Научная статья на тему 'Управление совокупным риском на уровне предприятия через изменение соотношения переменных и постоянных затрат'

Управление совокупным риском на уровне предприятия через изменение соотношения переменных и постоянных затрат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушакова Н. В., Ерина Т. Ю., Ушаков Е. А.

Показано, что коэффициент совокупного рычага может быть представлен как произведение шести сомножителей: операционного, зарплатного и маркетингового рычагов, а также трех видов финансового рычага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление совокупным риском на уровне предприятия через изменение соотношения переменных и постоянных затрат»

- возможность комплексной оценки ассортиментной политики предприятия;

- возможность учета особенностей функционирования каждого конкретного предприятия. При наличии достоверной инфоомации субъективность в использовании такого подо да незначительна;

- аьтернативность, позволяющая выжить наиболее предпочтительные варианты работы предприятия.

Реаизацит алкоима позволит промышленным предприятиям оперативно осуществлять переход либо с выпуска одного вида продукции на другой, либо с выпуска одной продуктовой позиции на другую в рамках постоянной номенклатуры продукции.

УДК 33+336+65.9

Н.В. Ушакова, ТЮ. Ерина, Е.А. Ушаков (Тула, ТулГУ)

УПРАВЛЕНИЕ СОВОКУПНЫМ РИСКОМ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПЕРЕМЕННЫ1Х И ПОСТОЯННЫ1Х ЗАТРАТ

Показано, что коэффициент совокупного рычага может быть представлен как произведение шести сомножителей: операционного, зарплатного и маркетингового рычагов, а также трее видов финансового рычага.

Коэффициент совокупного рычага является измерителем уровня риска, связанного с предприятием. Существует понимание риска как величины: потерь, как вероятности потерь и как неопределенности результата. Измерение уровня совокупного рычага связано именно с этим последним представлением. Действие совокупного рычага проявляетсс в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Высокий риск означает не обязательно большие убытки, возможна и высокая прибыль. Чем сильнее вероятный раброс ожидаемой прибыли, тем выше риск.

Поскольку чиста прибыль является источником выплаты: дивидендов, то коэффициент, который покаывает, насколько быстро изменяется чиста прибыль в зависимости от выручки, являетсс одновременно характеристикой степени влияния колебаний выручки на изменение уровня дивидендов. Поэтому с покаателем совокупного рычага связывают оценку уровня риска владельца обыкновенной акции.

При высоком уровне совокупного рычага даже небольшое уменьшение выручки приводит к существенному уменьшению дивидендов. С другой стороны1, от уровня совокупного рычага зависит темп роста прибыли в случае, если фирма будет увеличивать объем продаж. Уменьшение рычага

означает замедление роста прибыли, так как нарушаетст правильна пропорция между постоянными и переменными затратами. Постоянные затраты: не меняются при сравнительно небольшом изменении выручки, но могут воспрепятствовать ее дльнейшему росту, если не будут увеличены:. А увеличение постоянных затрат приводит к росту совокупного рычага и повышает риск резкого снижения при были при уменьшении выручки.

Основна идея предлагаемой концепции управления риском состоит в том, что предприятие может влить на величину совокупного рычага, изменяя соотношение постоянных и переменньы: затрат, не изменяя их общей величин:, путем преоббазования некоторых видов затрат из переменных в постоянные и наоборот.

Совокупный рычаг (СР) — это коэффициен, который покаывает, во сколько ра процент изменения чистой прибыли больше процента изменения выручки, т.е. во сколько ра быстрее изменяется прибыль предприятия по сравнению с его выручкой. Он может быть пoдcлитaн по фоомуле:

СР=П%

АВ,%

где АПЧ,% АВ,% — прирост чистой прибыли и выручки в проценах.

Числитель данной дроби характеризует готовность субъекта управления принять угрозу потели прибыли и поэтому определяется субъективно; его величина во многом зависит от склонности субъекта управления к риску и от информационной обеспеченности решения. В качестве предела допустимого риска можно принять угрозу полной (100 %) потели прибыли.

Знаменатель дроби представляет собой показатель, хауактеризую-щий сложившуюст вариацию отдельны значений выручки от реаизации. Его определение сводитст к расчету относительной (с учетом тренда) меры: колебаний покаателя выручки от реализации продукции — коэффициенту колеблемости, аналогу коэффициент вариации. Учет тренда при изучении колебаний уровней динамического ряда снижает сиу колебаний уровней и позволяет более точно оценивать рамах колебаний выручки.

