кто правит бал...
управление управляемостью
Если под управляемостью понимать способность и желание объекта управления выполнять управляющие воздействия, поступающие от субъекта управления, то понятно, что в самом общем случае для осуществления хорошей управляемости надо прилагать определенные оперативные усилия. Для доказательства начнем с того, что в определенном смысле управление представляет собой целенаправленное косвенное (т.е. неэнергетическое) воздействие субъекта управления на объект управления с целью изменения его поведения, состояния или пространственно-временного перемещения...
Д
коман
ля целого ряда объектов, у которых имеется блок восприятия (понимания) управленческих решений, сигналов и команд, а также энергетический блок, способный самостоятельно изменять состояние, поведение или пространственно-временное перемещение объекта под влиянием расшифрованных им информационных или коммуникационных сигналов и команд управление такими объектами осуществляется путем прямого воздействия на них. Такими объектами, например, могут быть люди, высшие животные, сложные машины с электронным управлением, робототехнические устройства и т.п. Однако, наличие двух названных блоков всего лишь потенциальная возможность для успешного выполнения команд, соответствующих целям и решениям объекта управления. Особенно это касается людей и животных с высшей нервной системой. Нормальный человек прекрасно слышит, что ему приказывает или о чем просит другое лицо (субъект управления). Однако он либо не считает нужным исполнять этот приказ или просьбу, либо не может этого сделать в силу ряда других причин (не хватает знаний, навыков,
Горн А.П.
канд. экон. наук, доцент, г. Тюмень
_управление
можно отнести
; общественному
феномену,
который
заставляет
большинство
людей делать
достаточно
хорошо то, что им _не хочется
квалификации, физических сил и т.д.). Это же касается и высших животных. Следовательно, для выполнения соответствующего сигнала или команды управляющего субъекта нужно, прежде всего, соответствующее управляющее воздействие (положительный или отрицательный стимул: внутреннее побуждение, любопытство, долг, материальная заинтересованность, личное влияние субъекта управления, страх наказания за неисполнение задания, угрызения совести за упущенные возможности, потеря карьеры, опасения за утрату свободы, жизни и т.д.). В любом случае должны быть мотивы для добросовестного выполнения полученного сигнала или команды, даже если адекватные поступки управляемого объекта (порученные ему рабочие цели) не совпадают с его личными целями и жела-ни
ким образом, управление можно отнести к бщественному феномену, который заставляет инство людей делать достаточно хорошо, что им не хочется, когда они свободны, т.е.
редоставлены сами себе. Следовательно, адекватные управляющие воздействия в виде положительных и отрицательных стимулов, применяемых управляющими субъектами с учетом преобладающей мотивации работников как управляющей, так и управляемой систем, а также мотивации деятельности объектов управления являются главнейшим условием управляемости, т.е. реализации принимаемых решений, планов, программ, сигналов и команд со стороны управляющих систем (субъектов управления) всех уровней на преобразуемых объектах управления.
Содержание и факторы управляемости. Дело несколько меняется, когда объект управления не располагает тем и другим из названных блоков и поэтому не способен к самопреобразованию (самоизменению или самодвижению) под действием информационного воздействия субъекта управления и тем более его управляющих воздействий (например, материально-вещественные ценности, при-
родные процессы, машины, управляемые водителем, больные люди и др.). В этом случае между управляющей системой всех уровней и подобным практически неодушевленным объектом управления обязательным является присутствие управляемой системы, состоящей из «последних исполнителей» основных и вспомогательных рабочих, операторов машин, роботов или инженерно-технических работников. Они с помощью соответствующих средств и предметов труда осуществляют непосредственное энергетическое воздействие на неодушевленные предметы труда, проецируя тем самым управленческие решения вышестоящих уровней на реальные процессы производства и обращения. Если же абстрагироваться от этого реального механизма управления и упрощать его, создается иллюзия управления неодушевленными объектами (производством и доставкой газа, угля, нефти, цемента, строительства объектов и т.д.), поскольку все управленческие решения разрабатываются и реализуются, в конечном счете, по поводу производства и обращения этих материально-вещественных ценностей.
На самом же деле любая человеческая, точнее общественно-полезная деятельность, это всегда управление людьми, лишь часть из которых непосредственно создают реальные материальные и духовные ценности в виде конкретной продукции или услуг. Между тем как количество, так и качество производимых товаров, а также связанные с этим общественные издержки в большой степени зависят от факторов управления.
Другим фактором управляемости, т.е. способности систем управления адекватно реализо-вывать управленческие решения на объектах управления, является их интеллектуальный капитал и человеческий ресурс в виде знаний, навыков, здоровья, жизненного уровня. Без необходимого обеспечения последних, решения, планы, программы, трансформируемые в соответствующие команды и сигналы, будут выполняться неполно и неточно.
