Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА'

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ СЕРВИСА / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / ПАРАМЕТРЫ СКЛАДА / ABC-АНАЛИЗ / ОБЪЕМ ЗАПАСОВ / СЕРВИСНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ирина Михайловна, Данилов Игорь Кеворкович, Абдулина Елена Андреевна, Нефедов Борис Александрович, Угланов Михаил Борисович

Целью работы является исследование инновационных подходов к управлению предприятиями сервиса автомобилей и автотракторной техники. Объект исследования: процессы деятельности отдела запасных частей предприятий сервиса автомобильной и сельскохозяйственной техники. В статье рассматривается функционирование предприятий сервиса автотракторной техники с позиции рационального использования расходных материалов и запасных частей. Функционирование отдела запасных частей предприятий сервиса автотракторной техники непосредственно связано со скоростью выполнения ремонтных работ. Наличие необходимых ресурсов на складе позволяет в кратчайшие сроки произвести работы по ремонту подвижного состава без дополнительных затрат времени на ожидание доставки запасных частей от поставщика. Валовая месячная выручка планируется в зависимости от «пути» сбыта товаров. Основным источником сбыта запасных частей и комплектующих (50-60% от общего объема) является зона технического обслуживания и ремонта (ТО и ТР) автотракторной техники. Для проведения анализа использования ресурсов применяются различные методы, в том числе ABC-анализ. Данный метод основан на правиле Парето, согласно которому 80% прибыли обеспечиваются 20%-ми позиций ассортимента. Первая группа товаров включает в себя наиболее потребляемые товары, которые создают наибольшую ценность. Во вторую группу входят товары со средней степенью важности. К третьей группе относятся товары, которые пользуются наименьшим спросом, однако имеют наибольший объем складских площадей. Предлагается внедрение на ремонтных и сервисных предприятиях автотракторной техники автоматизированной системы управления складами, которая позволяет руководителям эффективно управлять основными параметрами склада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Ирина Михайловна, Данилов Игорь Кеворкович, Абдулина Елена Андреевна, Нефедов Борис Александрович, Угланов Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVENTORY MANAGEMENT ON THE AUTOMOBILE SERVICE ENTERPRISES

The aim of the work is to study innovative approaches to the management of automobile service companies and automotive engineering. Object of research: processes of activity of the department of spare parts of service enterprises of automobile and agricultural machinery. The article deals with the functioning of the service enterprises of automotive equipment from the standpoint of rational use of consumables and spare parts. The operation of the spare parts department of the service enterprises of automotive equipment is directly related to the speed of repair work. Availability of the necessary resources in the warehouse allows us to quickly perform works on the repair of the rolling stock without additional time spent waiting for the delivery of spare parts from the supplier. The gross monthly revenue is planned depending on the direction of sales of goods. The main realization of spare parts (50-60% of the total volume) occurs through the area of maintenance and repair of automotive equipment. For the analysis of resource use, various methods are used, including ABC analysis. This method is based on the Pareto rule, according to which 20% of the assortment positions provide 80% of the profit. The first group of goods includes the most consumed goods, which create the greatest value. The second group includes goods with an average degree of importance. The third group of goods include goods that are least demanded, but they have the largest amount of warehouse space. It is proposed to introduce automatic warehouse management system at repair and service enterprises of automotive equipment, which allows managers to effectively manage the main parameters of the warehouse.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА»

qualities of retort pouched buffalo meat nuggets // Journal of Food Science. 2010. vol. 75. pp. S31-S35.

9. Mancini R. A, Hunt M. C. Current research in meat color // Meat Science. 2005. vol. 71. pp. 100-121.

10. Wilde P. Proteins and emulsifiers at liquid interfaces //Advances in Colloid and Interface Science. 2004. vol. 108-109. pp. 63-71.

