Научная статья на тему 'Управление стоимостью компании новый этап развития стратегического управления на транспорте'

Управление стоимостью компании новый этап развития стратегического управления на транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ / БИЗНЕС-ЕДИНИЦА / STRATEGIC TRANSPORT CONTROL / PROPERTY MANAGEMENT / INVESTMENT PORTFOLIO / BUSINESS-UNIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малиновская О. В., Скобелева И. П.

Рассмотрен содержательный потенциал ценностно-ориентированного (стоимостного) менеджмента, его актуальность в условиях глобального экономического кризиса. Обоснованы фундаментальные принципы стоимостного менеджмента, предпосылки и особенности формирования стратегии управления стоимостью и ее структурных элементов для транспортных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers total capabilities of the property management, its topical character in conditions of the global economic crisis. The fundamental principles of the property management are grounded, as well as the backgrounds and specifics of strategy formation in the field of company property management and its structure elements for transport companies.

Текст научной работы на тему «Управление стоимостью компании новый этап развития стратегического управления на транспорте»

О. В. Малиновская,

д-р экон. наук, проф., СПГУВК;

И. П. Скобелева,

д-р экон. наук, проф., СПГУВК

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ — НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

COMPANY PROPERTY MANAGEMENT — A NEW STAGE OF DEVELOPMENT OF STRATEGIC TRANSPORT CONTROL

Рассмотрен содержательный потенциал ценностно-ориентированного (стоимостного) менеджмента, его актуальность в условиях глобального экономического кризиса. Обоснованы фундаментальные принципы стоимостного менеджмента, предпосылки и особенности формирования стратегии управления стоимостью и ее структурных элементов для транспортных компаний.

The article considers total capabilities of the property management, its topical character in conditions of the global economic crisis. The fundamental principles of the property management are grounded, as well as the backgrounds and specifics of strategy formation in the field of company property management and its structure elements for transport companies.

Ключевые слова: стратегическое управление на транспорте, ценностно-ориентированный менеджмент, управление стоимостью, инвестиционный портфель, бизнес-единица

Key words: strategic transport control, property management, investment portfolio, business-unit

П

Ш

130]

РОБЛЕМЫ развития теории и практики формирования стоимостного подхода к стратегическому управлению компании сегодня являются ключевыми в экономике, независимо от состояния экономической конъюнктуры.

Стоимостный менеджмент — это современная парадигма теории управления, основанная на системе управления ключевыми факторами, ведущими к росту стоимости компании, при этом рост ее стоимости рассматривается как основной критерий успешного функционирования и долгосрочного развития компании.

В процессе развития теории и практики управления бизнесом концепция стоимостного менеджмента сформировалась как синтез целого ряда научных школ и теорий, которые являются научными предпосылками формирования этой концепции:

• к области финансов относится главная цель ценностно-ориентированного менеджмента — создание стоимости, а также теория оценки стоимости на основе дисконтированного денежного потока;

• к области бизнес-стратегии относятся теории (школы) стратегического менеджмента, предусматривающие инвестирование в ниши рынка или возможности, обеспечивающее компании сравнительное преимущество над существующими и потенциальными конкурентами;

• из теории организационного поведения в концепции ценностно-ориентированного менеджмента используется идея «делается то, что измеряется и вознаграждается»; таким образом, для стимулирования сотрудников стоимостной менеджмент обосновывает систему измерения и вознаграждения, направленную на создание стоимости;

• из финансового учета и отчетности концепция ценностно-ориентированного менеджмента заимствовала основную структуру финансовых отчетов компании, приведя их в соответствие с целями управления стоимостью.

Создатели и сторонники концепции ценностно-ориентированного менеджмента исходят из того, что компании, ориентированные на рост стоимости, укрепляют экономику

в целом. Несмотря на то что до сих пор экономисты активно спорят относительно важности места, которое занимает стоимость бизнеса в ряду других критериев благополучия экономики в целом, таких как занятость, социальная ответственность бизнеса, качество окружающей среды, стоимостной подход стал сердцевиной интеллектуальной системы стратегического управления деятельностью компаний в современной бизнес-среде.