адекватные
управляющие
воздействия
являются
главнейшим
условием
управляемости
со стороны
субъектов
управления
всех уровней
ЛЛЛ-
Управляемость и рассмотренные ее составляющие формируют необходимое условие эффективного управления, поскольку снижение управляемости по одному из рассмотренных показателей (или по обоим) до критического уровня делают бессмысленным самую продуктивную и трудоемкую деятельность по проектированию и реализации прогрессивных реформ и перспективных самих по себе решений на всех уровнях управления. Таким образом, управляемость может измеряться и оцениваться:
• степенью выполнения физическими лицами и общественными структурами общих правил и требований институциональной среды той или иной общественной системы (конституции, принимаемых на ее основе законов и нормативных актов, регулирующих правила ведения населения, права, обязанности и рактер их деятельности). Эта форма управ-емости оценивается степенью законопос-ности физических и юридических лиц, которая проявляется преимущественно за пределами их трудовой деятельности _ • соблюдением участниками общественно-полезной деятельности нормативной модели управления, установленной государством, хозяйственными и другими общественными структурами.
любая
_общественно_полезная
деятельность -.это всегда _управление людьми, лишь часть из которых непосредственно создают реальные материальные
_и духовные
_ценности
Нормативная модель управления представляет собой официально узаконенную соответствующими нормативными актами (законами, указами, постановлениями, распоряжениями, должностными инструкциями и другими юридически оформленными документами) технологию управления той или иной хозяйственной или другой общественной структурой.
Она включает в себя миссию этой структуры, ее организационное построение, права и обязанности сотрудников, характер их соподчинения и координации, состав поставленных перед ними функций, целей и задач, пространственно-временную последовательность их решения, общую и социально-экономи-
ческую постановку решаемых задач, выбор информационных технологий и управляющих воздействий и др.
Главным элементом нормативной модели управления является общая и вытекающие из нее социально-экономические постановки задач управления на всех иерархических уровнях системы управления.
Общая постановка задачи с одной стороны обуславливается объективным характером той или иной деятельности и ее отдельными процессами, которые диктуют необходимость определенного управления ею, с другой стороны - границами самой нормативной модели управления, обусловленными многими социально-экономическими и национально-историческими факторами, главными из которых является установленная форма собственности или право распоряжения ею. Именно они определяют масштаб и состав подконтрольных вектор-факторов, реализуя взаимодействие которых структура стремится достичь нужного результата.
Так, для многих общественных формаций всегда существовали такие объективные задачи как согласование производства средств производства с их промышленным потреблением, обеспечение функционально-эстетических свойств новой продукции соответствующими базовыми процессами ее производства и адекватного им ресурсного обеспечения, доставка материально-вещественных ценностей с мест их изготовления к пунктам потребления или использования и др.
Однако способы управления этими объективными процессами в виде определенного взаимодействия производительных сил могут быть многовариантными с неравнозначным результатом как по качеству, так и по совокупным издержкам. По этой же причине и общая постановка задачи может меняться от простых рыночных трансакций купли-продажи экономически и юридически независимых фирм в условиях мозаичного мелкотоварного хозяйства до глобальной постановки перечисленных задач в рамках национальных и транснацио-
нормативная модель управления это официально узаконенная соответствующими нормативными актами технология управления хозяйственной или общественной структурой
_для многих
_общественных
_формаций всегда
_существовали
такие объективные _задачи
_производства
_средств
_производства
с их промышленным _потреблением
нальных корпораций в результате системной сетевой интеграции этих структур или их виртуальной организации в постиндустриальной экономике.
Даже если общая постановка задачи строго не формализована, то при простом анализе нетрудно выделить:
• нормативную целевую функцию той или иной структуры;
• основной установленный критерий ее деятельности;
• имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, выступающие в качестве независимых переменных;
• систему требований и реальных возможностей, выступающих в качестве ограничений.
Степень управляемости.
Следовательно, управляемость может измеряться степенью выполнения требований нормативной модели управления, главными из которых является постановка задач и разработка конкретных решений распорядительными центрами системы, исходя из ее целей функционирования и развития. Поскольку конкретные задания в виде соответствующих сигналов и команд, подлежащих безусловному исполнению, осуществляются преимущественно на низшем уровне управляющей подсистемы, т.е. для их непосредственной реализации в управляемой системе или самим объектом управления, то здесь степень управляемости измеряется по существу исполнительной дисциплиной, т.е. полнотой и точностью конкретных заданий. Способом определения степени управляемости в этом случае может служить оценка качества и эффективности материального потока в логистических структурах, например, при предоставлении услуг в транспортно-экспедиционной компании.
Продолжение следует