Научная статья на тему 'Управление вентильным электроприводом при минимизации потерь'

Управление вентильным электроприводом при минимизации потерь Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ковалев В. З., Поляков Д. В.

Вентильный электропривод (ВЭП) является наиболее перспективным типом электропривода для турбомеханизмов, для которых по технологическим условиям необходимо регулирование производительности в процессе их функционирования. Применение регулируемого электропривода для таких механизмов позволяет снизить потери энергии на 10-20%. ВЭП турбомеханизмов преимущественно строится на базе преобразователя частоты (ПЧ) с зависимым инвертором тока (ЗИТ). Это позволяет решить проблему коммутации вентилей ПЧ большой мощности при минимально возможном количестве полупроводниковых приборов и конденсаторно-реакторного оборудования в силовых цепях ВЭП при хороших энергетических и динамических показателях. Разработанные и реализованные в современных системах автоматического регулирования (САР) ВЭП законы регулирования координат электроприводов обеспечивают удовлетворительные показатели ВЭП в целом, в том числе и энергетические. Целью данной работы является разработка на основе модели и реальных ограничений ВЭП такого оптимального закона регулирования координат ВЭП центробежного насоса, при котором суммарные потери электроэнергии в электроприводе будут минимальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ковалев В. З., Поляков Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALVE-CONTROLLED ELECTRODRIVE CONTROL TO MINIMIZE THE LOSSES

Here the purpose was to elaborate on the base of mathematical model and actual limitations of valvecontrolled electrodrive such a low of the centrifugal pump with parameters' regulation, by which the total losses of energy in electrodrive would be a minimum. As it seen from the result diagrams, the power of the equivalent total energy losses is considerably reduced in passing from the existing mode of operation to the new suggested regime (picture 1). At the nominal load of motor (M = 1) this reducing is about 26.5 %. The exciting current in the mode of AP->min is greatly reduced (picture 2), and the armature current is only insignificantly increased (picture 3). By this the redistribution of losses inside the motor has very important meaning, namely the drastic reducing of losses nearly in 2.5 times in exciting winding the most strained by heating part of motor. The change from the elaborated and realised in nowadays automatic control systems regimes to the optimum modes of operation (AP->min) will raise the economic feasibility, improve the employment of synchronous motor and electrodrive as a whole, make possible to reduce the exciter's design power. It is also very important to note, that the same method to find the energy-losses optimum regimes can be used for the regime optimisation for all types of electrodrives alternative and direct current.

Текст научной работы на тему «Управление вентильным электроприводом при минимизации потерь»

вых поворотах пространственно-чувствительной области повышение разрешающей способности датчиков осуществляется за счет использования периодических структур в виде концентрических колец /61.

Заключение

1. Использование максимума нелинейной фазовой характеристики Дср(Д1) позволяет сформировать координату 1г предельного виброперемещения и функцию преобразования соответствующей функции Дирака 8(1 -12).

Управление параметрами датчика позволяет перестраивать предельный уровень виброперемещений.

2. Управление пространственным положением пространственно-чувствительной области датчика позволяет измерять параметры вибрации как в декартовой, так и в полярной системах координат.

3. Повышение разрешающей способности однокоор-динатного датчика возможно при использовании дифракционных решеток, а для двухкоординатного - периодических структур в виде концентрических колец.

Представленные датчики могут быть применены в вибродиагностической аппаратуре промышленного назначения, успешно создаваемой НПЦ «Динамика» (г. Омск) под руководством В.Н. Костюкова. Результаты исследований могут быть полезны сотрудникам отделов метрологии ОКБ имени Баранова, ПО «Полет», НПО «Сибирские приборы и системы», Омского СКБ приборов, преподавателям и аспирантам физических и приборостроительных специальностей ОмГТУ, ОмГУ, ОмИИТ, СибАДИ.

Литература

1. Иванов В.А., Привалов В.Е. Применение лазеров в приборах точной механики,- СПб.: Политехника, 1993. -216 с.

