021 г. на 17% [17]. ЗИД в этом случае должны составлять не менее 4,6 трлн руб., т. е. необходимо планировать увеличение ЗИД более чем в 2 раза относительно 2022 г.
Заключение
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. В условиях финансовой поддержки и активизации инвестирования в инновационную деятельность, ориентированных на устойчивое развитие, можно на более раннем этапе ликвидировать техническое и технологическое отставание и способствовать устранению препятствий на пути перехода к инновационной траектории развития.
2. Результаты кластерного анализа инновационной активности в российских регионах показали, что большая их часть сосредоточена в кластере В, который характеризуется недостаточным уровнем ЗИД для достижения ЦУР. Это указывает на необходимость разработки целевых региональных стратегий и программ, а также на изменения приоритетов при реализации инвестиционных проектов по внедрению инноваций в целях устойчивого развития.
3. Повышение инновационной активности входит в число приоритетных и стратегически значимых задач государства. Рост значимости усиления научно-
технологического потенциала страны в условиях рисков, вызванных геополитической напряженностью, требует увеличения ЗИД до уровня стран с развитой экономикой.
4. В настоящее время уровень ЗИД остается относительно низким по сравнению с развитыми странами, но их доля в величине ВВП постепенно увеличивается, что свидетельствует о наличии резервов для увеличения ЗИД, финансирования НИОКР, а также стимулирования частных инвестиций в инновации.
5. Рост ЗИД к 2030 году в 2 раза будет способствовать повышению ВВП в пределах параметров, утвержденных Правительством РФ, что отражает необходимость создания условий, в том числе государственной поддержки, для внедрения инноваций для обеспечения устойчивого развития России. Следует отметить, что сокращение технического и технологического отставания от ведущих стран позволит надолго закрепить вхождение РФ в число стран-лидеров мировой экономики.
Список источников
1. Turkovsky S.R. Key problems of introducing organizational and managerial innovations at different levels of economic space in Russia // XXXV International Plekhanov Readings. 2022. Р. 140-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=zxjbbs&ysclid=lxnckn8vsw448170429 (дата обращения: 04.04.2024).
2. Подсорин В.А., Терешин М.В. Интегральный показатель эффективности инновационной деятельности в системе управления транспортной компании // Транспортное дело России. 2019. № 1. С. 78-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37280228&ysclid=lxndc0 wzw7130759471 (дата обращения: 04.04.2024).
3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1305894187?ysclid=lxnci53brs389625316§ion=text (дата обращения: 04.04.2024).
4. Vershitskaya N. Public administration innovations for sustainable development goals // Sciences of Europe. 2021. No. 72-2 (72). P. 16-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46189 732&ysclid=lxncmcru5j648550473 (дата обращения: 04.04.2024).
5. Латышева З.И., Наджафова М.Н. Инновационная активность в России в условиях санкций // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 8. С. 207-213. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-aktivnost-v-rossii-v-usloviyah-sanktsiy/viewer (дата обращения: 04.04.2024).
6. Подсорин В.А., ТитишкисВ.В., Прибыткова О.В. Инновационная политика транспортной компании как инструмент повышения конкурентоспособности // Транспортное дело России. 2020. № 5. С. 7-9. URL: https://elibrary.ru/kxrafa?ysclid=lxncq8xzdv318021125 (дата обращения: 04.04.2024).
7. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 04.04.2024).
8. Терешина Н.П., Подсорин В.А. Управление инновациями на железнодорожном транспорте: учебник. М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2020. 544 с.
9. Бойко С.В., Тимощук Ю.А. Инструменты поддержки инновационной активности хозяйствующих субъектов // Финансы, учет, аудит : сборник научных работ. 2021. Вып. 24. С. 21-35.
10. КостыговаЛ.А. Устойчивое развитие российской промышленности в современных условиях // Экономика и управление в машиностроении. 2022. № 5. С. 52-55.
11. БондарчукН.В., Кипнис А.Б. Обоснование необходимости учета влияния новых факторов внешней среды при оценке инновационных проектов в промышленности // Экономические системы. 2024. Т. 17, № 1 (64). С. 107-113.
12. Cash flow uncertainty, financial constraints and R&D investment / / International Review of Financial Analysis. 2021. Vol. 76. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 04.04.2024).
