Научная статья на тему 'Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона'

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2082
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE REGION / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / SPECIALIZATION / ТОРГОВЛЯ / TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Илья Антонович

Статья посвящена изучению особенностей организации внешнеэкономической деятельности региона. Систематизированы современные научные подходы и приоритеты развития при организации внешней экономической политики региона. На основе изученных подходов предлагается механизм структурной организации внешнеэкономической деятельности региона. Отражаются основные направления внешнеэкономической деятельности, на которые в рамках своих компетенций может влиять регион. Определяются задачи и функции управляющих региональных представительств внешнеэкономической деятельности. Сделан акцент на важности развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, как основополагающей для управления деловой и инвестиционной привлекательности регионов. В заключении статьи выделяется принципиально новая роль внешнеэкономических связей в социально-экономической политике субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксенов Илья Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES AT THE LEVEL OF THE REGION

Article is devoted studying of features of the organization of foreign economic to region activity. Modern scientific approaches and development priorities are systematized at the organization external economic policy of region. On the basis of the studied approaches the mechanism of the structural organization of foreign economic policy of region is offered. The basic directions of foreign economic activities, which within the frameworks in their competencies the region can influence are reflected. The tasks and functions of managing regional representations of foreign economic activity are determined. It is made accent on importance of development of an infrastructure of foreign economic activities, as basic for management business and investment attractiveness of regions. In article conclusion it is allocated essentially new a role of foreign economic relations in the social and economic policy of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона»

Экономические науки Economic sciences

УДК 339.564

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УРОВНЕ РЕГИОНА

И.А. Аксенов

Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Статья посвящена изучению особенностей организации внешнеэкономической деятельности региона. Систематизированы современные научные подходы и приоритеты развития при организации внешней экономической политики региона. На основе изученных подходов предлагается механизм структурной организации внешнеэкономической деятельности региона. Отражаются основные направления внешнеэкономической деятельности, на которые в рамках своих компетенций может влиять регион. Определяются задачи и функции управляющих региональных представительств внешнеэкономической деятельности. Сделан акцент на важности развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, как основополагающей для управления деловой и инвестиционной привлекательности регионов. В заключении статьи выделяется принципиально новая роль внешнеэкономических связей в социально-экономической политике субъектов РФ.

Ключевые слова: управление, внешнеэкономическая деятельность региона, специализация, торговля.

Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации представляет значительную статью бюджета. Высокие темпы работы на мировом рынке сказываются на уровне интеграции региона в международной кооперации, позиционируя внешнеэкономическое взаимодействие, как важнейший фактор политической стабильности. Внешнеэкономическая деятельность - это не краткосрочный приоритет экономики, а скорее, долгосрочный и стратегический. Внешнеэкономическая деятельность - это инструмент социально-экономического развития страны и регионов, который имеет свои индикаторы. Для того, чтобы данный стратегический инструмент социально-экономической политики мог существовать и развивать-

ся, необходимо формирование четкого взаимодействия федерального и регионального уровней, а также межведомственного взаимодействия.

Юрисдикция регионов Российской Федерации включают в себя следующие вопросы:

• управление и контроль внешнеторговой деятельности субъекта Российской Федерации;

• создание и совершенствование внутренних региональных и межрегиональных программ внешнеэкономической деятельности;

• привлечение иностранных финансовых ресурсов под гарантии субъекта РФ;

• осуществление международных контрактов в области внешнеэкономической деятельности, которые

реализуются в рамках интереса субъекта Российской Федерации;

• информационная и инфраструктурная поддержка внешней торговли.

Регионы имеют право, в пределах своей компетенции:

• проводить независимую от государственных стратегий внешнеэкономическую деятельность, а также координировать и контролировать внешнеэкономическую деятельность российских и иностранных лиц на своей территории;

• разрабатывать и применять региональные программы внешнеторговой деятельности;

• обеспечить дополнительные, по отношению к государственным финансовым гарантиям, преференции участникам внешнеэкономической деятельности, зарегистрированным на территории регионов, эти преференции не должны идти вразрез с государственными обязательствами;

• создавать страховые и депозитные средства, в области внешнеэкономической деятельности, для привлечения иностранных займов;

• включать своих представителей в торговые представительства иностранных государств, за счет средств бюджетов региона.

