Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ В ОБЩЕСТВЕ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ В ОБЩЕСТВЕ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1017
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восприятие / управление впечатлением / первое впечатление / самопрезентация / имидж / perception / impression management / first impression / self-presentation / image

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенченко А.А.

В данной статье рассматривается этап построения межличностной коммуникации – процесс восприятия человека человеком. Актуализация вопроса в том, каким образом формируются представления человека о самом себе в процессе социального взаимодействия с другими участниками общественного процесса, а также формирование пути взаимодействия на определяющие принципы управления впечатлениями, феномен первого впечатления. Самопрезентация – как средство управления впечатлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPRESSION MANAGEMENT IN SOCIETY, SELF-PRESENTATION

This article considers the stage of building interpersonal communication – the process of human perception. The actualization of the question is how the person's ideas about himself are formed in the process of social interaction with other participants in the social process, as well as the formation of a path of interaction on the defining principles of impression management, the phenomenon of the first impression. Self-presentation – as a means of managing the impression.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ В ОБЩЕСТВЕ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ»

УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ В ОБЩЕСТВЕ, САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ Семенченко А.А. (Москва,РГСУ) nastyasemenchenko@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается этап построения межличностной коммуникации - процесс восприятия человека человеком. Актуализация вопроса в том, каким образом формируются представления человека о самом себе в процессе социального взаимодействия с другими участниками общественного процесса, а также формирование пути взаимодействия на определяющие принципы управления впечатлениями, феномен первого впечатления. Самопрезентация - как средство управления впечатлением.

Ключевые слова: восприятие, управление впечатлением, первое впечатление, самопрезентация, имидж.

IMPRESSION MANAGEMENT IN SOCIETY, SELF-PRESENTATION

Semenchenko A.A. (Moscow, RGSU) nastyasemenchenko@mail.ru

Abstract. This article considers the stage of building interpersonal communication - the process of human perception. The actualization of the question is how the person's ideas about himself are formed in the process of social interaction with other participants in the social process, as well as the formation of a path of interaction on the defining principles of impression management, the phenomenon of the first impression. Self-presentation - as a means of managing the impression.

Keywords: perception, impression management, first impression, self-presentation, image.

Термины «самопрезентация», «управление впечатлением» находят отражение социальной перцепции, межличностного восприятия и влияния. В связи с тем, что наиболее значимыми человеческими потребностями являются потребности в общении, принятии, признании и самовыражении. Эти потребности предопределяют значимость формирования благоприятного впечатления о себе, что, безусловно, отражается в социальной успешности. В процессе создания благоприятного впечатления о себе существенная и особая роль принадлежит управлению впечатлением. Управление впечатлением- целенаправленная деятельность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа. Так или иначе, но все люди, как правило, стремятся управлять производимым впечатлением, используя при этом различные тактики и стратегии само-презентации.Самопрезентация - это осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления - «Я-информации» в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной си-туации.По сути самопрезентация является одним из видов психологического влияния, поскольку при помощи различных средств, субъект пытается выстроить наиболее на его взгляд подходящий и приемлемый образ себя - имидж в представлениях других людей, иначе говоря, объектов воздействия.Имидж — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

Первые исследования самопрезентации были проведены на Западе в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Одним из первых исследователей самопрезентации был И. Гофман, «Самопрезентация в повседневной жизни» (1959). Гофман является приверженцем ролевой теории личности, и, согласно ему (цитирующему В. Шекспира), жизнь подобна театру, а каждый человек в этой жизни — «актер», действующий согласно определенной роли.

Гофман описал ежедневные взаимодействия людей через драматургию, с точки зрения театрального искусства. Индивидуальности, таким образом, выглядят как «актеры», и взаимодействие кажется «представлением», образованным контекстом или ситуацией и сконструированным для передачи другим людям впечатлений в соответствии с желаемыми целями «актера». Известный западный исследователь Б. Шленкер, рассматривая самопрезентацию как многоцелевую деятельность, пишет, что ее изучение включает в себя два типа исследований:

1) Исследования, в которых рассматривается то, как люди, будучи субъектами деятельности, стараются сформировать отношения (аттитьюды) и поведение аудитории через представление «Я-информации».

2) Исследования, в которых рассматривается то, как люди, словно «мишени», реагируют на самопрезентационную деятельность других.

