Научная статья на тему 'Управление внутренним аудитом в соответствии с международными стандартами'

Управление внутренним аудитом в соответствии с международными стандартами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аудит / аудитор / менеджмент / несоответствие / анализ рисков / верификация / эффективность и т. д. / audit / auditor / management / non-compliance / risk analysis / verification / efficiency / etc

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакимов Дилмурод Валижон Угли, Мамажонов Абдувохид Абдурахмонович, Саттаров Мухиддин Олимович

В данной статье рассмотрены требования к эффективным системам менеджмента, область применения и критерии оценки, требования к внутреннему аудиту в достижении целей, международные стандарты и стандарты организаций, руководства и другие документы систем менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хакимов Дилмурод Валижон Угли, Мамажонов Абдувохид Абдурахмонович, Саттаров Мухиддин Олимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AUDIT MANAGEMENT IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL STANDARDS

This article discusses the requirements for effective management systems, the scope and evaluation criteria, the requirements for internal audit in achieving goals, international standards and organization standards, guidelines and other documents of management systems.

Текст научной работы на тему «Управление внутренним аудитом в соответствии с международными стандартами»

• 7 universum. com

ik UNIVERSUM:

/у\ ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

UNIVERSUM: ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Научный журнал Издается ежемесячно с ноября 2013 года Является печатной версией сетевого журнала Universum: экономика и юриспруденция

Выпуск: 4(69)

Апрель 2020

Москва 2020

УДК 33/34 ББК 65+67 U55

Главный редактор:

Толстолесова Людмила Анатольевна, д-р экон. наук;

Заместитель главного редактора: Антонова Людмила Ивановна, д-р юрид. наук;

Члены редакционной коллегии: Андреева Любовь Александровна, канд. юрид. наук; Джаксыбекова Галия Наримановна, д-р экон. наук; Дядюн Кристина Владимировна, канд. юрид. наук; Елисеев Дмитрий Викторович, канд. техн. наук; Желнова Кристина Владимировна, канд. экон. наук; Калпинская Ольга Евгеньевна, канд. юрид. наук; Кирьянов Артем Юрьевич, канд. юрид. наук; Леонидова Галина Валентиновна, канд. экон. наук; Михеев Сергей Евгеньевич, д-р физ.-мат. наук; Попова Ирина Викторовна, д-р социол. наук; Щербина Николай Григорьевич, канд. юрид. наук.

U55 Universum: экономика и юриспруденция: научный журнал. - № 4(69). М., Изд. «МЦНО», 2020. - 16 с. - Электрон. версия печ. публ. -http://7universum.com/ru/economy/archive/category/4-69

ISSN : 2311-4282

DOI: 10.32743/UniLaw.2020.69.4

Учредитель и издатель: ООО «МЦНО»

ББК 65+67

© ООО «МЦНО», 2020 г.

Содержание

Экономические науки 4

Математические и инструментальные методы экономики 4

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИМ АУДИТОМ В СООТВЕТСТВИИ 4

С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Хакимов Дилмурод Валижон угли

Мамажонов Абдувохид Абдурахмонович

Саттаров Мухиддин Олимович

Финансы, денежное обращение и кредит 9

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ 9

Болтаев Тулкин Кузиевич

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИМ АУДИТОМ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Хакимов Дилмурод Валижон угли

докторант, Андижанский машиностроительный институт,

Узбекистан, г. Андижан

Мамажонов Абдувохид Абдурахмонович

доцент, Андижанский машиностроительный институт,

Узбекистан, г. Андижан

Саттаров Мухиддин Олимович

ст. преп., Андижанский машиностроительный институт,

Узбекистан, г. Андижан

INTERNAL AUDIT MANAGEMENT IN ACCORDANCE WITH INTERNATIONAL STANDARDS

Dilmurod Khakimov

doctoral student, Andijan Machine -Building institute,

Uzbekistan, Andijan

Abduvohid Mamajonov

Associate Professor, Andijan Machine -Building institute

Uzbekistan, Andijan

Muhiddin Sattarov

Senior Lecturer, Andijan Machine -Building institute

Uzbekistan, Andijan

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены требования к эффективным системам менеджмента, область применения и критерии оценки, требования к внутреннему аудиту в достижении целей, международные стандарты и стандарты организаций, руководства и другие документы систем менеджмента.

