УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
Н.Г. Кондрашова, канд. экон. наук, доцент М.А. Авраменко, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10922
Аннотация. В связи с тем, что менеджмент предполагает эффективное использование всех и самых разнообразных ресурсов для повышения производительности человеческого труда в настоящей статье рассмотрим один из них - физическое время. Эффективное управление временем основано на том, что сотрудник должен сознательно оценивать себя при выполнении конкретных видов деятельности с использованием тест-контроля за оценкой времени. Предложены способы и методы эффективного усвоения информации. Определены принципы применения тайм менеджмента в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, управление, информация, способы усвоения, принципы применения.
Эффективное управление временем исходит из осмысления целесообразности всех действий и решений для развития и совершенствования сотрудника и организации в целом. Например, он должен научиться усваивать гораздо большее количество информации за более короткое время, научиться новым приемам, отказаться от своей неуверенности. Фактически можно предположить двухстадийное применение тайм-менеджмента; на первой стадии можно определить проблемы сотрудника организации, познакомить его с методами тайм-менеджмента (уточнить, насколько он готов их воспринимать), а на второй -более углубленной, сравнить неуверенного сотрудника с им же самим обученным этим методам и тем самым позволить ему убедиться в их эффективности.
Использование методов тайм-менеджмента позволит сотрудникам: избежать большого количества срочных, рутинных заданий, дел; повысить мотивацию труда; распределить работу по степени важности; не допустить бесцельного времяпровождения; избежать чрезмерной суетливости в делах; научиться концентрировать свое внимание; использовать помощь других сотрудников. Он должен научиться планировать свой рабочий день так, чтобы ему можно было бы заниматься не только работой, но и увеличить количе-
ство свободного времени для внерабочей деятельности и отдыха. Это должно привести к повышению эффективности использования рабочего времени и выполнению заданий в срок.
В собственно тайм-менеджменте нет ничего особенного, что удивляло бы или казалось принципиально новым. Простые и одновременно эффективные приемы оказываются для сотрудников организаций не только полезными, но и создают высокую мотивацию для их использования.
Тайм-менеджмент - это не чудесное «управление физическим временем», а всего лишь организация и самоорганизация человека или группы людей для того, чтобы в отведенное для работы время порученные задания не только были бы выполнены, но и было бы достигнуто удовлетворение выполняемой работой так, чтобы не было каких бы то ни было субъективных препятствий, барьеров для продолжения работы. Кроме того, в процессе выполнения этой работы возникали бы резервы для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов [6, с. 177] в следующий аналогичный период времени, когда ему будет поручаться аналогичная задача. Собственно, менеджмент вообще предполагает эффективное использование всех и самых разнообразных ресурсов для повышения эффективности
человеческого труда; но мы сосредотачиваемся на одном ресурсе - физическом времени.
Известно, что у конкретного человека эффективным бывает усвоение информации от: а) чтения, б) слушания и в) переписывания. Первому человеку, поэтому, можно посоветовать научиться методам скорочтения, второму - подобрать наиболее удобные аудиотексты и сопроводить это слушание какими-то не мешающими, но полезными занятиями, а третьему посоветовать выбрать наиболее эффективную для его индивидуальных особенностей систему скорописи (не всегда нужно учить специальные стенографические значки, достаточно использовать сокращения или псевдосложные знаки, какие используются в математике или логике). Точно также и с управлением временем. Одни люди, например, могут сделать сверх-усилия, но потом быстро устать, другие не могут делать сверх-усилий.
Практически все советы и методики по тайм-менеджменту заимствованы в первую очередь из практики менеджеров США [2]. Их особенности характерны вообще для их науки и образования. Они основаны на эмпирических наблюдениях: попробовал, получилось, описал; попробовал, не получилось, забыл (иногда и с целенаправленным усилием). Их учебные дисциплины также основаны на изучении и освоении эмпирических же методик. Но у нас другие традиции, мы стараемся уловить сущность наблюдаемых явлений. И поэтому нам гораздо труднее осваивать огромное количество эмпирического материала и, тем более, из разных источников, разных дисциплин, основанных на разной терминологии и имеющих разное происхождение. Американцы любят игры, а потому в их обучении используются игровые тренинги. Для россиян же более актуальны взаимные сочувствования.
Данной тематике посвящено несколько студенческих работ. В работе казахской студентки Жанны Карашевой и ее руководителя [1, с. 102] выделены основные направления тайм-менеджмента: анализ, учет и планирование времени, использование компьютерной программы Visual
ТтеАпа^ег. Аналогичные статьи представили кубанская студентка Анна Зади-кян [4, с. 95] и симферопольская Сабрие Гусейнова [3, с. 98]: в них рассматриваются методики тайм менеджмента - планирование действий, методы «Диаграммы Ганта», «Матрицы Эйзенхауэра». Планирование, учет, контроль, экономия позволяют человеку исключительно больше работать и больше зарабатывать.
Рассмотрим основные принципы применения тайм-менеджмента в профессиональной деятельности. Часто порученная работа может и должна быть разложена на операции, которые человек, зная свои возможности, должен выполнять в первую очередь, а какие он может выполнить даже когда у него нет сил для творческого усилия. Он должен также получить ряд навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр принципов, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организацию, составление списков и расстановку приоритетов.