2. Яковлев H.A. Построение лазерных систем для измерения перемещений по трем координатам на основе акустооптического преобразования измерительной информации: Автореф. ... канд. техн. наук: 05.11.16. -М * Мосстэнкин 1992

3. A.c. № 1714359 (СССР) МКИ G 01 В 21/00. Способ определения положения границы объекта. В.И.* Теле-шевский, H.H. Абдикаримов. - Опубл. в Б.И.-1992, № 7.

4. Телешевский В.И., Абдикаримов H.H. Гетеродинный акустооптический сенсор для бесконтактного определения положения границ объектов // Фотометрия и ее метрологическое обеспечение: Тез. докл. 8-й науч.-техн. конф. М.: ВНИИОФИ, 1990,- С. 242.

5. Пеун Е.В., Абдикаримов H.H. Акустооптоэлектрон-ный сенсор для измерения смещений границы объеста с фазовым выходом // Состояние и проблемы технических измерений: Тез. докл. 4-й науч.-техн. конф.- М.: МГТУ, 1997.- С. 208.

6. Преснухин Л.Н., Майоров С.А., Меськин И.В. Фотоэлектрические преобразователи информации / Под ред. Л.Н. Преснухина. - М.: Машиностроение, 1974,- 376 с.

24.12.98 г.

ЛЕУН Евгений Владимирович - кандидат технических наук, доцент, докторант Московского государственного технологического университета.

УДК 62-523-83

УПРАВЛЕНИЕ ВЕНТИЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ПРИ МИНИМИЗАЦИИ ПОТЕРЬ

В. 3. Ковалев, Д. В. Поляков

Вентильный электропривод (ВЭП) является наиболее перспективным типом электропривода для турбомеханизмов, для которых по технологическим условиям необходимо регулирование производительности в процессе их функционирования. Применение регулируемого электропривода для таких механизмов позволяет снизить потери энергии на 10-20%. ВЭП турбомеханизмов преимущественно строится на базе преобразователя частоты (ПЧ) с зависимым инвертором тока (ЗИТ). Это позволяет решить проблему коммутации вентилей ПЧ большой мощности при минимально возможном количестве полупроводниковых приборов и конденсаторно-реакторного оборудования в силовых цепях ВЭП при хороших энергетических и динамических показателях. Разработанные и реализованные в современных системах автоматического регулирования (САР) ВЭП законы регулирования координат электроприводов обеспечивают удовлетворительные показатели ВЭП в целом, в том числе и энергетические. Целью данной работы является разработка на основе модели и реальных ограничений ВЭП такого оптимального закона регулирования координат ВЭП центробежного насоса, при котором суммарные потери электроэнергии в электроприводе будут минимальными.

Поставленная в данной статье задача оптимизации формулируется следующим образом: для математической модели синхронной неявнополюсной машины с учетом насыщения по основному магнитному потоку и выполнении обязательных требований к электроприводу - требований к моменту и скорости изменения момента в различных режимах, а также при учете ограничений, накладываемых параметрами ПЧ и возбудителя найти относительный экстремум (минимум) суммарных потерь мощности в синхронном двигателе, преобразователе частоты и возбудителе:

M=hq 'УМ ~hd 'Wsq =VS COSÖ-i^ --y/s sinS-i^ +y/s s\n9 ifd

(3)

(ab -ä)-J(/^ - У

+ +

w\

kv-ifd}-

c4 =0

(4)

в соответствии с условиями минимума потерь:

/-ft. о

(1)

(2)

/з =

дЭ

адр

при ограничениях, накладываемых на переменные состояния синхронного двигателя:

Здесь ¡б - действующее значение тока якоря, ¡Иэ - ток возбуждения; коэффициенты г8э, д(ю) учитывают основные и добавочные потери, зависящие соответственно от тока якоря и основного потока [1]. При этом коэффициент д(ш) потерь, зависящих от потока, представляет собой функцию скорости (частоты): g(a)) = aг(o + amlco2, где аг и овг - коэффициенты потерь на гистерезис и вихревые токи. Эквивалентные сопротивления цепей якоря и возбуждения учитывают как потери в обмотках машины (Гер. ги), так и потери в цепях преобразователей (Гпр, г«*). гп=гч> + ; Г/<Ь = + гер Модуль основного потокосце-

пления Уб. угол 6 между осью <3 и вектором \|/б и ток ро-

тора ifd - переменные состояния, полностью характеризующие энергетический режим СД. Коэффициенты, зависящие от параметров синхронной машины и угла управления ЗИТ:

а= 2 ; Ь = (хх -xs)-cos

■ j я о

Первое ограничение на переменные 3 и i« связано с тем, что задача должна иметь только одно решение для каждого определенного заданного момента. Второе ограничение связано с условиями коммутационной устойчивости инвертора тока. Оно было получено в результате анализа условия устойчивой работы ЗИТ при достаточном запасе по углу управления [2] и векторных диаграмм СД при питании от ЗИТ.

Поставленная задача оптимизации решается на основе вариационных принципов Лагранжа, которые приводят к следующей системе уравнений:

di

fd

di

fd

д<Рг di

= 0;

fd

^ = 0:

dAP . dtpy .

-+ A—■— + Л,

d9 d9 ^ d9

dy/s dys dy/g

(5)

<рх =4>а -соб^ч'^ -ц/5 ■ вш 5 • + ц/а -вт^ М =0;

<р2 = (аЬ-¡/и] + 'I, + + а ■ = 0,

где АР = г^ -+ + )% + Г>Л + Я^!5

, А-2 - неопределенные множители Лагранжа.

Учитывая насыщение по основному потоку синхронной неявнополюсной машины по методике [3] будем иметь следующие соотношения:

АР = г„(о>г +4>а-)г -2г„(®У4 +4>;)со8 +

Ч>\ = ¥6 «¡П Э^р - М , (6)

+ ¡fd -м -vi;

я =

d -ab

1 + с

■Í—т

{d-ab J

Получив выражения для частных производных

dAP

di

dAP dAP d<px

d9

d<P\ d9

d<P\ dq>2 dtp 2 d<p2

fd

из

дУв 39 ¿Ч/б

уравнений системы (6), и, подставив полученные выражения в систему (5), получим полную систему уравнений (7), описывающих оптимальный по потреблению электроэнергии режим работы СД с учетом насыщения.

d9 dy/s

= 0;

(7)

2(Гп + rfh) ■ 'ft ~ ("'Ví + Vi)cos9 + А, -у/e sin9 + + Aj -2ij¡, -2A2(dV¿ +4Vj)cosíl = 0; 2r„^n9 ijj{a'4fs + 4>j)+A, v6co%3 ¡/<( + + Aj ■ 2(a>й + 4>¿)sin,9-ip = 0;

r„(2e'V, + 2fl'4'(n + iv; +2n4'Vj""')-

- 2a'r„ eos 9 ■ iju + 2g(ú>)y/s - 2nb'r„ eos 9 ■ + + A, sin +Aj[2íj'Ví +2o'fc'(n + l)v¿']-

Í2a'ijj •cos5-2n4'VI""' + 2A'n ■ eos 9 ■ i¿¡y/^'1 +

2 , L+ ^fVe

sin 9 ■ if¡ - M = 0; ("Vi +4>j)J -2(°Ví +*>i)eosá-i/rf -

- =0;

/'_(í/-aé) /(' + C {«/-ai) ' ^ = -2r„(a>f +¿>V^)cosí'-/ja +

+ ('„ + »>)']/

g(<u)=ar<a + o„<»2; A/ = 0.07 + <u2;

i, = iJfa'Vs b'Vif - 2(aVí + A' )cos,S' 'ja + 'ja i Vf,< =¥e cos 9 + xfia

В результате решения системы уравнений (7) на ЭВМ получены характеристики СД с параметрами по табл. 1 и с запасом по углу коммутации, равным 3° в режиме минимизации потерь. Характеристики приведены на рис. 1-5 совместно с характеристиками СД при питании от ЗИТ в режиме при 4^=1 (при постоянстве проекции вектора основного потокосцепления на ось, ортогональную оси вектора тока статора СД). Этот режим разработан и реализован в современных САР ВЭП на базе ЗИТ из условий достаточно высоких энергетических показателей.