ABSTRACT

This article discusses the requirements for effective management systems, the scope and evaluation criteria, the requirements for internal audit in achieving goals, international standards and organization standards, guidelines and other documents of management systems.

Ключевые слова: аудит, аудитор, менеджмент, несоответствие, анализ рисков, верификация, эффективность и т. д.

Keywords: audit, auditor, management, non-compliance, risk analysis, verification, efficiency, etc.

Аудит (проверка) - это систематический, независимый и документированный процесс объективной оценки с целью получения доказательств эффективности согласованных критериев аудита [14].

В системах менеджмента качества, окружающей среды, охраны труда и производственной безопасности, энергетики и других системах определение их

соответствия обеспечивается проведением периодических внутренних аудитов. Процесс проведения аудита, являясь одним из механизмов мониторинга и проверки соответствия и эффективности внедренных систем непосредственно требованиям международных стандартов, предполагает предоставление его результатов высшему руководству для анализа.

Руководитель предприятия оценивает степень внедрения системы менеджмента, эффективность его применения и наличие несоответствий, путем проведения периодических аудитов. Принятие корректирующих, корректирующих и предупреждающих мер по выявленным несоответствиям дает возможность улучшения собственных процессов или систем менеджмента [9].

Цель внутреннего аудита - определение, соответствия системы менеджмента установленным требованиям, насколько конкретно они внедрены и поддерживаются ли они в рабочем состоянии.

Параграф 3.13.1 Международного стандарта ISO 9000:2015 описывает аудит следующим образом:

Аудит (audit) - Систематический, независимый и документируемый процесс получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.

Ключевые элементы аудита включают определение соответствия процедуре, выполняемой персоналом, не ответственным за проверяемый объект.

Аудит может быть внутренним (аудит первой стороны) или внешним (аудит второй или третьей стороны) и комплексным или совместным.

Внутренний аудит (аудит первой стороны) - это самоконтроль организации, чтобы убедиться, что внедренные системы, документация и выполняемые действия соответствуют установленным требованиям.

Внутренний аудит предоставляет высшему руководству следующую информацию:

- об исполнении или неисполнении приказов, указаний и инструкций;

- о степени эффективности или действенности или неэффективности систем;

- есть ли в системе несоответствия.

Внутренний аудит обеспечивает «причастность и

взаимосвязанность» во всей организации и определяет их постоянное улучшение.

Проводя внутренний аудит, организация демонстрирует, что ее системы управления отвечают требованиям внедренных международных стандартов. Аудит второй стороны демонстрируют удовлетворенность клиентов, аудит третьей стороны демонстрирует наличие сертификации и регистрации системы менеджмента.

Рисунок 1. Виды аудита

Аудит второй стороны. Это проверка организации потребителем или от имени потребителя. Цель аудита второй стороны - обеспечения доверия потребителей путем получения информации о том, что исполнение требований гарантированы и что система постоянно совершенствуется.

Аудит второй стороны определяет результативность, пригодность системы менеджмента поставщика и удовлетворенность потребителя. По результатам аудита принимаются будущие бизнес-реше-

ния. Гарантированная информация требует от аудитора наличия квалификации, компетентности, соответствующей подготовки, опыта, независимости и других требований. Как проводить аудит, зависит от требований организации-потребителя.

Аудит третьей стороны. Аудит, проводимый независимой внешней организацией (третьей стороной). Как правило, сторонние оценки проводятся в целях сертификации.

Как и аудит второй стороны, аудит третьей стороны устанавливает особые требования, как для

аудитора, так и для проверяемой организации. Аудитор должен быть квалифицированным и компетентным, чтобы результаты аудита точно и достоверно показывали состояние системы.

Критерии аудита. Периодическое проведение внутренних аудитов позволяет [9]:

• обеспечить соответствие систем менеджмента требованиям, установленным международными стандартами и стандартами организаций, руководствами и другими документами;

• обеспечить доверие высшего руководства и заинтересованных сторон к результативности систем менеджмента: внутренний аудит обеспечивают обратную связь, предоставляя объективную информацию о том, как работают системы.

