Научная статья на тему 'Управление успешностью обучения учащихся общеобразовательных школ'

Управление успешностью обучения учащихся общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ / УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SUCCESS OF TRAINING / EDUCATIONAL SUCCESS / MANAGEMENT SYSTEM / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DIALOGICAL TECHNOLOGY / ENSURING THE SUCCESS OF TRAINING / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирина О.В.

В статье рассматривается модель системы управления успешностью обучения школьников в общеобразовательных школах. Дано обоснование теоретико-методологической основы модели. Определены основные направления работы по повышению успешности обучения учащихся. Сформулированы основные задачи, для каждой из подсистем, обеспечивающих успешность обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the success of teaching students of secondary schools

The article discusses the model of management by success of the school students. The substantiation is the theoretical and methodological foundations of the model. The main directions of work determined to improve the success of the students. The main tasks are formulated for each of the subsystems, ensuring the success of training in school.

Текст научной работы на тему «Управление успешностью обучения учащихся общеобразовательных школ»

УДК 37

Бирина О.В.

Управление успешностью обучения учащихся общеобразовательных школ

Аннотация: В статье рассматривается модель системы управления успешностью обучения школьников в общеобразовательных школах. Дано обоснование теоретико-методологической основы модели. Определены основные направления работы по повышению успешности обучения учащихся. Сформулированы основные задачи, для каждой из подсистем, обеспечивающих успешность обучения в школе.

Ключевые слова: успешность обучения, педагогическая успешность, учебная успешность, система управления, образовательные технологии, диалогическая технология, обеспечение успешности обучения, психолого-педагогические условия.

Одной из важных проблем современного среднего образования является противоречие между объективной необходимостью подготовки выпускников, способных быстро адаптироваться в реальном секторе экономики, являющихся конкурентоспособными на рынке труда, т.е. обладающих востребованными профессиональными учебными заведениями и работодателями компетенциями, демонстрирующих высокую степень готовности к самообразованию в течение всей жизни и недостаточным изучением проблемы повышения успешности обучения школьников.

Одним из важнейших условий обеспечения и повышения успешности обучения школьников является грамотная организация управления данными процессами.

Изучение сущности и структуры понятия «успешность обучения», выявление психолого-педагогических условий и факторов успешности обучения, анализ современных технологий, средств и форм обучения, обеспечивающих успешность обучения в общеобразовательной школе, позволили разработать прогностическую (теоретическую) модель системы управления успешностью учащихся школы, методические рекомендации по ее применению.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и литературы по менеджменту мы определили в качестве основных подходов для разработки теоретико-методологической основы нашей модели управления системный и акмеологический подходы, а в качестве дополнительных - компетентностный и интерактивный.

Системный подход ориентирован на создание модели системы управления успешностью обучения школьников (рисунок 1).

Система управления успешностью обучения iiikoj1i.hiikob

Рис.1. Модель системы управления успешностью обучения студентов

заочной формы обучения

IM

Система управления успешностью обучения учащихся школы включает в себя цели и содержание образования, деятельность руководства, педагогов и школьников, дидактические процессы и их оптимальные формы. Все элементы системы тесно взаимосвязаны. Построение модели успешности обучения предполагает качественное изменение содержательного наполнения компонентов системы общего образования и их взаимодействия между собой [3].

Акмеологический подход предполагает рассмотрение успешности обучения как акмеологической категории, т.е. рассмотрение способов и направлений формирования и актуализации мотивации достижения успеха, выявление и использование личностных ресурсов для повышения успешности обучения [5]. Акмеологический подход позволил определить мотивационно-стимулирующее управление как ведущее в управлении успешностью обучения; выделить использование диалогических технологий и организацию научно-исследовательской работы и творческой деятельности школьников в качестве основных объективных педагогических условий повышения учебной успешности, а также развитие мотивации достижения успеха, актуализации способностей к самоорганизации и самореализации как субъективных условий повышения успешности обучения (особенно на уровне среднего общего образования).

