Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ В АПТЕЧНОМ БИЗНЕСЕ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

УПРАВЛЕНИЕ В АПТЕЧНОМ БИЗНЕСЕ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В АПТЕЧНОМ БИЗНЕСЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ТРИАНГУЛЯЦИЯ / НЕТНОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карандин Константин Сергеевич

В статье рассматривается эмпирический анализ элементов процесса управления, в организациях предоставляющих фармацевтические услуги, включая подходы к управлению персоналом. Основное внимание уделено вопросу корпоративной культуры как элементу мотивации персонала предприятий. Представлен краткий анализ результатов эмпирических данных по оценке корпоративной культуры как инструмента мотивации персонала предприятий. Дана характеристика принципу множественности и совмещения методов сбора информации - триангуляции и методу сбора и анализа качественной информации в интернет-пространстве - нетнографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACY MANAGEMENT: AN EMPIRICAL ANALYSIS

The article discusses an empirical analysis of the elements of the management process in organizations providing pharmaceutical services, including approaches to personnel management. The main attention is paid to the issue of corporate culture as an element of the motivation of the personnel of enterprises. A brief analysis of the results of empirical data on the assessment of corporate culture as a tool for motivating enterprise personnel is presented. A characteristic is given to the principle of plurality and combination of information collection methods - triangulation and the method of collecting and analyzing high-quality information in the Internet space - netnography.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ В АПТЕЧНОМ БИЗНЕСЕ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Управление в аптечном бизнесе: эмпирический анализ

Карандин Константин Сергеевич,

аспирант кафедры социологии и социальной работы, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» E-mail: kkarandin@yandex.ru

В статье рассматривается эмпирический анализ элементов процесса управления, в организациях предоставляющих фармацевтические услуги, включая подходы к управлению персоналом. Основное внимание уделено вопросу корпоративной культуры как элементу мотивации персонала предприятий. Представлен краткий анализ результатов эмпирических данных по оценке корпоративной культуры как инструмента мотивации персонала предприятий. Дана характеристика принципу множественности и совмещения методов сбора информации - триангуляции и методу сбора и анализа качественной информации в интернет-пространстве - нетнографии.

Ключевые слова: управление персоналом в аптечном бизнесе, стратегическое управление, корпоративная культура, технологизации управленческого процесса, триангуляция, нетнография.

Введение

Стабильность многих организаций в большей мере зависит от кадрового потенциала, который является ценным и дефицитным ресурсом. Высококвалифицированные кадры обеспечивают рентабельность и конкурентоспособность организации на рынке товаров и услуг. Неправильное использование кадровых ресурсов, как правило, сдерживает развитие персонала и организации в целом, а также негативно сказывается на темпах роста производства. В связи с этим одной из главных задач организации является ликвидация несоответствия между потенциалом отдельного сотрудника и трудовыми запросами организации.

Со временем организационные модели в коммерческой сфере модернизируются, что влияет на технологию внедрения их в существующие компании, заставляя пересмотреть общую стратегию управления кадровыми ресурсами. Новые сценарии развития, указывают на новые пути, по которым должны двигаться компании. Эти пути характеризуются инновациями в различных областях (повсеместное использование социальных сетей, управление информационными потоками, формирование мнения потребителей, развитие инновационных средств коммуникации, искусственным интеллектом и др.). Достижения в технологическом секторе вызывают постоянные изменения, на прямую влияющие на поведение (на характер принятия решения) людей и, как следствие, на деятельность компаний.

Изменения в стратегии управления персоналом также затрагивают и аптечный бизнес в том случае, если имеющиеся технологии и методы не обеспечивают продуктивности и повышения конкурентоспособности на локальном рынке. Изменения во внутренней и внешней структуре аптечного бизнеса повлекшие за собой снижение эффективности, приводят к пересмотру управ-

75

ленческих методов и поиску инновационных технологий управления. В целом организации стремятся к построению прочных отношений с клиентами, укреплению доверия и поддержанию их лояльности к компании. С самого начала взаимодействия с потенциальными клиентами компании не только знакомят клиентов с брендом и ассортиментом продукции и услуг, но и одновременно с этим стремятся обеспечить максимальный уровень доверия.

