9. Родин Д.Я., Самойленко М.П. Современные проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. №8 (194). С. 2-10.
10. Ротбард М. Государство и деньги: как государство получило контроль над денежной системой общества. Челябинск: Социум, 2008. 234 c.
11. Сухарев А.Н. Криптовалюты как мировые деньги: оценка перспектив // Банковское дело. 2020. №3. С. 38-42.
12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Москва: Эксмо, 2017. 1056 с.
13. Тахумова О.В. Экономическая безопасность как фактор устойчивого развития региональной системы/ Тахумова О.В., Коврякова Е.А., Колесник А.В.// Kant. 2018. № 1 (26). С. 229-233.
References:
1. Grigoriev D.N. CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE BUDGETARY DEVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / Grigoriev D.N., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.// In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 38-46.
2. Jevons V.S. Money and exchange mechanism. Chelyabinsk: Socium, 2005.192 p.
3. Ivanchenko I.S. On the monetary functions of cryptocurrencies // Finance and Credit. 2019.No. 10.P. 2369 - 2384.
4. Keynes JM General theory of employment, interest and money. Moscow: Direct-Media, 2014.405 p.
5. Kolesnik V.S. Efficiency of use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.
6. Lipchiu N.V. Corporate finance / Lipchiu N.V., Gerasimenko O.A., Yurchenko A.A. // Textbook for bachelors and masters studying in the direction of training "Economics" / Edited by N.V. Lipchiu. Moscow, 2012.
7. Pelipenko E. D. METHODS OF BALANCING THE STATE BUDGET / Pelipenko E.D., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.// In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 99-103.
8. Rodin D.Ya., Glukhikh L.V., Samoilenko M.P. A new understanding of the functioning of the credit channel and its impact on economic growth // Financial analytics: problems and solutions. 2014. No. 33 (219). S. 9-16.
9. Rodin D.Ya., Samoilenko M.P. Modern problems of the implementation of monetary policy in the context of financial globalization // Financial analytics: problems and solutions. 2014. No. 8 (194). S. 2-10.
10. Rothbard M. State and money: how the state gained control over the monetary system of society. Chelyabinsk: Socium, 2008.234 p.
11. Sukharev A.N. Cryptocurrencies as world money: an assessment of the prospects // Banking. 2020. No. 3. S. 38-42.
12. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of peoples. Moscow: Eksmo, 2017.1056 p.
13. Takhumova O.V. Economic security as a factor of sustainable development of the regional system / Takhumova O.V., Kov-ryakova E.A., Kolesnik A.V. // Kant. 2018. No. 1 (26). S. 229-233.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10732
Г.С. Султанов - к.э.н., доцент кафедры аудита и экономического анализа, Дагестанский государственный университет, г. Грозный, [email protected],
H.S. Sultans - Ph. D., associate Professor of the Department of audit and economic analysis, Dagestan state University, Grozny, [email protected];
Сулейманова Д.А. - к.э.н., доцент кафедры аудита и экономического анализа, Дагестанский государственный университет, г. Грозный, [email protected],
D. Suleymanova - Ph. D., associate Professor of the Department of audit and economic analysis, Dagestan state University, Grozny, [email protected];
Магомадова Э.И. - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, ФГБОУ «Чеченский государственный университет, г. Грозный, [email protected],
E.I. Magomadova - senior lecturer of the Department of civil law and procedure, Chechen state University, Grozny, [email protected].
УПРАВЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ GOVERNANCE IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Аннотация. В статье рассмотрена модель управления в контексте устойчивого развития на основе трех измерений: социальной, экономической, экологической. Устойчивое развитие нуждается в надлежащем управлении во всех странах, развитых и развивающихся на глобальном, национальном, региональном и местном уровнях. Более того, управление должно рассматриваться в контексте обеспечения как инклюзивного экономического роста, справедливого социального развития, так и экологической устойчивости, безопасности и мира.
Abstract. The article discusses a management model in the context of sustainable development based on three dimensions: social, economic, environmental. Sustainable development requires good governance in all developed and developing countries at the global, national, regional and local levels. Moreover, governance must be seen in the context of ensuring both inclusive economic growth, equitable social development and environmental sustainability, security and peace.
Ключевые слова: устойчивое развитие, управление, мир, стратегическая задача, социальная сфера, экономическая сфера, экологическая сфера.