Глобальный экономический кризис, сопровождающийся банкротством и беспрецедентным снижением капитализации еще недавно процветающих компаний, подтверждает верность концепции ценностно-ориентированного менеджмента, поскольку данная концепция под стоимостью компании понимает ее справедливую рыночную стоимость, свободную от действия спекулятивных факторов. Это означает, что стоимость компании формируется ее фундаментальными факторами, т. е. факторами, определяющими, прежде всего спрос и предложение на продукцию реального сектора экономики и, следовательно, будущие свободные денежные потоки компании (поток денежных средств, доступный для распределения между инвесторами — акционерами и владельцами долговых инструментов компании). При этом стоимость учитывает долгосрочные перспективы ее деятельно-сти, так как в основе оценки стоимости лежит прогнозирование денеж-

ных потоков, которые в будущем принесут активы компании. Таким образом, стоимость — всегда долгосрочный показатель, отражающий перспективы уровня и динамики фундаментальных факторов состояния реального производства и потребления в глобальной и национальной экономике.

Содержание стоимостного менеджмента формируют его принципы, являющиеся методологической основой его развития (табл. 1). В представленной таблице отражены в том числе и специфические для транспортной отрасли принципы.

Представленные принципы позволяют определить основы структуризации принимаемой в компании модели стоимостного управления. При этом следует исходить из того, что управление стоимостью компании и определение (расчет) стоимости компании — взаимосвязанные и взаимозависимые процессы, но не аналогичные: управление предусматривает реструктуризацию компании, ведущую к наращиванию ее стоимости, расчет стоимости — фиксацию достигнутого уровня стоимости компании.

Содержательный потенциал стоимостного менеджмента определяет требования к практическому инструментарию его реализации. Этот инструментарий включает две взаимосвязанные группы методов — методы формирования и реализации стоимостной идеологии и методы оценки стоимости бизнеса.

00 о-

©

Выпуск 1

Таблица 1

Принципы стоимостного менеджмента

Принципы стоимостного менеджмента

Общие принципы

Концептуальное содержание

При определении менеджментом оптимальных методов ведения бизнеса необходимо учитывать интересы инвесторов компании

Конкуренция между компаниями за инвестиции привлекает капитал к лучшим проектам. В результате выигрывает вся экономика, поскольку ресурсы направляются туда, где они будут использоваться наиболее эффективно, что приводит к увеличению количества товаров, услуг и рабочих мест

.Р ЕЛ к н

к<х а>

Денежный поток, генерируемый компанией — самый приемлемый и достоверный показатель, позволяющий адекватно оценить стоимость и эффективно управлять ею

Инвесторы при вложении средств руководствуются, прежде всего, ожидаемыми будущими денежными потоками. Для оценки новых инвестиционных возможностей используются традиционные методы дисконтированного денежного потока. Новое в системе управления, привносимое концепцией стоимостного менеджмента, заключается в том, что он предусматривает оценку успешности текущей деятельности на основе оценки эффективности использования существующих активов путем применения тех же стандартов, что и для оценки приобретения новых активов. Таким образом концепция стоимостного менеджмента исходит из единого подхода к оценке эффективности будущих и имеющихся активов (капитала), используя критерии эффективности, основанные на будущих дисконтированных денежных потоках.