Реализация данного подхода предполагает выбор оптимальных методов и средств обучения, создание в ученическом и педагогическом коллективах соответствующего психологического микроклимата, что обеспечивает развитие активности, креативности, мобильности, проектирования траектории развития успешности субъектов образовательного процесса.

Компетентностный поход [8] позволяет выделить личностные, коммуникативные, познавательные и информационные компетентности выпускника каждого уровня обучения с позиции соответствия установленным стандартам и запросам общества как одного из критериев успешности обучения. Данный подход обеспечивает построение образовательного процесса в соответствии с потребностями рынка труда (государственным заказом и требованиями работодателей) и предполагает обеспечение ориентации выпускников в новых профессиональных тенденциях, общественных и личных ситуациях. В нашей модели компетентностный подход подразумевает единую систему определения целей, отбора содержания, организационно-управленческого и учебнометодического обеспечения учебного процесса.

Интеративный подход [1] особенно важен в организации учебного процесса:

- взаимодействие между методическими объединениями при создании условий, необходимых для обеспечения и повышения успешности обучения, при формировании метапредметных знаний и умений, развитии личностных

IM

качеств учащихся, способных обеспечить выпускнику успешность и конкурентоспособность при переходе на уровень профессионального образования, а в дальнейшем на современном рынке труда;

- интеграции теоретических знаний и практического опыта.

При рассмотрении профессиональной успешности учителей как составного элемента успешности обучения в школе важное значение имеет андрагогический подход, предполагающий моделирование обучения в рамках повышения квалификации с опорой на андрагогические принципы и технологии, ориентированные на образование взрослых, что позволяет выстраивать образовательный процесс опорой на имеющийся профессиональный и жизненный опыт, обеспечивает быстрое применение на практике новых знаний [4].

На основании предложенной Г.А. Бордовским [2] структурой управления качеством образовательного процесса нами была разработана модель системы управления успешностью обучения учащихся общеобразовательной школы, которая включает в себя две подсистемы:

Организационная подсистема, предполагающая

- модель комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность обучения

Дидактическая подсистема, объединяющая - модель успешного преподавания;

- модель успешных технологий обучения;

- модель успешного содержания образования;

- модель успешного результата обучения.

С позиции системного подхода модель успешного результата обучения включает в себя:

- модель успешного дошкольника;

- модель успешного ученика;

- модель успешного выпускника (для каждого уровня обучения).

Нами были определены основные направления обеспечения и

повышения успешности обучения школьников:

1. Научно-теоретическое обеспечение успешности обучения, что связано с научной разработкой критериев и показателей успешности обучения школьников. На наш взгляд, приоритетное значение для оценки успешности обучения имеют такие показатели как уровень развития мотивации достижения успеха, способности к самореализации, уровень удовлетворения познавательного интереса, отношение учащихся к своей учебной деятельностью и степень удовлетворенности ее результатами.

2. Учебно-методическое обеспечение успешности обучения.

Данное направление предполагает широкое использование инновационных образовательных технологий для повышения успешности обучения, применения в качестве ведущих следующих педагогических

IM

принципов: гибкость, вариативность, связь с жизнью, в том числе с будущей профессиональной деятельностью, партнерство во взаимодействии между учителями и школьниками, междисциплинарная интеграция.

В качестве одной из ведущих образовательных технологий предлагается использовать диалогическую технологию совместного творческого обучения, разработанную Минияровым В.М. [6]. Использование диалогической технологии совместного творческого обучения наиболее полно может применяться на уровне среднего общего образования, поскольку позволяет изучать материал, базируясь на уже имеющихся знаниях и практических навыках, выбирать актуальные темы для изучения, сразу применять на практике полученные знания и др.). Применение данной образовательной технологии позволяет перевести содержание учебного материала из разряда самоцели (усвоения его учащимися) в средство первичного формирования профессиональных навыков и умений, необходимых современным специалистам, работающим в условиях интенсивно изменяющегося и обновляющегося информационного пространства (поиск информации из различных источников, ее обобщение, систематизация и классификация, выбор наиболее оптимальной формы презентации полученной информации и др.). Кроме того, ее использование способствует поддержанию и усилению позитивного отношения школьников к учебной деятельности, повышению качества усвоения учебного материала [6, с. 67].

