Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РГУТИС: УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЕРЕОЦЕНКЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ HARDИ SOFT-SKILLS'

УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РГУТИС: УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЕРЕОЦЕНКЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ HARDИ SOFT-SKILLS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
талант / управление / индустрия гостеприимства / туризм / компетентность / компетенция / ценностный подход / высшее учебное заведение / формирование / Hardи Soft-Skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газгиреева Л.Х.

В данной статье рассмотрено понятие «управление талантами» с целью понимания специфики данного процесса, характерного для сферы туризма и индустрии гостеприимства. В этой связи определена специфика образовательной концепции обучающихся бакалавриата по направлению «Гостиничное дело» во взаимосвязи с такими понятиями, как «бэкграунд», «фантазия», «потенциал» и «эффективность». На основе общенаучного принципа объективности (очевидности) показаны трансформационные процессы современной реальности для осознания необходимости в применении ценностного подхода в системе формирования Hardи SoftSkills на этапах обучения студентов высшего учебного заведения, а также обоснована идея о своевременной разработке определённой траектории (программы) формирования профессионального бэкграунда и управления талантами студентов в момент их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РГУТИС: УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЕРЕОЦЕНКЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ HARDИ SOFT-SKILLS»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.032

УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РГУТИС: УНИКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЕРЕОЦЕНКЕ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ HARD- И SOFT-SKILLS

Газгиреева Л.Х.

Доктор филос. наук, профессор Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация amor-lora@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие «управление талантами» с целью понимания специфики данного процесса, характерного для сферы туризма и индустрии гостеприимства. В этой связи определена специфика образовательной концепции обучающихся бакалавриата по направлению «Гостиничное дело» во взаимосвязи с такими понятиями, как «бэкграунд», «фантазия», «потенциал» и «эффективность». На основе общенаучного принципа объективности (очевидности) показаны трансформационные процессы современной реальности для осознания необходимости в применении ценностного подхода в системе формирования Hard- и Soft-Skills на этапах обучения студентов высшего учебного заведения, а также обоснована идея о своевременной разработке определённой траектории (программы) формирования профессионального бэкграунда и управления талантами студентов в момент их обучения.

Ключевые слова: талант, управление, индустрия гостеприимства, туризм, компетентность, компетенция, ценностный подход, высшее учебное заведение, формирование, Hard- и Soft-Skills

В условиях динамично развивающейся рыночной среды гостиничный бизнес становится всё более перспективной отраслью экономической деятельности. Проблема управления талантами обучающихся высших учебных заведений является неотъемлемой частью совершенствования образовательного процесса. Применяя ценностный подход в обучении студентов, необходимо формировать определённые компетенции с целью подготовки будущих специалистов, так как именно от талантливых сотрудников зависит достижение определённых целей устойчивого развития предприятий сферы туризма и индустрии гостеприимства [10]. Индустрия гостеприимства способна приносить в региональные бюджеты средства, которые будут полезны экономике страны. В городах и посёлках растёт количество гостиниц различной ценовой категории. Если говорить о Москве и Санкт-Петербурге, то их насыщенность жильём в разных местах увеличивается с каждым днём [12, с. 57].

Анализ проблемы осуществляется относительно образовательной концепции обучающихся бакалавриата по направлению 43.03.03 «Гостиничное дело».

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды известных отечественных и зарубежных учёных в области теории предоставления гостиничных и туристских услуг в условиях трансформации социально-экономических систем в современный период развития общества.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения научного направления - экономики сферы гостиничных и туристских услуг [10]. Данное научное исследование выполнено с позиции системности взглядов, учитывая структурно-функциональный и управленческий аспекты, а также принципы детерминированности, комплексности и системности.

Обозначив основные направления в изучении проблемы развития личностного и профессионального потенциала сотрудников сферы туризма и предприятий индустрии гостеприимства, следует обратиться к анализу более ёмкого по своему содержанию понятия - талант. Остановимся на специфике данного понятия, лексическое значение которого отражает всю его многоаспектность и сложность.

Талант - это выдающиеся природные (врождённые) способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности [16]. Говард Гарднер в начале 1980-х годов в своём научном труде «Структура разума: теория множественного интеллекта» выделил семь типов таланта / интеллекта: талант окружающей среды, личностный, межличностный, цифровой, пространственный, физический, вербально-лингвистический. Учитывая данную классификацию, люди склонны быть дизайнерами, математиками, спортсменами, дрессировщиками, юристами, ораторами и т.д. [16].

