Научная статья на тему 'Управление воздушным движением через спутниковые системы посредством радиосвязи'

Управление воздушным движением через спутниковые системы посредством радиосвязи Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
159
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВИГАЦИЯ / NAVIGATION / МОНИТОРИНГ / MONITORING / РАДИОСВЯЗЬ / RADIOCONNECTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Фрольченко К.В., Акзигитова И.А.

Представлен метод контроля воздушных судов с помощью спутниковых систем навигации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Фрольченко К.В., Акзигитова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVIATION TRAFFIC MANAGEMENT THROUGH SATELLITE SYSTEMS BY RADIOCONNECTION MEANS

This article presents a method to control the aircraft with the help of satellite navigation systems.

Текст научной работы на тему «Управление воздушным движением через спутниковые системы посредством радиосвязи»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

- возможность дифференцированного использования в качестве источников опорных напряжений для АЦП внешнего напряжения, напряжения питания ядра или встроенного источника опорного напряжения.

Дополнительные функции:

- программируемый встроенный генератор, в том числе с прецизионной калибровкой, позволяющий микроконтроллеру «налету» переключаться между источниками тактовых сигналов (внешний - кварц, RC-цепочка или встроенный) и таким образом гибко регулировать потребляемую мощность;

- встроенная программируемая счетная матрица (ПСМ) с 3-6 модулями захвата/сравнения;

- встроенный ШИМ (широтно-импульсный генератор), строящийся на базе ПСМ;

- встроенный Watchdog таймер и двунаправленный Reset.

Разработанный модуль имеет довольно широкий диапазон применения, начиная от лабораторных стендов на основе ЭВМ до использования в составе КПА

авиационных пилотажно-навигационных систем, приборного и электрооборудования. Данный модуль является основой для разработки современных систем диагностики, которые в свою очередь способны сократить время, необходимое на техническое обслуживание, и одновременно повысить его эффективность.

Библиографическая ссылка

1. Новиков Ю. В. Разработка устройств сопряжения для персонального компьютера типа IBM PC : практ. пособие. М. : ЭКОМ, 1997. 224 с.

Reference

1. Novikov Ju. V. Razrabotka ustrojstv soprjazhenija dlja personal'nogo komp'jutera tipa IBM PC : prakt. posobie. M. : JeKOM, 1997. 224 s.

© Тарасов А. М., Сидоренко К. А., Медведев Д. А., 2013

УДК 621.396.932.1

УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЧЕРЕЗ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ

ПОСРЕДСТВОМ РАДИОСВЯЗИ

К. В. Фрольченко, И. А. Акзигитова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Представлен метод контроля воздушных судов с помощью спутниковых систем навигации. Ключевые слова: навигация, мониторинг, радиосвязь.

AVIATION TRAFFIC MANAGEMENT THROUGH SATELLITE SYSTEMS BY RADIOCONNECTION MEANS

K. V. Frol'chenko, I. A. Akzigitova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

This article presents a method to control the aircraft with the help of satellite navigation systems. Keywords: navigation, monitoring, radioconnection.

В настоящее время в связи с повышением интенсивности полетов самолетов в высоких широтах и созданием новых трасс перед гражданской авиацией возникли серьезные проблемы по управлению воздушным движением в этих широтах и обеспечению надежной радиосвязи. Существующая система радиолокационного управления воздушными судами при создании новых трасс требует установки новых радиолокационных станций. В связи с этим встал вопрос о создании принципиально новой, активной системы управления воздушными судами [1].

Принцип этой системы заключается в следующем: Самолет оборудуется приемниками спутниковой системы навигации ГЛОНАСС-GPS. С этого приемника информация о местоположении самолета, его скоро-

сти и пространственной ориентации через последовательный порт передается на бортовой компьютер, связанный с системой автоматического управления. Через определенные промежутки времени навигационная информация через модем поступает в бортовую радиостанцию и передается на землю. Наземная радиостанция, приняв сигнал, через модем передает его в компьютер диспетчерской службы. Простота технического решения заключается в том, что информация о параметрах движения самолета отображается на мониторе обычного компьютера в виде метки самолета над земной поверхностью, движущейся по заданной траектории. Для точности восприятия оператором координат самолета на мониторе в цифровом виде отображаются широта, долгота, высота полета, борто-

Решетневскуе чтения. 2013

вой номер самолета и другая служебная информация [2].