• быстро выявить проблемы: аудитор имеет возможность выявлять проблемы в системах или процессах во время проверки любой системы;

• обеспечить обратную связь для реализации корректирующих мер: при выявлении несоответствий во время внутреннего аудита разрабатываются и осуществляются корректирующие и предупреждающие меры по устранению коренных причин их возникновения;

• внутреннему аудиту выступать механизмом координации для аудитов второй и третьей сторон:

они дают возможность выявить «запушенные» или «хромающие» места системы во время внедрения систем и подготовки к сертификации.

Цель аудита состоит не в том, чтобы найти и наказать виновного, а в том, чтобы устранить коренную причину несоответствия. Доведение этой концепции до внимания всех сотрудников организации и соблюдение этой концепции позволит получить достоверную информацию. Поиск и наказание виновного способствует утаиванию или искажению истинной информации, и в этом случае получение достоверных данных о функционировании систем становится невозможным.

Если в процессе внутреннего аудита имеют место нижеследующие наиболее важные составляющие, такие, как:

• ответственность руководства;

• корректирующие и предупреждающие действия;

• периодический аудит (проверка);

• анализ данных;

то, с полной уверенностью можно сказать, что системы менеджмента организации может стать не только результативной, но и эффективной.

Рисунок 2. Структура внутреннего аудита

Внедренные международные стандарты и разработанные на их основании документы (политика, цели, стандарты организации и т.д.) систем менеджмента организации должны пройти внутренний аудит, на предмет соблюдения законодательных и

нормативных требований, а также должны быть выявлены все несоответствия, до аудита в целях сертификации (аудит третьей стороны) [9].

Внутренний аудит должен планироваться с учетом состояния и важности процессов и сфер, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Планы аудита должны корректироваться на

основании результатов предыдущих аудитов и достигнутых результатов организации. Планирование должно учитывать ключевые аспекты процессов и действий, в том числе те, которые оказывают решающее влияние на ход процесса [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Параграф 9.2 Международного стандарта ISO 9001: 2015 ставит следующие требования к внутреннему аудиту:

9.2 Внутренний аудит

9.2.1 Организация должна проводить внутренний аудит через запланированные интервалы времени для получения информации о том, является ли система менеджмента качества:

a) соответствующей

1) собственным требованиям организации к своей системе менеджмента качества;

2) требованиям настоящего международного стандарта;

b) результативно внедренной и функционирующей.

9.2.2 Организация должна:

a) планировать, разрабатывать, внедрять про-грамму(ы) аудита, включая частоту и методы проведения аудита, ответственность, планируемые для проверки требования, а также отчетность об аудитах, которая должна учитывать цели в области качества, важность выбранных для проверки процессов, результаты обратной связи с потребителями, изменения, влияющие на организацию, и результаты предыдущих аудитов, и обеспечивать реализацию этой программы;

b) устанавливать (определять) критерии аудита и области, подвергаемые анализу в каждом аудите;

c) отбирать аудиторов и проводить аудит так, чтобы была обеспечена объективность и беспристрастность процесса аудита;

d) обеспечить, чтобы результаты аудита были доведены до сведения соответствующих руководителей;

e) обеспечить проведение без необоснованной задержки необходимых коррекции и корректирующих действий;

f) обеспечить фиксацию и сохранение документированной информации в качестве свидетельства реализации программы аудита и его результатов.

В международном стандарте O'z DSt IATF 16949:2019 требования ISO 9001: 2015 изложены в следующем:

9.2.2.1 Программа внутреннего аудита

Организация должна иметь документированный процесс внутреннего аудита. Процесс должен включать в себя разработку и внедрение программы внутреннего аудита, охватывающей всю систему менеджмента качества, в том числе аудит системы менеджмента качества, аудит производственных процессов и аудит продукции.

Программа аудита должна быть ранжирована на основе тенденций рисков, внутренних и внешних показателей, а также значимости процесса(ов).

Если организация отвечает за разработку программного обеспечения, она должна оценку возможностей для разработки программного обеспечения включить в свою программу аудита.

