Научная статья на тему 'Управление структурными пропорциями экономики региона как фактор повышения его конкурентоспособности'

Управление структурными пропорциями экономики региона как фактор повышения его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонасова Маргарита Алексеевна

Анализируются важнейшие структурные проблемы экономики, направления структурных изменений в важнейших отраслях экономики и раскрываются современные подходы и механизмы управления структурными пропорциями экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of structural proportions of economy of region as the factor of increase of its competitiveness

In this article important structural problems of economy and a direction of structural changes in the major branches of economy are analyzed and modern approaches and mechanisms of management of structural proportions of economy of region are considered.

Текст научной работы на тему «Управление структурными пропорциями экономики региона как фактор повышения его конкурентоспособности»

М.А. Афонасова

УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫМИ ПРОПОРЦИЯМИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Анализируются важнейшие структурные проблемы экономики, направления структурных изменений в важнейших отраслях экономики и раскрываются современные подходы и механизмы управления структурными пропорциями экономики региона.

В настоящее время уровень конкурентоспособности экономики становится главным фактором, позиционирующим страну в мировой экономике. В международном рейтинге конкурентоспособности среды бизнеса, проводимом Институтом развития международного менеджмента (г. Лозанна, Швейцария), Российская Федерация занимает 74-е место среди 116 стран [1. С. 105]. Конкурентоспособность российской экономики далеко отстала от промышленно развитых стран мира, определяющих «экономическую карту» будущего. Современное состояние и тенденции развития экономики России эксперты характеризуют следующим образом: экономический рост в сочетании с предельно низкой инновационной составляющей. Основные механизмы управления ориентированы на экстенсивное развитие. При сохранении такой ориентации уже в среднесрочной перспективе страна будет позиционирована в мировой системе разделения труда как «внеин-новационная» система, т.е. практически не влияющая на мировые процессы научно-технического прогресса и развития, а также сырьевая с ограниченными объемами запасов сырья и социально неустойчивая, т.е. полярно расслоенная по уровню доходов и удовлетворению жизненных потребностей.

Между тем в современных условиях ключевыми факторами конкурентоспособности в мировой экономике становится не экстенсивный рост, а улучшение структуры валового национального продукта, темпы внедрения и уровень использования инноваций, степень решения социальных проблем. Экономический рост сам по себе не гарантирует повышения качества жизни населения и может даже привести к его снижению. Поэтому необходим переход к новому стратегическому ориентиру развития российской экономики, основанному на критерии качества экономического роста. Качество экономического роста определяется степенью использования и развития высоких технологий, уровнем образования и квалификации кадров, социальной ориентацией экономики.

В странах-лидерах мировой экономики до 85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю наукоемких товаров и технологий. В течение последних двух-трех десятилетий в этих странах основным приоритетным стратегическим направлением повышения конкурентоспособности является переход от рентной экономики, базирующейся на эксплуатации природных богатств, к экономике развития, основанной на использовании человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов и высоких технологий.

Задачу построения эффективной экономики невозможно решить без структурных изменений в важнейших отраслях экономики и без формирования эффективных механизмов управления структурными пропорциями. Этот процесс уже начался в российских ре-

гионах, и он становится важным фактором происходящих социально-экономических трансформаций.

На протяжении долгих лет экономика многих российских регионов развивалась в основном благодаря использованию природных минерально -сырьевых ресурсов. Достижение стабильного функционирования экономики региона в долгосрочной перспективе требует создания структуры хозяйства, основанной на возобновляемых ресурсах и наукоемких технологиях. В число первоочередных выдвигается проблема формирования, в период активной эксплуатации природных ресурсов, региональных инновационных систем (РИС), обладающих развитой инфраструктурой и эффективными механизмами регулирования. В первую очередь это относится к регионам с высоким уровнем развития научно-технического и инновационного потенциала.

