УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ, КАК КАТЕГОРИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
К.Б. Герасимов, канд. экон. наук, доцент П.В. Сухина, магистрант
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10479
Аннотация. В статье рассмотрено управление товарными запасами предприятия с позиции финансового менеджмента. Отмечено, что процесс управления запасами тесно связан с деятельностью предприятия в целом, поэтому, управление товарными запасами необходимо также рассматривать в контексте системного подхода. Показано, что применение системного подхода предполагает разработку стратегии управления запасами в зависимости от выбранной стратегии управления предприятием в целом. Обосновано, что управление запасами - составная часть единой системы текущего управления оборотным капиталом, что влияет на возможность поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия.
Ключевые слова: предприятие, оборотный капитал, товарные запасы, стратегия, управление.
Управление запасами с точки зрения финансового менеджмента является частью краткосрочной финансовой политики предприятия, а именно управления оборотными активами.
С точки зрения финансового менеджмента управление запасами - составная часть единой системы текущего управления оборотным капиталом, от эффективности этого процесса зависит возможность поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия. Общим критерием оценки эффективности данной системы и одновременно целевой установкой признана минимизация размера затрат, связанных с формированием и использованием запасов [9].
Товарные запасы - это товары и готовая продукция, сосредоточенные в местах хранения для последующей поставки торгующим предприятиями другим потребителям крупными оптовыми партиями в целях последующей реализации их потребителям через розничные торговые сети.
К товарным запасам относятся товары, находящиеся на складах и складских базах производственных предприятий, оптовых торговых предприятий, товарно-сбытовых организаций, а также в пути в процессах
транспортировки. Товарные запасы являются макроэкономическим показателем количества производственных и товарно-материальных запасов на оптовых складах и в сфере оптовой торговли [12].
Часть оптовых запасов составляют товарные резервы, вступающие в процесс воспроизводства при непредвиденных изменениях хода производства, обмена и потребления.
Товарные запасы - это оптовые запасы без учета товаров, находящихся непосредственно у продавцов в розничной торговой сети.
Оптовые запасы - это:
- запасы готовой продукции и товаров, предназначенных для реализации; это предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, «запасным» считается продукт, ожидающий момента своей продажи. После того, как продукт, оказывается, проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть оптовым запасом;
- товарно-материальные ресурсы, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути;
- товарно-материальный поток, рассматриваемый в определенном временном
сечении. Запасы классифицируются следующим образом: снабженческие, производственные, сбытовые (товарные), складские и транспортные [5].
В условиях рыночной конкуренции управление современным предприятием требует системного подхода, который заключается в представлении предприятия как целостной экономической системы, состоящей из совокупности упорядоченных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Процесс управления запасами тесно связан с деятельностью предприятия в целом, следовательно, управление товарными запасами необходимо также рассматривать в контексте системного подхода. Вопросам управления запасами посвящено значительное количество исследований, однако, большинство из них ориентированы на тактическое управление запасами и не раскрывают системный подход к управлению запасами. В научной литературе обосновывается системный характер выбора стратегии управления товарными запасами и механизмов ее реализации в условиях современной рыночной ситуации [4].
Применение системного подхода предполагает разработку стратегии управления запасами в зависимости от выбранной стратегии управления предприятием в целом. Под стратегией управления запасами некоторые авторы понимают совокупность правил, по которым принимаются решения в процессах стратегического и оперативного планирования, контроля и регулирования набора параметров, связанных с запасами. Однако такое определение, акцентируя внимание на взаимосвязи различных уровней управления недостаточно четко разделяет их [3].
Стратегические цели управления запасами зависят от общих стратегических целей деятельности торгового предприятия, которыми могут являться увеличение сегмента потребительского рынка, увеличение собственного капитала и рыночной стоимости предприятия, увеличение прибыли и рентабельности, совершенствование ассортимента, повышение уровня торгового обслуживания и ряд других [11].
В качестве стратегических целей управления запасами в научной литературе выделяют также: обеспечение устойчивого ассортимента и ритмичности осуществления торгового процесса, накопление товаров сезонного спроса и целевого назначения, осуществление спекулятивных операций с оптовыми партиями товаров в периоды выгодной торговой конъюнктуры, а также предотвращение обесценения имеющихся свободных денежных активов в условиях инфляционной экономики. Являясь по существу верными, подобные формулировки, не отражают системный подход к управлению запасами. Более точным представляется определение стратегической цели управления запасами как формирование показателей товарных запасов, способствующих достижению стратегической цели предприятия [7].
Построение сбалансированной системы показателей начинается с постановки долгосрочных финансовых целей. В научной литературе подчеркивается связь финансовых показателей с такими этапами жизненного цикла предприятия как: рост, устойчивое состояние, сбор «урожая». На стадии роста предприятие находится в самом начале своего жизненного цикла, инвестируя значительные средства в инфраструктуру, создание клиентской базы. На этом этапе развития основные финансовые цели состоят в процентном росте дохода и объемов продаж в целевом сегменте. В стадии устойчивого состояния предприятия еще нуждаются в инвестициях, но в отличие от долгосрочных вложений на первой стадии развития, они направлены на ликвидацию узких мест, расширение мощностей и постоянное совершенствование бизнеса.
На этом этапе основной финансовой целью является повышение прибыльности бизнеса, а основными финансовыми показателями становятся доход от основной деятельности, валовая прибыль, рентабельность инвестиций. На третьем этапе развития (сбора «урожая») не требуется значительных вложений, основной целью является максимальный возврат денежного потока от всех средств, инвестированных в предприятие в прошлом [6].