Планирование для сотрудника организации является очень ограниченным, связанное с его возможностями, поскольку существуют внешние по отношению к нему планы. Однако для успешного управления временем необходимо планирование целей и задач на определенный период.
Распределение целей используется сотрудником для того, чтобы дать ему построить некую схему, которая даже может оказаться совершенно неэффективной, но даст неоценимый опыт соотнесения плана и его исполнения. Кстати, таким образом можно оценить советы других по определению целей - какая главная (и сколько их должно быть), какая второстепенная, а какая отпадет сама по себе (или, наоборот, окажется самой главной).
Постановка целей требует оценку необходимых и имеющихся ресурсов [5, с. 233]. Делегирование для сотрудника оказывается не только решением текущих задач, но и обучение продуктивным отношениям в организации. Опыт работы дол-
жен помогать определить, какая работа будет иметь те или иные затраты времени. Здесь можно использовать опыт так называемых управленческих консультантов. Нужно знать, что консультирование не есть механический процесс, а является настоящим искусством. Консультант (если, конечно же, он таковым является) обязан в первую очередь чувствовать, оценивать процессы, происходящие в группе. Он может быть ремесленником, или творцом, или даже поэтом, но обязательно быть. В таком подходе нет ничего из ряда вон выходящего, просто нужно экономить время на всем. Пришел, увидел, оценил.
Сотрудники и руководители организации должны быть вовлечены в процесс решения вопросов эффективного использования своего времени (должен быть обмен результатами совместной деятельности). Должны быть использованы самые эффективные методы тайм-менеджмента (пусть даже если знакомство с ними увеличит общую нагрузку). Также должно быть проведено тестирование сотрудников для определения и учета их индивидуально-психологических особенностей.
При управлении временем человек не просто должен сознательно контролировать свою эффективность, но и тренироваться сознательно оценивать себя при выполнении конкретных видов деятельности. Например, он должен замечать переход к неэффективной работе по каким бы то ни было объективным или субъективным причинам, при этом немедленно при-
другой форме деятельности в рамках выполнения того же задания, либо выполнить какие-то дополнительные действия для того, чтобы повысить эффективность. Так бегуны на длинные дистанции могут, например, менять способы движения, позволяющие попеременно использовать разные группы мышц, питаться с остановкой или без нее, менять стиль дыхание (глубокий или поверхностный), запускать ту или иную систему самовнушения. Исследователи экстремальных ситуаций в жизни человека учат, например, системам самоконтроля. Так, существует очень простой тест - контроля за оценкой минуты. Если человек субъективно не может ощущать точно 60 секунд, то ему нужно отдохнуть. Аналогично измеряются пульс, давление (тренированный человек за счет чувствительности пальцев может легко этому научиться). В классическом детективе «Берлинский меморандум» главный герой сравнивает субъективно оцениваемое время с объективным с помощью слежения за циферблатом часов. Но этот пример также показывает, что человек учится как контролировать самого себя, так и использовать любые подручные средства, не всегда любимые или привычные. Часто имеет смысл учиться у других людей.
Таким образом, предложенные принципы по применению тайм-менеджмента позволят эффективнее использовать ресурс физического времени для повышения производительности труда экономического субъекта.
нимать решение либо временно перейти к
Библиографический список
1. Алимбетов У.С., Карашева Ж.С. Тайм-менеджмент как система управления временем // Вестник Казахского гуманитарно-юридического университета. - 2017. - №2 (34). -С. 101-105.
2. Американская модель менеджмента. Материалы сайта Solverbook. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.solverbook.com/spravochnik/menedzhment/amerikanskaya-model-menedzhmenta/ (дата обращения: 24.10.2020).
3. Гусейнова С.Р. Тайм-менеджмент и стресс-менеджмент в организации деятельности студента // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2012. - №9. - С. 98-109.
4. Задикян А.С. Тайм-менеджмент как средство совершенствования системы менеджмента качества в организации // Сборник трудов конференции «Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения инновации. - Пенза: Наука и просвещение, 2020. - С. 95-99.
5. Кондрашова Н.Г. Управление денежными потоками: практические аспекты // Modern Economy Success. - 2020. - №4. - С. 233-239.
6. Субботина Т.Н., Захаренкова А.И. Влияние внутренних стимулов на поведение персонала // Вектор экономики. - 2019. - №6 (36). - С. 177.
TIME-MANAGEMENT AS AN EFFECTIVE MEANS OF MANAGEMENT
N.G. Kondrashova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.A. Avramenko, Student Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)
Abstract. Due to the fact that management involves the effective use of all and a wide variety of resources to increase the productivity of human labor, in this article we will consider one of them - physical time. Effective time management is based on the fact that the employee must consciously assess himself when performing specific activities using a test-control over time estimation. Ways and methods of effective assimilation of information are proposed. The principles of applying time management in professional activities have been determined.
Keywords: time-management, management, information, methods of assimilation, principles of applying.