Научная статья на тему 'Управление транспортным средством водителем в состоянии наркотического опьянения: теория и практика противодействия'

Управление транспортным средством водителем в состоянии наркотического опьянения: теория и практика противодействия Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
47
7
Поделиться
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD TRAFFIC SAFETY / ПОТРЕБИТЕЛИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ВОДИТЕЛИ / УПРАВЛЯЮЩИЕ В СОСТОЯНИИ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ / EFFECTIVENESS IN COUNTERACTING TRAFFIC LAW VIOLATORS / DRUG-ADDICTS / DRUG-INTOXICATED DRIVERS

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Головко Владимир Владимирович, Иванова Оксана Алексеевна

В России ежегодно увеличивается число потребителей наркотических средств. Беспокойство правоохранительных органов вызывает тот факт, что за последние годы в 3-4 раза возросло количество водителей, управляющих транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. При анализе нормативных актов сформулирован вывод, что действующий порядок не позволяет эффективно противодействовать правонарушителям. Авторы предлагают дополнить действующее законодательство в части, касающейся проблем взаимодействия правоохранительных и здравоохранительных органов в борьбе с правонарушениями наркозависимых водителей.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Головко Владимир Владимирович, Иванова Оксана Алексеевна,

Operating a vehicle by a drug-intoxicated driver: theory and practice of counteraction

Russia has witnessed negative tendencies and annual increase of drug-addicts. Law enforcement agencies are concerned about a recent 3-4-fold increase of drug-intoxicated drivers. Analyzing the normative acts the authors conclude that the current law enforcement is not effective in counteracting the offenders. There are suggestions to improve the current laws, interaction of law enforcement and healthcare agencies in their fight against violations committed by drug-intoxicated drivers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Управление транспортным средством водителем в состоянии наркотического опьянения: теория и практика противодействия»

УДК 342.9 © В. В. Головко, О. А. Иванова, 2015

Управление транспортным средством водителем в состоянии наркотического опьянения: теория и практика противодействия

В. В. Головко, О. А. Иванова

В России ежегодно увеличивается число потребителей наркотических средств. Беспокойство правоохранительных органов вызывает тот факт, что за последние годы в 3-4 раза возросло количество водителей, управляющих транспортным средством в состоянии наркотического опьянения. При анализе нормативных актов сформулирован вывод, что действующий порядок не позволяет эффективно противодействовать правонарушителям. Авторы предлагают дополнить действующее законодательство в части, касающейся проблем взаимодействия правоохранительных и здравоохранительных органов в борьбе с правонарушениями наркозависимых водителей.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, потребители наркотических средств, водители, управляющие в состоянии наркотического опьянения, эффективность противодействия правонарушителям в области дорожного движения.

В последние годы в Российской Федерации и за рубежом большое внимание уделяется изучению риска, связанного с управлением транспортными средствами водителями под воздействием наркотических препаратов . Опасность управления транспортными средствами после приема наркотических препаратов признана очевидной . В различных государствах Европейского Союза от 1 до 2% водителей употребляют запрещенные наркотические средства . Среди взрослого населения в среднем до 10% водителей управляют автомобилем, находясь под воздействием предписанных по медицинским показаниям наркотических препаратов

Современной наркоситуации в России присущи такие устойчивые негативные тенденции, как ежегодное увеличение числа потребителей наркотических средств и психотропных веществ . На учете в органах здравоохранения состоит более 400 тыс . человек, а, по экспертным оценкам, количество потребителей наркотиков достигло 3 млн человек, снижается средний возраст начала потребления наркотических средств до 14 лет 1 . Особую тревогу вызывает тот факт, что за последние годы в 3-4 раза возросло количество водителей, управляющих автотранспортными средствами в состоянии наркотического опьянения и под действием иных психоактивных веществ Своевременное выявление у водителей транспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных психоактивных веществ, выступает одной из важнейших задач в обеспечении безопасности дорожного движения Врачи-наркологи отмечают, что опасность управления транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения

выше, чем в состоянии алкогольного опьянения . Это обусловлено особенностями воздействия наркотических средств на организм человека

Анализ нормативных актов, действующих в этой сфере, позволил сделать вывод о том, что существующий порядок не обеспечивает исключения из процесса дорожного движения лиц, имеющих медицинские противопоказания для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности . В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, установлено, что если лицу поставлен диагноз «алкоголизм», «наркомания» или «токсикомания», то это является противопоказанием для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортным средством Однако обязательное психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, проводится врачебной комиссией на основании выданного работодателем направления 2, т . е . речь идет только о наемных работниках, чья деятельность связана с управлением транспортным средством Остальные водители получают справку, что не состоят на учете в органах здравоохранения, т . е . не имеют диагнозов, препятствующих получению ими прав . Так как самого освидетельствования не проводится, лицо может быть больно алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, но не состоять на учете

Установить диагноз возможно в случае добровольного обращения лица либо по решению суда 3 .

