Научная статья на тему 'Управление стоимостью авиакомпаний'

Управление стоимостью авиакомпаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЦЕННОСТЬ АКЦИОНЕРНОГО КАПИТАЛА / ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ АКЦИОНЕРОВ / ДОХОДНОСТЬ ДЛЯ АКЦИОНЕРОВ / СОЗДАННАЯ ЦЕННОСТЬ / THE MARKET VALUE OF EQUITY / THE ADDED VALUE TO SHAREHOLDERS / RETURN TO SHAREHOLDERS / CREATE VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситникова С.Ю., Мартынова Т.А.

В современных условиях выживание и развитие корпорации определяется способностью ее менеджмента учитывать будущие последствия принимаемых решений. Ценность компании и есть тот показатель, который характеризует ожидания будущего фирмы при сложившихся в настоящий момент условиях, доле рынка, информации о компании. Управление, ориентированное на ценность это управление самим будущим компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COST MANAGEMENT AIRLINES

In modern conditions the survival and development of the corporation depends on the ability of its management to consider the future consequences of decisions. Value of the company is the index that characterizes the expectations of the future of the company under the existing conditions at the moment, market share, company information. Managing for value is the management by the company's future.

Текст научной работы на тему «Управление стоимостью авиакомпаний»

УДК 658.147

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ АВИАКОМПАНИЙ

С. Ю. Ситникова Научный руководитель - Т. А. Мартынова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: sitnikova_svetlanka5@mail.ru

В современных условиях выживание и развитие корпорации определяется способностью ее менеджмента учитывать будущие последствия принимаемых решений. Ценность компании и есть тот показатель, который характеризует ожидания будущего фирмы при сложившихся в настоящий момент условиях, доле рынка, информации о компании. Управление, ориентированное на ценность - это управление самим будущим компании.

Рыночная ценность акционерного капитала, добавленная ценность для акционеров, доходность для акционеров, созданная ценность.

COST MANAGEMENT AIRLINES

S. Y. Sitnikova Scientific supervisor - T. A. Martynova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sitnikova_svetlanka5@mail.ru

In modern conditions the survival and development of the corporation depends on the ability of its management to consider the future consequences of decisions. Value of the company is the index that characterizes the expectations of the future of the company under the existing conditions at the moment, market share , company information . Managing for value - is the management by the company's future .

The market value of equity, the added value to shareholders, return to shareholders, create value.

Для собственника всегда было очевидным, что целью является прирост его богатства. Но при этом раньше, в условиях большей стабильности внешней среды, слабого развития финансовых рынков, фирма могла эффективно управляться на основе информации из бухгалтерской отчетности, которой было достаточно для принятия инвестиционных, финансовых решений и бюджетирования.

Ориентация исключительно на финансовый результат в виде чистой прибыли не может достоверно отражать положение дел в компании, степень эффективности ее деятельности и уровень конкурентоспособности. Необходим критерий иного рода, не зависящий от краткосрочного колебания процентных ставок, уровней валют. Таким показателем может выступать внутренняя стоимость компании.

Управление стоимостью компании подразумевает направление стратегических и оперативных управленческих решений на максимизацию стоимости компании.

Существуют различные подходы к определению концепции управления стоимости.

Так, например, Дж. Л. Мартин и Дж. В. Петти определяют VBM как декларирование максимизации ценности в качестве цели деятельности, построение системы оценки результатов на основе ценности, выстраивание рычагов управления по этому интегрированному показателю.

Д. Л. Волков определяет VBM как систему управления организацией, включающую четыре основных модуля: оценивание, стратегию, финансы и корпоративное управление.

И. В. Ивашковская и Т. В. Теплова к основным признакам стоимостной модели управления компанией относят:

- видение корпорации собственниками с позиций рыночного инвестора, который при принятии решений учитывает рыночные альтернативы;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

- принятие управленческий решений с учетом необходимости генерировать большую отдачу, чем требуемая доходность инвесторов;

- большой акцент при принятии решений на анализ стратегического положения компании и ее перспектив, оценку рисков и меньший акцент на данные бухгалтерского учета;

- оценка компании - основа для принятия решений, использование моделей оценки, в основе которых лежат понятия экономической прибыли, соотношения риска и доходности.

В изложенных выше подходах к определению структуры управления, ориентированного на ценность, ключевыми блоками являются измерение ценности и основанное на ценности принятие стратегических решений.

Существует две модели к определению ценности: бухгалтерская и финансовая.

При бухгалтерской модели основываются на данных бухгалтерской отчетности. При рыночной методике определяются рыночные показатели, такие как: добавленная ценность (SVA), доходность для акционеров, созданная ценность для акционеров (CSV), экономическая добавленная стоимость (EVA), общая доходность (TSR).

Данные методики оценки были рассмотрены на двух крупных авиакомпаниях - ОАО «Аэрофлот» и ОАО «Трансаэро». В табл. 1 представлены расчеты по бухгалтерской модели.