Key words: sustainable development, management, peace, stratégie task, social sphere, economic sphere, ecological sphere.
Устойчивое развитие - это категория, которая в целом относится только к человечеству и природе. Это эволюционный процесс, задача как всей цивилизации, так и каждого конкретного государства, требующая формулирования целей на каждом этапе. Устойчивое развитие одной, отдельно взятой страны, является частью устойчивого развития всего человечества.
Стратегическая задача устойчивого развития России заключается в повышении качества и уровня жизни населения на основе стремительно развивающегося научно-технического прогресса, комплексного развития экономики и социальной среды при условии сохранения воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.
Проблема обеспечения устойчивого развития выдвинулась на первое место среди глобальных проблем человечества, поэтому актуальность данной темы исследования трудно переоценить. Вопросы гуманизации экономик и устойчивого развития общества приводят к смене всей парадигмы международного сотрудничества и развития экономических систем.
Рассмотрим более значимые проблемы, которые существуют в устойчивом развитии в целом.
В первую очередь, вопрос, затрагивающий социальную сферу. К примеру, увеличение количества населения. Небходимо помнить, что с ростом численности населения, возрастают и потребности для удовлетворения первостепенных запросов людей. Удовлетворение данных потребностей исполняется в основном за счет исчерпывающихся ресурсов. Судя из этого увеличивается угроза возникновения трудностей с недостатком ресурсов и, как результат, социального расслоения. [4]
Также нужно анализировать вопрос обеспечения жителей Земли продовольствием. В мире есть регионы, где общество не получает необходимое число продовольствия для поддержания стандартной жизнедеятельности. Чаще всего это зоны Африки, некоторые части Юго-Восточной Азии и т.д.
Следующее - количество минеральных ресурсов. Помимо ресурсов, которые имеют свойство возобнов-ляемости, также присутствуют ресурсы не возобновляемые. В мире, где происходит стремительное возрастание валового продукта, перед человечеством встает вопрос, хватит ли этих ресурсов на всех людей, которые живут на земле.
Проблема бедности или нищеты - наверное, самая важная в социальной сфере в контексте устойчивого развития. У человека, который не может получить все нужное для обеспечения нормальной жизни себе и своим близким, повышается риск смертности, растет уровень заболеваемости, связанный с нарушением питания и т.д.
Пожалуй, на ряду с социальной сферой жизни человечества, экономическая сфера занимает такое же важное место в устойчивом развитии. Важно не только то, какого размера экономика страны, но и каково материальное и нематериальное благосостояние ее населения.
Посчитать благосостояние можно, используя показатели дохода на душу населения, ИЧР, а также измеряя стандарты образования и медицинского обслуживания, оценивая экологическую обстановку и считая ряд других показателей. Главное понимать, что социальная составляющая имеет большое значение в процессе экономического роста, без социального вовлечения заявлять об экономическом росте не имеет смысла.
Относительно экономического развития можно также обратить внимание на то, что с развитием технологий зачастую появляется отрицание человеческого труда, социальной вовлеченности в процессы производства и распределения материальных благ, что в свою очередь ведет к безработице, недостатку производства реального продукта потребления, социальному расслоению и т. д., следовательно, важно понимать, что и при экономическом росте, и при экономическом развитии, социальное вовлечение играет особую роль.
Экономический рост и экономическое развитие должны быть инклюзивными, то есть жить достойно должны все, а не привилегированная часть общества. Ускоренный- материальный и научно-технический- прогресс, информатизация процессов управления и некоторые другие глобальные процессы не должны исключать человеческого фактора.
Рассмотрев некоторые социальные-экономические проблемы, обратимся к проблемам экологии. Особенно остро в настоящее время ставятся вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности, поскольку с экономическим ростом и экономическим развитием нагрузка на окружающую среду возрастает.
Увеличивающееся количество выбросов в атмосферу, в том числе выбросов парниковых газов, которые способствуют не только загрязнению атмосферы, но и изменению климата, растущее количество сбросов химических веществ в воду, загрязнение земли, негативное влияние на экосистему и биоразнообразие, неэкономное природопользование — все это влечет за собой угрозы для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Об этом говорят такие показатели, как детская смертность, средняя продолжительность жизни и другие.