Можно выделить ключевые моменты, необходимые для формирования доверия клиента:

- Профессионально-выстроенные и удобные каналы коммуникации, которые ориентированы на интересы пользователей, предоставляющие справочную информацию о компании, предлагающие оптимальные способы связи и гарантирующие безопасность и защиту личной информации и данных.

- Регулярно обновляемые каналы в социальных сетях, наполняемые актуальным для целевой аудитории контентом, а также активно и тщательно оптимизируемые для создания прямого контакта с клиентами.

- Четкое позиционирование компании с точки зрения устойчивой работы по связям с общественностью.

- Регулярно обновляемый корпоративный блог на сайте компании, передающий уникальные опыт или знания, или предлагающий практические советы.

Организации, осуществляющие интегральное стратегическое управление, наиболее рентабельны и конкурентоспособны. Для того чтобы этого достичь, необходима правильно выбранная стратегия. Более чем сорокалетняя история исследований в области стратегического менеджмента привела к появлению достаточно большого количества теоретических концепций, методологий и инструментов. На сегодняшний день существует большое количество методов стратегического анализа и планирования. Речь идет, прежде всего, о процессно-ориентированных

организациях, которые через декомпозицию бизнеса на набор взаимосвязанных бизнес-процессов осуществляют интегрированное управление отдельными видами деятельности, создающими ценность для потребителя.

Практика современных компаний диктует правила - недостаточно просто разрабатывать и внедрять кадровые программы и мероприятия - кадровая служба должна стать функцией бизнеса, то есть работать на достижение целей всей организации. То есть в обязанности менеджера по персоналу входит агитация персонала и руководящих лиц к тому, что их трудовая деятельность должна быть направлена на консолидацию, которая приводит к сплоченности и достижению целей организации. Таким образом, кадровое планирование вместе с разработанной кадровой программой в результате приносят прибыль организации. Поэтому стратегия управления персоналом должна быть комплексной в смысле нацеленности рабочей силы организации на достижение целей ее долгосрочного развития. Реальные изменения наступят тогда, когда компания сможет добиться сотрудничества между HR-менеджерами и линейными руководителями в стратегическом планировании деятельности компании. В этом случае планирование управления персоналом становится неотъемлемой частью бизнес-планирования, а разработка стратегии управления персоналом рассматривается как приоритетный бизнес-процесс. Руководители определяют потенциал сотрудников и организационную структуру, которые могут способствовать достижению целей компании. Результатом такого бизнес-планирования являются четко определенные бизнес-процессы для всех подразделений компании, которые помогут более эффективно достигать поставленных целей [9]. Четко определенный бизнес-процесс управления персоналом и понимание алгоритмов формирования корпоративной культуры как инструмента мотивации труда дает нам эффективную основу для определения долгосрочных потреб-

76

ностей компании в персонале и планирования мероприятий по удовлетворению этих потребностей. Корпоративная культура является относительно новой областью менеджмента, однако множество исследований подтверждают ее сильное влияние на повышение инно-вационности организации [11]. В свою очередь инновации ведут к повышению производительности и гибкости компании.

Корпоративная культура как элемент мотивации персонала предприятий

Значимость мотивации персонала обуславливается тем, что мотивация выступает одним из главных направлений в системе управления персоналом и предприятием в целом. Это объясняет заинтересованность руководства в высокой мотивации персонала, которая призвана побуждать сотрудников на достижение личных целей и целей организации, а также на удовлетворение собственных потребностей в ходе трудовой деятельности. Исходя из этого, мотивация персонала организации носит двусторонний характер и напрямую связана с повышением уровня социального благосостояния. Индивидуальный подход руководителя, выступает импульсом для создания благоприятного климата внутри коллектива и повышения работоспособности каждого сотрудника. В этом случае, мотивация персонала способствует достижению обозначенных целей и желаемых результатов не только в отдельно взятой организации, но и в управленческой системе в целом [4].

