Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ УДАЛЕННЫМ ТРУДОМ'

УПРАВЛЕНИЕ УДАЛЕННЫМ ТРУДОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / УДАЛЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ / HR-ПРОЦЕССЫ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Е.Д.

Данная статья посвящена управлению удаленным трудом на примере некоторых компаний. Представлены результаты опросов руководителей и сотрудников, проведенных до и после введения режима самоизоляции. Также уделено внимание автоматизации HR-процессов в условиях удаленной занятости. Представлены положительные и негативные аспекты влияния удаленного режима работы на эффективность труда персонала. Обязанности работодателя и работников остаются такими же, как и при труде в обычных условиях. Первый должен соблюдать права персонала, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, знакомить работников под роспись с принимаемыми в организации нормативными актами, которые связаны с их деятельностью и так далее. Работники должны добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ УДАЛЕННЫМ ТРУДОМ»

Е.Д. Чернышева

УПРАВЛЕНИЕ УДАЛЕННЫМ ТРУДОМ

Данная статья посвящена управлению удаленным трудом на примере некоторых компаний. Представлены результаты опросов руководителей и сотрудников, проведенных до и после введения режима самоизоляции. Также уделено внимание автоматизации HR-процессов в условиях удаленной занятости. Представлены положительные и негативные аспекты влияния удаленного режима работы на эффективность труда персонала. Обязанности работодателя и работников остаются такими же, как и при труде в обычных условиях. Первый должен соблюдать права персонала, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, знакомить работников под роспись с принимаемыми в организации нормативными актами, которые связаны с их деятельностью и так далее. Работники должны добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.

Ключевые слова: управление персоналом, удаленная занятость, HR-процессы, пандемия COVID-19.

У любого явления есть свои преимущества и недостатки. Дистанционная работа вызывает много разногласий. Одни говорят, что за ней будущее, а другие утверждают, что она убивает эффективность и сплоченность сотрудников.

Согласно опросам, проведенным аудиторско-консалтинговой компанией KPMG [1 Действия HR в ситуации пандемии], треть российских компаний перевели на удаленную работу более 75% сотрудников в первые недели ухудшения эпидемиологической обстановки.

Введение режима самоизоляции привело к изменению востребованности профессий на рынке труда. Возрос спрос на работников следующих отраслей и сфер профессиональной деятельности: медицина, государственная служба, рабочий и домашний персонал, безопасность, строительство. В тоже время произошел существенный спад в следующих сферах - искусство и культура, развлечения, фитнес-клубы и салоны красоты, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес. В сложившейся ситуации некоторые компании вынуждены увольнять персонал. Некоторые, наоборот, искать новый.

Согласно исследованиям, проведенным кадровым агентством Antal Russia перед введением в России режима самоизоляции [3 Планы работодателей в отношении персонала: весна 2020], 40% компаний в России временно приостановили найм персонала и около 10% заявили о планируемых сокращениях. Также две трети опрошенных респондентов запланировали сокращение HR-бюджета, в частности, расходы на корпоративные мероприятия, командировки и обучение персонала.

В начале апреля 2020 г. специалисты рекрутингового портала hh.ru опросили 384 российских работодателя [4 Что происходит на рынке труда этой весной] на предмет их «самочувствия» в условиях пандемии. Согласно результатам исследования, треть (33%) респондентов оценили свое положение на рынке как негативное. Наиболее ярко это выражено в небольших организациях. В региональном аспекте негативные настроения преобладают в Москве, Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. В то же время, примерно столько же респондентов (36%) оценили положение компании как стабильное. Также было выявлено, что на момент проведения опроса у 75% респондентов численность организации не изменилась, у 20% - уменьшилась. В компаниях, где численность уменьшилась, отметили, что в первую очередь были уволены рядовые специалисты, стажеры и практиканты. Меньше всего увольнения коснулась линейных руководителей, ведущих специалистов и топ-менеджеров. Респонденты поделились своими планами на изменение численности в ближайшие полгода: 12% -численность точно уменьшится; 25% - скорее всего, уменьшится; 22% - не изменится; 16% - скорее всего, увеличится; 5% - точно увеличится; 20 % - затруднились ответить.

© Чернышева Е.Д., 2021.

Научный руководитель: Митина Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, Воронежский государственный университет, Россия.

Следует отметить, что переход на удаленный труд привел к бурному росту автоматизации HR -процессов. Согласно исследованиям, проведенным SAP и Deloitte в 2019г. [5 Автоматизация рабочих процессов для отдела], российские компании находились на низком уровне цифровой зрелости. Низкий уровень автоматизации HR-процессов в российских компаниях, как правило, связан с: расходами на приобретение программного обеспечения и обучение сотрудников; консерватизмом топ-менеджеров, линейных руководителей и сотрудников отдела HR; отсутствием необходимых ИТ-специалистов [6 Михайлов А.А., Феду-лов В.И. Особенности автоматизации HR-процессов в российских компаниях // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 37(2). С. 194-199.].