При оценке и управлении бизнесом используются различные методы (модели) денежного потока, прежде всего, они связаны с интересами участников оценки и управления стоимостью бизнеса и кругом лиц, заинтересованных в результатах стоимостного управления. Соответственно используются несколько моделей расчета денежного потока для оценки и управления стоимостью компании: денежный поток для собственного капитала, денежный поток для инвестированного капитала, денежный поток на активы. Структурные элементы денежного потока во всех его моделях не тождественны, поэтому при оценке и управлении стоимостью бизнеса первоочередной задачей является выбор модели денежного потока, исходя из приоритетных целей стоимостного управления

При оценке и управлении деятельностью компании необходимо учитывать стоимость капитала компании, включая альтернативные затраты на собственный капитал

Пока предприятие не получит прибыль, превышающую стоимость капитала, оно фактически работает в убыток (хотя платит налоги как прибыльное), так как расходы ресурсов компании больше, чем ее доход.

Компании, норма прибыльности которых превышает стоимость капитала, — создают стоимость для акционеров; если это не выполняется, то стоимость разрушается

Таблица 1 (продолжение)

Реализация только тех коммерческих инвестиционных проектов, которые обеспечивают создание новой стоимости компании Новые инвестиции создают дополнительную стоимость только тогда, когда рентабельность инвестиционных вложений выше затрат по привлечению капитала. Методика расчета ставки дисконта для различных моделей денежного потока различна, как и модули расчета денежного потока. При этом определение ставки дисконта в рамках одной модели расчета может осуществляться различными методами; например доходность (рентабельность) собственного капитала может рассчитываться по методу Дюпона, САРМ, методом кумулятивного построения и т. д. При реализации инвестиционных проектов стоимость компании можно увеличить одним из следующих способов: — путем инвестирования дополнительного капитала в проекты, прибыль которых будет больше, чем расходы на привлечение нового капитала; — изъятием капитала из операций, которые принесли недостаточную прибыль (или хотя бы сократить дальнейшие инвестиции в эти операции)

Динамизм инвестиционного портфеля (бизнес-портфеля) компании во времени, обеспечивающий максимальный рост ее стоимости, основанный на эффективности деятельности всех бизнес-единиц компании Динамизм бизнес-портфеля обусловливается динамикой роста компании (горизонты роста) и возможностями внешней реструктуризации. При этом должна быть учтена специфика транспортной инфраструктуры, которая состоит в необходимости создания оправданных резервов мощности транспортных коммуникаций и объектов, обеспечивающих их работу в оптимальном режиме Динамизм инвестиционного портфеля предусматривает пересмотр портфеля по мере оценки его эффективности. При управлении стоимостью компании, основанном на управлении проектами, реализация динамики инвестиционного портфеля может осуществляться на основе использования реальных опционов в стратегии управления компанией

Ориентация стоимостного менеджмента на долгосрочный период Создание стоимости определяется будущими денежными потоками, порождаемыми бизнесом. Денежный поток компании на долгосрочный период включает капитальные вложения «традиционного» характера и инвестиции, связанные с технологическими прорывами в отрасли и вне ее, что обеспечивает реализацию данного принципа. Развитие транспортной инфраструктуры требует учета ее специфики, состоящей в том, что объекты транспортной инфраструктуры весьма капиталоемки, обладают высокой инерционностью развития и совершенствования крупных объектов, что объективно требует учета условий их работы на достаточно длительную перспективу

Ё

мэЛшчд

к I о з? ж ш _ н

к н

к<х а>

ннВыпуск 1

Таблица 1 (продолжение)

Дифференциация видов стратегий и соответствие их всем направлениям деятельности компании Данный принцип отражает ряд ведущих гипотез стратегического менеджмента, имманентных, прежде всего, изменчивости внешней конкурентной среды. Выделение двух видов конкурентных стратегий — лидерство по затратам и дифференциация по финансовой, операционной и инвестиционной деятельности компаний. Спецификация стратегий по стоимостным факторам, обусловливающим выбор стратегии в рамках компании

Необходимость и возможность реструктуризации (внешней, внутренней) как способа наращивания стоимости Под реструктуризацией понимаются любые структурные изменения в деятельности компании за пределами обычных операций

