Е.Д. Чернышева
УПРАВЛЕНИЕ УДАЛЕННЫМ ТРУДОМ
Данная статья посвящена управлению удаленным трудом на примере некоторых компаний. Представлены результаты опросов руководителей и сотрудников, проведенных до и после введения режима самоизоляции. Также уделено внимание автоматизации HR-процессов в условиях удаленной занятости. Представлены положительные и негативные аспекты влияния удаленного режима работы на эффективность труда персонала. Обязанности работодателя и работников остаются такими же, как и при труде в обычных условиях. Первый должен соблюдать права персонала, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, знакомить работников под роспись с принимаемыми в организации нормативными актами, которые связаны с их деятельностью и так далее. Работники должны добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.
Ключевые слова: управление персоналом, удаленная занятость, HR-процессы, пандемия COVID-19.
У любого явления есть свои преимущества и недостатки. Дистанционная работа вызывает много разногласий. Одни говорят, что за ней будущее, а другие утверждают, что она убивает эффективность и сплоченность сотрудников.
Согласно опросам, проведенным аудиторско-консалтинговой компанией KPMG [1 Действия HR в ситуации пандемии], треть российских компаний перевели на удаленную работу более 75% сотрудников в первые недели ухудшения эпидемиологической обстановки.
Введение режима самоизоляции привело к изменению востребованности профессий на рынке труда. Возрос спрос на работников следующих отраслей и сфер профессиональной деятельности: медицина, государственная служба, рабочий и домашний персонал, безопасность, строительство. В тоже время произошел существенный спад в следующих сферах - искусство и культура, развлечения, фитнес-клубы и салоны красоты, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес. В сложившейся ситуации некоторые компании вынуждены увольнять персонал. Некоторые, наоборот, искать новый.
Согласно исследованиям, проведенным кадровым агентством Antal Russia перед введением в России режима самоизоляции [3 Планы работодателей в отношении персонала: весна 2020], 40% компаний в России временно приостановили найм персонала и около 10% заявили о планируемых сокращениях. Также две трети опрошенных респондентов запланировали сокращение HR-бюджета, в частности, расходы на корпоративные мероприятия, командировки и обучение персонала.
В начале апреля 2020 г. специалисты рекрутингового портала hh.ru опросили 384 российских работодателя [4 Что происходит на рынке труда этой весной] на предмет их «самочувствия» в условиях пандемии. Согласно результатам исследования, треть (33%) респондентов оценили свое положение на рынке как негативное. Наиболее ярко это выражено в небольших организациях. В региональном аспекте негативные настроения преобладают в Москве, Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. В то же время, примерно столько же респондентов (36%) оценили положение компании как стабильное. Также было выявлено, что на момент проведения опроса у 75% респондентов численность организации не изменилась, у 20% - уменьшилась. В компаниях, где численность уменьшилась, отметили, что в первую очередь были уволены рядовые специалисты, стажеры и практиканты. Меньше всего увольнения коснулась линейных руководителей, ведущих специалистов и топ-менеджеров. Респонденты поделились своими планами на изменение численности в ближайшие полгода: 12% -численность точно уменьшится; 25% - скорее всего, уменьшится; 22% - не изменится; 16% - скорее всего, увеличится; 5% - точно увеличится; 20 % - затруднились ответить.
© Чернышева Е.Д., 2021.
Научный руководитель: Митина Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, Воронежский государственный университет, Россия.
Следует отметить, что переход на удаленный труд привел к бурному росту автоматизации HR -процессов. Согласно исследованиям, проведенным SAP и Deloitte в 2019г. [5 Автоматизация рабочих процессов для отдела], российские компании находились на низком уровне цифровой зрелости. Низкий уровень автоматизации HR-процессов в российских компаниях, как правило, связан с: расходами на приобретение программного обеспечения и обучение сотрудников; консерватизмом топ-менеджеров, линейных руководителей и сотрудников отдела HR; отсутствием необходимых ИТ-специалистов [6 Михайлов А.А., Феду-лов В.И. Особенности автоматизации HR-процессов в российских компаниях // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 37(2). С. 194-199.].
Сегодня, в условиях введения в России режима самоизоляции, автоматизации подвержены все направления HR-деятельности. Так, в частности, до марта 2020 г. электронный кадровый документооборот воспринимался как способ оптимизации времени сотрудников и кадровой службы на определенные процессы. В нынешней ситуации - электронный документооборот является обязательным условием выживания любой организации.