Окружающая среда во многом стала зависеть от деятельности человека. Соответственно, осознание того, что человек может влиять на изменение климата, на состояние воздуха, воды, земли, на состояние экосистемы и биоразнообразия позволяет мыслить глобально, особенно сталкиваясь с природными аномалиями, такими как ураганы «Катрина» (2005 год), «Берта» (2008 год), «Сэнди» (ноябрь 2012 года), «Артур» (июль 2014 года) или
наводнения в Бангкоке (2011 год) и в Пекине (2012 год). Всеобще известный факт, что ежегодно Антарктида теряет около 160 миллиардов тонн льда и антарктический ледяной покров становится тоньше на два сантиметра. Озоновые дыры и глобальное потепление способствуют повышению уровня воды Мирового океана, а это может привести к различного рода гидрометеорологическим катаклизмам и природным аномалиям.
Итак, перечислив основные социальные, экономические и экологические проблемы устойчивого развития, мы можем отметить, что все они взаимосвязаны между собой. [2]
Концепции устойчивого развития посвящено множество работ разного уровня, она имеет как сторонников, так и противников и поэтому остается одной из самых острых.
Термин «устойчивое развитие» впервые был введен в документах ООН по окружающей среде и развитию в 1987 году. Он означал удовлетворение потребностей настоящего поколения без нанесения ущерба развитию последующих поколений. При расширенном толковании концепция устойчивого развития исходит из того, что «природный капитал, который определяется через использование природных богатств, должен быть сохранен. В свою очередь, сохранение и поддержание баланса природных ресурсов может быть достигнуто только через состояние, когда природные ресурсы и функции окружающей среды остаются доступными».
Важнейшими составляющими концепции являются:
- учет приоритетных потребностей беднейших слоев населения;
- ограничения, обусловленные состоянием технологии и организации общества.
Принятие концепции устойчивого развития на международном уровне происходило в период экономических реформ в России. Переход страны к устойчивому развитию должен был обеспечить принятие сбалансированных решений по социально-экономическим проблемам. При этом необходимо было решить ряд основополагающих задач, в том числе глобальных, а именно по выводу страны из глубочайшего кризиса.
В процессе перехода к устойчивому развитию необходимо было обеспечить стабилизацию экологической ситуации, добиться значительного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках политических и экономических институтов.
Целями устойчивого развития являются следующие: предотвращение нищеты абсолютно во всех ее проявлениях; устранение голода, улучшение питания и содействие развитию сельского хозяйства; усовершенствование образа жизни и поддержка в благополучии для всех в любом возрасте; обеспечение гендерного равноправия и расширение прав и возможностей всех женщин; содействие устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех; формирование прочной инфраструктуры, помощь в обеспечении всеохватывающей, а также стабильной индустриализации и введению инноваций; сокращение уровня неравенства внутри стран и между ними; обеспечение защищенности, устойчивости и т.д. городов и населенных пунктов; предоставление рациональных моделей потребления и производства; сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития и т.д. [1]
Пятнадцатилетний период (с 2015 по 2030 годы) будет отличаться от периода ЦРТ следующими пятью чертами:
1. осуществимостью искоренения крайней бедности или нищеты во всех ее проявлениях;
2. гораздо более значительным воздействием человека на Землю;
3. стремительными технологическими изменениями;
4. растущим неравенством;
5. возрастающей диффузией и сложностью управления.
В системе управления переходом к устойчивому развитию, кроме того, что собственно подразумевает главную функцию управления, характер взаимоотношений, лежащих в базе управленческих отношений, основания формирования системы управления, а также принципы построения, функционирования и преобразования системы управления, нужно рассматривать такие подсистемы, как:
• структурно-функциональная (совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие);
• информационно-поведенческая (совокупность идеологических и ценностных ориентиров системы управления, интересов и поведенческих нормативов участников процесса управленческой деятельности, информацию и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления). [3]
Ключевые функции управления устойчивым развитием: составление плана, организация, мотивирование и контроль, нацеленные на результат более стабильного устойчивого развития. Вид взаимоотношений, лежащих в основании административных отношений, представляется трудным, а также рассеянным. Если ранее страны на национальном уровне принимали управленческие решения касательно внутреннего развития страны, никак не взирая на внешнюю общественно-политическую повестку, то в настоящее время ни одно решение, затрагивающее внутреннее развитие того или иного государства, не принимается без учета мнений обширного диапазона причастных персон, в том числе и иностранных коллег: агентов бизнес-сообщества, местных, региональных и международных органов власти, а также интернациональных организаций.
