Научная статья на тему 'Управление затратами и выпуском продукции для достижения требуемого уровня мотивации, зависимого от налоговой политики'

Управление затратами и выпуском продукции для достижения требуемого уровня мотивации, зависимого от налоговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / МОТИВАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / TAXPAYERS' MOTIVATION / КОЭФФИЦИЕНТ МОТИВАЦИИ / MOTIVATION FACTOR / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЗАТРАТЫ / COST / ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ / RELEASE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ованесян Сергей Суренович, Черхарова Наталья Ивановна

Статья посвящена проблеме управления затратами и выпуском продукции в различных отраслях для достижения требуемого уровня мотивации налогоплательщиков. Авторами предлагается методика для анализа влияния изменения производственных показателей на мотивацию налогоплательщиков. Оценивание экономических показателей осуществляется по основным видам экономической деятельности Забайкальского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ованесян Сергей Суренович, Черхарова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF COST AND RELEASE PRODUCTS TO ACHIEVE THE REQUIRED LEVEL OF MOTIVATION, DEPENDING ON THE TAX POLICY

The article is devoted problem of management of cost and release products in the different industries to achieve the required level of motivation of taxpayers. The authors offer method for analyzing the effect of change of production indicators on the taxpayers' motivation. Economic indicators are estimated according to main economic activities of the Zabaikalsky region.

Текст научной работы на тему «Управление затратами и выпуском продукции для достижения требуемого уровня мотивации, зависимого от налоговой политики»

иркутским государственный университет путей сообщения

лении задержек поездов в ожидании технического осмотра.

Полученные уравнения позволяют прогнозировать потери, вызванные дополнительными простоями поездов, на этапе планирования «окон», а также использовать эти модели для решения задачи оптимизации продолжительность «окна».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акулиничев В.М., Кудрявцев В.А., Шульженко П.А. Применение математических методов и вычислительной техники в эксплуатации железных дорог. - М. : Транспорт, 1973. - 184 с.

2. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем:

Учебное пособие. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 368 с.

3. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики : Учебник. - М. : ИНФРА, 1998. - 416 с.

4. Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel: Учеб. пособие. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

5. Статистика: Курс лекций. Харченко Л.П., Дол-женкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.т.н. В.Г. Ионина., - М.: ИНФРА , 1999. - 310 с.

6. Статистические методы обработки эмпирических данных, - М.: ВНИИНМАШ, 1978. -232 с.

УДК 519.86 Ованесян Сергей Суренович,

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой статистики и экономического анализа, Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск,

e-mail: ovanesan@isea.ru Черхарова Наталья Ивановна, аспирант кафедры информатики и кибернетики БГУЭП, Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права,

тел.: (3022)251622 (дом.), 89644618968 (сот.), e-mail: cherharova_n_i@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ВЫПУСКОМ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО УРОВНЯ МОТИВАЦИИ, ЗАВИСИМОГО ОТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

S.S. Ovanesyan, N.I. Cherkharova

MANAGEMENT OF COST AND RELEASE PRODUCTS TO ACHIEVE THE REQUIRED LEVEL OF MOTIVATION, DEPENDING ON THE TAX POLICY

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления затратами и выпуском продукции в различных отраслях для достижения требуемого уровня мотивации налогоплательщиков. Авторами предлагается методика для анализа влияния изменения производственных показателей на мотивацию налогоплательщиков. Оценивание экономических показателей осуществляется по основным видам экономической деятельности Забайкальского края.

Ключевые слова: налогообложение, мотивация налогоплательщиков, коэффициент мотивации, управление, затраты, выпуск продукции

Abstract. The article is devoted problem of management of cost and release products in the different industries to achieve the required level of moti-

vation of taxpayers. The authors offer method for analyzing the effect of change ofproduction indicators on the taxpayers' motivation. Economic indicators are estimated according to main economic activities of the Zabaikalsky region.

Keywords: taxation, taxpayers' motivation, motivation factor, management, cost, release products.

Введение

Устойчивое и динамичное развитие экономики любой страны непосредственным образом связано со сложившимся состоянием и эффективностью функционирования налоговой системы. В условиях рыночной экономики налоговая система должна преследовать не только количественные

(фискальные), а, прежде всего, качественные цели - формировать эффективный налоговый механизм, который наряду с обеспечением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в тоже время в максимальной мере регулировал бы развитие рыночной экономики.