В организациях и предприятиях важной частью выступает взаимодействие структурных подразделений. Зачастую деятельность одного подразделения может зависеть или влиять на деятельность одного или даже нескольких подразделений. Важно стремиться обеспечить высокий уровень культуры организации путем создания благоприятной морально-психологической обстановке и снижению уровня стрессов [5]. Подтверждение этих и ряда других ключевых выводов можно найти в исследованиях, в том числе, в исследо-

вании, проведенном кафедрой социологии и социальной работы Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, в том числе с участием автора, в ходе которого проведен анализ результатов эмпирических данных по оценке корпоративной культуры как инструмента мотивации персонала предприятий. Опрос проводился по специально разработанной выборке, репрезентирующей предприятия и организации Брянской области по месту расположения, в пределах Брянского района и города Брянска в период с 11.11.2021 г. по 23.11.2021 г. Число респондентов составило - 270 человек. Ряд предприятий так или иначе связан с фармацевтической промышленностью: ООО «БрянскСпирт-Пром», ООО «Агрофирма «Культура», АО «Брянский химический завод имени 50-летия СССР»

Проведенное социологическое исследование позволило обнаружить позитивные установки персонала по отношению к руководству, а также зафиксировать бесконфликтную среду в коллективе, которая создается путем идентификации персонала с компанией. Следует подробнее остановиться на некоторых вопросах исследования, касающихся проблематики стратегического управления персоналом.

Так, третий вопрос (рис. 1): «Насколько хорошо организована работа?» подтвердил, что большинство респондентов, 54%, выбрали вариант ответа «Неплохо, хотя есть возможность улучшения». Тридцать один процент респондентов считают, что работа организована очень хорошо. Затруднились ответить 7%, а 6% выразили мнение о том, что работа организована удовлетворительно и много времени расходуется впустую. Наименьшее количество респондентов (2%) выбрали вариант ответа «Работа организована очень плохо».

В вопросе 4.6 (рис. 2) респондентам было предложено выразить степень удовлетворенности отношениями с непосредственным руководителем. Подавляющее большинство респонден-

77

тов (73%) полностью удовлетворены отношениями со своим руководителем. Вариант ответа «Пожалуй, удовлетворен» выбрали 22% респондентов, затруднились ответить - 4% и 1% не удовлетворен отношениями с непосредственным руководителем.

2% 7%

в 1. Наша работа организована очень хорошо

И 2. Неплохо, хотя есть возможность

улучшения в 3. Работа организована удовлетворительно, много времени расходуется впустую В 4. Работа организована очень плохо

в 5. Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Оценка респондентами состояния организации работы

В 1. Полностью удовлетворен В 2. Пожалуй, удовлетворен В3. Трудно сказать В 4. Пожалуй, не удовлетворен В 5. Полностью не удовлетворен

Рис. 2. Оценка степени удовлетворенности отношениями с непосредственным руководителем

В вопросе «Влияет ли корпоративная культура на Ваше признание в коллективе?» (рис. 3) данные распределились следующим образом: 48% респондентов отмечают, что корпоративная культура влияет на признание в коллективе, 32% - затруднились ответить на представленный вопрос и 20% считают, что корпоративная культура не влияет на признание сотрудников в коллективе.

в 1. Да, влияет

в 2. Нет, не влияет

в 3. Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Влияние корпоративной культуры на признание сотрудников в коллективе

Корпоративная культура в обследуемых организациях строится с помощью совместных усилий руководителей и подчиненных. Поэтому важно определить какой социально-психологический

климат существует в организациях. Ряд вопросов анкеты (вопрос № 4, № 6, № 8, № 11, № 12, № 13) позволил выявить и оценить социально-психологический климат трудовых коллективов на обследуемых предприятиях.

По результатам исследования можно сформулировать справедливый вывод - в большинстве организаций в коллективе преобладает атмосфера взаимопомощи, уважения, профессионализма, доверия, открытости и защищенности, что говорит о благоприятном социально-психологическом климате внутри предприятия в целом. Правильно сформированный социально-психологический климат способен положительно влиять на продуктивность сотрудников, их эффективную деятельность сотрудников, что ведет к повышению производительность и рентабельность предприятия.

