Научная статья на тему 'Управление цепями поставок в строительстве в условиях цифровизации'

Управление цепями поставок в строительстве в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
733
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА СТРОИТЕЛЬСТВА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МЕЖОРГАНИЗАЦИОННАЯ КООРДИНАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / BIM-ТЕХНОЛОГИИ / CONSTRUCTION LOGISTICS / DIGITALIZATION / INTER-ORGANIZATIONAL COORDINATION / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / SUPPLY CHAIN / BIM TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюкова Ольга Михайловна, Локтионова Елена Викторовна

В статье рассматривается современное состояние применения цифровых технологий в строительстве. Выявляется необходимость применения концепции управления цепями поставок для оптимизации межорганизационной координации участников строительного проекта. Описываются перспективы применения единой информационной среды в цепях поставок на основе BIM-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN CONSTRUCTION IN TERMS OF DIGITALIZATION

The current state of the implementation of digital technologies in construction is available in the article. The necessity of applying the concept of supply chain management to ensure the interagency coordination of participants in a construction project is called forth. The prospects of using a single external environment in supply chains based on BIM technology are described.

Текст научной работы на тему «Управление цепями поставок в строительстве в условиях цифровизации»

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние применения цифровых технологий в строительстве. Выявляется необходимость применения концепции управления цепями поставок для оптимизации межорганизационной координации участников строительного проекта. Описываются перспективы применения единой информационной среды в цепях поставок на основе BIM-технологии.

Ключевые слова. Логистика строительства, цифровизация, межорганизационная координация, управление цепями поставок, цепь поставок, BIM-технологии.

Abstract. The current state of the implementation of digital technologies in construction is available in the article. The necessity of applying the concept of supply chain management to ensure the interagency coordination of participants in a construction project is called forth. The prospects of using a single external environment in supply chains based on BIM technology are described.

ГРНТИ 67.01.11

© Дюкова О.М., Локтионова Е.В., 2020

Контактные данные для связи с авторами (Дюкова О.М.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 950 028-66-98. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 05.02.2020.

Ольга Михайловна Дюкова - кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Елена Викторовна Локтионова - кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Dyukova O.M., Loktionova E.V.

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN CONSTRUCTION IN TERMS OF DIGIT ALIZATION

Keywords. Construction logistics, digitalization, inter-organizational coordination, supply chain management, supply chain, BIM technologies.

Введение

Логистика строительства - отраслевой тип логистики, это и наука, и практическая деятельность, направленная на материально-техническое обеспечение строительного производства путем управления материальными, информационными и финансовыми потоками с целью возведения объекта с оптимальными затратами ресурсов и реализации его на рынке недвижимости [3, с. 7].

Цифровизация (цифровое преобразование) является изменением, связанным с применением цифровых технологий во всех аспектах деятельности человеческого общества [2, с. 47]. Цифровизация в настоящее время оказывает влияние на многие сферы деятельности, в том числе на строительство. Строительные компании применяют отдельные цифровые технологии для автоматизации своих процессов. Электронный документооборот используется уже большинством компаний для упрощения обмена первичными документами с контрагентами. В снабжении, как базисном процессе логистики строительства, цифровизация проявляется в использовании электронных торгов (тендеров) для закупки услуг и материалов у подрядных организаций и поставщиков.

Цифровизация в сфере перевозок чаще всего связана с технологиями отслеживания местонахождения автомобиля и маршрутизацией транспортных средств, при этом основной вид транспорта, который используется в логистике строительства - автомобильный. Последнее связано с несколькими факторами: во-первых, для перевозки строительных материалов и техники нередко требуется специализированный транспорт, обладающий большими габаритами или грузоподъемностью или специально предназначенный для перевозки определенных видов материалов (негабаритных, сыпучих, требующих постоянного перемешивания и т.д.). Во-вторых, большинство перевозок в логистике строительства носит локальный характер, они осуществляются в рамках одного населенного пункта или региона. Исключения составляют уникальные строительные проекты, которые имеют значение в масштабах страны. При этом, внедрение отдельными компаниями цифровых технологий существенным образом не влияет на цифровизацию логистики строительства в целом.

Значительные проблемы логистики строительства, требующие внедрения цифровых технологий, лежат в сфере межорганизационной координации. Выстраивание цепи поставок для каждого конкретного проекта - это трудоемкая работа, требующая вовлечения большого количества персонала строительной компании. Реализация строительного проекта связана с привлечением большого количества различных организаций: девелоперская компания, инвесторы, генеральный подрядчик, застройщик, субподрядчики, поставщики материалов, услуг, рабочей силы, проектные организации -все они являются субъектами, деятельность которых на протяжении всего времени реализации проекта должная координироваться. Поэтому целесообразно внедрение концепции управления цепями поставок.