Таблица 1

Динамика показателей, основанных на бухгалтерской модели

Показатель ОАО «Аэрофлот» ОАО «Трансаэро»

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Чистая прибыль, млн. руб. 10 404 3 041 11 097 1 832 902 1 030

Доход на акцию, EPS, руб. 9,36 2,74 10,00 11,91 5,86 6,7

Рентабельность собственного 22,24 6,5 19,88 178,19 48,53 37,14

капитала, ROE,%

Коэффициент цена/прибыль, P/E 4,92 18,25 5,85 14,88 26,95 21,42

Рыночная/балансовая стоимость 1,09 1,19 1,16 26,52 13,07 7,96

Дивиденды на акцию 1,81 1,16 2,50 0,44 0,59 0,9

Доля заемного капитала 51,6 56,2 48,8 98,5 97,8 97,4

По показателям, приведенным в таблице 1 видно, что у анализируемых предприятий увеличивается чистая прибыль. ОАО «Трансаэро» эффективнее использует собственный капитал, чем ОАО «Аэрофлот». Коэффициент цена/прибыль показывает, что прибыль Аэрофлота оценивается дешевле, чем прибыль Трансаэро. Дивиденды у обеих компаний растут. Так же у Трансаэро большую долю в составе источников занимает заемный капитал.

После расчета показателей по бухгалтерской модели была определена созданная ценность для акционеров. Динамика данных показателей представлена в таблице 2.

По показателям, приведенным в таблице 2 видно, что цена акций у Аэрофлота растет. Отсюда созданная и добавленная ценность увеличивается. Такие показатели деятельности являются результатом грамотной реализации политики внутреннего и внешнего роста, подтверждаются хорошим уровнем показателей доходности компании. Также компания достаточно активно выплачивает дивиденды, благодаря чему величина добавленной ценности для акционеров значительно выше, чем созданная ценность, и компания имеет высокие показатели доходности для акционеров.

Таблица 2

Определение созданной ценности для акционеров

Показатель ОАО «Аэрофлот» ОАО «Трансаэ ро»

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Рыночная ценность, млн. руб. 51 122 55 542 64 971 27 262 24 292 22 077

Добавленная ценность (SVA), млн. руб. 8 968 6 338 10 660 -831 -2 903 -2 130

Доходность для акционеров,% 17 12 17 -3,1 -12 -10

Созданная ценность (CSV), млн. руб. 278 -1 843 1 752 -5 193 -6 219 -4 780

EVA, млн. руб. 8 092 2 898 10 849 -87 -324 -534

TSR,% 12,6 21 4,39 -10 -9 16

Такая стабильная политика выплаты дивидендов положительно отражается на росте курса акций компании, выражающем оптимистические ожидания акционеров на получение дивидендных выплат в будущем.

Цена акций Трансаэро падает. Отсюда отрицательная созданная и добавленная ценность. Доходность для акционеров принимает отрицательное значение. Наблюдается снижение показателей доходности, а так же высокое значение финансового рычага.

Отсюда можно сделать вывод, что показатели, основанные на финансовой отчетности, дают более наглядную картину. Аэрофлот является наиболее инвестиционно привлекательной компанией, несмотря на то, что по бухгалтерской оценке у Трансаэро неплохие показатели.

Компаниям, рекомендуется осуществить преобразования, направленные на повышение стоимости компании по следующим направлениям:

1. Формирование четко сформулированной стратегии развития бизнеса, которая повышает рыночную устойчивость и конкурентоспособность, увеличивая и стоимость бизнеса.

2. Создание стоимости имиджа и деловой репутации (стратегический дизайн), позволяющее произвести необходимый эффект как на контрагентов, так на потенциальных инвесторов.

3. Создание стоимости управления. Налаженный менеджмент, современные технологии управления и контроля, достижение прозрачности ведения бизнеса и бухгалтерской отчетности, грамотно организованная организационная структура, прописанные и отработанные бизнес-процессы придают дополнительную устойчивость компании.

4. Создание стоимости внеоборотных активов. Для повышения стоимости активов необходимо завести на баланс предприятия все имеющееся оборудование, имущество, транспортные средства по реальной рыночной, а не остаточной стоимости. Надлежащим образом должны быть зарегистрированы права на нематериальные активы.

5. Создание стоимости оборотных активов. В активе у инвестиционно привлекательной компании должны быть только ликвидные запасы сырья и комплектующих.

6. Увеличить стоимость компании можно также благодаря разумному сочетанию заемных средств и собственного капитала. Удачное размещение облигационного займа или привлечение кредита позволяет повысить капитализацию компании (а значит, и стоимость).

Библиографические ссылки

1. Волков Д. Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. СПб. : Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 45-51.

2. Ивашковская И. В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. 2010. № 4, С. 131-132.

3. Мартин Д. Д., Пети Дж. В. УБМ управление, основанное на стоимости. М. : Баланс бизнес букс, 2010. С. 126-128.

© Ситникова С. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.