Периодичность аудита должна анализироваться и, если применимо, корректироваться исходя из возникновения изменений в процессе, внутренних и внешних несоответствий и/или жалоб от потребителей. Результативность программы аудита должна анализироваться в рамках анализа со стороны руководства.

9.2.2.2 Аудит системы менеджмента качества.

Организация должна проводить аудит всех процессов системы менеджмента качества в течение каждого периода в три календарных года, согласно ежегодной программе, применяя процессный подход для проверки соответствия данному Стандарту. В рамках такого аудита организация должна проводить выборочную проверку специальных требований потребителя к системе менеджмента качества на предмет результативности их внедрения.

9.2.2.3 Аудит производственного процесса

Организация должна в течение каждого периода

в три календарных года проводить аудит всех производственных процессов для определения их результативности и эффективности с использованием необходимых подходов к аудитам процессов, установленных потребителем. Если это не определено потребителем, организация должна определить подход, который будет использоваться.

В рамках каждого отдельного плана аудита каждый производственный процесс должен проверяться во всех сменах, в которых он осуществляется, включая надлежащую выборочную проверку передачи смен.

Аудит производственного процесса должен включать в себя аудит результативности внедрения анализа рисков процесса (например, PFMEA), плана управления и соответствующей документации.

9.2.2.4 Аудит продукции.

Организация должна проводить аудит продукции с использованием необходимых подходов, установленных потребителем, на соответствующих этапах производства и поставки, чтобы провести верификацию на соответствие установленным требованиям. Если это не определено потребителем, организация должна определить подход, который будет использоваться.

Международный стандарт ISO 14001:2015 «Система экологического менеджмента» не накладывает никаких дополнительных требований на внутренний аудит ISO 9001: 2015. Только ISO 14001:2015 определяет требования внутреннего аудита для экологической политики.

Стандарт ISO 50001:2018 Международной системы энергетического менеджмента устанавливает следующие дополнительные требования к требованиям внутреннего аудита, установленные ISO 9001:2015:

а) улучшает ли система энергетического менеджмента энергетические характеристики;

в) соответствует ли она:

• собственным требованиям организации к своей системы энергетического менеджмента;

• энергетической политике (см. 5.2), целям и энергетическим задачам (см. 6.2), установленным организацией;

• требованиям настоящего документа.

с) результативно ли она применяется (используется) и поддерживается ли в работоспособном состоянии;

e) осуществляются ли соответствующие действия в соответствии с 10.1 и 10.2;

f) фиксируется и сохраняется ли документированная информация (см. 7.5) в качестве доказательства реализации программы(программ) аудита и результатов аудита.

Стандарт ISO 22001:2018 Международной системы менеджмента безопасности пищевых продуктов не ставит каких-либо дополнительных требований к требованиям внутреннего аудита ISO 9001:2015, предписывает обратить внимание во время внутреннего аудита на политику и цели в области безопасности пищевых продуктов.

Из вышесказанного видно, что при проведении аудита любой системы менеджмента, следует учитывать основные требования ISO 9001:2015 и требования других систем менеджмента. Для каждого процесса должен быть отдельно разработан план, вопросник, отчет, который следует отдельно документировать, хранить и предоставлять руководству для анализа.

Таким образом, можно сделать вывод, что внутренний аудит используется для оценки способности и эффективности систем менеджмента в достижении своих целей. Внутренний аудит - это аудит, проводимый по заказу организации. Он может быть проведен во внутреннем порядке или специализированными аудиторскими фирмами на основании заказа. По результатам внутреннего аудита составляются проверочные листы, отчеты о несоответствиях и аудиторские отчеты, соответствующие целям аудита.

Аудиторские отчеты содержат заключения о соответствии (несоответствии) проверяемых объектов установленным требованиям.

Список литературы:

1. ISO 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования.

3. ISO 9004:2018 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

4. ISO 19011:2018 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента.

5. ISO 14001:2015 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.

6. IATF 16949:2018 Quality management systems. Quality management system requirements for automotive production and relevant service parts organizations. International Automotive Quality Management System Standard.