Корпоративная культура призвана стимулировать уважительные отношения в коллективе, а также создавать благоприятный социально-психологический климат [7]. Руководители организации внедряют инновационную корпоративную культуру и доносят персоналу трансформированные под компанию элементы культуры [3].

Корпоративная культура организации - является одним из элементов проектирования эффективных систем управления, она неразрывно связана с мотивацией персонала, и влияет на формирование благоприятного социально-психологического климата. Персонал организаций добровольно соблюдает принятые нормы и правила компании и осознает свою ответственность, осуществляя трудовую деятельность. Ценностные установки компании изучаются с позиций сочетания индивидуальных и коллективных ценностей [3].

Основным критерием профессионализма современного управленца выступает его способность эффективно решать предметные задачи в рамках своей деятельности. К этой части деятельности можно отнести производственные, маркетинговые, экономические, и ряд других задач [2]. В основе

78

32%

практически всех этих задач лежит совокупность различных действий, выстроенных в определенной последовательности. Проблематика маркетинговых и бизнес-процессов исследуется в работах Б.Н. Злотина, Р.В. Радшуна, А.В. Зусмана, Э.А. Соснина, В.И. Кого-родина, Б.Н. Пойзнера. Существенный вклад в формирование и развитие концепций радикального переосмысления бизнес-процессов внесли Д. Чампи, М. Хаммер, М. Портер, Т. Дейвенпорт, Е.Г. Ойхман, В.Г. Елиферов, Ю.Ф. Тель-нов, В.В. Репин, Э.М. Попов. Несмотря на высокий вклад этих ученых, приходится отмечать, что проблема моделирования эффективных систем управления маркетинговыми и бизнес-процессами непосредственно в области фармацевтических услуг остается явно недостаточной[10].

Так множественность источников информации, обеспечивающих взаимодополняемость данных и проверку достоверности, предполагает получение целостного и точного представления о ней и помогает характеризовать объект всесторонне. Эту мысль высказал П. Лазарсфельд еще в 1933 г. в работе «Принципы социографии», а в 1959 г. развили Кемпбелл и Фиске в работе «Установление конвергентной и дис-криминантной валидности с помощью многосторонней многометодной матрицы» [8].

В современной постмодернистской литературе принцип множественности и совмещения методов сбора информации получил наименование триангуляции. Первым понятие триангуляции ввел Н.К. Дензин в книге «Исследовательский акт», понимая под ним использование «разносторонних методов в анализе одних и тех же эмпирических событий» [12].

Многометодная техника является способом проверки валидности данных. В ее основе лежит принцип мультиопе-рационализма или множественности индикаторов - данных, имеющих различную структуру [6].

На основе принципа мультиопера-ционализма различаются два типа три-

ангуляции: между-методы и внутри-методы. Между-методная триангуляция - комбинация двух и более исследовательских стратегий при изучении одних и тех же эмпирических объектов. Например, П. Лазарсфельд предлагал смешивать качественные методы («включенное наблюдение», жизнеописания, глубинные интервью) с количественными (психологические тесты, анкетирование, обработка данных) [1]. Внутри-методная триангуляция допускает смешение подвидов одного метода, например, интервьюирования стандартизированного и глубинного, группового и личного.

Представим это в виде внутриме-тодной матрицы интервьюирования. В качестве примера попытаемся на основе принципа внутри - методной триангуляции разработать матрицу интервьюирования (Рис. 4), представляющую собой смешение нескольких подвидов интервью. Исследование будет касаться спроса на фармацевтическую помощь конкретной аптечной сети. В качестве источников информации будем использовать разные типы респондентов. С одной стороны, потребителей фармацевтической помощи данной сети и сети-конкурента, которые делятся на постоянных потребителей (условно назовем их «специалисты области потребления») и случайных посетителей аптек («неспециалистов»). С другой стороны, работников в сфере аптечного бизнеса (условно назовем их «экспертами»).