Сегодня, в условиях введения в России режима самоизоляции, автоматизации подвержены все направления HR-деятельности. Так, в частности, до марта 2020 г. электронный кадровый документооборот воспринимался как способ оптимизации времени сотрудников и кадровой службы на определенные процессы. В нынешней ситуации - электронный документооборот является обязательным условием выживания любой организации.

Преимущества внедрения электронного кадрового документооборота:

ЭДО позволяет подписывать и отсылать цифровые документы круглосуточно и с любого устройства, где имеется доступ к электронной подписи;

- в системе ЭДО легко контролировать статус документа: был ли он доставлен, подписан или в подписи было отказано;

- все документы находятся в защищенном личном кабинете, поэтому риск, что данные при пересылке могут попасть к злоумышленникам, а документ - потеряться, сведен к нулю;

- систему цифрового документооборота оператора ЭДО можно интегрировать с используемыми в вашей компании системами бухучета, что еще сильнее упростит применение электронного документооборота;

- внедрение системы электронного документооборота (СЭД) позволяет намного эффективнее использовать время ваших сотрудников;

- удобство хранения данных: не потребуется оборудовать специальное помещение для хранения цифровых документов. Вся информация будет бессрочно храниться в электронном архиве на серверах оператора ЭДО, где можно легко и быстро найти любой документ, распечатать его при необходимости для ФНС или для предоставления в суд.

Переход на удаленный режим работы оказал значительное воздействие на эффективность труда персонала. Отмечаются как положительные, так и негативные стороны. Так, в ходе опросов сотрудников и руководителей в апреле 2020 г. т были выявлены некоторые тенденции [14 Tikhonov A. I. (2019) Applying of employer branding system in the IT-companies' human resource management // Espacios. Т. 40. № 38. P. 2327.]. 17% сотрудников и 15% руководителей отметили, что эффективность работы команды увеличилось, половина респондентов считает, что продуктивность не изменилась и только четверть - отметили ухудшение. По мнению руководителей, высокая эффективность работы команд выражается, прежде всего, в повышении ответственности, скорости, объемов и качества работы. Среди причин повышения эффективности работы большинство сотрудников и руководителей отметили: увеличение времени, уделяемого работе; сокращение отвлекающих факторов; больший комфорт работы в домашних условиях. Среди причин снижения эффективности работы большинство сотрудников и руководителей отметили: тяжело настроиться на работу вне офиса, отвлекают родственники, слишком много домашних дел.

Таким образом, пандемия COVID-19 существенно повышает значимость HR-деятельности, поскольку успешная адаптация бизнеса к новым реалиям невозможна без грамотного управления человеческими ресурсами. Изменение подходов к управлению персоналом базируются на решении следующих ключевых HR-проблем в условиях удаленной занятости: сохранение здоровья сотрудников, оптимизация штата, автоматизация HR-процессов, оптимизация расходов на персонал, налаживание внутренней коммуникации в новых бизнес-процессах, контроль сотрудников на удаленной работе.

Библиографический список

1. Автоматизация рабочих процессов для отдела HR

2. Действия HR в ситуации пандемии

3.Как автоматизирован рекрутмент в российских компаниях

4.Михайлов А.А., Федулов В.И. Информационные технологии как элемент управления процессом профессиональной адаптации молодых специалистов на предприятиях аэрокосмического комплекса // Московский экономический журнал.

6.Михайлов А.А., Федулов В.И. Особенности автоматизации HR-процессов в российских компаниях // Вестник Академии знаний. - 2020

7.Михайлов А.А. Особенности мотивации труда ИТ-специалистов // Естественно-гуманитарные исследования.

2020.

8.Перспективы «вечной» удалёнки после изоляции: результаты опроса

9.Планы работодателей в отношении персонала: весна 2020

10.Просвирина Н.В. Особенности автоматизации процесса адаптации персонала в организации // Вестник академии знаний. - 2020

11.Семина А.П. Автоматизация процесса управления персоналом // Вестник академии знаний

12.Тихонов А.И. Основные задачи Российских компаний, решаемые с помощью HR-аналитики // Естественно-гуманитарные исследования. 2020

13.Федулов В.И. Некоторые аспекты совершенствования системы управления персоналом // Вестник академии знаний. - 2020.

14.Что происходит на рынке труда этой весной.

15.Tikhonov A. I. (2019) Applying of employer branding system in the IT-companies' human resource management // Espacios. Т. 40. № 38. P. 23-27.

16.Tikhonov, A. I. (2019) The use of networking in staff recruitment: recommendations and referral programs. Amazonia Investiga. 8 (19), 521-528.

ЧЕРНЫШЕВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА - магистрант, Воронежский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.