УДК 656.07

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА

ПОПОВА Ирина Михайловна, канд. экон. наук, доцент, Филиал Самарского государственного университета путей сообщения, г. Саратов, impopova@mail.ru

ДАНИЛОВ Игорь Кеворкович, д-р техн. наук, профессор, Российский университет дружбы народов, danilov_ik@rudn.university

АБДУЛИНА Елена Андреевна, магистрант, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. lenacool141@rambler.ru

НЕФЕДОВ Борис Александрович, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры управления, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, b.a.nefedof@ mail.ru

УГЛАНОВ Михаил Борисович, д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры эксплуатации машинно-тракторного парка, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А.Костычева

Целью работы является исследование инновационных подходов к управлению предприятиями сервиса автомобилей и автотракторной техники. Объект исследования: процессы деятельности отдела запасных частей предприятий сервиса автомобильной и сельскохозяйственной техники. В статье рассматривается функционирование предприятий сервиса автотракторной техники с позиции рационального использования расходных материалов и запасных частей. Функционирование отдела запасных частей предприятий сервиса автотракторной техники непосредственно связано со скоростью выполнения ремонтных работ. Наличие необходимых ресурсов на складе позволяет в кратчайшие сроки произвести работы по ремонту подвижного состава без дополнительных затрат времени на ожидание доставки запасных частей от поставщика. Валовая месячная выручка планируется в зависимости от «пути» сбыта товаров. Основным источником сбыта запасных частей и комплектующих (50-60% от общего объема) является зона технического обслуживания и ремонта (ТО и ТР) автотракторной техники. Для проведения анализа использования ресурсов применяются различные методы, в том числе ABC-анализ. Данный метод основан на правиле Па-рето, согласно которому 80% прибыли обеспечиваются 20%-ми позиций ассортимента. Первая группа товаров включает в себя наиболее потребляемые товары, которые создают наибольшую ценность. Во вторую группу входят товары со средней степенью важности. К третьей группе относятся товары, которые пользуются наименьшим спросом, однако имеют наибольший объем складских площадей. Предлагается внедрение на ремонтных и сервисных предприятиях автотракторной техники автоматизированной системы управления складами, которая позволяет руководителям эффективно управлять основными параметрами склада.

Ключевые слова: уровень сервиса, запасные части, параметры склада, ABC-анализ, объем запасов, сервисный коэффициент.

Введение

В Российской Федерации в настоящее время наблюдается увеличение количества предприятий, основная деятельность которых состоит в обслуживании и продаже автотракторной техники. Для таких предприятий необходимо достаточно большое количество ресурсов, таких как расход-

ные материалы и запасные части, рациональное использование которых позволит увеличить прибыль предприятий от оказания услуг при сокращении затрат на содержание склада.

Функционирование отдела запасных частей предприятий сервиса автотракторной техники непосредственно связано со скоростью выполнения

© Попова И. М., Данилов И. К., Абдулина Е.А., Нефедов Б. А., Угланов М. Б., 2018 г.

ремонтных работ. Наличие необходимых ресурсов на складе позволяет в кратчайшие сроки произвести работы по ремонту подвижного состава без дополнительных затрат времени на ожидание доставки запасных частей от поставщика.

Объект и методика исследования

Целью данной работы является исследование инновационных подходов к управлению предприятиями сервиса автотракторной техники. Одним из перспективных направлений является внедрение инноваций в деятельность отдела запасных частей, планирование и анализ основных показателей деятельности которого являются трудоемким процессом, зависящим от множества составляющих.

Валовая месячная выручка планируется в зависимости от организации «путей» сбыта товаров. Наиболее перспективным является реализация комплектующих через зоны ТО и ТР сервисных предприятий автотракторной техники (50-60% от общего объема). Чтобы произвести расчет выручки от реализации товаров в данной зоне, требуется вычислить планируемую загрузку сервиса в нормо-часах относительно дневного рабочего фонда, числа постов, коэффициентов загрузки постов и коэффициентов сезонности. Сумма совокупных продаж запасных частей и расходных материалов определяется через соотношение выручки от выполненных работ к выручке от реализации товаров.

В зоне ТР при установке дополнительного оборудования реализуется примерно 15-20% от общего объема товаров. При расчете выручки, полученной от реализации комплектующих на данном участке, необходимо учитывать количество выполненных работ.