Научное обеспечение противодействия правонарушениям 33

В других случаях, даже если лицо задерживается в состоянии наркотического, токсического опьянения, оснований для его установления нет 4 . Подтверждение факта потребления наркотических средств не дает оснований обязывать лицо периодически являться для наблюдения в медицинское учреждение, а значит, невозможно установить диагноз . Однако это лицо может иметь право на управление транспортным средством, поэтому просто необходимо контролировать его дальнейшее состояние. Тем более непонятен факт, когда водитель транспортного средства задерживается в состоянии наркотического опьянения и в дальнейшем не принимается никаких мер, кроме постановки его на учет («группа риска») .

Еще одна проблема состоит в том, что в КоАП РФ не ведется речи о конкретном виде опьянения, поэтому врачи в акте не указывают, что опьянение вызвано наркотическими средствами, и это затрудняет ведение учета

Информация о лицах, допустивших немедицинское потребление наркотических или токсических средств, может поступать и из других лечебно-профилактических учреждений, по извещениям скорой помощи, что позволяет пополнять учет по группе риска Ведение учета должно иметь логическое продолжение — необходимо наблюдать за этими лицами, т. е. обязывать являться на периодические осмотры, если они осуществляют отдельные виды профессиональной деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (целесообразно иметь доступ к базам ГИБДД, чтобы выявить водителей транспортных средств) . Полагаем, необходимо дополнить ст. 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», посвященную ограничениям выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, частью 3 следующего содержания: «В случае выявления признаков психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, гражданин направляется врачом на освидетельствование после наблюдения за его состоянием в течение установленного срока»

Водителей, управлявших транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, необходимо ставить на учет в группу риска и наблюдать за ними в течение определенного периода, а затем решать вопрос об установлении соответствующего диагноза с последующим прекращением действия права управления транспортным средством Иначе при получении права на управление транспортным средством лицо не проходит обследования, и даже когда лицо попадает в группу риска, нет оснований наблю-

дать за его состоянием и установить диагноз. Необходимо ждать добровольного волеизъявления либо решения суда о принудительном лечении К сожалению, медицинские службы, ссылаясь на медицинскую тайну диагноза, не представляют информацию в ГИБДД о количестве лиц, имеющих диагноз «наркомания», и их персональные данные, что затрудняет правоприменительную практику и не позволяет более эффективно в рамках ст. 45 ГПК РФ обращаться в органы прокуратуры по решению вопроса о пожизненном лишении водителя права управления транспортным средством в судебном порядке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к основаниям прекращения действия права на управление транспортными средствами относит ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением Представляется, что медицинская комиссия при установлении соответствующего диагноза должна информировать уполномоченный орган Процедура прекращения действия права на управление транспортными средствами не учтена, поэтому целесообразно внести изменения в ст 28, предусмотрев следующее положение: «3 . Медицинское заключение об ухудшении здоровья водителя, препятствующем безопасному управлению транспортными средствами, подлежит рассмотрению уполномоченным органом (должностным лицом) с целью решения вопроса о прекращении действия права на управление транспортными средствами» Полагаем, что наличие разработанных процессуальных норм позволит вести речь о самостоятельном производстве по делам о прекращении действия права на управление транспортными средствами для лиц, страдающих наркоманией, без обращения в органы прокуратуры

1 Аргументы и факты . 2014 . 18 февр .

2 О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности : постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 39, ст. 3796.

3 О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании : закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33, ст. 1913 ; Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30, ст. 3033 ; 2003. № 12, ст. 167.

4 О наркотических средствах и психотропных веществах : федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2 . ст. 219 ; 2002. № 30, ст. 3033 ; 2003. № 2, ст. 167. № 27, ч . 1, ст. 2700.

34

Научный вестник Омской академии МВД России № 4 (59), 2015