Применение указанных видов интервью основано на стратегии их последовательного, а не параллельного взаимодополнения. При этом соблюдается направленность «от количества - к качеству», т.е. сначала получение статистически значимых данных о явлениях, а затем их обогащение глубинными данными. Триангуляционные процедуры позволяют интегрировать информацию из многих источников, собранную разными исследователями с помощью разных методов (в том числе очень гибких, например, нетнографии). С помощью многообразного инстру-

79

ментария социолог может произвести более объемную интерпретацию собы-

тий и явлений, добиться большей убедительности информации.

Личное нестандартизированное интервью

Экспертный опрос

Личное стандартизированное интервью

У V

Телефонное интервью

«Неспециалисты» «Специалисты»

Качественные характеристики

Рис. 4. Внутриметодная матрица интервьюирования в маркетинговом исследовании

Нетнография - совокупность современных методов и технологий, помогающих осуществлять сбор и анализ качественной информации в Интернет-пространстве. Как правило, нетно-графия используется для анализа информации в социальных сетях; возник в связи с необходимостью исследователей обращаться к мнению людей. Слияние этнографии с онлайн-пространством породило множество методов, напрямую не затрагивающих предметное поле антропологии [14]. Нетнография, виртуальная этнография, веб-этнография, цифровая этнография, этнография социальных сетей или онлайн-этнография - вот некоторые примеры этого разнообразия. В то время как термин нетнография чаще используется исследователями в области маркетинга и менеджмента, виртуальная этнография чаще используется исследователями в области социальных наук и анропологии [15, 13].

Нетнография как метод - позволяет анализировать свободные высказывания потребителей, размещенные ими в конкретном Интернет-сообществе по их собственной инициативе, без принуждения, то есть этот источник можно

рассматривать как вполне объективный [16]. Как правило, суждения пользователей Интернет-сообществ четко и подробно выражают их точку зрения о том или ином товаре или услуге, который является объектом изучения для исследователя.

С целью поиска интересующей онлайн-информации мы обратились к сервису яндекс-карты предприятий аптечного бизнеса. Основным критерием в отборе источников информации был абсолютно открытый доступ к сообщениям пользователей. Это требование носит этический характер по отношению к авторам комментариев и свидетельствует о добровольном предоставлении информации респондентами широкой общественности.

Общее количество отзывов, подвергнутых анализу, составляет 607 шт. В проведённом исследовании в качестве единиц анализа были выбраны словоосновы категорий и подкатегорий, а также словосочетания, в которых был очевиден контекст употребления этих словооснов.

Подкатегории (как индикаторы признаков категорий анализа) представлены в словах, которые отражают ос-

80

новные аспекты изучаемой проблемы. Определяя перечень смысловых единиц, мы учитывали состав топ-25 словооснов.

Данные рисунка 5 позволяют визуализировать наиболее значимые с точки зрения усреднённого веса слова. Сравнение значений усреднённого веса индикаторов показывает, что наиболее значимыми являются слова «цена», «лекарство», «сайт», «фармацевт», «интернет», «низкий», «персонал», «скидка», «дешевый», «очередь».

приемлем дорогой

препа обслуживание

ассортимент

заказывать

вежливый

екарство сайт

фармацевт

заказать ' очередь

удобно

Рис. 5. Усреднённый вес индикаторов

Таким образом, «холодный» анализ количественных данных позволяет сделать следующие выводы.

В топ-25 словооснов первое место занимает словооснова «аптека», что вполне объяснимо контекстом изучаемой проблемы. Второе место занимает слово «цена», что может свидетельствовать о том, что критерий цены является одним из наиболее важных для потребителей аптечной организации.

Выявленные характеристики поведения потребителей, предполагается использовать в последующем исследовании работы персонала в аптечном бизнесе. Дальнейшее использование полученных данных можно применить для составления анкеты для опроса потребителей аптечных услуг.

Метод нетнографии позволяет оперативно консолидировать необходимые для анализа данные даже тем исследователям, которые не являются сотрудниками сервисной организации. Нако-

нец, рассмотренный метод нетнографии может использоваться при изучении степени удовлетворенности потребителей, как традиционными методами, так и с помощью информационных технологий.