Необходимость удовлетворения растущих потребностей человека и общества в целом обуславливает постоянное возобновление производства в увеличивающихся масштабах, которое невозможно без инвестиций, развития научно-технического потенциала страны. Возможности хозяйствующих субъектов осуществлять долгосрочные вложения капитала с целью расширения производства напрямую зависят от уровня налоговых изъятий.

Постановка задачи

Налоговая нагрузка многих российских товаропроизводителей на практике продолжает оставаться высокой, что осложняет мобилизацию факторов экономического роста, не способствует росту инвестиционной активности, не стимулирует финансирование разработок новых видов продукции и новых технологий, снижает конкурентоспособность отечественной продукции. Сегодня российская экономика по-прежнему испытывает трудности, связанные со значительной долей убыточных предприятий, неравномерным распределением налогового бремени, уклонением многих субъектов рынка и сфер бизнеса от налогообложения. Все эти факты свидетельствуют о неэффективности налоговой системы России и ее неадекватности проводимым рыночным преобразованиям. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому, вырабатывая налоговую политику, законодатели должны большее внимание уделять мо-тивационной стороне налогообложения, конструктивно оценивать потенциальную реакцию налогоплательщиков.

Построение модели

С целью изучения мотивации предприятий-налогоплательщиков предлагается ввести в рассмотрение так называемый «коэффициент мотивации», равный отношению чистой прибыли к той части вновь созданной стоимости, которая делится между предприятием и государством [Ошибка! Источник ссылки не найден.]:

Р

-> К, (1)

N + Р

где Р - чистая прибыль предприятия, N - сумма всевозможных налогов, начислений, отчислений и прочих платежей, обязательных по налоговому законодательству, К - коэффициент мотивации.

Определим входящие в соотношение величины:

N = NдС + N ПР + Nр + А, Nпp = адрБ, Р = (1 - апр )В, Nпр = аде (С - М) , Nр= р , А = а0С, В = (1 - аДС )(С - М) - (1 + р)2 . Здесь Nдр - величина налога на добавленную стоимость;

N др - величина налога на прибыль;

Nр - величина начислений на заработную плату;

А - остальные налоги и сборы, обязательные по налоговому законодательству; а др - ставка налога на добавленную стоимость;

адр - ставка налога на прибыль; Р - ставка начислений на заработную плату; ад - налоговая ставка прочих налогов; С - цена продукции;

М - материальные затраты на производство продукции;

X - заработная плата на производство продукции; В - налогооблагаемая прибыль.

После подстановки всех составляющих в (1) основное соотношение принимает вид [Ошибка! Источник ссылки не найден.]:

К <

(1 -адр )[( - а др )(С - М) - (1 + Р)2 ] С(1 + а0) -М -2

(2)

С помощью неравенства (2) можно рассчитать предельные значения каждого показателя при условии, что остальные установлены или заданы вне зависимости друг от друга:

С^М I 2[(1 -аДР )(1 + Р) - К] + КМад ^ (3) (1 -адр )(1 -адр ) - К (1 + ад) '

М1С 2|(' -аДР )(1 + Р) - К] + СКа(} (4) (1 -адр )(1 -адр ) - К '

(С - М )[(1 -адр )(1 -аде ) - К ] - КСад (1 -адр )(1 + Р) - К (С - М - Z)(1 - К) - адс (С - М)

2 <

(5)

адр <

С - М - 2-адс (С - М)-Р2

_Р2 + КС а_

С - М - г-адс (С - М)-Р2 '

(6)

иркутским государственный университет путей сообщения

адс Ь

(С - Ы - 2)(1 - К -апр)

(С - М)(1 -апР) (1 - апр )Р2 + КС а - (С-РМ )(1 -апр) ' (С -М - 2)(1 - К - аПР)

(1 -апр )2 адс (С - М)(1 - апр) + КСа0 (1 -апр )2

а0 ь-

(С -М - 2)(1 -апР - К)

КС

(1 -апр)[адс(С -М) + Р2]

КС

АС = -

С - С,

факт

С,

•100%,

факт

АМ =■

М - М.

факт

М

• 100%,

факт

А2 =-

2 - 2.