К примеру, если пост работает двенадцать часов в день, коэффициент загрузки равен двум, в рассматриваемом месяце тридцать дней, стоимость нормо-часа 1200 рублей, то по результатам расчетов месячная выручка от проведения работ составит 792000 рублей. При классическом соотношении получаемой выручки от произведенных работ к выручке от продажи запасных частей (з/ч) и комплектующих (33% к 67% соответственно, коэффициент наполняемости - 2) на участке установки дополнительного оборудования, последняя составит 1584000 рублей.

Выручка сервисных предприятий автотракторной техники от реализации з/ч через участок кузовного ремонта вычисляется аналогично выручке зоны ТО и ТР автотракторной техники (в среднем 25% от общего объема продаж), при этом выручка от розничных продаж з/ч и комплектующих (через магазин) составляет 8-10%.

С целью повышения рентабельности вложений необходимо регулярно анализировать, контролировать затраты отдела запасных частей и управлять ими. К данным затратным статьям относятся высокие расходы на хранение запасов, недостаточные объемы реализации из-за завышенных цен, ошибки при работе с заказами клиентов, об-

разование неликвидных товаров и излишков, наличие недостач и поврежденного товара на складе.

Планирование запасов запасных частей на складе производится исходя из потребности в них с учетом планируемого роста или спада продаж продукции. Показатель обновления запасов запасных частей на складе за расчетный период называется оборачиваемостью. Коэффициенты оборачиваемости рассчитываются по нижеприведенным формулам [1].

Средний товарный запас ТЗср рассчитывается по формуле:

(1)

где ТЗп - товарный запас в денежном эквиваленте на отдельные даты выбранного периода, п - число дат в периоде. Уровень запасов У определяется по формуле:

(2)

где ТЗ- товарный запас в денежном эквиваленте на конец выбранного периода.

Оборачиваемость в днях ОБан вычисляется

следующим образом: '/"} ■ Д

ОБдн = -^7——, (3)

где Л-число дней,

Т- объем продаж или товарооборот за выбранный период.

Оборачиваемость в разах ОБраз определяется следующим отношением:

Д т

он ваз =

раз 0Б

дн ТЗф

(4)

Расчет оборачиваемости производится с учетом товаров, физически присутствующих на складе. В случае если товар уже приобретен, но еще не доставлен на склад, в расчете он не участвует так же, как и товар, который продан, но еще не отгружен.

Наибольший интерес представляют з/ч и комплектующие, которые имеют высокую оборачиваемость и приносят прибыль от оборота. Наравне с ними в ассортименте могут находиться товары с низкой оборачиваемостью, однако их присутствие должно быть компенсировано высокой наценкой. В ассортименте могут присутствовать и товары с низкой наценкой при условии их хорошей оборачиваемости.

Достижению максимальных показателей сервисного коэффициента будут способствовать увеличение объема запасов и расширение номенклатуры, вследствие чего изменятся показатели оборачиваемости. Низкое значение сервисного коэффициента повлечет за собой увеличение объема упущенных продаж из-за отсутствия на

складе требуемых запасных частей в момент запроса, а высокое - простой денежных средств за счет высокого количества непроданных товаров. Зависимость объема складских запасов и обо-

рачиваемости запасов от сервисного коэффициента представлена на следующих графиках [2] (рис. 1).

Оборачиваемость запасов

Сервисный коэфс шциент ЭК

а

Рис. 1 - Зависимость объема складских запасов и оборачиваемости запасов от

сервисного коэффициента

Анализ графиков позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, максимальное удовлетворение спроса на сервисные услуги невозможно вследствие отсутствия необходимых запасов на складе (рис.1, а), а, с другой стороны, высокое значение сервисного коэффициента влечет за со-

бой образование большого объема неиспользованных запасов (рис.1, б).

Таким образом, в среднем по отрасли оптимальным соотношением складских параметров является шесть оборотов в год при сервисном коэффициенте 90%.

