Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД'

УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / DECENTRALIZATION / COMPETENCE CENTER / HOSPITAL MANAGEMENT / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шкода Андрей Сергеевич, Дзукаев Дмитрий Николаевич, Орлова Ольга Евгеньевна, Панкратьева Людмила Леонидовна

Городская клиническая больница № 67 имени Л.А. Ворохобова является одним из крупнейших лечебных учреждений на Северо-Западе Москвы, начавшем переход от командно-административного принципа управления к децентрализованной системе, целью которой является повышение медицинской, социальной и экономической эффективности функционирования учреждения. В статье представлена структурная и функциональная организация технологических процессов лечебного учреждения, осуществляемая центрами компетенции, обладающими значительной автономностью в процессе управления медицинской организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шкода Андрей Сергеевич, Дзукаев Дмитрий Николаевич, Орлова Ольга Евгеньевна, Панкратьева Людмила Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF A MODERN HEALTHCARE FACILITY: AN INNOVATIVE APPROACH

City Clinical Hospital No. 67 named after L. A. Vorokhobov is one of the Largest medical hospitals in the North-West of Moscow, that has started transition from the command-administrative principle of management to a decentralized system in order to increase the medical, social and economic efficiency of the hospital. The article presents the structural and functional organization of technological processes, carried out by centers of competence, which have significant autonomy in the process of medical management.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД»

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Управление современным лечебно-профилактическим учреждением: инновационный подход

Шкода А.С., Дзукаев Д.Н., Орлова О.Е., Панкратьева Л.Л.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница № 67 имени Л.А. Ворохобова» Департамента здравоохранения города Москвы, 123423, г. Москва, Российская Федерация

Городская клиническая больница № 67 имени Л.А. Ворохобова является одним из крупнейших лечебных учреждений на Северо-Западе Москвы, начавшем переход от командно-административного принципа управления к децентрализованной системе, целью которой является повышение медицинской, социальной и экономической эффективности функционирования учреждения. В статье представлена структурная и функциональная организация технологических процессов лечебного учреждения, осуществляемая центрами компетенции, обладающими значительной автономностью в процессе управления медицинской организацией.

Ключевые слова:

децентрализация, центр компетенции, управление лечебным учреждением, процессный подход

Финансирование. Данная статья опубликована без финансовой поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шкода А.С., Дзукаев Д.Н., Орлова О.Е., Панкратьева Л.Л. Управление современным лечебно-профилактическим учреждением: инновационный подход // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6, № 4. С. 71-77. 001: 10.24411/2411-8621-2020-14004 Статья поступила в редакцию 27.10.2020. Принята в печать 25.11.2020.

Management of a modern healthcare facility: an innovative approach

Shkoda A.S., Dzukaev D.N., Orlova O.E., Pankratieva L.L.

City Clinical Hospital # 67 named after LX Vorokhobova, 123423, Moscow Russian Federation

City Clinical Hospital No. 67 named after L. A. Vorokhobov is one of the largest medical hospitals in the North-West of Moscow, that has started transition from

the command-administrative principle of management to a decentralized system in order to increase the medical, social and economic efficiency of the hospital. The article presents the structural and functional organization of technological processes, carried out by centers of competence, which have significant autonomy in the process of medical management.

Keywords:

decentralization, competence center, hospital management, process approach

Funding. This article was published without financial support. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Shkoda A.S., Dzukaev D.N., Orlova O.E., Pankratieva L.L. Management of a modern healthcare facility: an innovative approach. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2020; 6 (4): 71-7. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-14004 (in Russian) Received 27.10.2020. Accepted 25.11.2020.