3. Организационно-управленческое обеспечение успешности обучения. Это интегрированное направление, предполагающее совокупность управленческих и психолого-педагогических условий обеспечения успешности обучения. А именно: кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое обеспечение, организация системы управления успешностью обучения. Все вместе эти условия создают такую образовательную среду, которая стимулирует инновационную деятельность преподавателей и мотивирует учащихся на достижение успехов.

Система управления успешностью обучения включает, по нашему мнению, 3 подсистемы:

- успешность работы управленческой команды;

- успешность научно-педагогической деятельности учителей;

- успешность образовательной деятельности школьнков как субъектов образовательного процесса.

Основные задачи административной (управленческой) команды школы - реализация научно-теоретического, нормативно-правового и учебнометодического обеспечения успешности обучения, мониторинг успешности школьников, создание психологически комфортного микроклимата, научнообразовательной среды, стимулирующей развитие успешности учителей и обучающихся.

IM

Успешность научно-педагогической деятельности учиителей

предполагает успешность в каждом из составляющих ее видов деятельности:

- успешность в собственно научно-исследовательской работе;

- успешность в учебно-исследовательской работе с привлечением к исследовательской деятельности школьников;

- успешность в методической работе, состоящей в переводе научных материалов, в том числе и собственных разработок, в содержание и технологии обучения школьников.

В качестве условий, обеспечивающих успешность научно-

педагогической деятельности, нами рассматриваются профессионализм учителей, их компетентность, социальное самочувствие, готовность к инновационной деятельности.

Таким образом, модель управления успешностью обучения школьников позволяет рассмотреть проблему успешности обучения системно и определить основные задачи, решение которых будет способствовать повышению успешности обучения. Помимо этого, данная модель направлена на создание условий, учитывающих психологические и возрастные особенности школьников и обеспечивающих поэтапное повышение успешности обучения в соответствии с характеристиками, определяющими учебную и педагогическую успешность, соотношение которых и определяет успешность обучения в целом. Предложенная нами модель управления успешностью обучения школьников универсальна и может применяться в любых образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К.- М.: Педагогика, 2005. - 193 с.

17. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса. Монография. / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 359с.

18. Ивлева И. В., Голубева Е. Ю. Развитие профессиональной компетентности

педагогов Калининградской области: коучинговый подход// Эффективные модели повышения квалификации педагогов: опыт Калининградской

области: Сборник научно-методических статей / сост. В. П. Вейдт. -Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018. с. 51-56

19. Колесникова И.А. Основы андрагогики.- М..2003.- 226с.

20. Марасанов И.Г. Фактор успешности («акме»-фактор) управленческого консультирования. // Акмеология, № 1, 2013, с.46-50.

21. Минияров В.М., Миниярова В.А. Реализация диалогической технологии совместного творческого обучения в вузе. // Самарский научный вестник. 2014. № 2(7), с. 64-67

22. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. - СПб.: Речь, 2001- 448 с.

23. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

Бирина Ольга Вячеславовна, к.п.н, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 15 имени Н.А. Хардиной» городского округа Самара, Российская Федерация

Birina O. V.

Management of the success of teaching students of secondary schools

Abstract: The article discusses the model of management by success of the school ; students. The substantiation is the theoretical and methodological foundations of the model. The main directions of work determined to improve the success of the .. students. The main tasks are formulated for each of the subsystems, ensuring the success of training in school.

; Keywords: the success of training; educational success; educational success; management system; educational technology; dialogical technology; ensuring the success of training; psychological and pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.