Инновационная деятельность во многих российских регионах обеспечена, по мнению исследователей, существенным научным потенциалом, который сохранил свои позиции по ряду таких направлений, как технологии добычи и транспортировки нефти и газа, космические технологии, энергетика, металлургия и некоторые другие. При этом в России никогда не существовало четкого механизма доведения научных достижений до уровня товаров и услуг.

Результирующие показатели инновационной активности российской экономики, такие как доля предприятий, занимающихся инновациями, в общем количестве предприятий, доля инновационной продукции предприятий в общем объеме продукции и другие, крайне низки. Разработку и освоение инноваций осуществляют около 6% промышленных предприятий (в США около 30%). Лишь несколько отраслей российской промышленности имеют этот показатель выше среднего: медицинская, химическая и нефтехимическая промышленности, черная металлургия, машиностроение, металлообработка и топливно-энергетическая промышленность. В этих отраслях сосредоточено более 70% промышленных предприятий, занимающихся инновациями [2. С. 143]. Наиболее низкая инновационная активность наблюдается в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов, легкой, стекольной и некоторых других отраслях.

При низких общих затратах на инновации около половины из них было направлено на приобретение машин и оборудования. Лишь 0,5% от затрат на инновации приходится на такие важные направления, как приобретение прав на интеллектуальную собственность, патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели. Только 7,7% инновационных средств расходуется на приобретение новых технологий.

Низкая результативность инновационной деятельности в РФ приводит к тому, что в общем объеме экс-

портной торговли доля гражданской наукоемкой продукции оценивается в 0,3-0,5%, т.е. ниже, например, чем в Китае, в 10-20 раз [2. С. 144].

Согласно исследованиям экономистов вклад научно-технического прогресса (НТП) в темпы роста ВВП США в среднем достигает 30% [3. С. 45]. По более оптимистичным оценкам, результаты внедрения научных исследований в производство обеспечивают не менее чем 50% экономического роста в США за последние 50 лет [4. С. 86].

Приведенные результаты подтверждают гипотезу ряда ученых [5. С.72] о наличии двух источников конкурентных преимуществ: эксплуатации ресурсного потенциала территории и факторов производства, а также использовании инновационного фактора в виде присвоения монопольной ренты от инновационной (интеллектуальной) деятельности. Необходимо отметить, что в последние годы наибольшие темпы экономического роста за счет инновационного фактора демонстрируют Китай [6. С. 81] и Индия [7. С. 40]. Таким образом, при осуществлении эффективной государственной социально-экономической политики необходимо разумное сочетание использования инновационнотехнологических и ресурсно-факторных конкурентных преимуществ. При этом инновационная деятельность может быть направлена как на создание новых отраслей, так и на повышение конкурентоспособности и эффективности традиционных.

При анализе состояния инновационного развития экономики специалисты в первую очередь обращают внимание на «наукоемкость» основных системообразующих отраслей национальной промышленности и развитие информационно-телекоммуникационных отраслей. Все экономические системы макро-, мезо- и микроуровня с точки зрения наукоемкости разбиваются по классификации ОЭСР на три группы: ненаукоемкие (доля расходов на исследования и разработки в совокупном объеме выпуска менее 3,5%), средней наукоемкости (тот же параметр от 3,5 до 8,5%), высоконаукоемкие (более 8,5%). Министерство торговли США относит к наукоемким отраслям те, где затраты на исследования и разработки составляют не менее 4,5% от объемов выпуска продукции. При этом к высоконаукоемким отраслям традиционно относят аэрокосмическую промышленность, производство вычислительной техники и микроэлектроники, отрасль «телекоммуникации и средства связи», фармацевтическую промышленность и биотехнологии, робототехнику, ИТ-сектор экономики.

Анализ показывает, что темпы роста производства наукоемкой продукции в мире более чем в 2 раза опережают темпы роста мирового промышленного производства, причем несомненным лидером является производство вычислительной техники.