Сервисный коэффициент 511, %

Рис. 2 - Оптимальное соотношение складских параметров

Рис. 3 - Метод планирования и управления по точке заказа

Для проведения анализа использования ресурсов применяются различные методы, в том числе АВС-анализ - метод, позволяющий разделить номенклатуру реализуемых товаров на 3 категории с целью выявления ассортимента, обладающего наибольшей ценностью. Данный метод основан на правиле Парето, согласно которому 80% прибыли обеспечиваются 20%-ми позиций ассортимента.

Первая группа товаров (группа А) включает в себя наиболее потребляемые товары, которые создают наибольшую ценность (80% продаж малым количеством товаров 20%). Во вторую группу (группа В) входят товары со средней степенью важности (15% продаж от 30% товаров). К третьей группе товаров (группа С) относятся товары, которые пользуются наименьшим спросом, однако имеют наибольший объем складских площадей (50% товарных запасов, 5% продаж).

Метод АвС-анализа позволяет выявить товары - лидеры продаж, установить причины, препятствующие перемещению номенклатурных единиц из групп низкой приоритетности в группы с более высокой приоритетностью.

АО 60 40 100 ДОЛА » ассортимент«, №

Рис. 4 - Графическое представление метода АВС-анализа

В настоящее время большинство сервисных предприятий оснащены системами управления

Таблица - Результаты использования автоматизированной системы управления

складскими запасами, основу которых составляет исключительно статистика продаж. Применение данного типа систем показывает, что показатели оборачиваемости и сервисный коэффициент находятся в обратной зависимости.

При использовании автоматизированной системы анализа статистики реализованных и упущенных продаж фиксируется каждое обращение на склад, что позволяет обеспечить профессиональное управление и обеспечить наличие необходимых ресурсов на складе, основываясь на применении математических методов и соблюдении финансовых показателей. На основании анализа прошлых и упущенных продаж, заказов на автомобили и сельскохозяйственную технику при продаже аксессуаров и дополнительного оснащения прогнозируется количество необходимых запасов на складе.

Автоматизированная система управления складами позволяет руководителям управлять основными параметрами склада, повысить продуктивность работы сотрудников склада и сервиса, увеличить объем ремонтных работ и показатель удовлетворенности клиентов оказанными услугами.

Для определения точки минимальной суммы издержек на повторные заказы и на хранение запасов используется формула Вильсона [2]:

(5)

где А - спрос на товар за год, Р - себестоимость товара, 5 - издержки на повторные заказы, h - ежегодные издержки на хранение запасов.

Результаты исследования

Результаты использования автоматизированной системы управления складскими запасами ремонтных и сервисных предприятий в течение года представлены в таблице [2].

Покаэате ль / Период 01/ 2017 02/ 2017 03/ 2017 04/ 2017 05/ 2017 06/ 2017 07/ 2017 06/ 2017 09/ 2017 10/ 2017 11/ 2017 12/ 2017 01/ 201 в

Итого

уровень сервиса, % 84.12 83,67 B2.se аз,1в ВЯ29 56 50 79.64 84.13 аз.ев В4.01 92.06 91. ие 84.62

ОСорачи вземссть 3,46 4,70 4,73 4,77 5,59 4,36 6,32 5,06 5,26 5,19 4,56 4,35 2,76

Склад <5 Л л $ Г1 В Ф Я о т 8 а> Я ю Я 3 4£> 8 * г Си> (А 1™ О} п я я к ч— 8 Й Й Ф 3 К ^ Я N со ф т- см Ф § л О» т— к> 1 с» т— 1-* л 1" л Й Л л В ьп а

Оборот на конец месяца см 3 СМ со в> й 8 3 с» V <3> Л гЛ в 1 * 2 § ? § ч> К) Л ю ¡е ч ч 3 ^ ж со 3 1 (А К ® 1А £ о с* ф Ю

Выводы

Внедрение автоматизированной системы управления на предприятиях сервиса автотракторной техники способствует увеличению оборота от реализации запасных частей за месяц при сохранении уровня сервиса и оборачиваемости. Перспективные методы управления предприятиями сервиса позволяют увеличить прибыль от осуществляемой деятельности и повысить уровень оказания услуг.