Повышение эффективности оказания медицинской помощи является ключевой целью программы развития здравоохранения [1]. Совершенствование системы оказания медицинской помощи в первую очередь определяется внедрением в практическое здравоохранение актуальных управленческих решений. Экономическая эффективность и качество медицинской помощи напрямую зависят от технологий управления. Согласно рекомендациям ВОЗ, принцип передачи полномочий на более низкие уровни государственного сектора является основополагающим при планировании и проведении реформ в государственных системах здравоохранения [2]. Однако данный принцип может применяться на уровне организации отдельно взятого крупного многопрофильного стационара.

В настоящее время организация деятельности медицинских учреждений приобретает особую значимость, а вопросы разработки и внедрения эффективных методов управления конкретными лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) остаются чрезвычайно актуальными [3].

Городская клиническая больница № 67 имени Л.А. Ворохобова (ГКБ № 67) - московское многопрофильное медицинское учреждение, служащее клинической базой для многих кафедр ме-

дицинских высших учебных заведений столицы и методической базой для отработки управленческих и организационных решений, внедрения новых методов диагностики и лечения, освоения новых медицинских технологий.

В структуре больницы имеются 43 отделения с общей коечной мощностью 1261 коек хирургического, травматологического, нейрохирургического, эндокринологического, неврологического, терапевтического, кардиологического, акушер-ско-гинекологического профилей. В марте 2020 г. на базе недавно построенного на территории больницы сверхсовременного перинатального центра, крупнейшего в Европе, было создано отделение для лечения пациентов с новой ко-ронавирусной инфекцией (С0УШ-19). В связи с драматическим распространением БАКБ-СоУ-2 столичные власти приняли решение переоборудовать весь центр в инфекционный госпиталь.

В ЛПУ в РФ в подавляющем числе случаев осуществляется командно-административный принцип управления, в основе которого лежат принципы централизованного, директивно-распорядительного подхода, и в меньшей степени экономически обоснованных методов управления.

К сожалению, привычный командно-административный принцип управления не позволяет добиться реализации целого ряда прин-

ципов для эффективного функционирования учреждения здравоохранения с медицинской, социальной и экономической точки зрения, а именно [5]:

■ соответствия звеньев управления функциям управления;

■ минимизации уровней управления;

■ сосредоточения в каждом звене управления ключевых функций управления;

■ исключения дублирования функций управления;

■ кратчайшего пути прохождения управленческой информации;

■ соответствия функций управления целям организации.

Децентрализация системы управления здравоохранением в целом, переход к новым методам оплаты медицинских услуг, необходимость выполнения установленных показателей, наличие управляемого рынка медицинских услуг привели к необходимости изменения подходов к управлению на уровне медицинской организации. Наряду с отработанными функциями управления лечебно-диагностическим процессом в ГКБ № 67 было принято решение о реализации новых, ранее не свойственные медицинским учреждениям подходов, которые способны обеспечить непрерывную работу по предоставлению качественных медицинских услуг пациентам в постоянно меняющихся условиях. Опыт ГКБ № 67 является новаторским. Переход на новую систему управления в ЛПУ осуществляется постепенно, секторально, под динамическим контролем эффективности работы учреждения (сектора) в новых условиях.

Технически осуществление децентрализации стало возможным благодаря развитию информационных систем, благодаря которым реализуется перераспределение полномочий и ответственности с более высокого на более низкий уровень управления с созданием более низких по уровню звеньев управления, которые в значительной мере независимы в отношении определенного ряда функций [4].

Модель управления, реализуемая в настоящее время в ГКБ № 67, может быть более гибкой и быстрее реагировать на изменяющиеся об-

стоятельства, более эффективной в том, что касается путей решения тех или иных проблем; способна обеспечить большую степень приверженности и более высокую производительность сотрудников.

На рис. 1 представлена принципиальная схема управления медицинской организацией.

Как показано на схеме, объектами управления являются 3 основных технологических блока: параклинический, лечебный/научно-клинический и центр обеспечения. При этом основой управления является структурная и функциональная организация технологических процессов, которая осуществляется благодаря логистически сформированным в административной структуре ЛПУ центрам-проектам, обладающим определенной долей самостоятельности в процессе управления медицинским учреждением.

