Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ И КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ'

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ И КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
стресс / конфликты / управление стрессами / управление конфликтами / внутриорганизационный стресс / stress / conflicts / stress management / conflict management / intra-organizational stress

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибуллина Г.Р.

Актуальность научного исследования обусловлена тем, что из-за неэффективного механизма управления конфликтами и стрессами внутри организации формируются проблемы, угрожающие кадровой безопасности бизнеса. Из-за современных вызовов и экономической неопределенности формируются дополнительные факторы, провоцирующие появление внутриорганизационных конфликтов и организационных стрессов. Для организации важно определять действенные методы управления стрессами и конфликтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING STRESS AND CONFLICT IN ORGANIZATIONS

The relevance of the scientific research is due to the fact that due to the ineffective mechanism of conflict and stress management within the organization, problems threatening the personnel security of the business are formed. Due to modern challenges and economic uncertainty, additional factors are being formed that provoke the appearance of intra-organizational conflicts and organizational stresses. It is important for an organization to identify effective stress and conflict management methods.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ И КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 33

Хабибуллина Г.Р.

преподаватель колледжа Нефтекамского филиала Уфимский университет науки и технологий (г. Нефтекамск, Россия)

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ И КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация: актуальность научного исследования обусловлена тем, что из-за неэффективного механизма управления конфликтами и стрессами внутри организации формируются проблемы, угрожающие кадровой безопасности бизнеса. Из-за современных вызовов и экономической неопределенности формируются дополнительные факторы, провоцирующие появление внутриорганизационных конфликтов и организационных стрессов. Для организации важно определять действенные методы управления стрессами и конфликтами.

Ключевые слова: стресс, конфликты, управление стрессами, управление конфликтами, внутриорганизационный стресс.

Деятельность организаций в современном периоде характеризуется все большим выражением интереса к вопросам, связанных с внедрением и использованием на практике различных подходов и методов, позволяющих бороться с такой проблемой, как организационный стресс сотрудников и внутриорганизационные конфликты.

Управление кадровой политикой сопровождается сложностями и трудностями, снижающие эффективность реализации человеческого потенциала. Такая проблематика объясняется тем, что к человеческим ресурсам относятся люди. А поскольку человек обладает сложным психологическим портретом, где есть эмоции, переживания, желания, мотивы и конфликты, то

значит все эти аспекты ложатся на плечи ответственности менеджеров, а также специалистов, отвечающих за управление кадровыми процессами.

Объективные предпосылки возникновения тех же конфликтов вязаны с основной задачей управленческой деятельности, которая сводится к обеспечению целенаправленной, скоординированной работы как отдельных участников совместного труда, так и трудовых коллективов в целом. В процессе такой работы интересы субъектов социального взаимодействия не всегда совпадают, часто бывают противоположными, что и приводит к конфликтам.

В условиях формирования и функционирования организации, как правило, взаимодействие субъектов и участников управленческого аппарата способно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, негативно влияющих на эффективность трудовой деятельности, как их самих, так и в целом всей организации, включая их подчиненных и рабочего персонала. По этой причине, важной задачей управляющих является развитие инструментов по управлению конфликтами в управленческой команде.

Что касается организационного стресса, то это когнитивная, поведенческая и эмоциональная реакция на вредные и агрессивные аспекты работы, организационный климат и рабочую среду. Организационный стресс оказывает негативное влияние на состояние сотрудников организации, а снижение работоспособности сотрудников в свою очередь влияет на эффективность работы организации в целом [4].

В ходе научного исследования, можно определить следующие популярные причины формирования конфликтов и стрессов внутри организаций [1]:

- стиль управляющего, который приводит к возникновению конфликтов, поскольку между сотрудниками и менеджеров не установлены отношения, построенные на уважении, а не на страхе,

- в трудовом коллективе и команде собраны сотрудники, имеющие противоположные психологические портреты, не позволяющие им сотрудничать,

- неполная или неточная передача информации, или ее отсутствие часто являются не только причиной, но и неблагополучным следствием конфликта,

- при организации и разделении труда произведена неправильная расстановка кадров организации.