К концу ХХ в. в ведущих странах мира конкурентные преимущества, связанные с развитием инновационной деятельности, были фактически реализованы в структуре промышленного производства, в котором наукоемкие отрасли заняли достойное место, интенсивно используя институты малого предпринимательства.

Так, в Японии доля малых инновационных предприятий в промышленном производстве составляет

52% при занятости в них 79% всей рабочей силы. На фоне результатов развитых стран показатели России выглядят удручающими, хотя в конце 80-х гг. соответствующие значения для СССР были близки к аналогичным для Германии, Великобритании, Франции (67%) [8. С. 34].

Наукоемкие отрасли промышленности, производящие продукцию конечного потребления, являются, наряду с государством, основными заказчиками результатов научных исследований и инвесторами наукоемких разработок, т.е. они формируют как рынок сбыта научно-инновационной продукции, так и финансовую базу отрасли «Наука и научное обслуживание». Поэтому наличие в структуре промышленного производства отраслей высоких технологий является одним из основных условий инновационной активности в конкурентной среде, которая связана с формированием рынка научных исследований и разработок, развитием малого наукоемкого бизнеса, с диффузией результатов НИОКР в традиционные отрасли.

Таким образом, модель инновационной системы индустриально развитых стран (ЕС, США и Япония) основывается на научных исследованиях по заказам частного сектора экономики, а основной стратегией инновационного развития является активизация деятельности наукоемких технологических кластеров на базе крупных корпораций, имеющих внутренние ресурсы для проведения не только прикладных, но и фундаментальных научных исследований.

Однако превращение в развитых странах научной политики в часть промышленной обусловило направление государственного финансирования не только на поддержку фундаментальной науки, но и прямое финансирование инноваций в «зародышевой» фазе. В то же время в России основная нагрузка финансирования науки приходится на государственный заказ, что затрудняет коммерциализацию и практическое применение результатов исследований в реальном секторе экономики. Причиной этого является, с одной стороны, ориентация промышленников и предпринимателей на эксплуатацию ресурсного потенциала России и ценовую конкуренцию, а с другой - слабость базовых институтов инновационного развития (законодательства, финансовой сферы, фондового рынка), что предопределяет отсутствие достаточных стимулов для прихода частного капитала в сферу науки.

Для стран-лидеров в рейтинге международной конкурентоспособности доля затрат на исследования и разработки (ИР) в ВВП составляет (2,37±0,70) %. Минимальные значения имеют Австралия (1,7%), Канада (1,66%) и Норвегия (1,49%) [9. С. 24], т.е. страны со значительной составляющей доходов от эксплуатации природных ресурсов и продуктов их переработки в структуре ВВП.

Высокие уровни данного индикатора демонстрируют Япония (3,04%), Финляндия (3,19%) и Швеция (3,8%). Наконец, США, Германия и Франция имеют средние значения расходов на исследования и разработки - 2,64, 2,44 и 2,17% соответственно. Россия относится к типу стран со смешанной структурой конкурентных преимуществ, поэтому оптимальным показателем доли затрат на исследования и разработки в ВВП

с учетом необходимости поддержания обороноспособности страны для нее может быть значение 2-2,4%. Уровень затрат на исследования и разработки в различных отраслях промышленности и сферы услуг может существенно различаться, от 16,9% в сфере информационных технологий до 0,5-1% в металлургии и деревообработке [8. С. 27].

Расходы на исследования и разработки не отражают полной картины использования научных достижений в экономике. В последние годы наука стала поставщиком технологий через различные механизмы коммерциализации (продажа патентов, лицензионные соглашения, прямые заказы НИОКР). При этом в мировой экономике можно выделить страны-доноры и страны-реципиенты научных знаний. Первые используют стратегию поиска и формирования «инновационной волны» через активизацию научных исследований на приоритетных направлениях, вторые - стратегию создания условий для диффузии и адаптации инноваций в национальной экономике.

Рассмотрим возможность развития экономики регионов и отдельных отраслей экономики по двум обозначенным сценариям через исследование структуры ряда специальных индикаторов.