Управление цепями поставок

Управление цепями поставок - это процесс планирования, организации, учета, контроля, анализа, регулирования, направленный на достижение стратегических целей участников цепи поставок [4, с. 401]. Цепь поставок в строительстве имеет в своей структуре фокусную компанию, а также поставщиков строительных материалов, услуг (подрядные организации), потребителей и различного рода посредников. В качестве последних чаще всего выступают компании по реализации готовой продукции (объектов недвижимости) - агентства недвижимости и управляющие компании.

Как правило, в качестве фокусной компании выступает строительная компания, девелопер или генеральный подрядчик, занимающиеся конфигурацией цепи поставок и организацией взаимодействия участников между собой. Особенностью цепей поставок в строительстве является то, что для каждого нового проекта необходимо конфигурировать цепь поставок заново, исходя из потребностей в материалах, услугах, расположения строительной площадки и еще ряда факторов. В зависимости от количества звеньев, принято выделять прямую, расширенную и максимальную цепь поставок [4, с. 401]. Некоторые специалисты, изучая вопросы управления цепями поставок в строительстве [6, 7], доказывают существование всех трех вариантов цепей поставок в строительстве, однако, на наш взгляд, оп-

тимальной для применения на практике является расширенная цепь поставок, которая может принимать вид, представленный на рисунке.

Как видно из рисунка, цепи поставок в строительстве обычно достаточно короткие, включают всего несколько уровней поставщиков. Большинство крупных строительных и девелоперских компаний предпочитает приобретать материалы непосредственно у производителя, что значительно снижает затраты и сокращает время поставки. Аналогичным образом осуществляется и закупка изделий повышенной технологической готовности, таких как железобетонные изделия, оконные и дверные блоки и т.д. Отдельными звеньями цепи поставок выступают подрядные организации различных уровней. Что касается правой части цепи поставок, то можно отметить, что реализация готовой строительной продукции (объектов недвижимости) осуществляется либо напрямую конечному потребителю, либо через одного посредника (агентство недвижимости или управляющую компанию).

Строительные и девелоперские компании заключают долгосрочные договора с ключевыми контрагентами, стремясь создавать такие цепи поставок, которые обеспечивали бы не один проект компании. При этом часть хозяйственных связей фокусная компания стремится контролировать (управляемые связи), а часть связей подлежит опосредованному контролю (отслеживаемые связи). При этом, отличительной особенностью расширенных цепей поставок в строительстве является практически отсутствие неуправляемых хозяйственных связей.

Выбор подходящего поставщика, подрядчика, аренда специальной техники, в том числе для перевозки материалов внутри строительной площадки, процесс складирования нередко связывают большую часть затрат в рамках строительного проекта. Многие компании в настоящее время объединяются в группы для более эффективной организации основных логистических процессов. По такому пути пошли такие крупные строительные объединения как «Эталон ЛенспецСМУ», «Лидергрупп», Группа компаний «ЛСР» и некоторые другие. Закупка большинства материалов, изделий повышенной технологической готовности, услуг внутри группы компаний существенно снижает логистические затраты строительных компаний, а также снижает время возведения объекта.

Добывающие компании

Добывающие компании

Субподрядные организации

Подрядные организации

Фокусная (строительная / девелоперская) компания

т

Генеральный подрядчик

ГРУППА КОМПАНИИ

Агентство недвижимости

Управляющая компания

Конечные потребители

-► Управляемые связи ---------► Отслеживаемые связи

Рис. Пример расширенной цепи поставок в строительстве

Таким образом, основной тенденцией на строительном рынке России является укрупнение строительных компаний, их объединения в группы, холдинги и корпорации, нередко с участием кредитной организации. Этой тенденции существенно способствовало, с одной стороны, изменение законодательства в области привлечения финансирования для реализации строительных проектов, отказ от заключения договоров долевого участия в строительстве и переход к эскроу-счетам. С другой стороны, увеличение требований со стороны государства к обеспечению объектов жилой недвижимости социальной инфраструктурой за счет средств застройщиков и выделение участков под застройку только при заключении договора КОТ (комплексного освоения территорий) [5, с. 120].