Во все времена люди заинтересованы в том, чтобы предстать перед другими членами общества в более выгодном свете, чтобы у них сложилось благоприятное впечатление. Большую роль играет и то самое «первое впечатление», по которому в дальнейшем могут судить человека. Оно может быть, как благоприятным, так и неблагоприятным, и изменить его в дальнейшем представляется довольно сложной задачей. Эффект первого впечатления - мнение о человеке, которое сформировалосьу субъекта в первыеминутыпри первой встрече. Он влияет на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека. Этот эффект позволяет выносить быстрое и обобщенное впечатление о вновь встреченном человеке и использовать это впечатление для построения дальнейшего общения. Первое впечатление может формироваться субъектом намеренно или непроизвольной случае, когда человек скрывает некоторые черты, которые могут испортить о нем впечатление, но при этом намеренно демонстрируем те, которые, как ему кажется, проявляют его в более лучшем свете - процесс, который Гофман назвал «управлением впечатлениями». Безусловно, теория очень интересна, и с психологической, и с социологической точки зрения. Автор делает акцент на том, что многие люди начинают попросту играть, специально принимая на себя такие роли, чтобы казаться более милыми, доброжелательными, снисходительными, хотя в обычной жизни они могут быть вовсе не такими. По этой причине, Гофман рассматривает театральные постановки в качестве аналитической аналогии и средства отображения и, соответственно, понимания общественной жизни.Этот аспект получил название «драматургический подход». Жизнь в обществе, согласно ему, -это сцена, на которой люди взаимодействуют друг с другом.

Индивиды принимают на себя разные роли в зависимости от сложившейся ситуа-ции.Люди могут также одновременно принимать на себя две ключевые роли:

- роль актера - человека, который разыгрывает роль для того, чтобы оказаться в более выгодном положении;

- роль зрителя - человека, для которого другие играют роли, чтобы получить от него одобрение и положительную оценку.

У людей часто возникает потребность в том, чтобы контролировать то, как их воспринимают другие люди. Такая мотивация и ее степень, будут напрямую зависеть от таких факторов, как значимость произведенного впечатления применительно к стоящим перед личностью задачам, а также ценностью этих задач и расхождению между тем впечатлением, которое человек желает произвести на окружающих.

Формирование впечатления - также еще один немаловажный процесс. Именно он определяет, какого рода впечатления хотят произвести люди друг на друга, и какими средствами они пользуются для этого. Кому-то достаточно просто доброжелательно относиться к окружающим, а кому-то приходится проделать над собой очень серьезную и кропотливую работу. Особенно это касается людей, которые изначально вели совершенно другой образ жизни, и теперь им необходимо «влиться» в новый коллектив, быть принятым его членами. Формирование впечатления - это более широкий подход к пониманию концепции «управления впечатлениями».Выявляется несколько факторов, которые наиболее тес-

но связаны с типами впечатлений, которые люди стремятся сформировать для достижения поставленных целей: самоидентификация;желаемый и не желаемый имиджи;ролевые ограничения; конечные ценности; имеющийся социальный образ, сформированный в рамках других ситуаций.

Безусловно, управление впечатлением - процесс сложный, и по этой причине выделяется две ключевые стратегии по управлению. С одной стороны, если человек пытается взять на себя минимум ответственности за какое-либо возможное (или уже совершенное) негативное событие, или же хочет просто держаться подальше от неприятностей, то он может применить стратегию недопущения понижения в своем социальном статусе. Есть и вторая стратегия - если люди хотят, чтобы с ними в максимальной степени ассоциировался только положительный результат, или в целом желают выглядеть, то они пользуются стратегией увеличения шансов на продвижение вверх по социальной лестнице.

Таким образом, некоторые люди имеют смелость брать на себя риски, и тем самым могут добиваться большего успеха, чем те люди, которые стремятся быть просто «положительными персонажами», оставаясь постоянно на своей позиции, не допуская мысли продвигаться вверх, ведь там их ожидает больше обязательств и, соответственно, больше ответственности. Каждая стратегия имеет свои черты. Человек, в зависимости от выбранной стратегии, самостоятельно решает какое впечатление он желает произвести. В соответствии с этим будет формировать свои характеристики, менять внешний вид и внутренние качества.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология:учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 376 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М.: Изд. дом „Энциклопедист-Максимум", 2015. 240 с.

3. Гофман И.Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-ц, 2000. 304 с.

4. Гофман И.Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / пер. с англ.; подред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009. 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.