Исследования, посвященные изучению спроса на фармацевтическую помощь, как показывает практика, проводятся неспециалистами в области социологических исследований и только одним количественным методом - анкетированием, как правило, при небольших выборках. Полученные данные могут служить образцом для тиражирования, однако не всегда, Зачастую ни инструментарий, ни обработка данных не позволяют признать эти результаты надежными. Таким образом, при изучении существующих в маркетинговых исследованиях проблем часто можно констатировать ограниченность применения их результатов, обусловленную однотипностью методик, не дающих возможности получить целостную и динамичную картину состояния изучаемого объекта. Поэтому идея расширение существующих методик маркетинга за счет новых средств коммуникации и интернета, имеет большие перспективы. Положительным моментом техник исследований, основанных на принципах триагуляции, является ее способность давать целостное и точное представление об объекте исследования при минимальных финансовых затратах.

Литература

1. Батыгин, Г.С. Ремесло Пауля Ла-зарсфельда (введение в его научную биографию) // Г.С. Батыгин [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.unlv.edu/centers/ cddv/archives/artides/batyginjazar. html [Дата последнего обращения 10.04.2022]

2. Герасимов, Б.Н. Основы российского управления: Технологии управления / Б.Н. Герасимов. - ч. 2. - Самара: СГАУ, МИР, 2006. - 228 с.

3. Гостенина, В.И. Корпоративная культура как управленческая тех-

81

5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.

7.

8.

9.

нология формирования идентичности персонала / В.И. Гостенина, Ж.А. Казорина, А.С. Новиков // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - Т. 16. - № 4. -С. 42-57.

Гостенина, В.И. Мотивация персонала в современной организации /

B.И. Гостенина, С.Л. Мельников, Н.Г. Сквознякова // Дискурс социальных проблем в социокультурном, образовательном, языковом пространстве в период пандемии коронавируса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 10 февраля 2021 года. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. -

C. 139-145.

Гостенина, В.И. Современные механизмы и технологии управления кадровой деятельностью в российских организациях /В.И. Гостенина, Ж.А. Казорина, А.Н. Гузеев // Экономика. Социология. Право. -2020. - № 2(18). - С. 66-72. Гостенина, В.И. Прогнозирование потребностей отраслей экономики в специалистах с высшим образованием в отраслях перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства (на примере Брянской области) / В.И. Гостенина, Н.В. Бу-ренкова, К.С. Карандин [и др.] // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. -2018. - № 1(10). - С. 102-110. Давидов П. Влияние формы собственности на мотивационный тип работника // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 9-5 (17). С. 6-9. Карандин, К.С. Особенности применения стратегии триангуляции в социологических исследованиях / К.С. Карандин // Экономика. Социология. Право. - 2016. - № 4(4). -С. 48-54.

Мельникова Т.Ф. Исследование типологии трудовой мотивации / Т.Ф. Мельникова, А.А. Гнеушева,

Е.А. Липенин // Шаг в науку. 2018. № 3. С. 14-21.

10. Радченко, Д.Б. Роль социально-коммуникативной технологии в формировании доверия к органам государственной власти / Д.Б. Радченко // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2017. -Том 2, № 3. - С. 6-23.

11. Ребров А.В. Влияние мотивацион-ной структуры на результативность труда работников различных профессий // Социологические исследования. 2008. № 5 (289). С. 74-83.

12. Семина, М.В. Как качественная социология завоевывала себе дорогу (на примере судьбы одного социолога), или об основных тенденциях современных исследований / М.В. Семина // Мониторинг общественного мнения. - 2012. - № 3. -C. 197.

13. Соколовский, С.В. Методология и принципы цифровой антропологии / С.В. Соколовский //Сибирские исторические исследования. -2021. - № 1. - С. 200-214.

14. Kozinetz R.V. Netnography: Understanding Networked Communication Society// Chapter for The SAGE Handbook of Social Media Research Methods / ed. by Anabel Quan-Haase and Luke Sloan. 2015. Р. 4.

15. Kozinetz R.V. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. London, 2010. P. 211.

PHARMACY MANAGEMENT: AN EMPIRICAL ANALYSIS

Karandin K.S.