Максимльный уровень совокупного рычага не должен превышать частного от деления 100 % на величину обьиньк колебаний выручки, вы:-раженную в проценах.

Снижению совокупного рычага способствует применение раличных форм аутсорсинга, например, отка от содержания собственной маркетинговой (юридической, транспоотной и т. д.) службы: и обращение по мере необходимости к услугам специ лизидoвaннь:х фирм-партнеров.

Совокупный рычаг увеличивает риск компании, но это не означает, что его воздействие следует минимизировать. Например, если фирма прогнозирует увеличение спроса на свою продукцию, то она может позволить себе увеличение постоянных затрат (проведение рекламной компании, исследовательские раработки), что обеспечит прирост прибыли в будущем. Предприятие должно поддел живать некотооый минимльтш уровень со-

вокупного рычага, обеспечивающий достаточно высокий темп роста прибыли и дивидендов в случае увеличения объемов сбыта.

Совокупный рычаг (СР) описывает влияние изменений выручки на чистую прибыль, которая является внутенним источником финансирования роста предприятия. Если уровень СР недостаточен, предприятие не обладает достаточными источниками роста, его внутренний темп роста (ВТР) снижается. Известно, что ВТР зависит от рентабельности собственных средств (РСС), которая равна отношению чистой прибыли к величине собственных средств, и от нормы распределения (НР), которая равна доле чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов и другие фоомы потребления:

ВТР = (1 -НР)хРСС. (2)

Успешная конкурентная позиция предприятия проявляется в том, что темпы роста его выручки больше или равны темпам роста рынка, на котором оно работает. Обозначим темп роста рынк через b. От предприятия требуется обеспечить ВТР>Ь:

(1-НР) * РСС> b. (3)

Уровень СР должен быть достаточным для того, чтобы это условие выполнялось, т. е. чтобы была обеспечена достаточно большая рентабельность собственных средств в будущем:

ПЧ + АПЧ > b (4)

СС ~ 1 - НР '

Здесь ШЧ — прирост чистой прибыли в рублях. Обозначим чееез p

прирост чистой прибыли в долях единицы:

ПЧ х( + p)> b (5)

СС “1 -НР'

Введем обозначение нормы капитализации прибыли (НК) как доли чистой прибыли к распределению, направляемой на развитие предприятия

1 -НР = НК= ПрАЗ . (6)

ПРАСПР

Мы хотим увеличить темпы роста, поэтому можно обоснованно принять НР = 0, аНК = 1.

ПЧ x(1 +p)

-С--ь (7)

Из определения совокупного рычага следует, что при НР=0 прирост

чистой прибыли будет зависеть от рентабельности собственных средств и совокупного рычага предприятия

р = РСС0 хСР. (8)

Тогда:

П = П0 X (1 + РСС0 х СР), (9)

СС1 =ССо х(1 + РССо), (10)

условие РСС1 > b преоббауется к вид:

По х(1 + РССо хСР) >ь

СС0 х(1 + РСС0) ’

из (11) выраим совокупный рычаг:

(11)

СР>х РСС

rb-PCC ,Л --------+ b

v PCC ,

(12)

или

CP >-Ь-г+—--------------------------------—. (13)

PCC2 PCC PCC

Формулы (12) и (13) определяют минимальный уровень совокупного рычага, позволяющий достичь необходимого темпа роста b.

Эти фоомулы преднаначены для случаев, когда НК * РСС < b, т. е внутренние темпы рота предприятия недостаточны для сохранения своей доли рынка. В этом случае совокупный рычаг необходимо повысить до ууовня, описываемого последней формулой. Если же ВТР > b, то достаточно следить за тем, чтобы СР не превыша своего максимаьного значения.

Таким обраом, для повышения темпов роста низкорентабельным предприятиям нужно увеличивать уровень совокупного рычага, что связано с ростом постоянных затрат. Однако общи уровень затрат на низкорентабельных предприятиях и без того слишком высок, поэтому основшя идея управления величиной совокупного рычага состоит в изменении соотношения между постоянными и переменными затратами без изменения их общей баовой суммы. Легче всего это сделать с заработной платой, замени сдельную оплату на оклады. Другие возможности связаны с покупкой собственного оборудования взамен аренды, использованием заемных средств, равитием собственных канаов реаизации товара вместо использования дилеров и агентов, работающих на процене от реаизации. В акционееик обществах росту совокупного рычага и внутренних темпов роста способствует конвертация части обыкновенных акций в привилегированные с фиксированным уровнем дивиденда.

