Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ВОЗВРАТНЫМИ ПОТОКАМИ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ'

УПРАВЛЕНИЕ ВОЗВРАТНЫМИ ПОТОКАМИ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ВОЗВРАТНЫЕ ПОТОКИ / УПРАВЛЕНИЕ ВОЗВРАТНЫМИ ПОТОКАМИ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ТОРГОВЛЯ / ВОЗВРАТНАЯ ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладченко О.А.

В научной статье проведен исследовательский анализ особенностей формирования системы управления возвратными потоками в торговых сетях. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за возвратных потоков снижается не только эффективность логистики торговой сети, но и в целом прибыльность организации. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты «возвратной логистики», перечислены ее задачи и преимущества. Проанализированы актуальные проблемы управления возвратными потоками в торговых сетях. Предложены основные направления решения данных проблем через механизм повышения эффективности возвратной логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETURN FLOW MANAGEMENT IN RETAIL CHAINS

The scientific article provides a research analysis of the peculiarities of the formation of a control system for return flows in retail chains. The relevance of the study is due to the fact that due to return flows, not only the efficiency of the logistics of the distribution network decreases, but also the overall profitability of the organization. The article discusses the theoretical aspects of "return logistics". Its tasks and advantages are listed. The current problems of managing return flows in retail chains have been analyzed. The main directions of solving these problems through a mechanism for increasing the efficiency of return logistics are proposed.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ВОЗВРАТНЫМИ ПОТОКАМИ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ»

УПРАВЛЕНИЕ ВОЗВРАТНЫМИ ПОТОКАМИ В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ О.А. Гладченко, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-2-55-58

Аннотация. В научной статье проведен исследовательский анализ особенностей формирования системы управления возвратными потоками в торговых сетях. Актуальность исследования обусловлена тем, что из-за возвратных потоков снижается не только эффективность логистики торговой сети, но и в целом прибыльность организации. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты «возвратной логистики», перечислены ее задачи и преимущества. Проанализированы актуальные проблемы управления возвратными потоками в торговых сетях. Предложены основные направления решения данных проблем через механизм повышения эффективности возвратной логистики.

Ключевые слова: логистика; логистическая система; возвратные потоки; управление возвратными потоками; торговые сети; торговля; возвратная логистика.

На сегодняшний день современные условия развития экономики демонстрируют постоянный рост уровня конкуренции между предприятиями и ограничение спроса со стороны потребителей. В связи с этим, перед менеджментом организаций встает острый вопрос повышения уровня конкурентоспособности своего бизнеса, что возможно благодаря оптимизации затрат и внедрению Ьеаи-технологии в управлении бизнес-процессами.

Бережливое производство (Ьеаи-техно-логия) представляет собой особую организацию процессов предприятия, задачами которой выступают:

- рост экономической эффективности бизнеса;

- обеспечение оптимизации расходов;

- снижение потерь и брака в процессе производства;

- обеспечение эффективного управления распределением трудовых, финансовых и материальных ресурсов;

- повышение уровня удовлетворенности потребителей и улучшение качества выпускаемого продукта.

Одним из направлений применения Ьеаи-технологии является совершенствование логистической системы предприятия. Логистические процессы одни из

важнейших бизнес-процессов коммерческих организаций, функционирующих в сфере розничной и оптовой торговли. Благодаря эффективной логистике формируется обеспечение высокого уровня ликвидности и рентабельности организации, происходит поддержание необходимой скорости снабжения сырьем производственных объектов, стимулируется переработка сырья и материалов.

На сегодняшний день, динамика развития логистики в экономике России демонстрирует увеличение размера рынка в объемах продаж логистических услуг и продуктов. Динамика развития отрасли изображена на рисунке 1.

Для того, чтобы эффективность логистики торговых компаний была на высоком уровне, необходимо использовать методы возвратной логистики. В условиях современного кризиса, возникшего по причине пандемии Covid-19, Ьеаи-технологии позволяют компаниям получать конкурентные преимущества. Рынки насыщены продукцией, а покупательная способность потребителей ограничена, поэтому важно принятие решений, позволяющих провести грамотную оптимизацию расходов, не ухудшая, при этом, качество продукции и уровня оказываем услуг.

2,697

3,198

3,538

4 —

3,5 —

3 —

2,5 —

2 —

1,5 —

1 —

0,5 — 0

2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок. Динамика рынка логистики в России за период 2015-2019 гг., в трлн рублей [8]

Удаление или переработка отходов, излишних или устаревших материалов, закупка продукции, требующей переделки или обновления, грузопереработка возвращаемой продукции, имеющей брак - все это различные аспекты логистики возвратных потоков [5].

Возвратные потоки торговой сети можно классифицировать на 3 основные группы [7]:

1. Возвратные потоки от производителей.

2. Возвратные потоки внутри торговой сети.

3. Возвратные потоки от потребителей.

Управление возвратными потоками в торговых сетях способствует решению большего числа различных задач [2]:

- сокращение издержек, как при логистических процессах и управления складами, так и общих издержек торговой сети;

- повышение уровня имиджа торговой сети;

- увеличение прибыли компании;

- увеличение скорости оборачиваемости оборотных средств.

