Научная статья на тему 'Управление современным образовательным учреждением'

Управление современным образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1381
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / образовательные учреждения / образование / стратегия / management / educational institutions / education / strategy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Н.И.

В статье рассматриваются теоретико-методические подходы к совершенствованию управления образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the theoretical and methodological approaches to improve the management of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Управление современным образовательным учреждением»

Международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Л. Безруковой. 2013. С. 23-28.

Кузьменко Н.И.

УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: управление, образовательные учреждения, образование, стратегия.

Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-методические подходы к совершенствованию управления образовательными учреждениями.

Keywords: management, educational institutions, education, strategy.

Abstract: The article discusses the theoretical and methodological approaches to improve the management of educational institutions.

В любом обществе функционируют основные субъекты экономики. Одними из таких субъектов выступают учреждения. В современном обществе в виду трансформации общественных условий, изменяется качество работы учреждений, в частности и образовательных учреждений.

В научном дискурсе представлен широкий диапазон сущностной характеристики таких дефиниций, как «образование», «образовательное учреждение», «управление», «управление образовательным учреждением».

Проведя библиографическое исследование, приходим к выводу, что указанные категории имеют как широкое, так и узкое толкование. Примеры определений представлены в таблице 1.

Управление образовательных учреждений складывается из правильного выбора целей и задач управления. Основной целью деятельности образовательных учреждения выступает производство и предоставление качественных образовательных услуг. Однако в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, его доступного уровня качественного состава преподавателей, уровня воспитательной работы и т.д. имеют место и другие цели, а соответственно и задачи деятельности образовательных учреждений.

Управление образовательным учреждением осуществляется на основе единоначалия и самоуправления. Данные органы осуществляют

свою деятельность на основе нормативно-правовой базы, использования определенных методов и инструментов управления.

Таблица 1 - Примеры определений понятий «образование», «образовательное учреждение», «управление», «управление образовательных учреждением»

Термин Широкое толкование Узкое толкование

Образование Процесс получения образовательных услуг Процесс и результат усвоения системы знаний, умений, навыков (ЗУН) на основе компетентностного подхода

Образовательное учреждение Учреждение создания образовательных услуг Организация в форме учреждения, осуществляющая образовательный процесс

Управление Процесс воздействия субъекта на объекты Совокупность последвательно выполняемых должностными лицами работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач

Управление образовательным учреждением Выполнение всех управленческих компонентов руководителя образовательного учреждения для достижения общей миссии организации Научно обоснованное воздействие на коллектив педагогов, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей.

В силу развития современных рыночных отношений, во многих отраслях Российской Федерации, том числе и в сфере образования несколько изменяются управленческие подходы в управлении современным образовательным учреждением. Так же на данные условия оказываю влияние произошедшие изменения в сфере образования в связи с вступлением России в общеевропейское образовательное пространство. Тем самым приходим к выводу, что управленческая деятельность по своему содержанию сложный и многоплановый процесс.

Можно согласиться с Корчагиной Т.И., которая утверждает, что современный руководитель образовательного учреждения может использовать разнообразные методы управления, такие как:

1. Экономические методы управления, основанные социально-экономических законах и закономерностях объектного мира.

2. Социально-психологические методы, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей.

3. Организационно-распорядительные методы, основанные на правах и ответственности людей на всех уровнях и хозяйствования управления.

В настоящее время эффективный руководитель использует разнообразие в принятии методов управления

Необходимо отметить, что руководитель современного образовательного учреждения выполняет все функции, которые присуще менеджменту: планирование, организация, контроль, принятие решений и корректировка действий. Можно выделить следующие группы управленческих решений, принимаемых руководитель того или иного образовательного учреждения, даже независимо от их организационно-правовой базы:

A) перспективные решения,

Б) текущие решения,

B) стратегические решения.

Однако руководитель в управлении сталкивается с массой проблем. В современном мире требования к образованию очень сложные и поэтому основная проблема у руководства образовательного заключается в нехватке молодых специалистов административного направления. Так, например, все заместители директора - учителя опытные и с большим стажем работы, традиционные взгляды на управление и весь учебно-воспитательный процесс, согласно старой закалке, на данном этапе развития общества не подходят. Нужны активные, образованные с учётом современности специалисты, это лучшие студенты педагогического университета, а они в свою очередь не идут работать в школу.

Здесь же нужно выделить проблему обучения педагогов, в университетах преподавательский состав оставляет желать лучшего, там преподают такие же опытные педагоги, но им сложно перестроиться на новый уровень преподавания, который соответствует современной картине мира, рыночной экономике и новым технологиям образования.

Выделяется ещё одна проблема в школе - это отсутствие стабильности образовательный стандартов. Из года в год меняются требования к выпускникам на государственном уровне, в связи с введением Единого государственного экзамена. В этом случае учащийся приходя в 11 класс даже не знает какие точные цели перед ним ставятся в новом учебном году.50 % выпускников не справляются с экзаменом, но это не значит, что они не подготовлены и школа не выполнила гос.заказ, слишком сырая подготовка к экзамену,

недостаточная продуманность методик введения самого гос.теста. Необходимы доработки этого вопроса на государственном уровне.

Для руководитель вузов, в частности существуют проблемы в обеспечении качественного профессорско-преподавательского состава, возможностей формирования источников дополнительных финансовых ресурсов и др.

Для устранения негативных явлений в управлении можно предложить использовать следующие действия:

► Привлекать внебюджетные средства (спонсоры, благотворители, платные образовательные услуги).

► Расходовать внебюджетные средства на усовершенствование материально-технической базы гимназии, обновление существующего и приобретение нового оборудования, наглядных и учебных пособий, мебели.

► Повышать инновационную культуру учителей.

► Повышать мотивацию сотрудников.

► Сообщать коллективу цель и задачи нововведения, способы реализации.

► Правильно организовывать и подготавливать любое нововведение.

Таким образом, соглашаемся с требованиями Министерства образования и науки РФ, согласно которым руководитель любого образовательного учреждения должен освоить основы менеджерского мастерства. Это позволит им эффективно осуществлять свои управленческие функции.

Список литературы

1. Владимиров П.С. Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации / П.С. Владимиров. - М.: Лаборатория книги, 2009 - 101 с.

2. Корчинская Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленчких функций. -НП Сибирская ассоциация консультантов режим доступа // htpp:// sibac.info].

3. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов / С.Г. Фалько. - М. Финансы и статистика, 2008 - 271 с.

4. Цирюльников А. Инновационные комплексы в сфере образования: рекомендации по созданию и управлению / А. Цирульник, А. Русаков, М. Эпштейн. - СПб: М: Изд-во А.М. Кушнир, 2011. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.