13. Валовой внутренний продукт Российской Федерации в текущих и постоянных ценах. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 04.04.2024).
14. Затраты на инновационную деятельность организаций Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 04.04.2024).
15. Economic feasibility of sustainable innovations / R. D. Doszhan [et al.] // Models, Systems, Networks in Economics, Engineering, Nature and Society. 2022. No. 3 (43). P. 42-59. URL: https:// elibrary.ru/hszjol (дата обращения: 04.04.2024).
16. Global Innovation Index 2022: What is the Future of Innovation-driven Growth? // World Intellectual Property Organization (WIPO). 2022. 15th Edition. P. 78.
17. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru (дата обращения: 04.04.2024).
References
1. Turkovsky S.R. Key problems of introducing organizational and managerial innovations at different levels of economic space in Russia // XXXV International Plekhanov Readings. 2022. Р. 140-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=zxjbbs&ysclid=lxnckn8vsw448170429.
2. Podsorin V.A., Tereshin M.V. Integral indicator of the effectiveness of innovative activity in the management system of a transport company. Transportnoe delo Rossii = Transport business of Russia. 2019;(1):78-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37280228&ysclid=lxndc0wz w7130759471. (In Russ.).
3. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036 : Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2024 No. 309. URL: https://docs.cntd.ru/document/1305894187?ysclid=lxnci53brs389625316&se ction=text. (In Russ.).
4. Vershitskaya N. Public administration innovations for sustainable development goals. Sciences of Europe. 2021;(72-2(72)):16-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46189732& ysclid=lxncmcru5j648550473.
5. Latysheva Z.I., Nadzhafova M.N. Innovative activity in Russia under sanctions. Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii = Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2022;(8):207-213. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-aktivnost-v-rossii-v-usloviyah-sanktsiy/viewer. (In Russ.).
6. Podsorin V.A., Titishkis V.V., Pribytkova O.V. Innovative policy of the transport company as a tool for increasing competitiveness. Transportnoe delo Rossii = Transport business of Russia. 2020;(5):7-9. URL: https://elibrary.ru/kxrafa ?ysclid=lxncq8xzdv318021125. (In Russ.).
7. Gross regional product by subjects of the Russian Federation. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts. (In Russ.).
8. Tereshina N.P., Podsorin V.A. Innovation management in railway transport: textbook. Moscow : Educational and Methodological Center for Education in railway transport, 2020. 544 p. (In Russ.).
9. Boyko S.V., Tymoshchuk Yu.A. Tools for supporting innovative activity of economic entities. Finance, accounting, audit : collection of scientific papers. 2021;(24):21-35. (In Russ.).
10. Kostygova L.A. Sustainable development of Russian industry in modern conditions. Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii=Economics and management in mechanical engineering. 2022;(5):52-55. (In Russ.).
11. Bondarchuk N.V., Kipnis A.B. Substantiation of the need to take into account the influence of new environmental factors when evaluating innovative projects in industry. Economic Systems. 2024;17(1(64)): 107-113. (In Russ.).
12. Cash flow uncertainty, financial constraints and R&D investment. International Review of Financial Analysis. 2021;76. URL: https://www.sciencedirect.com.
13. Gross domestic product of the Russian Federation in current and constant prices. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts. (In Russ.).
14. Costs of innovative activity of organizations of the Russian Federation. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science. (In Russ.).
15. Economic feasibility of sustainable innovations / R. D. Doszhan [et al.] // Models, Systems, Networks in Economics, Engineering, Nature and Society. 2022;(3(43)):42-59. URL: https:// elibrary.ru/hszjol.
16. Global Innovation Index 2022: What is the Future of Innovation-driven Growth? World Intellectual Property Organization (WIPO). 2022. 15th Edition. P. 78.
17. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://economy.gov.ru. (In Russ.).
Информация об авторах / Information about the authors
В.А. Подсорин - доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление на транспорте»;
Н.И. Урлахер - магистр, кафедра «Экономика и управление на транспорте».
V.A. Podsorin - doctor of economic sciences, professor of the economics and management in transport chair;
N.I. Urlakher - master's student of the economics and transport management chair.
Статья поступила в редакцию 18.04.2024; одобрена после рецензирования 05.05.2024; принята к публикации 10.05.2024.
The article was submitted 18.04.2024; approved after reviewing 05.05.2024; accepted for publication 10.05.2024.