Традиционным подходом в определении наукоем-кости отраслей промышленности является определение доли расходов на исследования и разработки в общем объеме производства. Однако данная величина, информируя об уровне интеграции науки и производства на отраслевом и национальном (региональном) уровне, не отражает тенденции международного технологического обмена при анализе отраслевой наукоемкости, а также степени технологической независимости промышленности и экономики в целом. Существует ряд работ, в которых под индексом наукоемкости (ИН) понимается отношение суммы затрат на исследования и разработки, а также затрат на покупку технологий в рамках международного технологического обмена к параметрам объема (ВВП, ВРП, выпуск промышленной продукции страны, региона). Кроме того, введено понятие «коэффициент технологической независимости» (КТН), рассчитываемый как отношение внутренних затрат на исследования и разработки к импортируемым технологиям. Условно принято считать, что при КТН > 1 система технологически независима, при КТН < 1 система технологически зависима [2. С. 156].

Анализ показывает, что общий индекс наукоемкости России и российской промышленности растет, однако резкое падение коэффициентов технологической независимости (в 7 раз) [2. С. 161] свидетельствует о процессах структурной перестройки в инновационном секторе, а именно об увеличении технологической зависимости национальной экономики и сокращении относительных затрат на внутрироссийские технологические разработки за счет импорта готовых технологий.

Для России с использованием данных государственной статистики ученые проанализировали состояние ряда отраслей второго, третьего и четвертого технологических укладов (на продукцию которых, по оценкам экспертов, приходится 98% выпуска промышленности России). Анализ показал:

1) наукоемкость отраслей промышленности России в настоящее время примерно в 4-6 раз меньше, чем

соответствующие показатели стран ОЭСР, которые были в 1990 г.;

2) значения КТН больше 5 сохранились только для станкостроения, металлообработки и цветной металлургии, больше 1 - для химической промышленности, нефтепереработки, черной металлургии. Полностью зависимыми, с точки зрения использования передовых технологий, являются пищевая, деревообрабатывающая, текстильная и целлюлозно-бумажная промышленность [2. С. 160].

Структурный анализ отраслевого разреза инновационной активности территории необходимо дополнить исследованиями сложившихся традиций отраслевой специализации стран (регионов). Индикатором типа выбранной регионом стратегии в области научной и инновационной деятельности являются в настоящее время индексы технологического обмена и оборота. Так, индекс технологического обмена (ИТО) показывает место страны или региона в международном разделении труда в инновационной сфере (ИТО >1 - донор, ИТО < 1 - реципиент технологий). С другой стороны, он отражает степень технологической зависимости (и в некоторой мере безопасности) национальной (региональной) экономики. По данным экспертов, место донора в области поставок технологий на международный рынок на протяжении последних 10 лет занимают 7 стран, наивысший показатель у Швеции. Из анализа динамики значений ИТО за последние 15 лет видно, что большинство стран-лидеров следуют стратегии поддержания на постоянном уровне собственной позиции в международном технологическом обмене, однако Япония и Бельгия, демонстрируя устойчивый рост ИТО и увеличение расходов на НИОКР, сумели добиться преодоления барьера ИТО = 1 в середине 1990-х гг. и выйти в число доноров, причем в Японии в 1985 г. ИТО был равен всего 0,3, т.е. страна демонстрировала чисто имитационный тип инновационного развития, но устойчивая динамика роста ИТО свидетельствовала о долгосрочной политике смены инновационной стратегии, на что стране потребовалось чуть более 20 лет.