Таблица 1. Усредненные параметры неявнополюс-ного СД без демпферной клетки. Аппроксимация характеристики намагничивания: i = a'y/ + b'y/"; все парамет-

Параметр Обозначение Значение

Индуктивность:

Рассеяния якоря х» 0.1

Рассеяния продольной обмот- Хюо 0.15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ки возбуждения

Взаимная индуктивность:

Продольная ненасыщенная Xmd 1.0

Поперечная ненасыщенная Xmq 1.0

Сопротивление:

Якоря эквивалентное г» 0.02

Обмотки возбуждения эквива- ffda 0.01

лентное

Коэффициенты:

Характеристики намагничива- а' 1.0

ния

Ь' 0.25

п 13.0

Потерь в стали аг 0.02

а ,т 0.02

Как видно из анализа полученных характеристик, мощность эквивалентных потерь при переходе к режимам с минимизацией потерь значительно снижается (рис. 1). В номинальном режиме (при М = 1) это снижение равно 26,5%. Ток возбуждения в режимах с минимизацией потерь существенно уменьшен (рис. 2), а ток якоря незначительно увеличен (рис. 3). При этом важное значение имеет перераспределение потерь, а именно резкое уменьшение потерь в обмотке возбужде-

ния - наиболее напряженной по нагреву части СД, которые снижаются почти в 2.5 раза. Угол 3 при переходе к зоне больших моментов в режиме с минимизацией потерь резко уменьшается (рис. 4), поскольку повышено значение потока. В этой зоне при увеличении момента растут главным образом потери в меди.

Рис.4

Рис.5

В режимах, оптимальных по потерям, как и в режиме при ч/«х=1> нет ограничений по перегрузочной способности, обусловленных электрическими параметрами СД. Однако энергия основного магнитного поля сильно изменяется при переходе от малого к большому моменту (рис. 5). Это может создать непреодолимые трудности в реализации режимов для высокодинамичных низкочастотных СД - невозможно обеспечить нужную кратность напряжения возбудителя, которая может достигать 200н-300-кратного значения. Поэтому для таких СД в области малых моментов необходимо формировать специальную функцию \у6(М, со) с отступлением от оптимальных соотношений. Поскольку здесь потери очень малы, такое отступление не приведет к заметному ущербу. Невысокие динамические требования к высокоскоростным СД турбомеханизмов, как показывают исследования, позволяют реализовать оптимальные режимы во всем диапазоне регулирования. Переход к режимам с минимизацией потерь от разработанных и реализуемых в настоящее время режимов повысит экономичность, улучшит использование СД и электропривода в целом, позволит снизить габаритную мощность возбудителя.

В результате решения задачи оптимизации в САР ВЭП можно сформировать координаты v|/6, 3 и i«j, обеспечивающие оптимальный по потерям режим работы ВЭП при любой заданной скорости вращения и соответствующем ей моменте.

Литература

1. Вольдек А. И. Электрические машины. М.: Энергия, 1974.

2. Толстое Ю. Г. Автономные инверторы тока. - М.: Энергия, 1978.

3. Вейнгер A.M. Регулируемый синхронный электропривод. - М.: Энергоатомиздат, 1985.

3.02.99 г.

КОВАЛЕВ Владимир Захарович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрическая техника» Омского государственного технического университета.

ПОЛЯКОВ Данил Валерьевич - ассистент кафедры «Электрическая техника» Омского государственного технического университета.

m

НО 70 60

50 40 30 20 IO О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.