Отмечается, что многие предприятия планируют в дальнейшем расширить сферу своей деятельности, причем основным направлением станет увеличение объемов продаж, другие намерены расширить ассортимент продукции, открыть новые филиалы, расширить оптовую торговую сеть в других городах. Данные тенденции свидетельствуют о том, что предприятия находятся на первом этапе своего развития, и выбирают в качестве стратегических целей рост объемов продаж, в том числе новых продуктов и услуг, организацию новых сегментов рынка и каналов продаж [10].
Вследствие актуальности для предприятий стратегических целей роста объемов продаж и расширения рынков сбыта главной задачей, в данном случае, является уменьшение потерь продаж, связанных с отсутствием товарных запасов на складе предприятия и невозможностью удовлетворения требований покупателя в определенные сроки [1].
В связи с этим, необходимо выполнять следующие условия:
- стратегия управления запасами непосредственно связана со стратегией управления предприятием в целом;
- выбор и обоснование стратегии управления товарными запасами оптимальны при использовании сбалансированной системы показателей;
- разработанная в рамках сбалансированной системы показателей стратегия управления запасами опирается на тактические показатели.
Согласно положениям финансового менеджмента в целях нормального хода хозяйственной деятельности запасы организации должны быть оптимальными. Увеличение запасов может говорить либо о расширении масштабов деятельности, либо о стремлении защитить денежные средства от обесценивания под воздействием инфляции, либо неэффективном управле-
ная часть капитала замораживается на длительное время в запасах, замедляется его оборачиваемость.
«Кроме того, возникают проблемы с ликвидностью, увеличивается порча сырья и материалов, растут складские расходы, что отрицательно влияет на конечные результаты деятельности организации» [13].
«В то же время недостаток запасов может привести к перебоям процесса производства, к недогрузке производственной мощности, падению объемов выпуска продукции, росту себестоимости, убыткам, что также отрицательно сказывается на финансовом состоянии» [13].
Таким образом, с точки зрения финансового менеджмента управление запасами - составная часть единой системы текущего управления оборотным капиталом, от эффективности этого процесса зависит возможность поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия.
С точки зрения логистики, управление запасами представляет собой процесс оптимизации материальных потоков с целью минимизации затрат по их обслуживанию. «Управление запасами - это поиск баланса между двумя целями, взаимоисключающими друг друга в своих полярных точках: сокращение совокупных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечение максимальной надежности производственного процесса» [8].
Таким образом, под системой управления запасами применительно к финансовому менеджменту подразумевается совокупность мероприятий по созданию и пополнению запасов, организации непрерывного контроля и оперативного планирования поставок. Анализ системы управления запасами - поэтапный процесс, включающий расчеты специальных показателей, анализ которых позволит в полном объеме провести оценку эффективности системы управления запасами.
нии запасами, вследствие чего значитель-
Библиографический список
1. Бланк И.А. Управление активами. - М.: Ника-Центр, 2011. - 320 с.
2. Герасимов Б.Н. Технологизация управления: обзор научной литературы и авторский взгляд // Современные технологии управления. 2017. № 2(74). С. 18-29.
3. Гиляровская Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 159.
4. ИоноваА.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. - М.: ТК Велби, 2015. С. 12-13.
5. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Новое знание, 2014. С. 44.
6. Кристофер М.Ю. Логистика и управление цепочками поставок. - СПб.: Питер, 2014. - 316 с.
7. Мельник М.В., Бердников В.В. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения. - М.: Экономистъ, 2012. - 159 с.
8. Российский менеджмент: технологии успеха / Герасимов Б.Н., Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. - М.: Муниципальный мир, 2005. - 400 с.
9. Соколова Л.А., Баринова О.И. Выбор комплексной политики оперативного управления оборотными активами организации и источниками их финансирования // Молочнохо-зяйственный вестник. 2013. № 2 (10). С. 78-84.
10. Сосненко Л.С., Федяй Е.С. Анализ материально-производственных запасов // Экономический анализ: теория и практика. 2014. №3. С. 43.
11. Тякотева Ю.В., Ильин С.Ю. Управление оборотными активами предприятия // Вестник КИГИТ. 2012. №12-2 (30). С. 65-68.
12. Шахбанов Р.Б., Бабаева З.Ш., Папалашев А.А. Методы управления оборотными активами предприятия // Финансовая экономика. 2012. №5. С. 14-16.
13. Швецов С.А. Учетно-аналитическое обеспечение управления оборотными активами // Наука и мир. 2013. №1. С. 9.
MANAGEMENT OF COMMERCIAL RESERVES AS A CATEGORY OF
FINANCIAL MANAGEMENT
K.B. Geraimov, candidate in economics, associate professor P.V. Sukhina, graduate student Samara national research university (Russia, Samara)
Abstract. The article discusses the management of inventory of the enterprise from the position of financial management. It was noted that the inventory management process is closely related to the activities of the enterprise as a whole, therefore, inventory management should also be considered in the context of a systematic approach. It is shown that the use of a systematic approach involves the development of a strategy of inventory management, depending on the chosen strategy of enterprise management in general. It is substantiated that inventory management is an integral part of the unified system of current management of working capital, which affects the ability to maintain liquidity and solvency of the enterprise.
Keywords: enterprise, working capital, inventory, strategy, management.