Повышение ууовня совокупного рычага — нова задача, котора встает перед предприяиями в условия ратующего рынка. При снижении общих объемов продаж заботы были прямо противоположными — снижение всех видов постоонных затрат означао уменьшение риск и темпов падения прибыли. Однако сейчас слишком низкий уровень постоянных затрат, хотя и не порождает высокого предпринимательского риска, но и не дает предприятию равиватьст темпами, соответствующими темпу разви-

тия рынка, а это означает потерю своей доли рынка и постепенное вытеснение более агрессивными конкурентами.

Поэтому следует более конкретно сформулировать цель управления постоянными затратами предприятия — войти и удержаться в интервале совокупного рычага от минимального до максимаьного:

где вв — стандартное отклонение объемов продаж предприятия; Вер —

средний объем продаж за тот же период; а — субъективно определяемый параметр степени допустимого риска, Ь — темп роста рынка, РСС — рентабельность собственных средств предприятия.

Парамет а изменяется от 0,5 до 3 и зависит от склонности к риску лица, принимающего решение. При а = 0,5 убытки могут наступить с вероятностью 31 %, при а = 1,5 — 7 %, пи а = 3 — 0,14 %. Чем больше а, тем меньше риск, но тем меньше и темп роста предприятия. Т. е. в данном случае субъективно определяемый параметр а означает склонность к уклонению от риска или стремление к надежности.

Эффективна стратегия равития связана с поиском компромисса между риском и возможностью роста прибыли, дивидендов и объемов продаж в будущем, что является еще одной гранью классической дилеммы «риск или доходность». Но теперь мы знаем формулы для гганиц интервала, в рамках которого нужно искать этот компромисс.

Действие совокупного рычага связано с наичием постоянных затрат, не зависящих от объема деятельности предприятия. Постоянные затраты в виде амортизационных отчислений и затрат на содеежание помещений об-рауют операционный рычаг, постоонна часть оплаты туда — рычаг, связанный с использованием человеческих ресурсов. Решения, касающиеся заимствования финансовых ресурсов или наоборот, прибыльного вложения временно свободных денежных средств чєрєз процены за кредит и доходы от финансовых вложений обрауют финансовый рычаг. Зататы из прибыли после налогообложения на выплату проценов по облиациям, дивидендов по привилегированным акциям, содержание объектов непроизводственного наначения создают финансовый рычаг второго рода.

Таким обраом, совокупный рычаг является произведением шести коэффициентов: операционного рычага, зарплатного, маркетингового и тех финансовых, порождаемых процентами за ккедет, доходами по ценным бумагам других эмитентов и фиксированными (не зависящими от выручки) расходами из чистой прибыли после наогообложения.

Воздействие на операционный рычаг возможно, но степень этого воздействия зависит от структуры затрат в отрасли, в которой работает компания. Операционным рычагом (ОР) предприятие может управлять в некоторых пределах, увеличива или уменыла постоонные операционные

Ь - РСС РСС

+ Ь) < СР <

100 %

(14)

затраты (аренда, амортизация, административные расходы). Например, решение использовать наемный транспорт вместо собственного превращает транспортные расходы из постоонных в переменные и снижает уровень операционного рычага. Манипулируя переменной и постоянной частями затрат, можно влиять на изменение темпов прироста прибыли и величину операционного рычага.

Варьирование структуры затрат пpeдcтaвляeтcх возможным, как минимум, в двух направлениях:

- изменение переменной и/или постоянной частей затрат пи одно-ввеменном изменении величины совокупных затрат (при этом неизбежно изменится и соотношение затрат и выручки от реализации);

- изменение переменной и постоянной частей затрат при фиксированной величине суммарных затрат (в этом случае соотношение затрат и выручки от реализации остаетсс неизменным).

Первое направление зачастую связано с болезненным для любого предприятия процессом сокращения отдельных статей заттат.

Второе направление является менее болезненным. В то же время классификация затрат на основные категоли в зависимости от связи с объемом производства — переменные и постоянные — обусловлена характером конкретною производства, в сиу чего список переменных и постоянных зафат для каждого предприятия является относительно устойчивым. Поэтому использовать данный путь становится возможным лишь в отношении определенных статей затрат.

Так, у фондоемки производств наблюдается высока доля постоянных издержек в совокупных заттатах, обусловленна большим удельным весом амортизационных отчислений. Данна статья затрат носит явно выраженный постоянный характер; «переместить» ее в категорию переменных затрат не представляется возможным.