Талант как выражение в разных видах деятельности современного человека в XXI веке выступает философско-антропологической необходимостью в реализации идей, связанных с индустрией гостеприимства [17]. Мир бизнеса становится сложнее: стало труднее позиционировать гостиничное предприятие, формировать гостиничный продукт, опираясь на предпочтения современного гостя / туриста. Именно поэтому творческий потенциал человека, обязательно включающий в себя фантазию и учёт современного развития мира индустрии гостеприимства, является определяющим основанием развития человечества, в том числе и сферы гостеприимства. Культура эпохи постмодерна, опираясь на понятие «фантазия» (в разных сферах жизнедеятельности человека), обозначила проблему изменения гибкости мышления Homo Sapiens при создании нового продукта / творческой идеи. Секретный ингредиент, который применяют почти все успешные люди, - это умение использовать воображение в свою пользу. Так, например,

гении Билл Гейтс и Стив Джобс смело фантазировали, представляя, как персональные компьютеры изменят мир, позволив людям более эффективно работать, учиться и общаться, не выходя из дома. Фантазия, согласно мнениям многих философов (Сократ, Платон, Аристотель, Г. Лейбниц, И. Кант, А. Шопенгауэр, Э. Гартман, В. Вундт, Г. Гельмгольц, А. Бергсон, З. Фрейд, Ф. Ницше и др.) и современных учёных (Н.В. Брюханцева, В.О. Волкова, А.А. Камин, М.А. Мереняшева, А.В. Мереняшева, И.М. Розет и др.), является движущей силой в развитии научно-технического прогресса (НТП), так как фантазия, превращаясь в конкретные образы, становится реальностью для любого бизнеса в нужный момент времени (эпохи) [2].

Раскрывая суть проблемы с позиции социальной философии, автор статьи, опирается на общенаучный принцип объективности, или принцип очевидности (Э. Гуссерль), согласно которому учитываются и культурологические, и политические, и социально-экономические факторы развития гостиничной индустрии и сферы туризма. Учёт трансформационных процессов в этих сферах деятельности диктуют «новую парадигму в обучении и воспитании» [1] будущего поколения современных специалистов сферы Horeca. Более того, вопрос о рассмотрении феномена «Talent-Management» предусматривает учёт экзистенциального метода обоснования проблемы статуса будущего специалиста сферы Horeca в системе экзистенциально-ценностных отношений (М. Хайдеггер) [3, p. 54].

В настоящее время, безусловно, нельзя не учитывать особенности развития экономики и общества, так как многое изменилось - рынку нужны уникальные идеи для реализации творческих проектов. Без талантливых студентов это просто невозможно. Именно поэтому, начиная с первого года обучения, преподаватели Высшей школы туризма и гостеприимства РГУТИС поддерживают активных и талантливых студентов, грамотно управляя их амбициями и потенциальными возможностями с целью продвижения их лучших идей. Такой процесс, как правило, происходит постепенно и в течение всего срока обучения. Об этом свидетельствует «новостная лента» сайта РГУТИС [15].

Многие учёные полагают, что «чувства - это один из главных мотивов фантазии» [14, с. 147]. По сути, эмоциональная сфера (будь то проявление воодушевления или тревоги, радости или печали, любви или ненависти, чувства прекрасного или справедливого и т.п.) позволяет человеку добиваться положительных результатов в творческой деятельности. Конечно, какие чувства вызывают положительный эффект, а какие - отрицательный, это уже другой вопрос. Основная цель данной статьи -рассмотреть проблему управления талантами, в частности основные направления

деятельности студентов РГУТИС с целью их самореализации, учитывая творческий (ценностный) подход в обучении.

Опираясь на философскую стратегию «экономики впечатлений», следует помнить, что «вся наша жизнь - игра», - говорил Вильям наш Шекспир. Эту мысль в ХХ веке блестяще развил и обосновал голландский философ, культуролог и историк Йохан Хёйзинга (1872-1945). Главная мысль, которая лежит в основе концепции, где её главным героем является «Человек играющий» / «Homo ludens», такова: сущность культуры - в игре. Иными словами, культура имеет игровую природу. Это значит, что она включает в себя два основополагающих компонента, которые, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу: а) свободу действия, б) подчинённость правилам. Изначально, с самих истоков, она связана с состязательностью, с соперничеством. Философ называл это явление «агональным инстинктом» - подспудным желанием достичь успеха, настоять на своём, победить, что является движущей силой множества наших поступков, как в обыденной жизни, так и в профессиональной сфере. Более того, достичь его можно благодаря постоянному развитию собственного «Я» - активному участию талантливых студентов в жизни университета, будь то воспитательной или образовательной деятельности. И это не случайно: отели, постоянно совершенствуя свою маркетинговую политику, взамен получают лояльность гостя.