К настоящему времени в структуре ЛПУ уже сформированы и функционируют по децентрализованному принципу следующие Центры:

■ Спинальный центр нейрохирургии;

■ Центр лабораторной диагностики;

■ Приемно-диагностический центр;

■ Центр хирургии;

■ Центр терапии;

■ Сосудистый центр;

■ Центр анестезиологии и реанимации;

{• \ ГЛАВНЫЙ ВРАЧ

/* \ Первый заместитель

Руководители параклинических центров

Руководители научно-лечебных центров

Руководители центров обеспечения

Рис. 1. Принципиальная схема управления медицинской организацией

100% 90% 80% 70% 60%

2017 г.

2018 г.

2019 г.

-♦- Средняя загрузка койки —■- Операционная активность

Рис. 2. Показатели медицинской эффективности ГКБ № 67 за период 2017-2019 гг.

■ Центр травматологии и ортопедии;

■ Центр клинических исследований;

■ Научно-клинический центр;

■ Телемедицинский центр.

В соответствии с лицензией ЛПУ осуществляется планирование объемов услуг по видам. На основании объема деятельности руководитель центра планирует нагрузку на персонал, работу коечного фонда, определяет возможность и необходимость маневрирования числом и профилем коек. Так, с 2017 г. было оптимизировано среднее время простоя койки, что не могло не повлиять на процент операционной активности ЛПУ (рис. 2).

Объем оказываемых услуг является основанием для формирования штатов и их перераспределения. Расчет затрат на оплату труда, включающих фонд материального поощрения персонала, осуществляется на основании запла-

Высокотехнологичная медицинская помощь, количество услуг

5000 4000 3000 2000 1000

0

2017 г.

2018 г. I ОМС ■ Бюджет

2019 г.

Рис. 3. Динамика объективного роста высокотехнологичной медицинской помощи ГКБ № 67

нированной штатной численности. По сравнению с традиционной моделью руководители центров медицинской организации имеют гораздо больше полномочий в планировании штатов и средств на оплату труда. Данный подход позволяет гибко реагировать на такие внешние условия, как, например, потребность населения в различных медицинских услугах. Объем деятельности центров позволяет также разработать критерии оценки деятельности персонала для реализации программы материального поощрения сотрудников. Таким образом, в условиях децентрализации управления руководитель учреждения благодаря гибкому управлению ЛПУ обладает значительной степенью автономии в планировании деятельности организации.

Отличительной особенностью деятельности центров-проектов ГКБ № 67 является постепенное формирование центров компетенции, занимающихся систематическим сбором наиболее важных знаний, навыков и технологий, тем самым обеспечивая оптимальное использование человеческих ресурсов в рамках одной организации. Центры компетенции позволяют контролировать важнейшие направления клинической и параклинической деятельности. Так, Московский спинальный центр на базе ГКБ № 67 впервые в практике столичного здравоохранения получил статус международного референсного центра AO Spine Center - крупнейшего международного сообщества спинальных хирургов, созданного для обмена знаниями и опытом в области лечения позвоночника, исследования и внедрения новых технологий. В центре собрана команда ведущих профессионалов, чьи достижения и подходы к лечению патологии позвоночника востребованы на международной арене. Статус референсного центра AO Spine Center позволяет проводить работу по обучению специалистов в области спинальной нейрохирургии по всему миру и ре-ализовывать научные проекты, направленные на совершенствование технологий хирургического лечения позвоночника. Нельзя не отметить, что постоянно расширяющийся перечень видов высокотехнологичной помощи (ВМП), реализуемый на базе ГКБ № 67, приводит к увеличению объемов случаев госпитализаций по профилям ВМП

и служит объективным показателем доступности оказываемой высокотехнологичной помощи в рамках системы госгарантий (рис. 3 и 4).