7. ISO 22000:2018 Система менеджмента пищевой безопасности. Требования к любой организации, участвующей в цепи создания пищевой продукции.

8. ISO 50001:2018 Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению.

9. Исматуллаев П.Р., Ахмедов Б.М., Матякубова П.М., Хамрокулов F.X., Тураев Ш.А. Сифат менежменти тизими ва уни сертификатлаштириш: Дарслик. - Тошкент 2014.

10. Аванесов Е. К., Швец В. Е. Самооценка организационного процесса компании и СМК//Методы менеджмента качества. — 2005. — № 1

11. Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Кане. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.: ил.

12. Управление организацией. По материалам 58№о Конгресса ASQ // Европейское качество. Дайджест. — 2004. — № 4.

13. Мерзликина, Н. В. Управление качеством. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / Н. В. Мерзликина, А. А. Недбай. - Электрон. дан. (3 Мб). - Красноярск : ИПК СФУ, 2008.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ

Болтаев Тулкин Кузиевич

старший преподаватель, Ташкентский финансовый институт,

Узбекистан, г. Ташкент

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CURRENCY RELATIONS IN UZBEKISTAN

Tulkin Boltaev

Senior lecturer, Tashkent Financial Institute, Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется проблемы регулирования валютных отношений, валютных курсов и особенности валютной политики Узбекистана.

ABSTRACT

The article analyzes the problems of regulation of currency relations, exchange rates and features of the currency policy of Uzbekistan.

Ключевые слова: валютная политика, валютный курс, валютный рынок, девальвация, ревальвация, платежный баланс, валютное ограничение.

Keywords: monetary policy, exchange rate, foreign exchange market, devaluation, revaluation, balance of payments, foreign exchange restrictions.

Роль экономически развитых государств в развитии валютных отношений имеет первостепенное значение. В последнее десятилетие, как развивающиеся страны, так и страны в переходном периоде активизируют свою деятельность в этой области.

Каждая развивающаяся страна стремится выровнять дефицит платежного баланса, ограничить импорт и поощрять экспорт товаров, защитить национальные валютные резервы, осуществляя при этом собственную валютную политику, которая связана с координацией экономической конъюнктуры.

Главной конечной целью проводимых в стране экономических реформ является показатель полноты принятия решений по принципам рыночных отношений в экономике страны. В этом процессе большое значение имеет создание эффективной системы валютного регулирования, выработка мер по предотвращению негативного влияния различных ситуаций, возникающих в валютном секторе, на другие отрасли экономики.

В то же время необходимо провести углубленный анализ вопросов регулирования денежно-кредитных отношений, развития единого валютного и внебиржевого валютных рынков Республики, совершенствования валютной политики Центрального банка и использования его инструментов с учетом местных условий в условиях финансового кризиса.

В настоящее время используются следующие основные методы проведения валютной политики:

1) согласование валютного курса с использованием строго определенных, плавающих, многосторонних и различных режимов девальвации и, в редких случаях, ревальвации;

2) применение различных форм валютных ограничений на текущие и финансовые операции платежного баланса;

3) составление государственных платежных и клиринговых соглашений в целях сохранения валютных резервов (Азиатский Клиринговый Союз, Западноафриканская клиринговая палата и т. д);

4) развитие валютной кооперации и интеграции развивающихся стран путем восстановления их собственных валютных группировок, совместных валютных фондов, предназначенных для компенсации дефицита платежного баланса.

Хотя валютный курс в большинстве промыш-ленно развитых стран упрощается введением его свободного обменного курса, некоторые страны возвращаются к практике множественности валютных курсов в виде двухуровневого валютного рынка.

Мировой опыт перехода к обмену национальных валют позволяет выделить этот процесс из значимых, а именно:

• выбор времени и курса ввода валюты обмена;

• для кого, для резидентов или нерезидентов и в какой последовательности;

• по каким операциям: по текущим операциям платежного баланса или финансовым операциям.

При этом необходимо отметить возникающие при этом проблемы.