Сочетание финансовых и нефинансовых ключевых показателей измерения эффективности деятельности компании Создание стоимости компании осуществляется по всем направлениям и уровням деятельности компании, в нем принимают участие все экономические ресурсы компании. Перевод стратегии на оперативный уровень требует ее выражения в конкретных целях и показателях. Наиболее эффективная модель реализации данного принципа базируется на концепции сбалансированной системы показателей (ССП), предусматривающей представление стратегии в виде цепочки конкретных целей, основанной на причинно-следственных взаимосвязях, объединяющих четыре составляющих ССП. Эта модель обеспечивает соответствие бизнес-процессов, человеческих ресурсов компании и технологии предложению рынку потребительской ценности, отвечающей запросам клиентов, и целям акционеров по наращиванию стоимости

Наличие собственной цепочки ценностей (стоимостных факторов) по наращиванию стоимости для каждой бизнес-единицы компании и создание стратегического соответствия децентрализованных бизнес-единиц для получения дополнительной стоимости в результате синергии Методология стоимостного менеджмента предполагает необходимость индивидуальной идентификации стоимостных факторов и ранжирования их приоритетности для каждой бизнес-единицы компании. Чтобы создать дополнительную ценность сверх суммы ценностей, создаваемых отдельными подразделениями, компания должна согласовать стратегии своих бизнес-единиц, обеспечивая стратегическое соответствие деятельности отдельных операционных и сервисных служб для создания синергии

5 I о 3? ж Ш _ Н

к н

К<х а>

Таблица 1 (окончание)

Специфические для компаний транспорта принципы

Отражение в ключевых показателях эффективности и оценки инвестиционных проектов предприятий транспортной инфраструктуры не только отраслевого, но и внетранспортного эффекта (экс-терналий) Указанные принципы отражают: — особую роль транспорта как инфраструктурной отрасли экономики, определяющей возможности и потенциал развития других отраслей; — специфические условия протекания инвестиционного процесса на транспорте, которые состоят в тесном взаимодействии всех видов транспорта, в результате которого влияние осуществляемых на каком-либо виде транспорта мер обычно распространяется на достаточно крупный полигон транспортной сети и экономики в целом

Принятие к реализации инвестиционных проектов со значительным социальным эффектом при различных видах государственной поддержки Рациональное сочетание различных видов государственной поддержки для инвестиционных проектов на транспорте; обоснование в соответствии с этим параметром структуризации проектов

Ё

X мэЛшчд

с<х о>

ш

140J

1-я группа — методы формирования и реализации стоимостной идеологии являются сегодня наименее разработанным инструментарием стоимостного управления, как в теории, так и на практике. Эффективный инструментарий стоимостного управления требует поэтапного формирования его методов. На первом этапе (разработка стратегии управления стоимостью) формируется совокупность методов обоснования целевых установок и количественных индикаторов, стоимостных факторов и ключевых показателей эффективности (КПЭ). На втором этапе (реализация стратегии) формируются методы управления бизнес-портфелем, разработки организационной структуры и корпоративной культуры компании, методы управления эффективностью деятельности компании, методы управления персоналом, направленные на долгосрочное создание стоимости компании.

2-я группа — методы оценки стоимости компании, представленные следующими концепциями:

• методы, основанные на расчете традиционного дисконтированного денежного потока (для собственного капитала, инвестированного капитала компании, денежные потоки на активы);

• методы, основанные на расчете мультипликаторов рыночной капитализации, специфичных для транспортной отрасли;

• методы, основанные на концепциях добавленной стоимости — EVA (экономической добавленной стоимости), MVA (рыночной добавленной стоимости), EBO (метод Эдвард-са-Белла-Ольсона), SVA, CVA и т. д.

Методы первой группы носят персонифицированный характер, они учитывают как отраслевую, организационно-правовую специфику компании, так и ее иные важные характеристики (масштабы, уровень диверсификации, конкуренция и др.), особенности ее подразделений и центров ответственности.