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky"

The article discusses an empirical analysis of the elements of the management process in organizations providing pharmaceutical services, including approaches to personnel management. The main attention is paid to the issue of corporate culture as an element of the motivation of the personnel of enterprises. A brief analysis of the results of empirical data on the assessment of corporate culture as a tool for motivating enterprise personnel is presented. A characteristic is given to the principle of plurality

82

and combination of information collection methods - triangulation and the method of collecting and analyzing high-quality information in the Internet space - netnography.

Keywords: personnel management in the pharmacy business, strategic management, corporate culture, technologization of the management process, triangulation, netnography.

Reference

1. Batygin, G.S. Craft Paul Lazarsfeld (introduction to his scientific biography) / Moscow Batygin [Electronic resource] / Access mode: http://www.unlv.edu/centers/cdclv/ archives/articles/batyginjazar.html [Last circulation date 10.04.2022]

2. Gerasimov, B.N. Fundamentals of Russian Management: Management Technologies / B.N. Gerasimov. - h. 2. - Samara: SGAU, Mir, 2006. - 228 p.

3. Gostenina, V.I. Corporate culture as a management technology for the formation of identity / V.I. Gostenina, J.A. Kazorina, A.S. Novikov // Central Russian Bulletin of Public Sciences. - 2021. - T. 16. - № 4. -P. 42-57.

4. Gostenina, V.I. Motivation of staff in a modern organization / V.I. Gostnina, S.L. Mel-nikov, N.G. Skvoznaykova // Social problems discourse in a socio-cultural, educational, language space during the corona-virus pandemic period: Materials of the All-Russian Scientific Practical conference with international participation, Bryansk, February 10, 2021. - Bryansk: Bryansk State University named after Akademik I.G. Petro-vsky, 2021. - P. 139-145.

5. Gostenina, V.I. Modern mechanisms and technologies for managing personnel activities in Russian organizations / V.I. Gosteni-na, J.A. Kazorina, A.N. Guzeyev // Economics. Sociology. Right. - 2020. - № 2 (18). -P. 66-72.

6. Gostenina, V. I. Forecasting the needs of the sectors of the economy in specialists with

higher education in the manufacturing industries and agriculture (on the example of the Bryansk region) / V.I. Gostenina, N.V. Bu-renkova, K.S. Karandin [and others] // Yearbook of fundamental research and applied research. - 2018. - № 1 (10). - P. 102-110.

7. Davidov P. Influence of ownership of the ownership of the motivational type of employee // Actual scientific research in the modern world. 2016. № 9-5 (17). P. 6-9.

8. Karandin, K.S. Features of the application of the triangulation strategy in sociological research / K.S. Karandin // Economics. Sociology. Right. - 2016. - № 4 (4). - P. 48-54.

9. Melnikova T.F. Study of the Type of Labor Motivation / T.F. Melnikova, A.A. Gneusu-sheva, E.A. Liphenin // Step into science. 2018. No. 3. P. 14-21.

10. Radchenko, D.B. The role of social and communicative technology in the formation of confidence in state authorities / D.B. Radchenko // Communication: Electronic Scientific Journal. - 2017. - Volume 2, No. 3. -P. 6-23.

11. Rebrov A.V. The influence of the motivational structure for the effectiveness of the labor of workers of various professions // Sociological research. 2008. № 5 (289). P. 7483.

12. Semin, M.V. How high-quality sociology won the way (on the example of the fate of one sociologist), or on the main trends of modern research / M.V. Semin // Monitoring public opinion. - 2012. - № 3. - C. 197.

13. Sokolovsky, S.V. Methodology and principles of digital anthropology / C.V. Sokolovsky // Siberian historical studies. - 2021. - № 1. - P. 200-214.

14. Kozinetz R.V. NetNography: Understanding NetWorked Communication Society // Chapter for the Sage Handbook of Social Media Research Methods / Ed. By Anabel Quan-Haase and Luke Sloan. 2015. R. 4.

15. Kozinetz R.V. NetNography: Doing Ethnographic Research Online. London, 2010. P. 211.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.