Для фирм, работающих в высокотехнологичных отраслях, — например, разработка программного обеспечения — обязательны существенные затраты на НИОКР. Эти затраты являются постоянными, а, значит, повышают уровень операционного рычага, что приодет к увеличению производственного риска и возможным значительны колебаним прибыли до выплаты процентов и наогов. Наоборот, для небольших продуктовых маттиол постоянные затраты обычно относительно нзки, а значит уровен операционного рычага тоже невысок, что снижает риск и делает прибыль более стабиьной. Под «низкими» ии «высокими» затратами подразумевается ссавнение процента переменых и постоянна затрат в определенном стоимостном объеме выпуска по ралинш отраслям.

Заттаты на оплатт ттуда в зависимости от вида системы оплаты труда могут рассматриваться либо как переменно — при сдельной оплате, либо как постояные — при твеедом окладе. Поэтому именно для ттудо-емких производств второе направление маниулиовани структтрой затрат является столь же актуаьным, как и первое.

В совокупных заттатах на оплату труда можно выделить перемен-ню часть, котора возрастает либо уменьшается пропорционаьно объему деятельности (например, премиальные выплаты, сдельна зааплата, вознаграждение продавцам и агенам в вие процена от выручки), и постоянную часть, которая не следует за диамиой объема производства, а начис-ляетст в прежних рамерах и пи сужении деятельности предприятия и снижении выручки от реаизаци (так обстоит дело с частью заааботной паты, начисляемой по тарифным ставкам и окладам). Поэтому, правиьно устанавлива долю переменной части зааплаты в выручке, предприятие может управлять «зарплатным» рычагом.

Для предприятий, у которых доля затрат на оплатт труда превышает 20 % от себестоимости, представляется возможным создать систему оплаты ттуда, учитывающую динамику рынка. В случае роста рынка предприятие снижает перемежую часть ФОТ, выплачиваемую в виде премиаь-ных выплат, по сдельным расценкам, в процентах от выручки, и несколько повышает постоянную часть, способствуя тем самым увеличению массы прибыли и потeнцрльнoмy равитию производства (при соответствующем использовании прибыли). В случае падения рынка главна стратегиеска установка направлена на р л деление рисков между предприятием и работниками, при которой снижается гарантированна доля оплаты труда и повышается ее перемена часть. Эта система была опробована в Управле-ни федеральной почтовой связи по Тульской области в 2004 г.

Для обоснованя структуры заттат на оплату труда требуется определить значеня следующих покаателей:

- коэффициента Р — доли затрат на оплату труда соответствующей категооии работнков в совокупных затратах;

- коэффициента у — соотношения затрат и выручки от реализации;

- коэффициента 80 — доля постоянной части в затратах при допу-щени о постоянном характере всех затрат на оплату труда;

- допустимого уровня операционного рычага (СРтах из ф-лы (14));

- ожидаемого изменения выручки от ретизации (прогноз выручки Ь).

Зависимость переменой части затрат на оплату ттуда (коэффициента а) от уровня операционого рычага (а = f (ОР) протабулиована А. Калугины на основе раработаной им совместно с Н. Ушаковой математической модели, что позволяет в каждом конкретном случае, определяемом сочетанием вышеперечисленнк параметров, найти рекомендуемое значене а.

Доля зааплаты в выручке определяется произведением а*Р*у .

Например, для продажи сопутствующих товаров в отделениях почтовой связи такой расчет покаал, что помимо окладов работнкам можно платить до 11,28 коп. с каждого рубля выручки.

Полученн1е выводы были проверены по оттетным данным 45 предприятий Тульской области, выбраных в случайном порядке управлением госстатистики. Выясниось, что у 17 из ни коэффициент а соответствова

рекомендованному таблицами, а у 28 — нет. У предприятий первой группы (с правильным, на наш взгляд, соотношением постоянной и переменной части оплаты туда) рамер зарплаты и темпі роста выручки были в среднем в 1,5 раза выше, чем в контрольной группе.

Определение силы влияния маркетинговых затрат на величину операционного рычага в современных условиях является важным, поскольку в деятельности хозяйствующих субъектов возрастает доля затрат на маркетинг. Мaлкeтингoвaя политика, принта организацией, предполагает наличие определенных расходов на свое осуществление. Эти зафаты в зависимости от конкретной маркетинговой деятельности можно отнести к переменным (бонусы, скидки) или к постоянным (реклама, маркетинговые исследования, зататы на совершенствование товааной смеси). Условнопостоянные затраты составляют основную долю маркетинговых затрат.