Первая проблема. В истории валютных отношений известны две модели, а именно «шоковая» модель и модель постепенного перехода к валютному обмену в зависимости от создания достаточных условий. Первая модель представляет собой волюнтаристический вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия), характеризующийся снижением курса национальной валюты, уменьшением официальных золотовалютных резервов.

Второй вариант - это поэтапный переход к свободному обмену валюты (опыт Западноевропейских стран и Японии), который имеет некоторые преимущества перед «шоковым» вариантом. Это связано с тем, что он основан на взаимосвязи деятельности национального и мирового рынков, в частности процесса формирования цены и подготовки факторов как стимула к ней.

Вторая проблема. Она заключается в определении очередности ввода валютного обмена для резидентов и нерезидентов. Как показывает мировой опыт, для того чтобы быть заинтересованным в равноправном сотрудничестве, внимание обычно уделяется в первую очередь иностранным партнерам.

Третья проблема. Обмен валюты связан с выбором вводимых операций.

Развивающиеся страны используют экономические и административные методы, аналогичные методам валютной политики развитых стран. Однако взаимодействие этих инструментов при их использовании и цели валютной политики молодых стран, а также значение в координации экономики существенно отличаются друг от друга.

Сегодня меры, принятые правительством Республики Узбекистан, Центральным банком и другими органами валютного контроля в ходе экономических реформ, и позволившие достичь определенных результатов, включают:

• установление правовых основ валютной политики;

• создание эффективной системы валютного контроля и регулирования;

• организация эффективных механизмов перераспределения иностранной валюты среди экономических агентов;

• применение современных методов регулирования платежного баланса;

• дальнейшее совершенствование деятельности бирж и внебиржевых валютных рынков;

• установление правил осуществления валютных операций в наличной и безналичной форме, торговых и безналичных операций по предотвращению валютных рисков;

• определение тактики и стратегии финансирования из-за рубежа;

• эффективное управление государственными золотовалютными резервами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• осуществление взаимовыгодного сотрудничества с международными финансовыми организациями;

• эффективное регулирование валютного курса;

• обеспечение внутренней свободной конвертации национальной валюты.

Подводя итог и давая характеристику проводимой в республике валютной политике, необходимо выделить следующие ее специфические аспекты:

1. Принятие мер по защите от влияния внешних негативных факторов и укреплению экономики, в том числе финансово-денежной системы, исходя из национальных интересов;

2. Обеспечение интеграции экономики в мировое хозяйство на эффективной и равноправной основе;

3. Обеспечение процессов экономического роста. Важнейшей задачей валютной политики при этом является модернизация и техническая реорганизация производственных предприятий, работающих с использованием валютных средств, использование которых при формировании новых передовых предприятий, обеспечивает высокую долю добавленной стоимости.

Развитие валютных отношений Республики Узбекистан можно разделить на четыре периода:

• первый период включает 1994-1996 годы. В этот период в обращение была введена национальная валюта - сум, а хозяйствующим субъектам была предоставлена возможность приобретать денежные средства в иностранной валюте;

• второй период включает 1997-1999 годы. В этот период были введены ограничения на текущие операции платежного баланса;

• третий период охватывает 2000-2003 годы. В этот период началась либерализация национального валютного рынка;

• четвертый период включает период после 2003 года. В этот период была введена свободная конвертация сума в иностранную валюту по текущим операциям платежного баланса, либерализован внебиржевой валютный рынок.

С 15 октября 2003 года правительство Узбекистана приняло на себя обязательства в соответствие со статьей VIII соглашения с МВФ, и с этой даты введен свободный обмен сума в иностранную валюту по текущим операциям.

Из приведенной ниже таблицы можно рассмотреть изменение курса национальной валюты по отношению к доллару США за 1995-2019 годы. За этот период (за 25 лет) курс вырос в 380,3 раза, или в среднем в 1,268 раз (26,8%) в год. За последние 2 года, в среднем, обменный курс изменился примерно на 8,2%.

Причиной резкого изменения обменного курса в 2001, 2002, 2017 годах являются революции, проведенные в валютной политике страны. То есть, в

01.05.2000 г. официальный курс 1 доллара США был 05.09.2017 г. с 421,35 сум до 8100,00 сум (92,4%), а за повышен с 149,38 сум до 231,00 сум (54,6%), в 24 года в среднем он увеличился на 27,4%.