факт

(7)

2

• 100%,

(12)

факт

(8)

(9)

Далее приведем расчетные формулы, с помощью которых будем оценивать величины изменения показателей производственной деятельности предприятий для вывода отрасли на требуемых уровень мотивации К = к :

(10) (11)

где С = С (к), М = М (к), 2 = 2 (к) определены по формулам (ЗН5Х а Сфакт , Мфакт и 2факт - фактические значения выпуска продукции, материальных затрат и расходов на оплату труда.

С помощью данных параметров налогоплательщик может определить величины изменения

выпуска (цены на единицу) продукции (АС ), ма-

*

териальных затрат (АМ ) или расходов на оплату

*

труда (А2 ) для достижения требуемого уровня мотивации, создаваемой налоговой политикой.

Данная методика применена к условиям Забайкальского края. Оценивание экономических показателей осуществляется на основе данных управления федеральной налоговой службы и комитета статистики по Забайкальскому краю [Ошибка! Источник ссылки не найден.], [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В табл. 1 приводятся указанные величины для выхода отраслей региона на уровень мотивации равный 0,2 и 0,5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Управление затратами и выпуском продукции на предприятиях региона по отраслям

Вид деятельности К2009 Заданный уровень мотивации

к = 0,2 к = 0,5

* АС * АМ * А2 * АС * АМ * А2

Всего - 48,57 -69,43 -61,79 146,17 -182,00 -88,13

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 28,86 -35,21 -61,55 78,41 -90,16 -85,76

Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях - 37,83 -42,11 -78,83 83,62 -90,24 -91,93

Лесное хозяйство, лесозаготовки и предоставление услуг в этих областях 0,28 -5,49 10,59 12,86 55,37 -89,59 -59,17

Добыча полезных ископаемых 0,02 7,87 -12,47 -17,60 74,16 -98,00 -75,30

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 0,22 -1,53 2,81 3,47 57,94 -91,21 -61,37

Добыча каменного угля, бурого угля и торфа 0,38 -18,72 37,59 59,45 51,14 -73,16 -62,95

Добыча урановой и ториевой руд 0,15 2,89 -5,19 -6,14 65,05 -100,63 -64,78

Таблица 1 (продолжение)

Добыча полезных ис-

копаемых, кроме топ-ливно- энергетиче- - 23,17 -29,97 -50,54 102,53 -105,79 -97,08

ских

Добыча металлических руд - 22,48 -29,33 -49,02 102,82 -106,44 -96,80

Обрабатывающие производства 0,11 3,71 -5,53 -10,11 56,64 -72,52 -72,13

Производство пище-

вых продуктов, включая напитки и табак, 0,23 -1,27 1,71 5,14 43,37 -48,74 -79,75

из них

Производство пищевых продуктов, вклю- 0,25 -2,02 2,74 8,24 34,35 -41,19 -67,40

чая напитки

Производство мяса и мясопродуктов 0,41 -8,86 11,68 57,94 10,97 -13,55 -36,56

Производство молочных продуктов 0,32 -5,52 8,63 18,16 26,56 -39,31 -45,03

Производство продуктов мукомольно-крупяной промышлен- - 9,20 -9,04 -122,70 97,89 -56,16 -414,80

ности

Производство прочих пищевых продуктов 0,19 0,58 -0,97 -1,41 37,49 -61,80 -48,80

Производство напитков 0,13 4,10 -5,81 -12,24 96,23 -91,82 -105,30

Текстильное и швейное производство -0,75 19,72 -36,38 -30,11 76,83 -139,92 -63,02

Обработка древесины и производство изде- 0,32 -8,86 15,21 26,94 44,44 -62,68 -60,42

лий из дерева

Целлюлозно-

бумажное производство; издательская и -0,64 30,90 -91,76 -31,78 136,16 -363,57 -68,52

полиграфическая дея-

тельность

Издательская деятельность -0,53 32,34 -130,34 -30,08 150,02 -537,86 -67,54

Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в -0,81 29,54 -70,27 -33,76 123,34 -266,48 -69,66

этой области

Химическое производство -0,01 13,97 -53,47 -15,90 110,62 -377,17 -61,02

Производство резино-

вых и пластмассовых -0,27 14,94 -26,93 -25,12 76,51 -128,73 -65,35

изделий

Производство прочих неметаллических ми- 0,27 -3,68 6,42 9,41 40,00 -64,39 -51,36

неральных продуктов

Производство изделий из бетона для использования в строитель- -0,13 8,92 -12,84 -22,65 53,73 -71,35 -68,52