Исследование индекса технологического обмена позволяет выделить три группы стран по признаку их позиции в мировом разделении труда в инновационнотехнологической сфере. Страны-доноры, развивающие стратегию технологического превосходства (ИТО > 1) в основных отраслях промышленности; страны-реципиенты, использующие в основном имитационную стратегию диффузии технологических инноваций на своей территории (ИТО < 0,5) или имеющие узкую специализацию в структуре затрат на исследования и разработки (Финляндия - средства связи); страны со смешанной стратегией инновационного развития (0,5 < ИТО < 1), особенностью которых является четко выраженная отраслевая специализация. Индикатором уровня активности национальной экономики может служить доля технологического оборота в ВВП. Анализ этого соотношения в развитых странах Северной Америки, ЕС и Японии показал, что средневзвешенное значение ИТО для стран ОЭСР 0,57% ВВП. Среднее значение ИТО для России за 1998-2003 гг. составило 0,31% ВВП (1998 г. -0,01%, 2001 г. - 0,42%) [9. С. 38].

Индекс технологического обмена в обрабатывающей промышленности снизился более чем в 10 раз, со

значения 0,59 в 1998 г. до 0,03 в 2003 г. Это означает, что если в 1998 г. часть обрабатывающих отраслей промышленности (химическая, производство медицинской техники) была способна поставлять технологии и инжиниринговые услуги в другие страны (в основном СНГ, Юго-Восточная Азия), то к 2003 г. такая способность была утрачена. На этом фоне выделяются высокие (хотя и понижающиеся) значения ИТО в отраслях «Наука и научное обслуживание» и «Образование».

Исследования специалистов показывают, что наибольшую тревогу вызывает низкий уровень доли отраслей высоких технологий в промышленности и тенденции к их сокращению, низкие значения и падение показателей, характеризующих технологическую независимость, т.е. идет процесс формирования национальной экономики имитационного типа, что может привести к потере технологической независимости страны.

Чтобы восстановить утраченные позиции, России необходимо сконцентрировать усилия государства и частного капитала на небольшом количестве приоритетных направлений НТП (приборостроение, медицинская техника, биотехнологии, информационные услуги), где имеются конкурентоспособные заделы внедренческого уровня, и создавать на их основе вертикально интегрированные структуры с научно-технической и опытной базой. Основное внимание в управлении нововведениями необходимо сместить с отдельных инноваций на процессы создания систем и системного использования инноваций, что ведет к необходимости переосмысления подходов к регулированию инновационного развития и управлению им, содержания научно-технической, инновационной, промышленной, инвестиционной политик, оценки их взаимодействия и четкой согласованности.

Сегодня инновационный процесс преимущественно базируется на сетевом взаимодействии фирм, предприятий, организаций, производящих, распространяющих и использующих знания. Необходимость обеспечения конкурентоспособности в условиях динамичных изменений в научнотехнической сфере неизбежно ведет к росту инновационного сотрудничества, формированию новых форм организации инновационного процесса и взаимодействия научных организаций и промышленных компаний.

Инновационные кластеры - достаточно новая для российской экономики форма организации инновационного процесса, разделения рисков и прибыли, повышения конкурентоспособности. Это одна из форм стратегического альянса, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

Как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост обеспечивают прежде всего факторы, стимулирующие распространение инноваций. Характерная для кластера коммуникационная сеть создает особо благоприятные условия для быстрого распространения новых технологий, т.к. она строится с учетом комбинации внутренних возможностей и внешних стимулов участников для активизации инновационной деятельности.

Объединение в кластер позволяет использовать преимущества двух способов координации экономической системы - внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, которая формирует определенную систему распространения новых знаний и технологий. Кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию особой формы нововведений - «совокупного инновационного продукта». Такие инновации являются продуктом деятельности нескольких предприятий и исследовательских институтов, что позволяет ускорить их распространение по сети взаимосвязей между всеми участниками кластера в общем экономическом пространстве [10].