Еще одним «драйвером» развития клиники явилось совершенствование системы лабораторных исследований. Лабораторно-диагно-стическая служба ГКБ № 67 является централизованной и представляет собой совокупность клинико-диагностических лабораторий, обеспечивающих оказание высококвалифицированной специализированной диагностической медицинской помощи амбулаторным и стационарным пациентам г. Москвы. Соответствие лаборатории ГКБ № 67 высочайшим международным стандартам лабораторной диагностики подтверждено экспертами Международного центра сертификации систем управления DQS CFS (Германия). Централизованная лаборатория функционирует круглосуточно по основным направлениям исследований: общеклинические, гематологические-коагулогические, биохимические и иммунохимические, бактериологические. По программе модернизации столичного здравоохранения установлена автоматическая линия для биохимического и иммунохимическо-го анализа LabceLL. КДЛ ГКБ № 67 интегрирована в ЕМИАС, все заказы передаются в лабораторную систему автоматически. Лаборатория ГКБ № 67 является также централизованной микробиологической лабораторией. Внедрение полностью автоматизированного комплекса Work CeLL Automation (WCA) производства компании BD Kiestra позволяет увеличить индекс производительности лаборатории, что обеспечивает сокращение трудозатрат и позволяет наращивать производственные мощности лаборатории без значительного расширения штата (рис. 5).

Таким образом, централизация клинико-диагностических исследований обеспечивает клинико-экономическую эффективность в виде сокращения прямых и косвенных затрат на здравоохранение и повышения качества медицинского обслуживания. Учитывая необходимость прироста новых знаний, центры лабораторной диагностики и микробиологического мониторинга ГКБ № 67 представляют собой форми-

Объем финансирования программы государственных гарантий, млрд руб.

0

2017 г.

3,3 3,5

2,9

2,5

"06"" 1,2 1,4 1,5

2018 г.

2019 г.

2020 г. (6 мес)

■ Медицинская помощь, оказанная в стационарных условиях

■ Медицинская помощь, оказанная в амбулаторных условиях

Рис. 4. Реализация Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в ГКБ № 67

рующиеся центры компетенции с присущими им механизмами создания, обновления, хранения и распространения новых знаний.

По мере развития процессов планирования и решения задач эффективного управления был внедрен качественно новый подход к управлению для медицинских организаций - процессное управление, суть которого заключается в представлении деятельности ЛПУ как набора взаимосвязанных бизнес-процессов [6]. При

0J7—-""

1037

5,8/^

562

2017 г.

2018 г.

2019 г.

■ Заработанные средства, млн руб. ——Количество услуг, млн

Рис. 5. Деятельность Центральной клинико-диагностической лаборатории за период 20172019 гг.

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

\ Процесс\ Вх0Д > } г~ ПГ П ✓ —Результа^ \ Процесс\

/_____/ / Действие 1 Действие 2 / /_____/

Рис. 6. Система бизнес-процессов

этом бизнес-процесс является последовательностью действий, направленных на достижение целей, поставленных учреждением (рис.6).

Принципиальным отличием процессного подхода от традиционного для ЛПУ функционального подхода является акцентирование внимания непосредственно на конечном результате, а также оптимальности способа его достижения. Подход, позволяющий выделить определенный вид деятельности как отдельный объект, дает возможность проведения различных манипуляций с объектом, а именно оптимизации и контроля параметров эффективности процесса. Таким образом, главный врач управляет деятельностью всей организации как системой бизнес-процессов.

Определение мониторируемых процессов и результатов деятельности проектных центров учреждения является основой управления информацией. Сбор необходимых данных осуществляется от исполнителя к руководителю. Анализ данных ведется на уровне Центров, что позволяет представлять главному врачу управленческую информацию. Особое значение имеет унификация данных. В условиях автоматизированного сбора информации в ГКБ № 67 унификация достигается автоматически в процессе программирования.