Список литературы

1. Анализ работы автосервиса: Экономика и управление на предприятии транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. econcover.ru/eccovs-43-1.html

2. Стандарт высокоэффективного послепродажного сервисного обслуживания клиентов ООО

«Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ».

3. Управление автосервисом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vipwash.ru/avtoservis-kak-biznes/upravlenie-avtoservisom

4. COMPLEXITY ANALYSIS AND RISK MANAGEMENT IN FINANCE Mertzanis C. Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis. 2014. Т. 96. С. 15-40.

5. Оценка качества и автосервисных услуг / В.П. Бычков, В.М. Бугаков. - Воронежский научно-технический Вестник. 2013. № 1 (3). С.71-77.

6. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 359 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5613-9.

INVENTORY MANAGEMENT ON THE AUTOMOBILE SERVICE ENTERPRISES

Popova Irina M., candidate of economic sciences, associate professor, Branch of Samara State University of Railway Transport in Saratov, impopova@mail.ru,

Danilov Igor K., doctor of technical sciences, professor, Peoples' Friendship University of Russia, danilov_ ik@rudn.university,

Abdulina Elena A.: master's student, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, lenacool141@ rambler.ru

Nefedov Boris A., doctor of technical sciences, Professor, Professor of the Department of Management, Russian State Agrarian University - MAAA named after K.A. Timiryazeva, b.a.nefedof @ mail.ru

Uglanov Mikhail B., Dr. Tech. Sci., Professor, Head. Department of Technical Operation of Transport

The aim of the work is to study innovative approaches to the management of automobile service companies and automotive engineering. Object of research: processes of activity of the department of spare parts of service enterprises of automobile and agricultural machinery. The article deals with the functioning of the service enterprises of automotive equipment from the standpoint of rational use of consumables and spare parts. The operation of the spare parts department of the service enterprises of automotive equipment is directly related to the speed of repair work. Availability of the necessary resources in the warehouse allows us to quickly perform works on the repair of the rolling stock without additional time spent waiting for the delivery of spare parts from the supplier. The gross monthly revenue is planned depending on the direction of sales of goods. The main realization of spare parts (50-60% of the total volume) occurs through the area of maintenance and repair of automotive equipment. For the analysis of resource use, various methods are used, including ABC analysis. This method is based on the Pareto rule, according to which 20% of the assortment positions provide 80% of the profit. The first group of goods includes the most consumed goods, which create the greatest value. The second group includes goods with an average degree of importance. The third group of goods include goods that are least demanded, but they have the largest amount of warehouse space. It is proposed to introduce automatic warehouse management system at repair and service enterprises of automotive equipment, which allows managers to effectively manage the main parameters of the warehouse.

Key words: service level, spare parts, warehouse parameters, ABC analysis, volume of stocks, service factor.

Literatura

1. Analiz raboty avtoservisa: Ekonomika i upravleniye na predpriyatii transporta [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.econcover.ru/eccovs-43-1.html

2. Standart vysokoeffektivnogo posleprodazhnogo servisnogo obsluzhivaniya kliyentov OOO «Kommercheskiye avtomobili - Gruppa GAZ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Upravleniye avtoservisom [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://vipwash.ru/avtoservis-kak-biznes/upravlenie-avtoservisom

4. COMPLEXITY ANALYSIS AND RISK MANAGEMENT IN FINANCE Mertzanis C. Contemporary Studies in Economic and Financial Analysis. 2014. T. 96. S. 15-40.

5. Otsenka kachestva i avtoservisnykh uslug / V.P. Bychkov, V.M. Bugakov. - Voronezhskiy nauchno-tekhnicheskiy Vestnik. 2013. № 1 (3). S.71-77.

6. Logistika i upravleniye tsepyami postavok: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / V. S. Lukinskiy, V. V. Lukinskiy, N. G. Pletneva. — M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2016. — 359 s. — (Seriya: Bakalavr. Akademicheskiy kurs). — ISBN 978-5-9916-5613-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.