Научная статья на тему 'Управление стоимостью проекта: сущностные отношения'

Управление стоимостью проекта: сущностные отношения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добавленная стоимость / проектный потенциал / стоимость

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Литвинченко

Рассмотрены основные аспекты процесса создания добавленной стоимости проекта на протяжении жизненного цикла проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE MANAGEMENT OF PROJECT: BASIC RELATIONSHIPS

There have been offered the main aspect of project value added creation in durance of project life cycle

Текст научной работы на тему «Управление стоимостью проекта: сущностные отношения»

Посилання на статтю_

Литвинченко А.А. Управление стоимостью проекта: сущностные отношения / А.А. Литвинченко // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. -Луганськ: вид-во СНУ ím. В.Даля, 2006 - №1(17). - С. 124-128._

УДК 65.012.1

А.А. Литвинченко

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА: СУЩНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Рассмотрены основные аспекты процесса создания добавленной стоимости проекта на протяжении жизненного цикла проекта. Рис. 3, ист. 3.

Ключевые слова: добавленная стоимость, проектный потенциал, стоимость. Г.А. Литвинченко

УПРАВЛ1ННЯ ВАРТ1СТЮ ПРОЕКТУ: СУТТСВ1 В1ДНОСИНИ

Розглянуто основы аспект! процесу створення додано''' вартост1 проекту на протяз1 життевого циклу проекту. Рис. 3, дж. 3.

Н.А. Lytvynchenko

VALUE MANAGEMENT OF PROJECT: BASIC RELATIONSHIPS

There have been offered the main aspect of project value added creation in durance of project life cycle.

Постановка проблемы и анализ последних публикаций. Определение содержания и выбор соответствующей ему формы развития любого объекта составляет сущность эффективного управления этим объектом. Сейчас модно использовать понятие проекта по отношению к любому представлению будущего состояния объекта управления. Ни сфера деятельности, ни сложность объекта управления или продукта проекта не имеют значения. Но при этом никто не говорит, а почему был выбран именно проектный вариант развития? Может быть, это слишком затратная форма управления развитием объекта и можно было использовать методы планирования без проекта? Как оценить стоимость управления проектом, если можем идентифицировать затраты, да и то с определенной степенью погрешности? И самое главное, что входит в понятие «стоимость проекта» и «управление стоимостью проекта»?

Управление стоимостью проекта становится актуальной темой: в апреле этого года будет проводиться первая совместная конференция IPMA и ICEC в Словении на тему "Value Management - How to Ensure Value for Project Stakeholders"[1]. Классической работой по управлению стоимостью вообще остается монография Лоуренса Д. Майлса [2], которая вместе с последним вариантом Руководства по Р2М [3] создает необходимый методологический базис для рассмотрения отношений, возникающих при определении и управлении стоимостью в управлении проектами.

Основна часть исследования. Вера в полезность именно проектной формы развития не может заменить объяснения целесообразности конкретного "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17) 1

содержания и формы для заданного объекта. Это напоминает лечение сильнодействующим препаратом, выбранным не по назначению врача, а по рекомендации в телевизионной рекламе, когда одно средство лечит все и всех, и от болезни (проблемы пациента) не остается и следа. Нельзя отрицать необходимость веры субъекта управления (каковым, безусловно, является пациент) в действенность слова и дела врача (компетентного специалиста в предметной области). Но ведь пациент принимает препарат для того, чтобы жить, иначе исходная посылка не верна: ни о каком развитии, ни о каком будущем речь не идет.

Иными словами, мы выбираем средство, которое изменит наше состояние. При этом эффективность этого средства определяется двумя параметрами: временным лагом изменения и состоянием параметров, подвергшихся изменению. Сейчас никто не спорит о целесообразности диагностики объекта управляющего воздействия: будь то человек (при постановке диагноза) или фирма (при бизнес-планировании). Тогда зачем безоговорочно доверять проектам? Хорошее или даже средство превосходное средство для одного объекта управляющего воздействия может оказаться, в лучшем случае, бесполезным средством для другого. Иными словами, эффективное средство под названием «проект» - это действительно то самое средство, которое эффективно в той самой мере, о которой думает субъект, осуществляющий выбор управляющего воздействия? Или мы просто верим, что мы используем проект и что он нам поможет, потому что не может не помочь, ведь это такое замечательное средство, которое помогает всем? А мы не можем составлять исключения - мы такие же, как и все. Но так ли это?