01.11.2001 г. с 433,70 сум до 68,90 сум (57,0%), а в

Таблица 1.

Изменение обменного курса национальной валюты по отношению к доллару США в 1995-2019 годах 1

Дата Курс валюты, Сум/ Доллар США Темп роста по сравнению с предыдущим годом (в коэф.) Темп роста по отношению к начальному периоду (в коэф.)

01.01.1995 25,00 - -

01.01.1996 35,50 1,420 1,420

01.01.1997 55,00 1,549 2,200

01.01.1998 80,17 1,458 3,207

01.01.1999 110,00 1,372 4,400

01.01.2000 140,00 1,273 5,600

01.01.2001 325,00 2,321 13,000

01.01.2002 688,00 2,117 27,520

01.01.2003 970,00 1,410 38,800

01.01.2004 980,00 1,010 39,200

01.01.2005 1 058,00 1,080 42,320

01.01.2006 1 180,00 1,115 47,200

01.01.2007 1 240,00 1,051 49,600

01.01.2008 1 290,00 1,040 51,600

01.01.2009 1 393,00 1,080 55,720

01.01.2010 1 511,40 1,085 60,456

01.01.2011 1 640,00 1,085 65,600

01.01.2012 1 795,00 1,095 71,800

01.01.2013 1 985,46 1,106 79,418

01.01.2014 2 202,20 1,109 88,088

01.01.2015 2 422,40 1,100 96,896

01.01.2016 2 809,98 1,160 112,399

01.01.2017 3 231,48 1,150 129,259

01.01.2018 8 120,07 2,513 324,803

01.01.2019 8 339,55 1,027 333,582

01.01.2020 9 507,56 1,140 380,302

Средний годовой показатель 1,268

Одним из важных вопросов в рамках регулирования валютных отношений является вопрос сбалансированности платежного баланса. Сальдо внешней торговли Республики Узбекистан в 2010-2019 гг. было положительным. В результате этого платежный баланс в эти периоды обеспечивался без дефицита.

Проводимая Центральным банком Республики Узбекистан валютная политика направлена на укрепление платежеспособности национальной валюты путем проведения антиинфляционной политики, совершенствования системы платежей и расчетов. Стабильность обменного курса играет важную роль в управлении уровнем инфляции. Мы можем определить их взаимозависимость в результате корреляционного анализа.

Достижение свободного обращения национальной валюты в другие валюты требует обеспечения структурной перестройки экономики, расширения

внешнеэкономической деятельности и совершенствования денежно-кредитной и валютной политики. Для того чтобы эффективно проводить денежно-кредитную политику, прежде всего, необходимо обеспечить стабильность национальной валюты. Также одним из важных и актуальных вопросов сегодняшнего дня является повышение экспортного потенциала, за счет которого происходит увеличение валютных поступлений.

В результате совершенствования валютных отношений валютная система и ее реализация была значительно либерализована. В частности, речь идет об обеспечении свободной конвертации для текущих международных операций, улучшении биржевого и внебиржевого валютных рынков, упрощении процедур торговли иностранной валютой, корректировке их масштабов, отмене валютных ограничений.

Список литературы:

1. Закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании». - Ташкент, 15.11.2019 г.

2. Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке». - Ташкент, 15.11.2019 г.

3. Абдуллаева Ш. Международные валютно-кредитные отношения. Учебник. Ташкент «Экономика-финансы», 2005, - 588 с.

4. Бункина М.К., Семенов А.М. Основы валютных отношений: Учебное пособие. - Москва. Юрайт, 2008. -192 с.

5. Джумаев Н., Бурхонов У. Актуальные проблемы финансов, Ташкент. Издательство «Янги аср авлоди», 2003.

Научный журнал

UNIVERSUM: ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

№ 4(69) Апрель 2020

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 54432 от 17.06.2013

Издательство «МЦНО» 123098, г. Москва, улица Маршала Василевского, дом 5, корпус 1, к. 74

E-mail: mail@7universum.com www.7universum.com

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета в типографии «Allprmt» 630004, г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.