Программа позволяет вывести на монитор карту мира, СНГ, области, аэроузлы аэропортов (с зонами подхода) и любой иной участок земной поверхности в любом масштабе. Такой подход позволит при создании надежной радиосвязи (адаптивной радиосвязной, адаптивной через ретранслятор, установленный в средних широтах, дублированный в СВ диапазоне) обеспечивать УВД с наибольшей экономической эффективностью [3].

Благодаря этой системе отпадает необходимость в радиолокационном слежении при управлении самолетами гражданской авиации, возникает возможность управления воздушным движением всей страны из двух-трех пунктов. При организации ретрансляционной сети становится возможным управление воздушными судами, находящимися в любой точке планеты. Всё это, безусловно, приведет к повышению безопасности полетов, решит многие технические проблемы трасс.

Библиографические ссылки

1. Вовк В. И., Липин А. В., Саранский Ю. Н. Зональная навигация : учеб. пособие. СПб. : Академия ГА, 2004. 145 с.

2. Бочкарев В. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н. Автоматизированное управление движением авиационного транспорта / под ред. Г. А. Крыжановского. М. : Транспорт, 1999. 298 с.

3. Вычужанин В. Б., Борсоев В. А. Методы повышения достоверности передачи данных по спутниковым каналам связи при УВД с автоматическим зависимым наблюдением // Современные проблемы радиоэлектроники : сб. науч. ст. Краснояр. гос. техн. унта. М. : Радио и связь, 2006. С. 446-450.

References

1. Vovk V. I., Lipin A. V., Saranskij Ju. N. Zonal'naja navigacija: uchebnoe posobie. SPB. : Akademija GA, 2004. 145 s.

2. Bochkarev V. V., Kryzhanovskij G. A., Suhih N. N. Avtomatizirovannoe upravlenie dvizheniem aviacionnogo transporta / pod red. G. A. Kryzhanov-skogo. M. : Transport, 1999. 298 s.

3. Vychuzhanin V. B., Borsoev V. A. Metody povyshenija dostovernosti peredachi dannyh po sputnikovym kanalam svjazi pri UVD s avtomaticheskim zavisimym nabljudeniem // Sovremennye problemy radiojelektroniki : sb. nauch. st. Krasnojar. gos. tehn. unta. M. : Radio i svjaz', 2006, s. 446-450.

© Фрольченко К. В., Акзигитова И. А., 2013

УДК 629.7/621.01

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ НАРАБОТКИ ДО ОТКАЗА НЕВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Е. А. Фурманова, Я. И. Демченко, Д. С. Герасимова, Л. Г. Шаймарданов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: furmula@mail.ru

Рассмотрены особенности статистических оценок безотказности невосстанавливаемых функциональных систем, предложено по статистическим данным оценивать математические ожидания времен до отказов элементов в системе с учетом среднеквадратических отклонений.

Ключевые слова: безотказность, невосстанавливаемые системы, времени до отказа, элемент функциональной системы, среднеквадратическое отклонение.

TO THE ESTIMATION OF NONRESTORABLE FUNCTIONAL SYSTEM USAGE UNTIL

THEIR FAILURE

Y. A. Furmanova, Y. I. Demchenko, D. S. Gerasimova, L. G. Shaimardanov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: furmula@mail.ru

The features of statistic estimations of failure-free nonrestorable functional systems are considered. Estimating expected values of system failure time elements according to statistic data considering standard deviations is proposed.

Keywords: failure-free, nonrestorable systems, time to failure, functional system element, standard deviation.

Безотказная работа невосстанавливаемых технических объектов в течение длительного срока службы невозможна без обеспечения высокой надежности функциональных систем. Условия работы элементов

таких объектов соответствуют плану испытаний без восстановления [1].

Надежность необслуживаемых объектов закладывается при проектировании и обеспечивается при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.