Ни для кого не секрет, что определённое учебное заведение выстраивает собственную стратегию по планированию и подготовке талантов, а профессорско-преподавательский состав способствует развитию, отбору, управлению их эффективностью. Именно так и происходит в РГУТИС: Talent-Management строится на навыках и компетенциях, ведь, как уже понятно из опыта, по-настоящему становятся успешными те, кто обладает и профессиональными (Hard-skills), и поведенческими / надпрофессиональными навыками (Soft-skills). Компетентность Hard-skills - это профессиональные и технические знания и навыки: они понадобятся студенту в будущем на работе и в выполнении бизнес-процессов; Soft-skills - это компетенция, выражающаяся в управлении людьми (отношениями), задачами и собой, не исключая корпоративную культуру. Это «гибкие» навыки / надпрофессиональные: это социально-психологические навыки, которые пригодятся вам в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Эффективность и результативность обучающихся оценивается наличием комбинации «что», «как» и «почему»: «что» - это компетентность, «как» - это компетенции, «почему» - это ценности.

Любая образовательная организация должна иметь свой чёткий план реализации управления талантами студентов, а также стремиться к созданию благоприятных условий для их успешной творческой деятельности [11, с. 82]. Например, с позиции социальной философии, самореализация личности может быть достигнута благодаря наличию особой реальности, «границы существования которой очерчены экзистенциально-ценностными отношениями, осуществляющимися согласно социальному и экзистенциальному опыту человека. Такую реальность учёные назвали экзистенциальным пространством» [8, с. 22], где студент мог бы ощущать себя в Alma Mater комфортно и безопасно.

Феномен «Talent-Management» предполагает выявление высокопотенциального обучающегося, а также его развитие и управление. «Высокоэффективный» и «высокопотенциальный» - понятия не тождественные. Разберёмся в этом.

Потенциальными студентами, которые реализуют себя в университете, являются, как правило, те, у которых совпадают все три фактора: амбиции (стремление), способность и вовлечённость. Так измеряется потенциал студента. А мотивация и поведение являются движущей силой в реализации собственного «Я» [7, с. 222].

Исполнительность (эффективность), в свою очередь, измеряется на основании уровня достижения целей. В университете вводится система управления целями - MBO (Management by objectives) или KPI - и на основании этого профессорско-преподавательским составом оценивается, как реализует себя студент - эффективно или безрезультативно [13]. По сути, этот процесс аналогичен процессу, который характерен для любой организации, где эти же показатели можно оценить по отношению к реальному сотруднику.

Участие обучающихся ФГБОУ ВО «РГУТИС» в мероприятиях различного уровня способствует развитию универсальных (УК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК), необходимых для будущего профессионального роста. Такой опыт подтверждает ценностный подход не только к обучению и воспитанию студентов РГУТИС, но и подготовке будущих кадров для индустрии гостеприимства и сферы туризма. На основе названных выше компетенций разработана определённая траектория (программа) формирования профессионального бэкграунда [4], то есть поведенческой составляющей по освоению необходимых компетенций, содержание которой внедрено в образовательный процесс обучающихся направления «Гостиничное дело» (уровень бакалавриата) [9].

Особую ценность представляет формирование коммуникативной компетенции студентов вуза, которая помогает демонстрировать навыки ведения диалога / полилога,

ораторского мастерства и «представления готовых продуктов» [5; 6], полученных в ходе разработки проектных идей.

В течение всего обучения, начиная с первого курса, студенты работают над идеями, позволяющими им создавать полноценные проекты, с которыми они могут участвовать в таких конкурсах, как «Моя страна - Моя Россия», «Я - профессионал», «Мастера гостеприимства», «Твой ход» и др.

Ежегодно студенты РГУТИС участвуют в различных научно-практических конференциях, всевозможных олимпиадах и занимают призовые места, а также участвуют в различных вебинарах, мастер-классах, посещают образовательно-познавательные форумы. Управляет талантами в Alma Mater сплочённая команда преподавателей РГУТИС.

Таким образом, постпандемийная ситуация обусловила переход научного сообщества на более «подвижный» и экономически выгодный стиль взаимодействия «креативного класса» молодёжи и представителей сферы бизнеса. Участие в различных мероприятиях позволяют проявлять обучающимся бакалавриата направления «Гостиничное дело» свои таланты не только в воспитательной, но и в образовательной деятельности [15]. Трансформационные тенденции, возникшие за последние несколько лет в туризме и индустрии гостеприимства, позволяют говорить о своевременной переоценке ценностного подхода в системе формирования Hard- и Soft-Skills. Именно такой стратегии и придерживается Российский государственный университет туризма и сервиса.