Конфликты в управленческой деятельности можно разделить на следующие виды: несогласие, напряженность, конфронтация интересов. При этом основными стратегиями поведения управляющего организации при управлении конфликтами и стрессами, которые можно считать методами, могут выступать [3]:

1) приспособление, где полностью удовлетворяются интересы оппонента и не учитываются собственные интересы,

2) компромисс, где частично удовлетворяются интересы частично учитываются собственные интересы,

3) уход, где полностью не удовлетворяются интересы оппонента и не учитываются собственные интересы,

4) сотрудничество, где полностью удовлетворяются интересы оппонента и полностью учитываются собственные интересы,

5) подавление, где полностью не удовлетворяются интересы оппонента и полностью учитываются собственные интересы.

В зависимости от возникшей ситуации, выбирается та или иная стратегия. Однако, наиболее оптимальным методом управления конфликтами в организации выступает «стратегия компромисса», то есть урегулирование конфликтной ситуации через взаимные уступки.

Также в качестве управления конфликтами внутри организаций важно применять методы выявления и оценки данных конфликтов (см. рис. 1).

/ N

Наблюдение • Прямая и непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий \

ч ) /

/ N

Опрос • Тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах \

ч )

/ \

Системно-ситуационный анализ • Изучение конфликтов по единицам \

ч )

/ \

Математическое моделирование • Система формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на \

ч ) параметры и переменные составляющие /

с \

Социометрия • Социально-психологический тест для оценки межличностных и эмоциональных связей в \

ч ) группе /

Рисунок 1. Методы выявления и диагностики конфликтов внутри организации.

С целью достижения наиболее оптимального результата урегулирования конфликтной ситуации, необходимо следование следующему алгоритму действий [2]:

- управляющему необходимо признать факт существования конфликтной ситуации,

- необходимо определить возможность переговоров между сторонами конфликтной ситуации,

- необходимо осуществить согласование процедуры переговоров между сторонами конфликта,

- необходимо определить список вопросов, по которым возникла конфликтная ситуация между субъектами организации,

- необходимо разработать различные варианты решения конфликтной ситуации,

- необходимо определить наиболее выгодное для всех сторон конфликта решение и принять его на практике.

Также, управляющему важно развивать свои навыки в управлении внутриорганизационными коммуникациями, снижая риски возникновения конфликтов, которые одни из ключевых причин содержания организационного стресса. Вдобавок, рекомендуемым действием будет формирование грамотного тайм-менеджмента работы сотрудников, что позволит им эффективно планировать и распределять свое рабочее время. В рамках оптимального распределения рабочего времени работников рекомендуется следующий алгоритм действий: проведение анализа рабочего времени, чтобы определить факторы, которые отвлекают, классификация задач по степени важности и сложности, после выполнения каждой задачи делается короткий перерыв для отвлечения на отвлекающие факторы.

Таким образом, эффективность управления стрессами и конфликтами в организациях зависят от действия управляющего, задача которого развивать навыки внутриорганизационных коммуникаций, снижать риски формирования конфликтов и способствовать снижению рисков образования профессионального выгорания у сотрудников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кох М.Н., Кокурина К.Д. Управление конфликтами в организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 12-2 (82). С. 6-8;

2. Белецкий М.Д. Методы управления конфликтами в современных российских организациях // Оригинальные исследования. 2022. Т. 12. № 4. С. 322-328;

3. Знаменщикова С.А., Карпова М.В., Никулина С.Н., Рознина Н.В. Управление конфликтами в организации // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 2. С. 375-379;

4. Демченко М.В. Организационный стресс и его последствия для работника // Актуальные проблемы теории и практики психологических, педагогических и лингводидактических исследований. 2023. С. 113-118

Khabibullina G.R.

Ufa University of Science and Technology (Neftekamsk, Russia)

MANAGING STRESS AND CONFLICT IN ORGANIZATIONS

Abstract: the relevance of the scientific research is due to the fact that due to the ineffective mechanism of conflict and stress management within the organization, problems threatening the personnel security of the business are formed. Due to modern challenges and economic uncertainty, additional factors are being formed that provoke the appearance of intra-organizational conflicts and organizational stresses. It is important for an organization to identify effective stress and conflict management methods.

Keywords: stress, conflicts, stress management, conflict management, intra-organizational

stress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.