Если перефразировать лозунг канала «Дискавери» («Что происходит на самом деле?»), то можно задать вопрос: «Что нужно на самом деле?». Ответ состоит из двух частей: кто (или что) вы в момент постановки вопроса и кем (чем) вы хотите быть по прошествии определенного временного лага. Есть субъекты, которым очень не нравится использование временных ограничений. Возражение можно представить продолжением аналогии с пациентом: представьте, что врач не ограничен в сроках лечения, по которым определяется эффективность последнего... Даже в этом случае есть момент времени, по прошествии которого проблемы со здоровьем не будут беспокоить больного по причине окончания жизненного пути в самом широком смысле этого слова.

Отсутствие временного ограничения делает невозможным определение эффективность любого управляющего воздействия, так как не возможно определить состояние критериев эффективность (безотносительно способа их определения).

Однако при всей важности временных параметров следует заметить, что первичными ограничениями выступают ограничения со стороны содержания объекта управляющего воздействия. Поскольку невозможно идентифицировать наличие полезности какого-либо действия, если не определено содержание его результата. Но какой результат антиципирует субъект управляющего воздействия? И, самое главное, в чем должен быть представлен результат? То есть, какова форма, выражающая необходимое содержание, и в чем она выражена?

Все явления и процессы имеют количественные и качественные характеристики. Так же, как и понятия, которые применяются для их описания. Поэтому стоимостное выражение содержания и формы антиципируемого результата имеет необходимую характеристику универсальности. Не только в силу денежного (количественного) выражения стоимости (как наиболее

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)

понятного), но и в силу наличия качественной характеристики - полезности результата (продукта). Полезность любого продукта представлена его функцией.

Таким образом, выбирая способ достижения поставленной цели посредством оценивания, субъект управляющего воздействия идентифицирует два состояния стоимости результата: количественное (денежное) и качественное (функциональное). Но как оценить сам способ или инструмент достижения цели, в частности, проект. Если получение результата является управляемым посредством проекта процессом, сам по себе проект, являясь совокупностью элементарных действий, как и любой другой продукт труда, имеет стоимость и потребительскую стоимость. Первая представлена денежной оценкой проекта, вторая - определением функции, которую принесет продукт проекта своему потребителю. С точки зрения выполнения требований заказчика (получателя продукта проекта) и ожиданий всех участников проекта управление проектом в стоимостном аспекте становится управлением стоимостью (первая часть), которое включает в себя не только управление затратами (рис. 1), но и управление получением необходимой заказчику функции, в которой выражаются в концентрированном виде потребности участников проекта (рис. 2).

Планирование

С

Т

О

И

М

О

С

Т

Ь

предвосхищается

предварительн ые затраты

ПРОЕКТ

Выполнение

Закрытие

^чрод укг

переход из стоимости в функцию

полное освоение стоимости

Затраты на

эксплуатацию

продукта

Рис. 1. Изменение стоимости на протяжении жизненного цикла проекта

Стоимость на протяжении жизненного цикла проекта (рис. 1) переходит из состояния антиципации (предвосхищения) до полного освоения. Момент отчуждения продукта проекта характеризуется, с одной стороны, тем, что стоимость проекта полностью утилизирована и перешла из собственно стоимостного выражения в продукт, эксплуатация которого должна принести участникам проекта добавленную стоимость, потребляя при этом некоторое количество дополнительной стоимости. Таким образом, у каждого участника проекта, в следствие того, что ним сопровождается некоторая часть жизненного цикла проекта, создается свое видение стоимости проекта. Для основных участников можно выделить следующие сочетания: заказчик (равно как и инвестор) «видят» широкий жизненный цикл, так как продукт проекта для них отражает прошлую (использованную) стоимость и будущую (додавленную) стоимость; максимальная длительность, которую «видит» команда проекта, находится под словом «проект» на рис.1.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)

3

Отчуждение продукта проекта, вне зависимости от формы передачи права собственности, сопровождается признанием получателя продукта проекта его функции (соответствие требованиям качества). В этом смысле требование удовлетворенности всех заинтересованных лиц результатами проекта представляет признание их стоимости в широком смысле слова: собственно продукта проекта (узкий смысл) и сопутствующих ему результатов (выгод, знаний, опыта, информации ...).