Литература

1. Адольф В.А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления. / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина // Избранные труды. - 2020. - № 2. -Красноярск: ООО «Новые компьютерные технологии» [Электронный ресурс]. - URL: https://research.sfu-kras.ru/publications/publication/44295712 (дата обращения: 20.05.2023).

2. Брюханцева Н.В. Фантазия: философско-антропологические аспекты. -2002. - № Вып. 4 (32). Серия «Гуманитарные науки (философия). - С. 6-12.

3. Бурняшева Л.А. Духовный кризис ценностных оснований: социально-философский дискурс проблемы / Л. А. Бурняшева, Л. Х. Газгиреева // Перспективы науки. - 2011. - № 2(l7). - С. 52-56. - EDN OYOECV.

4. Бэкграунд. HR-Portal [Электронный ресурс]. - URL: https://hr-portal.ru/varticle/bekgraund (дата обращения: 20.05.2023).

5. Гаджимурадова М.Г. Практикум по культуре речевого общения. Свидетельство о регистрации базы данных 2021622222, 21.10.2021. Заявка № 2021622174 от 15.10.2021.

6. Гаджимурадова М.Г. Практикум по культуре речевого общения немецкого языка для продолжающих «Rund um Deutschland». Свидетельство о регистрации базы данных 2022621172, 23.05.2022. Заявка № 2022620993 от 05.05.2022.

7. Газгиреева Л.Х. Мотивация как экзистенциальная потенция духовно-нравственного бытия / Л. Х. Газгиреева // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 5. - С. 219-227. - EDN MVIQXT.

8. Газгиреева Л.Х. Экзистенциально-ценностные отношения как движущая сила в управлении духовными процессами современного российского общества / Л. Х. Газгиреева // Проблемы социально-экономического развития общества. - St. Louis : Publishing House Science and Innovation Center, Ltd., 2013. - С. 20-39. - EDN UHEIKZ.

9. Gazgireeva L.Kh. The Phenomenon of the Background in Solving the Problem of the Intentionality of Future Graduates for the Hospitality Industry in the Context of a Dynamically Developing Sphere of Economic Activity / L.Kh. Gazgireeva, O.L. Zaytseva, M.G. Gadzhimuradova, M.V. Vilyeva, T.A. Tsybina // Innovative Trends in International Business and Sustainable Management, серия «Approaches to Global Sustainability, Markets, and Governance», Springer. - Сингапур, 2023. DOI: 10.1007/978-981-19-4005-7_53

10. Gorbunov A.P. Man, His Spiritual and Moral Potential and the Limitless Nature of Postmodern Hedonism in the Provision of Hotel and Tourist Services in the Context of the Transformation of Socio-economic Systems / A.P. Gorbunov, A.P. Kolyadin, L.Kh. Gazgireeva, L.A. Burnyasheva // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Lecture Notes in Networks and Systems, 198. Springer. - Cham, 2021. -P. 47-55. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9 6

11. Кузнецов В.П. Тенденции инновационного развития организаций / В.П. Кузнецов, Н.С. Андряшина // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегические аспекты управления экономикой региона». - М., 2011. -С. 80-84.

12. Lepeshkin V.A. Business activity in the field of tour operator services in Russia and development of the national tourism / V.A. Lepeshkin, I.P. Kulgachev, E.A. Blinova, E.A. Manteifel, A.V. Romanyuk // International Journal of Applied Business and Economic Research. - 2017. - Т. 15 (8). - P. 53-70.

13. Притула Майк. Talent Management простыми словами. Что это такое и как

организовать в компании. Mike Pritula Academy_[Электронный ресурс]. - URL:

https://www.youtube.com/watch?v=Fz5MeF46yYQ (дата обращения: 20.05.2023).

14. Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим.-теорет. исслед. внутр. Закономерностей продуктив. умств. деятельности. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Университетское, 1991. — 342 с.

15. Российский государственный университет туризма и сервиса. Официальный сайт вуза [Электронный ресурс]. - URL: https://rguts.ru/en/news/index (дата обращения: 20.05.2023).

16. Талант. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Талант (дата обращения: 20.05.2023).

17. Управление талантами: 9 ключевых трендов._ HR-Portal [Электронный ресурс]. - URL: https://hr-portal.ru/article/upravlenie-talantami-9-klyuchevyh-trendov (дата обращения: 20.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.