стве

Таблица 1 (продолжение)

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 0,23 -1,11 1,55 4,06 30,34 -39,58 -56,53

Металлургическое производство -0,01 11,85 -25,89 -17,93 99,35 -182,12 -68,61

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 0,07 8,36 -27,72 -10,69 83,48 -262,31 -55,04

Производство транспортных средств и оборудования -0,21 12,03 -17,16 -28,71 70,54 -86,80 -79,01

Прочие производства 0,33 -8,34 13,37 28,46 35,28 -48,60 -56,27

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,11 2,41 -3,05 -10,30 31,68 -37,14 -68,30

Производство, передача и распределение электроэнергии -0,37 5,95 -6,96 -29,03 27,41 -30,99 -70,35

Распределение газообразного топлива -0,10 9,30 -14,00 -21,67 60,38 -82,36 -69,35

Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 0,19 0,27 -0,34 -1,29 29,15 -33,51 -69,16

Сбор, очистка и распределение воды -0,18 13,08 -25,12 -21,43 71,61 -131,64 -61,09

Строительство - 18,23 -21,44 -54,93 59,30 -63,93 -89,12

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления 0,24 -3,31 10,00 5,20 71,94 -189,77 -53,67

Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт - 33,10 -64,81 -40,36 136,32 -227,92 -77,23

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 0,47 -32,15 96,91 92,74 9,99 -26,52 -13,81

Таблица

Розничная торговля,

кроме торговли авто-

транспортными средствами и мотоцикла- -0,18 23,69 -124,01 -22,65 142,87 -650,74 -64,67

ми; ремонт бытовых

изделий и предметов

личного пользования

Гостиницы и рестораны 0,27 -4,44 9,16 9,45 42,81 -83,42 -46,79

Транспорт и связь - 121,52 -158,17 -83,99 300,35 -334,66 -96,70

Транспорт - 148,11 -171,19 -91,66 351,36 -345,05 -100,50

Связь 0,57 -59,90 248,77 373,86 -37,77 134,93 110,34

Операции с недви-

жимым имуществом, аренда и предостав- -0,58 27,78 -62,64 -33,30 131,64 -253,30 -73,27

ление услуг

(окончание)

Рассмотрим, например, отрасль «Текстильное и швейное производство». В 2009 г у предприятий данного вида деятельности коэффициент мотивации был равен . Для того, чтобы данной отрасли выйти на уровень мотивации с коэффициентом необходимо либо увеличить выпуск продукции на 19,72 %, либо уменьшить материальные затраты на 36,38 % (что может привести к снижению качества продукции), либо повысить производительность труда, соответственно уменьшению фонда заработной платы на 30,11 % (что приведет к снижению мотивации ра-ботников предприятий). Для достижения более высокой мотивации, необходимо еще большее изменение перечисленных показателей производственной деятельности.

Рассмотрим отрасль с положительной мотивацией. Например, «Гостиницы и рестораны» ( ). На основании данных табл. 1 можно заключить, что при снижении выпуска (цены на единицу) продукции на 4,44 % или увеличении материальных затрат на производство продукции на 9,16 %, или увеличения расходов на оплату труда на 9,45 % мотивация упадет до уровня .

А увеличив выпуск продукции на 42,81 % или уменьшив материальные затраты на 83,42 % можно достичь уровня мотивации равного 0,5.

Современный период реформирования налоговой системы выдвигает задачи совершенствования моделей обработки данных, позволяющих по-

высить качество принятия управленческих решений. Результаты проведенного анализа могут быть положены в основу разработки плана оздоровления и развития отраслей региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ованесян С.С. Математическое моделиро-вание в бухгалтерском учете, анализе и налогообложении. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2001. -120 с.

2. Черхарова Н.И. Системный анализ мотивации предприятий-налогоплательщиков региона (на примере Забайкальского края) / Н.И. Черхарова, С.С. Ованесян // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) - электронный журнал. - 2011. - №4.

3. Отчет «О поступлении налоговых платежей в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности по Забайкальскому краю» (форма №1 -НОМ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.r75.nalog/ru/ ^си-тей.рИр ?id=232044&орю=1 пот7 5.

4. Отчет «Основные показатели деятельности организаций за 2009г.» (код по каталогу 1.80) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://chita.gks.rU/BGD/Bas_10ex/IssWWW.exe/S ^/те87/1_80~1.Ыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.