В регионах, как правило, функционируют департаменты международных и внешнеэкономических связей, которые, совместно с другими структурными ведомствами государства, способствуют интеграции промышленного, финансового, интеллектуального потенциала региона, а также ресурсов и потенциала предприятий в сфере международного сотрудничества, защищают интересы и эффективность функционирования иностранных инвестиций в регионе. Внешнеэкономическая деятельность региона строится на следующих основах:

• осуществление структурной политики с использованием мер либерализации и протекционизма, с учетом уровня развития предприятий в регионе;

• последовательная политика по формированию профиля международной специализации, предназначенная для использования возможностей международного разделения труда [1];

• оптимальное сочетание федеральных, региональных и бизнес- интересов, в целях удовлетворения потребностей региона;

• укрепление показателей региона в международных конкурентных отношениях.

Формы внешнеэкономической деятельности в регионах могут включать в себя следующие виды: кооперацию производства, международную торговлю, совместные производства, интенсификацию внешнеэкономических связей малых и средних предприятий, приграничное сотрудничество регионов. Для диверсификации внешнеэкономической деятельности в регионе возможно проведение мероприятий по следующим направлениям:

• разработка и принятие научно-обоснованной политики, в качестве основы для селективной защиты национальных производителей, стимулируя конкуренцию на региональном рынке;

• создание системы поощрения экспорта, в том числе в виде региональных кредитов и иных форм финансирования экспортеров, и их маркетинговой деятельности;

• создание временного механизма поддержки бизнеса региона, испытывающего сложности от резко возросшего импорта;

• создание системы внешнеэкономической информатизации для предприятий ВЭД (цены, условия торговли и т.п.);

• развитие в регионе специализированных научных заведений, которые готовили бы специалистов по внешнеэкономической деятельности;

• постоянное изучение иностранных предприятий и механизмов торговых барьеров;

• публикация регулярных отчетов и результатов по внешнеэкономической деятельности [2].

Состояние внешнеэкономической деятельности регионов в значительной степени задается направлениями развития политики импортоза-мещения, которые предполагают:

• разработку и совершенствование стратегии развития внешнеэкономической деятельности необходимо реализовывать внутренними резервами региона, на основе преимуществ географического расположения территории, специфики производственного потенциала региона и его инфраструктуры;

• определение основных направлений трансформации механизма управления ВЭД региона;

• формирование мероприятий, направленных на приток внутренних и внешних инвестиций в область;

• формирование законодательных актов, контролирующих внешнеэкономическую деятельность региона;

• создание поддерживающих механизмов со стороны федеральных и региональных органов управления для иностранных предприятий, вкладывающих ресурсы в приоритетные региональные проекты;

• более рациональное использование потенциала региона для формирования внешнеэкономической деятельности, способного работать в режиме полной конкурентоспособности и во взаимоувязке с другими регионами страны и мира [3].

В экономике России сформирована структурная и территориально локализованная модель внешнеэкономической деятельности, которая обеспечивает реализацию общей государственной политики и систематизирует возможности управления в системе «федерация - регионы». Смена режима государственного регулирования на свободную внешнюю торговлю потребовала от регионов разработку принципов и моделей участия во внешнеэкономической деятельности, а связь «государство-предприятие» потребовала вовлечения дополнительных звеньев в механизмы управления: этим звеном является региональная политика, требующая от регионов ряд законодательных актов и стимулирующих мер (рис. 1).

Среди участников внешней торговли и других форм международного сотрудничества особую роль имеют субъекты внешнеэкономической деятельности: деловые организации и государственные организации, которые обеспечивают функцию надзора и контроля за перемещением товаров через границу и их целостность (таможенные органы и департаменты внешнеэкономической деятельности) и операции по перемещению валюты (банки).

Увеличение количества внешнеэкономических операций в регионах влечет за собой расширение содействующих структур: коммерческих (банки, таможенные представители, международные перевозчики, страховые компании и т.д.), и структур по обслуживанию физических лиц - участников внешнеэкономической деятельности: туристические и логистические компании, организации - организаторы обучения за рубежом, медицинские компании и т.д.