Планирование

ПРОЕКТ

Выполнение

Закрытие

^\рОДУ/о

Ф У Н К

Ц

И Я

предвосхищается

переход из стоимости в функцию

полная функция продукта проекта на момент передачи получателю

Эксплуатация продукта

Рис. 2. Изменение функции на протяжении жизненного цикла проекта

Таким образом, качественное планирование и эффективно выполнение проекта должны быть оцениваемы с точки зрения способности доставить заинтересованным лицам необходимую добавленную стоимость. Именно способность доставить добавленную стоимость посредством управления проектом определяет наличие проектного потенциала развития объекта управляющего воздействия. Дополнительной характеристикой которого, должна быть оценка возможности реализации потенциала в форме проекта, а именно: определение валидности, осуществимости и жизнеспособности проекта (в первую очередь, с точки зрения стоимости и ее трансформации на протяжении жизненного цикла проекта). Для этого необходимо учитывать наличие связи между типом проекта и характеристиками его продукта (рис. 3).

Тип продукта Характеристики продукта, признаваемые потребителем Проект

кол ичественные качественные

1 Создание новых продуктов

2 Инвестиционные проекты или проекты, ценность которых определяется стоимостными показателями

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)

3 Социальные проекты или проекты, ценность которых не определяется стоимостными показателями

4 Продукт не имеет четких характеристик

Рис. 3. Зависимость проекта от признаваемых потребителем характеристик продукт

В проектах создания новых продуктов (первый тип продукта) по отношению к продукту заинтересованными лицами должны быть определены количественные и качественные параметры. Причем ни один из них не может претендовать на первичность, поскольку акцент на одном из аспектов в полностью неизвестном продукте может вызвать повышает уровень риска реализации проекта.

Второй тип продукта отнесен к инвестиционным проектам, поскольку оценивание в этих проектах осуществляется с позиции количественных характеристик (стоимостных показателей в денежной форме) на входе инвестора в проект и на выходе инвестора из проекта. Для таких проектов определение качественных характеристик продукта необходимо в силу того, что между качественными и количественными стоимостными характеристиками существует устойчивая связь: нарушение качественных характеристик приводит нарушению основного принципа финансирования - принципа целевого использования.

Третий тип продукта, в котором акцент делается на качественных характеристиках продукта, соответствует социальным проектам или проектам, в которых эксплуатационная фаза не предусматривает доставки добавленной стоимости. По отношению к таким проектам оценка эффективности или успешности не может по определению содержать показатель, характеризующие возврат стоимости и доставку добавленной стоимости. Для таких проектов длительность эксплуатационной фазы может не фиксироваться. Однако это не означает, что в подобных проектах не могут быть созданы новые, технически сложные продукты (например, купол Миллениум). Просто для таких проектов доминантой является получение определенного продукта в установленный срок.

Четвертый тип продукта, собственно, продуктом не может быть назван в виду отсутствия четко сформулированных заказчиком требований к продукту или же сформулированных, но постоянно меняющих требований. Такое состояние возможно при совпадении заказчика и инвестора в одном лице, когда в продукте проекта должны реализоваться личные предпочтения данного лица.

Вывод: Понимание того, какая из составляющих добавленной стоимости проекта определяет ценность проекта для заинтересованных лиц в целом и в отдельности, создает основу для оценивания перспектив проекта. Для организации, выбирающей проект как средство достижения цели предполагаемого проекта, добавленная стоимость представляется как добавленная стоимость проектного потенциала. Таким образом, оценивание способности достижения поставленной цели посредством проекта в процессе определения валидности, осуществимости и жизнеспособности проекта должно акцентировать внимание на способности добавлять стоимость как на протяжении выполнения проекта, так и в послепроектный период.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)

5

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.icec-ipma2006.org.

2. A Guidebook of Project & Program Management for Enterprise Innovation:/ Representative Author : Prof. Shigenobu Ohara. - Project Management Association of Japan (PMAJ) URL: http://www.pmaj.or.jp/ (дата обращения 26.01.2006 16:32).

3. Lawrence D. Miles. Techniques of Value Analysis and Engineering. 3rd edition/ Lawrence D. Miles Value Foundation: Published by Xerox Corporation. - 1989. - 366 p.

Стаття надмшла до редакцп 26.02.2006 р.

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 1(17)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.