Маркетингова политика, выражена в виде определенной суммы постоянных затрат, предполагает два ранонаправленных, с точки зрения влияния на уровень совокупного риск, процесса.

Первый — осуществление затрат на проведене маркетинговых мероприятий — увеличивает общую сумму постоянных затрат предприятия, вследствие чего уменьшается запас финансовой прочности и в реззльтате увеличивается значене совокупного рычага.

Второй — приращение выручки в результате проведения маркетинговых мероприятий — приводит к большему «убеганию» выручки от точки безубыточности, то есть запас финансовой прочности увеличивается, что в итоге означает уменьшение совокупного риска компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, маркетинговые затраты с одной стороны, увеличивают рычаг, а с другой стсооньї, уменьшают его. Существование таких противоположным обраом направленных тенденций позволяет предположить существование точки перегиба, соответствующей оптимльной величине затат на маркетинг.

Исследование было направлено на выявление условий, пи которых преобладает один из процессов, и проводилось методом финансового моделирования. В основу модели положено предположение что:

- прибыль зависит от выручки;

- прирост выручки зависит от величины постоянных затрат на маркетинг прямо пропорционально коэффициенту эластичности спроса по рекламе.

В ходе экспериментов на модели удлось выявить, что точки экстремума на кривых совокупного рычага возникают, если:

- рентабельность продаж не превосходит 20 %;

- доля пеееменных затрат в выручке не превосходит 40 %;

- доля маркетинговых затгат по отношению к выручке не превосходит 10 %.

В итоге Т. Ериной предложена формула для расчета предельной доли маркетинговых затрат по отношению к выручке:

ц =

Во *(1 + Эр*в)' *(СРтах -1)-СРтах * С

1 -Р

тах

*(1 -р),

(15)

В0*(1 + ву* СР]

тах

где Ц — доля малкетинговых затрат по отношению к выручке; В0 — ис-

ходная велиина выручки от рeхизaции; Эр — эластичность спроса по рекламе; 6 — темп роста маркетинговых затрат; С0ц— постоонные операционные заттаты; 1 — период; СРтах — максимльно допустимое значение совокупного рычага.

Апробация разработанной модели была проведена на примеле ттль-ского фиилч ООО «Русский Свет», которое занимается продажей элек-тротехниеской продукции.

Окххось, что принял в организации величина расходов на малке-тшг превышает их оотимльный уровень (существующа доля маркетинговых затрат — 10 % от выручки, в то время как предельно допустимое ее значение — 8,22 % по отношению к выручке). Велиина совокупного рычага при этом составляет 5,7, что также превышает мaкcимхьнo допустимое дат данной фирмы значение (4,76).

Дльнейшее наращивание затрат в такой ситуации грозит дл компании уменьшением величины чистой прибыли, а в перспективе — поовле-нием убытков.

В связи с этим, для тульcкoгo фиилч фирмы «Русский Свет» в

сложившихся условиях фунционирования наиболее целесообрлно постепенно снижать свои постоянные заттаты на малкетинг, как по абсолютной величие, так и за счет замены их переменными.

Основывась на расчетах, проведенных с помощью разработанной модели, дат тульского филиала фирмы «Русский Свет» было рекомендовано принять на 2008 г. темп сокращения постоонных маркетинговых заттат равный 5 % в месяц. Благодаря изменению маркетинговой политии уже в мае доля маркетинговых затрат компании стала ниже предельно допустимой, а в августе велиина совокупного рычага вошла в границы оптимль-ного интервала, определяемого фоомулой (14).

Финансовый рычаг ФРг возниает за ссет процентов по кредиту и поддается управлению челез увелиение или уменьшение использования заемных средств. Эта тема хорошо проработана в теооии финансового менеджмента. Известны формулы эффекта финансового рычага и границы его применения, однако при этом не учитывалась связь с другими аспектами деятельности предприятия. Максимум, что можно получить из существующих теооий формирования источниов финансирования — это совет «не увеличивать одновременно и операционный, и финансовый рычаг, поскольку они взаимно усиивают друг друга» [1].

Есси предприятие, помимо активов, связанных с основной деятельностью, владеет также портфелем ценных бумаг других эмитентов, то у него возникает еще один финансовый рычаг ФР2, действие котооого в пе-

риоды роста фондового рынка уменьшает совокупный рычаг СР, а в периоды падения — увеличивает его. Остается вычислить, не станет ли совокупный рычаг при уменьшении меньше минимльного, а при увеличении

— больше максимльного.