Кластерная форма организации экономики позволяет обеспечить в перспективе решающие конкурентные преимущества не только для всех участников объединения, но и для региона в целом. Выгоды для бизнеса от развития кластера во многом зависят от особенностей последнего, но обобщенно могут состоять в снижении издержек в текущей деятельности, повышении гибкости и конкурентоспособности при создании новых продуктов, технологий, освоении новых рынков. В свою очередь, повышение эффективности деятельности предприятий кластера должно увеличить налогооблагаемую базу региона. Опережающее целевое и качественное развитие кластеров является весьма перспективным и дающим высокий социально-экономический эффект, если ставить целью выравнивание структурных диспропорций и рост благосостояния населения региона.

Обобщая опыт, полученный за последние десять лет развития кластерных систем, можно сказать, что они дали значительный импульс развитию регионов тех стран, которые применили их принципы. В США, где ученые раньше других начали изучать принципы развития региональных экономик, промышленные кластеры стали весьма популярны. Штаты Аризона, Калифорния, Коннектикут, Флорида, Миннесота и др. возглавили этот процесс и приняли соответствующие программы, сотни городов и территорий разработали свои кластерные стратегии. Ярким примером кластера является «Силиконовая долина».

В настоящее время мировым лидером по кластеризации экономики является маленькая Дания, в которой функционируют 29 ведущих кластеров. Высокие темпы развития набрала экономика Австрии, где начали действовать трансграничные кластеры с Германией, Италией, Швейцарией, Венгрией. Австрия разработала свой вариант экономической политики, где кластерный подход занял важнейшее место.

В странах Восточной Европы также идет кластеризация промышленности. В Венгрии, Польше, Чехии и Словении она поддерживается специальной государственной программой. Наиболее активной оказалась Венгрия. Основой для развития кластеров здесь стали промышленные парки, которых в стране насчитывается 75 [10]. По опыту других стран в России следует разработать стратегию повышения конкурентоспособности национальной промышленности, а также создать специальную программу структурных преобразований на основе развития кластеров, причем особое внимание необходимо уделять формированию инновационных кластеров как целостной системе создания новых про-

дуктов и технологий, взаимосвязанных между собой и сконцентрированных в определенном экономическом пространстве.

Появление кластеров означает переход к новому этапу структурной перестройки экономики регионов, новому уровню развития инновационной среды и взаимодействия субъектов инновационной деятельности. Полнота и гармоничное сочетание необходимых элементов кла-

стера при целенаправленной информационной, организационной и экономической поддержке со стороны государства, региональных и местных властей позволяют добиться интенсивного сетевого взаимодействия участников инновационного процесса в регионе, что может обеспечить ощутимый синергетический эффект инновационной деятельности и служит важным фактором повышения конкурентоспособности регионов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маленков Ю.А. О новых стратегических ориентирах экономического и социального развития / Ю.А. Маленков // Экономическое развитие:

теория и практика: Материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ОЦЭ; М., 2007. - С. 104-106.

2. Кортов С.В. Управление инновационными процессами в регионе на основе метода эволюционного моделирования: Дис. ... д-ра экон. наук /

С.В. Кортов. - Екатеринбург, 2005.

3. BoskinM. Capital, Technology and Economic Growth. Technology and Wealth of Nations / M. Boskin, L. Low. - Standford, 1992.

4. США: государство, человек, экономика (региональные аспекты) / Под ред. Л.Ф. Лебедевой. - М.: Анкил, 2001.

5. Гельвановский М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, макроуровневом измерениях / М. Гельвановский и др. // Российский эконо-

мический журнал. - 1999. - С. 72-76.

6. Национальные научно-технологические индустриальные парки Китая // Инновации. - 2002. - № 7 (54). - С. 79-82.

7. Власова О.А. Лестница между мирами / О. А. Власова // Эксперт. - 2003. - № 48. - С. 34-42.

8. Емельянов С.В. США: Международная конкурентоспособность национальной промышленности / С.В. Емельянов. - М.: Международные

отношения, 2001. - С. 27-34.

9. ИвановаН.И. Национальные инновационные системы / Н.И. Иванова. - М.: Наука, 2002.

10. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.sstu.ru/doc/2211-tyk.doc

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 5 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.