Информационное обеспечение строительства

На современном этапе развития мировой экономики одной из важнейших задач является применение инновационных методов и технологий логистического менеджмента для создания эффективного управления цепями поставок [8]. Управление цепями поставок может рассматриваться не только как способ межорганизационной координации, но и как среда информационного взаимодействия компаний в рамках реализации строительного проекта. Для этого необходимо применение единого информационного обеспечения всеми участниками цепи поставок.

В качестве такого обеспечения может выступать В1М-технология. Зародившись как цифровое моделирование, данная технология расширила свои возможности и может использоваться на всех этапах реализации строительного проекта: от формирования инвестиционного фонда и разработки проектной документации, включая 3Б-модели объекта недвижимости, до проведения тендеров на закупку материалов и услуг, составления графика производства изделий и конструкций повышенной технологической готовности. Цифровое моделирование, как начальный этап применения В1М-технологии, в России применяют уже около 20% компаний, в то время как в 2002 году их было всего 1-2%.

Среди наиболее заметных проектов, реализованных с помощью цифровых технологий, является аэропорт Платов в Ростове-на-Дону, Лахта-центр в Санкт-Петербурге и практически все стадионы, возведенные к ЧМ-2018 по футболу [1]. Рассматривая перспективы применения В1М-технологии в качестве единой информационной среды, можно выделить 3 этапа внедрения данной технологии в цепи поставок строительной компании (см. табл.).

Таблица

Этапы внедрения BIM технологий в строительных компаниях

Этап Наименование Описание

1 Цифровое моделирование 3Б-модель проекта, все разделы проекта связаны между собой в общей модели здания. Модель может быть использована для получения графика и стоимости строительно-монтажных работ

2 Цифровое обеспечение внутренних процессов Модель объединяет в себе все процессы: проектирование, финансовый анализ, строительно-монтажные работы, эксплуатация здания, т.е. полностью отражает внутреннюю среду строительной компании

3 Цифровое обеспечение цепи поставок На этом этапе все участники цепи поставок объединены общей информационной средой, позволяющей отслеживать и контролировать движение всех видов потоков в рамках реализации конкретных строительных проектов

Подавляющее большинство (90-95%) строительных компаний в России находится на первом уровне, выполняя проекты с применением той или иной степени автоматизации. Немногие компании (5-10%), давно работающие в BIM, достигают начальной стадии второго уровня. Основными преградами для цифровизации логистики строительства в РФ являются: отсутствие необходимого программного обеспечения и отсутствие достаточной законодательной базы, в том числе обязательного предоставления проектно-сметной документации в электронном виде.

Заключение

В настоящее время, согласно Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года [9], в отрасли отсутствуют необходимые для дальнейшей цифровизации современное отечественное программное и информационное обеспечение. В дальнейшем, направления развития цифровизации в данной сфере связаны с инициативами отдельных строительных предприятий и групп компаний. Современный этап развития логистики строительства характеризуется такими понятиями как виртуальность и межорганизационная координация. Строительные компании и деве-лоперы участвуют в различных сетевых структурах, цепях поставок, широко используют интернет-технологии и цифровое моделирование для оптимизации деятельности, что значительно повышает эффективность взаимодействия между участниками строительных проектов и сокращает сроки возведения объектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взять В1М в библиотеке // Российская газета. 19.12.2018.

2. Дмитриев А.В. Эволюция цифровизации транспортно-логистических систем // Логистика и управление цепями поставок: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 44-54.

3. Дюкова О.М. Логистика строительства: современное понимание и тенденции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 116 с.

4. Логистика и управление цепями поставок / под ред. В.В. Щербакова. М.: Юрайт, 2015. 582 с.

5. Локтионова Е.В. Логистический менеджмент в жилищном строительстве: инфраструктурный аспект // Логистика и управление цепями поставок: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 119-122.

6. Плетнева Н.Г., Гужва Е.Г., Чепаченко Н.В. Выбор модели цепи поставок как способ повышения эффективности предпринимательских структур в строительстве // Вестник гражданских инженеров. 2018. № 6 (71). С. 236-242.

7. Плетнева Н. Г. Концептуальная модель логистического обеспечения предпринимательской деятельности в строительстве как инструмента повышения ее эффективности // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 6 (59). С. 330-338.

8. Смирнова Е.А. Особенности управления трансграничными цепями поставок // Инновационная деятельность. 2014. № 2 (29). С. 66-69.

9. Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stroi.mos.ru/uploads/user_files/files/str_2030.pdf (дата обращения: 05.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.