Преимущества внедрения электронного кадрового документооборота:
ЭДО позволяет подписывать и отсылать цифровые документы круглосуточно и с любого устройства, где имеется доступ к электронной подписи;
- в системе ЭДО легко контролировать статус документа: был ли он доставлен, подписан или в подписи было отказано;
- все документы находятся в защищенном личном кабинете, поэтому риск, что данные при пересылке могут попасть к злоумышленникам, а документ - потеряться, сведен к нулю;
- систему цифрового документооборота оператора ЭДО можно интегрировать с используемыми в вашей компании системами бухучета, что еще сильнее упростит применение электронного документооборота;
- внедрение системы электронного документооборота (СЭД) позволяет намного эффективнее использовать время ваших сотрудников;
- удобство хранения данных: не потребуется оборудовать специальное помещение для хранения цифровых документов. Вся информация будет бессрочно храниться в электронном архиве на серверах оператора ЭДО, где можно легко и быстро найти любой документ, распечатать его при необходимости для ФНС или для предоставления в суд.
Переход на удаленный режим работы оказал значительное воздействие на эффективность труда персонала. Отмечаются как положительные, так и негативные стороны. Так, в ходе опросов сотрудников и руководителей в апреле 2020 г. т были выявлены некоторые тенденции [14 Tikhonov A. I. (2019) Applying of employer branding system in the IT-companies' human resource management // Espacios. Т. 40. № 38. P. 2327.]. 17% сотрудников и 15% руководителей отметили, что эффективность работы команды увеличилось, половина респондентов считает, что продуктивность не изменилась и только четверть - отметили ухудшение. По мнению руководителей, высокая эффективность работы команд выражается, прежде всего, в повышении ответственности, скорости, объемов и качества работы. Среди причин повышения эффективности работы большинство сотрудников и руководителей отметили: увеличение времени, уделяемого работе; сокращение отвлекающих факторов; больший комфорт работы в домашних условиях. Среди причин снижения эффективности работы большинство сотрудников и руководителей отметили: тяжело настроиться на работу вне офиса, отвлекают родственники, слишком много домашних дел.
Таким образом, пандемия COVID-19 существенно повышает значимость HR-деятельности, поскольку успешная адаптация бизнеса к новым реалиям невозможна без грамотного управления человеческими ресурсами. Изменение подходов к управлению персоналом базируются на решении следующих ключевых HR-проблем в условиях удаленной занятости: сохранение здоровья сотрудников, оптимизация штата, автоматизация HR-процессов, оптимизация расходов на персонал, налаживание внутренней коммуникации в новых бизнес-процессах, контроль сотрудников на удаленной работе.
Библиографический список
1. Автоматизация рабочих процессов для отдела HR
2. Действия HR в ситуации пандемии
3.Как автоматизирован рекрутмент в российских компаниях
4.Михайлов А.А., Федулов В.И. Информационные технологии как элемент управления процессом профессиональной адаптации молодых специалистов на предприятиях аэрокосмического комплекса // Московский экономический журнал.
6.Михайлов А.А., Федулов В.И. Особенности автоматизации HR-процессов в российских компаниях // Вестник Академии знаний. - 2020
7.Михайлов А.А. Особенности мотивации труда ИТ-специалистов // Естественно-гуманитарные исследования.
2020.
8.Перспективы «вечной» удалёнки после изоляции: результаты опроса
9.Планы работодателей в отношении персонала: весна 2020
10.Просвирина Н.В. Особенности автоматизации процесса адаптации персонала в организации // Вестник академии знаний. - 2020
11.Семина А.П. Автоматизация процесса управления персоналом // Вестник академии знаний
12.Тихонов А.И. Основные задачи Российских компаний, решаемые с помощью HR-аналитики // Естественно-гуманитарные исследования. 2020
13.Федулов В.И. Некоторые аспекты совершенствования системы управления персоналом // Вестник академии знаний. - 2020.
14.Что происходит на рынке труда этой весной.
15.Tikhonov A. I. (2019) Applying of employer branding system in the IT-companies' human resource management // Espacios. Т. 40. № 38. P. 23-27.
16.Tikhonov, A. I. (2019) The use of networking in staff recruitment: recommendations and referral programs. Amazonia Investiga. 8 (19), 521-528.
ЧЕРНЫШЕВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА - магистрант, Воронежский государственный университет, Россия.