Следует отметить, что самостоятельная деятельность медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования тре-

бует формирования новых навыков у персонала. Именно поэтому очень важна оперативность в обучении медицинского и немедицинского персонала в условиях расширения сфер деятельности медицинской организации. В современных условиях подход к управлению, заключающийся исключительно в контроле за лечебно-диагностическим процессом, является неэффективным, что и определяет недостаточность текущих навыков персонала для успешной и результативной работы. Представляется важным отметить еще один аспект управления персоналом - мотивацию профессиональной деятельности. Кроме традиционных для здравоохранения мотиваторов, в процессе реформирования появляется экономическая мотивация персонала. Управление персоналом в медицинской организации позволяет главному врачу применять финансовые стимулы для повышения эффективности работы персонала.

Таким образом, на примере анализа функций управления ГКБ № 67 показано, что децентрализованная модель управления медицинской организацией позволяет значительно расширить диапазон принимаемых решений на уровне главного врача учреждения, а появляющиеся принципиально новые возможности использовать для повышения оперативности и эффективности работы персонала, а значит, и лечебного учреждения в целом.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ГБУЗ ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ, Москва, Российская Федерация:

Шкода Андрей Сергеевич (Andrey S. Shkoda) - доктор медицинских наук, профессор, главный врач

E-mail: [email protected]

https://orcid.org/0000-0002-9783-1796

Дзукаев Дмитрий Николаевич (Dmitry N. Dzukaev) - руководитель спинального центра нейрохирургии

E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-4411-8540

Орлова Ольга Евгеньевна (Olga E. Orlova) - кандидат медицинских наук, руководитель лаборатории микробиологии E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-9080-0129

Панкратьева Людмила Леонидовна (Ludmila L. Pankratieva) - доктор медицинских наук, руководитель научно-клинического центра E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-1339-4155

ЛИТЕРАТУРА

1. Басова А.Г. Влияние современного развития здравоохранения на экономику России // Проблемы науки. 2017. № 4 (17). С. 53-59.

2. Горшкова Л.В. Проблемы оценки эффективности затрат на здравоохранение // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11, № 6 (76). С. 137-151.

3. Гущина Е.Ю. Механизм финансирования учреждений здравоохранения в решении социальных проблем // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10. С. 29-32.

4. Костина В.В. Государственное финансирование системы здравоохранения в современной России //

Вестник современных исследований. 2017. № 7-1 (10). С. 203-210.

5. Тищенко Т.А. Административное регулирование системы здравоохранения Российской Федерации // Экономика и управление: научно-практический журнал (Уфа). 2015. № 5 (127). С. 16-19.

6. Борисов С.А., Плеханова А.Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. 2013. № 13. С. 91-96.

REFERENCES

1. Basova A.G. The influence of modern health care development on the Russian economy. Problemy nauki [Problems of Science]. 2017; 4 (17): 53-9. (in Russian)

2. Gorshkova L.V. Problems of assessing the effectiveness of healthcare costs. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. 2017; 11 (6): 137-51. (in Russian)

3. Gushchina E.Yu. Financing mechanism of health care institutions in solving social problems. Sovremennye tenden-tsii razvitiya nauki i tekhnilogiy [Modern Trends in the Development of Science and Technology]. 2016; (10): 29-32. (in Russian)

4. Kostina V.V. State financing of the health care system in modern Russia. Vestnik sovremennykh issledovaniy [Bulletin of Modern Research]. 2017; 7-1 (10): 203-10. (in Russian)

5. Tishchenko T.A. Administrative regulation of the health care system of the Russian Federation. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal (Ufa) [Economics and Management: Scientific and Practical Journal (Ufa)]. 2015; 5 (127): 16-9. (in Russian)

6. Borisov S.A., Plekhanova A.F. Comparative analysis of design and process approaches in the management of innovative activities. Rossiyskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. 2013; 13: 91-6. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.