Возвратная логистика - это не только возврат и утилизация продуктов ненадлежащего качества. Имеется еще целый ряд других причин возврата товаров, которые будут иметь место всегда (например, низкая реализация товара в магазине, ошибка отправителя груза при комплектации заказа, ошибка покупателя при формировании заказа, рециклинг и т.д.) [1].

Под системой управления возвратными потоками товаров в торговых сетях

подразумевается взаимосвязанная система элементов организационного и экономического воздействия на процесс управления возвратными потоками товаров в торговой деятельности [6].

К основным элементам организационно-экономического механизма системы управления возвратными потоками в торговой сети относятся:

- формирование органов управления возвратными потоками;

- распределение обязанностей среди сотрудников логистического подразделения торговой сети;

- формирование системы электронного документооборота возвратных потоков;

- инструменты снижения возвратных потоков товаров;

- учет возвратных товаров;

- формирование системы аналитических инструментов управления возвратными потоками.

Можно выделить следующие актуальные проблемы управления возвратными потоками в торговых сетях [3]:

1. Высокие финансовые издержки компании при организации процессов возвратной логистики.

2. Низкий уровень внимания собственников и менеджеров торговых сетей вопросам применения аналитических инструментов при управлении возвратными потоками.

Для того, чтобы решить первое направление проблематики управления возвратными потоками в торговых сетях необходимо принятие следующих решений:

- внедрение системы управления возвратными инвестициями, способствующей принятию решения о распоряжении возвращенной продукцией торговой сети;

- привлечение сторонней организации, которая предоставляет профессиональные услуги возвратной логистики для размещения возвращаемых товаров;

- применение информационных технологий и цифровых систем для внедрения программного обеспечения, способствующего систематизации и мониторинга возвратных потоков в торговой сети.

Для того, чтобы решить второе направление проблематики управления возвратными потоками в торговых сетях необходимо принятие следующих решений:

- применение методик оценки эффективности процессов возвратной логистики;

- применение мероприятий, направленных на оптимизацию издержек возвратной логистики, что позволит освободить финансовые ресурсы для совершенствования аналитического инструментария управления возвратными потоками в торговой сети.

Библиографический список

1. Букринская, Э. М. Реверсивная логистика : учебное пособие / Э. М. Букринская. -Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. - 78 с. - ISBN 978-5-7310-4088-4.

2. Ерчак О.В. Управление возвратными потоками в цепях поставок // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Минск, 2020. С. 212-220.

3. Жвирблинская С.В. Проблемы практического применения методов управления возвратными потоками в России // Системный анализ и логистика. 2018. № 1 (16). С. 10-17.

4. Дереча Н.А., Романенко И.Г., Согомонян С.А. Управление возвратными потоками в логистике // Теория и практика коммерческого посредничества в сфере обращения. 2019. С. 8-11.

5. Нагай М.В., Овсянникова А.О., Сальникова А.И., Белякова Е.В. Особенности управления возвратными потоками // Логистические системы в глобальной экономике. 2011. № 1. С. 315-319.

6. Савчук О.А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления возвратными потоками товаров в организациях оптовой торговли // Экономика. Управление. Инновации. 2017. № 3 (2). С. 73-79.

7. Уваров С.А. Управление возвратными потоками в цепях поставок как фактор организации бережливого производства // Логистика. 2012. № 5 (66). С. 45-47.

8. Объем рынка транспортно-логистических услуг в денежном выражении за последние годы увеличился. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/11675/ (дата обращения: 28.11.2021).

По мнению исследователей, для совершенствования системы управления возвратными потоками в торговых сетях необходимо принятие таких решений, как [4]:

- увеличение практической роли логистического обслуживания в организации торгового бизнеса;

- повышение внимания менеджеров логистики к реальным потребностям и точкам «боли» покупателей;

- определение актуальности и полезности программы поддержки клиентов;

- внедрение в организацию всех бизнес-процессов логистики компании современных технологий и оборудования.

Таким образом, при помощи применения вышеперечисленных мероприятий и решений с целью совершенствования системы управления возвратными потоками в торговой сети возможно обеспечение оптимизации логистических расходов, повышения прибыльности организации и увеличение скорости оборачиваемости ее оборотных средств.

RETURN FLOW MANAGEMENT IN RETAIL CHAINS

O.A. Gladchenko, Graduate Student

Saint Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The scientific article provides a research analysis of the peculiarities of the formation of a control system for return flows in retail chains. The relevance of the study is due to the fact that due to return flows, not only the efficiency of the logistics of the distribution network decreases, but also the overall profitability of the organization. The article discusses the theoretical aspects of "return logistics". Its tasks and advantages are listed. The current problems of managing return flows in retail chains have been analyzed. The main directions of solving these problems through a mechanism for increasing the efficiency of return logistics are proposed.

Keywords: logistics; logistics system; return flows; return flow control; trading networks; trade; return logistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.