Методы второй группы носят унифицированный характер, применение конкретного из них определяется спецификой объекта и целей оценки, а также предпочтениями менеджмента компании.

Необходимо отметить, что оценка стоимости часто воспринимается лишь как обо-

собленная дисциплина, поле деятельности специальных экспертов. Однако сегодня оценка стоимости является приоритетным инструментом более эффективного ведения бизнеса. Руководителям компании, ее операционным и финансовым менеджерам необходимо владение методами стоимостной оценки и использованием ее результатов в качестве критерия для обоснования и реализации эффективных хозяйственных решений. При помощи систематического использования моделей оценки стоимости для выработки решений компании должны строить свой ценностно-ориентированный менеджмент.

В рамках методов оценки стоимости наиболее широкое применение имеет концепция экономической добавленной стоимости EVA (EVA — торговая марка, зарегистрированная компанией Stern Stewart & Co). EVA является краткосрочным показателем, так как используется для оценки эффективности деятельности компании за период, но с применением этого показателя можно рассчитать стоимость компании.

Стоимость компании — это текущая (дисконтированная) стоимость ожидаемых свободных денежных потоков, что является фундаментальным положением в управлении, основанном на стоимости:

Стоимость компании = Текущая стоимость будущих свободных потоков денежных средств.

С использованием показателя EVA стоимость компании определяется следующим образом:

Стоимость компании = Инвестированный капитал + Текущая стоимость будущих EVA.

Таким образом, стоимость компании можно определить двумя способами. Во втором случае, помимо суммарного капитала, вложенного инвесторами, учитывается поток ожидаемой инвесторами прибыли, превышающая стоимость капитала, то есть текущая стоимость будущих EVA.

Теоретически между двумя методами оценки стоимости компании не существует разницы. Для использования в практике оперативного управления второй метод имеет определенные преимущества.

1. Метод свободного денежного потока не предоставляет системе управления очевидного критерия эффективности ежегодной текущей деятельности. EVA теоретически является лучшим критерием эффективности за определенный период, т. е. в оперативном управлении.

2. Свободный поток денежных средств может быть отрицательным по одной из двух причин:

• высокие инвестиции в прибыльное предприятие;

• низкий уровень операционной прибыли или убыточность предприятия.

Эти факторы (причины) явно не видны при использовании первого метода. В связи с этим метод свободных денежных потоков неинформативен и даже может быть дезориентирующим при его общем рассмотрении.

Таким образом, метод дисконтированных денежных потоков, который сводит к одному числовому значению все результаты деятельности копании на протяжении будущего времени, является ценным инструментом стратегического анализа, но не пригоден для оценки прошлых результатов, а также для установления краткосрочных целевых нормативов в рамках стоимостного менеджмента, необходимых для перевода стратегии на оперативный уровень. Величина ДДП зависит от роста, рентабельности и стоимости капитала; эти составляющие формируют и EVA, которая является краткосрочным показателем и ясно высвечивает основные направления создания стоимости компании.

В настоящее время в экономике России, в том числе в транспортной отрасли созданы необходимые предпосылки для

развития полноценного управления, нацеленного на рост стоимости (табл. 2), фундаментальными из которых являются наличие потенциала фондового рынка, создание государственных корпораций и развитие института государственно-частного партнерства.

Следует отметить также, что для многих компаний реального сектора экономики, в том числе транспортных, глобальный экономический кризис высветил практическое отсутствие эффективных методов управления, базирующихся на прогнозировании фундаментальных факторов, и заставил компании заниматься этими проблемами в жестком режиме, сопровождающемся сокращением текущих затрат, замораживанием инвестиционных проектов и активным маркетингом.

В целом, можно констатировать, что востребованность стоимостного менеджмента как инструмента стратегического управления на транспорте является вполне обоснованной. Однако его практическая реализация несистемна и весьма фрагментарна. Так, в настоящее время на транспорте в той или иной степени применяют лишь различные методы оценки стоимости предприятия. В то же время здесь практически не используются методы формирования и реализации стоимостной идеологии, а, следовательно, отсутствует полноценная система управления, нацеленного на рост стоимости.