Если доход, полученный от владения портфелем ценных бумаг, превысит рлмер финансовых издержек, связанных с исползованием заемных средств, то финансовый рычаг

операционная прибыль

ФР = ФР1 хФР2 =-—--------- ----- (16)

баллансовая прибыль v '

становится меньше 1. Это означает, что предприятие может повысить уровень операционного рычага, не выхода за рамки, определенные выше для совокупного рычага СР.

Благодаря высокой ликвидности инструментов фондового рынка ФР2 можно изменить быстрее, чем ФРЬ таким обрлом управление риском через ФР2 становитст значительно проще, чем через изменение операционного рычага ОР, потому что не затрагивает постоянные активы.

При инвестировании в портфель ценных бумаг, воспроизводящий сттуктуру фондового индекса, доход от владения портфелем Дп может быть выражен через стоимость портфеля Сп и прирост биржевого индекса ИР в долях единицы:

Дп = Сп х Ир . (17)

В общем случае доход может быть оценен с поправкой на бетта-коэффициент, выражающий риск портфельных инвестиций.

При росте фондового индекса совокупный риск СР уменьшается, и нужно проверить, не станет ли он меньше минимального. При этом формула ФР2 имеет вид:

_ (НЮИ-ФИ) (18)

2 {НРЭИ-ФИ + Др)

где НРЭИ — операционна прибыль (прибыль до вычета процентов и нлогов), ФИ — финансовые издержки, равные сумме процентов за кредит. Рлмер вложений в ценные бумаг определяетст из условия

ОРФ хФР2 >СРМШ . (19)

При падении фондового индекса совокупный рычаг растет, поэтому

нужно проверять условие

ОР х ФР1 х ФР2 < СРмах , (20)

а ФР2 вычислять по формуле:

ФР2 = , Пчист ,, (21)

\Цчист Дп )

где Пчлет — чиста прибыл после уплаты нлогов.

Вложения в ценные бумаг других эмитентов добавляют возможностей по управлению уровнем совокупного рычага на предприятии. Эти вложения, создава определенный доход, не связанный с изменением выручки от релизации продукции, порождают эффект, адлогиный действию операционного рычаг, но направленный в прoтувoпoлoжжю сторону. У предприятия, владеющего портфелем ценных бумаг, прибыль зависит не толко от выручки, но и от ситуации на фондовом рыне. Прибыль становится более изменивой, но степенью этой изменчивости управлять становится легче.

С учетом ограниений на минимальный и максимльный рамер рычага Е.Ушаковым выведены формулы расчета допустимой величины портфелл ценных бумаг для предприятия, не являющегося институцио-нльным инвестором [2]

Финансовый рычаг ФР3 , возникающий при наличии фисированных выплат из чистой прибыли, рассмотрен нами в более ранних публикациях [3].

Таким оббаом, совокупный рычаг СР состоит из предпринимательского ПР и финансового ФР:

СР = ПР х ФР , (22)

а каждый из ни, в свою очередь, включает по три сомножителя:

ПР = ОРхЗРхМР (23)

(операционный, зарплатный и маркетинговый рычаги);

ФР = ФР1 х ФР2 х ФР3. (24)

Управление уровнем совокупного риска сводится к тому, чтобы про-

изведение эти шести сомножителей не выходило за предел интервал, определяемого по формуле (14). Теоретически значения сомножителей могут быть определены методом нелинейного программирования, однако практически достаточно контролировать выполнение условия (14) пи каждом решении, затрагивающем какую-либо часть постоянных затрат.

Таким обраом, раные аспекты дeятeунocти предприятия объединены в едином показателе, и вполне естественно, что пи этом используются универсльные денежные измерители. Согласованность решений в области человечески ресуусов, маркетинга и операций может быть достигнута через структуру затрат и определение верхни и нижни пределов риска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Финансовый менеджмент: теооия и практиа: учеб. / под ред. Е.С.Стояновой. — М.: Изд-во Перспектива, 1996. — С. 405.

2. Ушакова Н.В., Ушаков Е.А. Управление совокупным риском предприятия через инвестирование в ценные бумаги други эмитентов // Сб. трудов Межд. науч.-практич. конф. «Теория и практика антикризисного менеджмента». — Пенза, 2006. — С. 433-436.

3. Ушакова Н.В. Совокупный риск при нличии выплат из чистой прибыли // Вестни ТулГУ: Серия «Экономил и финансы». — Тула, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.