Внутренняя среда для региона

Федеральная программа стимулирования экспорта

Международные договора о сотрудничестве

Таможенное сотрудничество и законодательство

Зарубежные миссии

Привлечение иностранных инвестиций

Работа с целевыми программами развития внешнеэкономической деятельности

Создание региональной структуры внешнеэкономической деятельности

Взаимодействие с организациями внешнеэкономической деятельности

Координация действия территориальных органов власти в области внешнеэкономической деятельности

Формирования планов в области внешнеэкономической деятельности

Рис. 1.Методы управления внешнеэкономической деятельностью региона

Участие регионов в процессах глобализации определяется единством движения товаров и услуг, движения капитала и трудовых ресурсов, формирующих мегасферу мировых экономических отношений:

1) торговые и неторговые потоки (движения товаров и личного имущества физических лиц, транзит и т.д.);

2) нетоварные потоки (услуги, права интеллектуальной собственности, технологии, информационные потоки);

3) миграция населения [4].

Основным участником процесса глобализации внешнеэкономической деятельности региона являются компании-экспортеры, которые более, чем импортеры, встроены в систему государственной мотивации и привязаны к региональному таможенному оформлению (рис.2).

Рис 2. Структура регионального внешнеэкономического комплекса

По территориальной классификации, внешнеэкономическая деятельность сочетает локализованные субъекты внешнеэкономической деятельности, и их подразделения и предприятия за рубежом [5]. Структуры управления внешнеэкономической деятельностью играют основную роль в формировании и развитии внешнеэкономической деятельности в регионе [6]. Подсистема управления внешнеэкономической деятельностью государства и регионов, образует единство системы управления региональных администраций Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в регионах.

На основе вышеприведённых факторов и проблем, можно сформировать первоочередные структурные элементы управления внешнеторговой деятельностью в регионе:

1.Законодательное собрание региона, закрепляет основные направления

внешнеэкономической деятельности области, предложенные департаментами внешнеэкономической деятельности.

2. Администрация области формирует: стратегическое и тактическое планирование, мотивацию вливания иностранных инвестиций, юридическое обеспечение.

3. Таможня: напрямую взаимодействует с участниками внешнеэкономической деятельности по вопросу миграции товарных и нетоварных потоков.

4. Предприятия - участники внешнеэкономической деятельности: экспортеры, импортеры, посредники.

5. Обслуживающие и консалтинговые организации.

Визуально, взаимодействие сформированных рассмотренных структур региона может быть представлено в виде рис.3.

Рис.3. Схема организации и регулирования внешнеэкономической

деятельности в регионе

Формирование подобных структурных элементов должно обеспечить усиление регулирования внешнеэкономической деятельности в регионе в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, которое будет положительно сказываться, как на имидже, так и на инвестиционной привлекательности региона.

ЛИТЕРАТУРА

1.Акопов С.Э. Изменение модели внешнеэкономической деятельности региона в условиях участия в ЕврАзЭс // Вопросы экономики и права. 2014. № 68. С. 107-112.

2. Басенко А. М.,Таранов П.В. Либерализация как глобальный тренд теоретизации государственного регулирования экономики // Финансовые исследования. 2012. № 2 (35). -С. 48-55.

MANAGEMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES AT THE LEVEL OF THE REGION

I. Aksenov

Article is devoted studying of features of the organization of foreign economic to region activity. Modern scientific approaches and development priorities are systematized at the organization external economic policy of region. On the basis of the studied approaches the mechanism of the structural organization of foreign economic policy of region is offered. The basic directions of foreign economic activities, which within the frameworks in their competencies the region can influence are reflected. The tasks and functions of managing regional representations of foreign economic activity are determined. It is made accent on importance of development of an infrastructure of foreign economic activities, as basic for management business and investment attractiveness of regions. In article conclusion it is allocated essentially new a role of foreign economic relations in the social and economic policy of the subjects of the Russian Federation.

Key words: management, foreign economic activity of the region, specialization, trade.

3. ВоронинаТ.В. Трансформация линейно-стадиальной модели международной экономической интеграции в эпоху глобализации: причины, формы, последствия// Фундаментальные исследования. 2014. № 6-3. С. 539-543.

4. Глазьев С. Ю. Политические и экономические аспекты региональной интеграции // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2014. № 1. С. 9-20.

5. Сhadwiсk E. Results of Different Рппар^ of Legislation in Еигоре: Of СотреШюп for the Field as Сomрared with Сomрetition within the Field of Servke Text. // Journal of the Roуal Statistical Soсietу series A22. 2014. Р. 381-420.

6. Demsetz Regulate Utilities? Text. // Journal of Law and ETOnomks. 2013. Р. 55-65.

Рукопись поступила в редакцию 10.102017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.