Для практической реализации современной концепции стоимостного управления на транспорте необходимо формирование структурных компонентов стоимостной идеологии (табл. 3).

Таблица 2

Предпосылки формирования стратегии управления стоимостью транспортных компаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпосылки, благоприятствующие формированию стратегии Предпосылки, требующие формирования стратегии

Разработка концепции и стратегии стоимостного управления в научной литературе и деятельности консалтинговых компаний и использование методов оценки в современной деятельности предприятий транспорта. Позитивный опыт компаний и предприятий, использующих данную стратегию в практической деятельности Ориентиры Транспортной стратегии, призванные развивать стратегическое управление на микроуровне, при этом стратегия управления стоимостью рассматривается как наиболее перспективная

Ориентиры Транспортной стратегии, призванные обеспечить конкурентоспособность развития отрасли, которая требует развития стратегии предприятия; наиболее конкурентоспособной сегодня является стратегия стоимостного управления Применение транспортными предприятиями дополнительных видов деятельности, например аренды, которая требует при расчете величины арендной платы оценку стоимости компании

Контрцикличный характер развития транспортной отрасли создает возможность для ее стратегического развития на любой фазе экономического цикла. Данная особенность наиболее активно проявляется во влиянии на такой комплексный стоимостный фактор, как ставка дисконтирования денежного потока для собственного капитала. Следовательно, данная стратегия наиболее восприимчива к этой особенности транспортной отрасли Использование кредитных ресурсов банковского сектора, роль которых в условиях развития государственно-частного партнерства будет возрастать, также требует оценки стоимости предприятия

Методы стоимостной идеологии, направленные на гармонизацию отношений принципалов и агентов, создают возможность развития стратегии Выход предприятий транспорта на фондовый рынок априори требует расчета стоимости предприятия и ее мониторинга

Долгосрочный характер целей деятельности транспортных предприятий, обусловленный высокими издержками входа и выхода из отрасли, которые являются результатом ее капиталоемкости и высокой доли основных средств в активах предприятия, предопределяет эффективность использования методов стоимостного управления Реорганизационные процедуры, осуществляемые предприятием, требуют адекватных мер по оценке предприятия до и после реорганизации, при этом реорганизационные процедуры рассматриваются как техники управления стоимостью предприятия

ж и г* с

са

Таблица 3

Структуризация стоимостной идеологии и методы ее формирования на предприятиях транспорта

Структурные элементы стоимостной идеологии Методы их формирования Адаптация методов к предприятиям транспорта

Целевые установки и количественные индикаторы. Особенности стоимостной идеологии состоят в том, что в арсенале целевых установок заложены как финансовые, так и нефинансовые цели деятельности по наращиванию стоимости компании, что обусловлено новым подходом к управлению стоимостью, который базируется на выделении и контроле роли каждого сотрудника компании в процессе создания стоимости. Целевые установки, сочетающие в себе жесткое требование достижения определенных финансовых показателей с более гибким инструментами эффективного управления человеческим капиталом, создают всеобъемлющую мотивацию к созданию стоимости Концентрация в отрасли и дифференциация в зависимости от жизненного цикла бизнеса. По параметрам индикаторов: для АО выбираются в качестве такого курс акций, в рамках которого прописываются конкретные цифры его роста. Возможно также определение заданий по ключевым факторам создания стоимости, через выражение их в различных показателях — финансовых (допустим, экономическая прибыль) или нефинансовых (к примеру, количество клиентов, производительность труда) Преимущественно отраслевая концентрация, обусловленная высокими издержками входа и выхода из отрасли и достаточной инертностью предприятий транспорта к изменению организационных проблем бизнес-процессов, что является специфичным для транспортной отрасли. На фазе жизненного цикла «стабильная зрелость» преобладает отраслевая диверсификация, связанная с вертикальной интеграцией, и развитие реальных инвестиций, преследующих внеэкономические цели. На фазе «старение» дезинвестирование капитала из низкорентабельных инвестиционных объектов с обеспечением минимальных его потерь