Поскольку страны мира действуют согласно своим интересам, обозначаются трудности при разрешении сложных задач, требующих эффективного взаимовыгодного международного сотрудничества.
Главным аспектом формирования теоретических основ устойчивого развития являются его ключевые принципы. К ним относятся принципы воспроизводимости, сбалансированности и вовлеченности. Рассмотреть чуть подробнее каждый из них.
Первый принцип, принцип воспроизводимости, означает воспроизводимость ресурсов, воспроизводимость качественных условий жизни, благ, которые необходимы для удовлетворения первостепенных потребностей как нынешнего поколения, так и поколения будущего. Также этот принцип подразумевает под собой умение сохранять и накапливать природного, социального, человеческого и т.д. капиталов общества.
Сбалансированность предполагает реализацию этого принципа в экономических, экологических и социальных аспектах развития. Упорядочение интересов настоящего и будущего поколения, различных социальных групп и т.д.
Третий принцип - вовлеченность. То есть ориентация в развитии тех потребностей, которые направленны на удовлетворение запросов и ожиданий общества. Важное место уделяется восприятию принципов вовлеченности.
Источники:
1. Цели в области устойчивого развития // Организация Объединенных Наций [Официальный сайт]. URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/summit/
2. Бобылев С. Н., Зубаревич Н. В., Соловьева С. В. Вызовы кризиса: как измерять устойчивость развития // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 147-160.
3. Мантанов В. В. Конференция ООН «Рио+20»: новая парадигма глобального устойчивого развития. Расширенный вариант доклада. 2012. URL: http://www.globalistika.ru/simposium/congr2012/
4. Канаева О. А. Социальная политика 2.0 — новая версия для устойчивого развития // Проблемы современной экономики. 2014б, № 3 (51). С. 146-151.
References:
1. Sustainable Development Goals // United Nations [Official site]. URL: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sum-mit/
2. Bobylev SN, Zubarevich NV, Solovieva SV Challenges of the crisis: how to measure the sustainability of development // Questions of economy. 2015. No. 1. P. 147-160.
3. Mantanov V. V. UN Conference "Rio + 20": a new paradigm of global sustainable development. Extended version of the report. 2012. URL: http://www.globalistika.ru/simposium/congr2012/
4. Kanaeva OA Social policy 2.0 - a new version for sustainable development // Problems of modern economy. 2014b, No. 3 (51). S. 146-151.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10733
Н.А. Сушко - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», [email protected],
N.A. Sushko - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics, Kerch state marine technological University.
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ АГРАРНОЙ СФЕРЫ MANAGEMENT OF HUMAN RESOURCES IN THE AGRICULTURAL SECTOR
Аннотация. Целью написания статьи является исследование особенностей управления кадровым потенциалом аграрной сферы. Обоснована необходимость выделения особенностей управления кадровым потенциалом аграрной сферы. Сгруппированы методы совершенствования системы управления воспроизводством кадрового потенциала аграрной сферы. Выявлены основные проблемы кадрового потенциала аграрной сферы, главными причинами возникновения которых является отсутствие должного материального вознаграждения за труд и потеря престижности профессий работников аграрной сферы. Представлена схема системы мотивации труда кадрового потенциала аграрной сферы. Обоснована целесообразность сокращения пенсионного возраста для рабочих отрасли растениеводства. Предложены основные направления совершенствования системы управления воспроизводством кадрового потенциала аграрной сферы. Выявлены недостатки проводимой государством политики в сфере сельского хозяйства. Выделено необходимое условие для развития эффективного механизма управления кадровым потенциалом аграрной сферы.
Abstract. The purpose of this article is to study the features of human resources management in the agricultural sector. The necessity of highlighting the features of managing the personnel potential of the agricultural sector is justified. Methods of improving the management system for the reproduction of human resources in the agricultural sector are grouped. The main problems of the personnel potential of the agricultural sector are identified, the main reasons for which are the lack of proper material remuneration for work and the loss of prestige of the professions of agricultural workers. The scheme of the labor motivation system for the personnel potential of the agricultural sector is presented. The expediency of reducing the retirement age for workers in the crop production industry is justified. The main directions of improving the management system for the reproduction of the personnel potential of the agricultural sector are proposed. The shortcomings of the state policy in the field of agriculture are revealed. The necessary condition for the development of an effective mechanism for managing the personnel potential of the agricultural sector is highlighted.