Стоимостные факторы и КПЭ. Фактор создания стоимости — это характеристика деятельности, от которой зависит результативность функционирования компании, т. е. результативность стратегии наращивания стоимости. Факторы охватывают все направления деятельности компании и сводятся в определенную систему, позволяющую обеспечивать постоянный процесс наращивания стоимости. Детерминированная взаимосвязь факторов позволяет рассматривать их как единую цепочку создания стоимости. При этом данная цепочка является источником создания конкурентных преимуществ компании, поскольку она, с одной стороны, отражает сильные стороны конкретной компании, а с другой — ее специфицированные стоимостные факторы (т. е. стоимостные факторы, присущие только данному предприятию). На базе факторов формируются КПЭ Определение факторов для предприятия и его структурных подразделений. Основная задача — построить схемы анализа создания стоимости, показывающие систематическую связь операционных элементов бизнеса с процессом создания стоимости. Установление приоритетов, т. е. факторов, которые оказывают значительное влияние на стоимость. Уста -новление приоритетов начинается с построения модели дисконтированного денежного потока, позволяющей понять, насколько чувствителен итоговый результат оценки предприятия к изменениям каждого фактора. Институ-ционализация. Факторы создания стоимости включаются в совокупность целевых индикаторов и систему оценки работы предприятия, на их базе разрабатываются КПЭ Ключевыми операционными элементами для предприятий транспорта являются операционные затраты

Стоимостная идеология, таким образом, предполагает создание системы взаимосвязанных ключевых показателей эффективности (КПЭ), отражающих факторы стоимости, влияющие на количественные индикаторы и целевые установки, по которым оценивается успешность достижения поставленных целей и определяется роль каждого сотрудника в успехе компании.

Следует отметить, что стоимостные факторы и КПЭ для разных подразделений предприятия могут быть различны, особенно это значимо, если подразделения имеют разные уровни эффективности. Так, подразделению с высокими операционными показателями и высокой операционной маржой (operating profit margin) следует руководствоваться КПЭ, относящимися к росту, тогда как подразделению с низкой операционной маржой больше подходит использование КПЭ, связанных с издержками. Поэтому столь значима спецификация стоимостных факторов, которая позволяет выявить взаимосвязь определенного КПЭ и роста стоимости компании. При этом необходимо отметить, что для правильного определения факторов создания стоимости не существует единой методики по всем направлениям и видам деятельности предприятий; предприятие должно только руководствоваться следующими принципами формирования факторов стоимости:

• факторы должны быть напрямую привязаны к созданию стоимости и с необходимой детализацией доведены до всех уровней организации — вплоть до самого нижнего;

• факторы создания стоимости следует устанавливать в качестве способов реализации целевых индикаторов и измерять, используя как финансовые, так и операционные ключевые показатели эффективности;

• факторы создания стоимости должны отображать как достигнутый на данный момент уровень эффективности, так и долгосрочные перспективы роста компании.

Следует отметить, что установка на создание стоимости компании (формирование факторов создания стоимости) не противоречит другим ее важным целям, таким как обеспечение безопасности транспорта или экологической безопасности. Напротив, эти аспекты следует использовать при определении факторов создания стоимости и ввести их в систему оценки результатов.

Таким образом, для эффективного развития методов стоимостного управления необходима кардинальная перестройка корпоративного управления транспортными компаниями. Внедрение стоимостного управления обеспечивает не только рост капитализации рынка за счет фундаментальных факторов, но и рост инвестиционной привлекательности транспортных компаний, что отвечает задачам реализации Транспортной стратегии РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.