Научная статья на тему 'Управление социально - психологическим климатом на предприятиях'

Управление социально - психологическим климатом на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2710
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ / ИМИДЖЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПАНИИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И УСТАНОВКИ / SOCIO - PSYCHOLOGICAL CLIMATE MANAGEMENT / COMPANY IMAGE CHARACTERISTICS / COMPANY MANAGEMENT / BUSINESS GOALS / BUSINESS BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Л. С., Челнокова Н. Ю.

Уточняется сущность понятия социально-психологического климата, раскрываются проблемы управления им на предприятиях, приводится анализ научной литературы по данной теме. Предметом исследования является изучение управления социально-психологическим климатом на предприятиях Ивановской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Егорова Л. С., Челнокова Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio - psychological climate management on enterprises

This article is devoted to the definition of the concept of socio psychological climate and problems of its conducting and contains analysis of scientific literature. The subject of research is the investigation of the problems of conducting the socio psychological climate of the different enterprises of Ivanovo region. To achieve this purpose it's necessary to investigate the following tasks: to define the main principles, to appreciate the socio psychological climate of the enterprise with certain activity, that gives a new concept of socio psychological climate, to reveal circumstances that influence the socio psychological climate as factors of its state and production, to reveal the main problems of conducting the socio psychological climate of the enterprises of Ivanovo region.

Текст научной работы на тему «Управление социально - психологическим климатом на предприятиях»

СОЦИОЛОГИЯ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

© 2008 г. Егорова Л.С., Челнокова Н.Ю.

Ивановская государственная текстильная академия egorovals@inbox.ru Поступила в редакцию

АННОТАЦИЯ: Уточняется сущность понятия социально-психологического климата, раскрываются проблемы управления им на предприятиях, приводится анализ научной литературы по данной теме.

Предметом исследования является изучение управления социально-психологическим климатом на предприятиях Ивановской области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление социально-психологическим климатом, имиджевые характеристики компании, организационная культура, ценностные ориентации и установки, поведенческие практики

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической ситуации потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают аспекты эффективного управления социально-психологическим климатом в коллективе. Выбор руководителем оптимальных форм взаимодействия с сотрудниками и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.

Важнейшей областью пространства социальных отношений являются взаимодействия внутри трудового коллектива. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятельности, которая выражается в экономических показателях, но и отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Социально-психологический климат играет существенную роль в создании корпоративной культуры и повышении эффективности существования коллектива, объединенного общей целью.

Однако на многих предприятиях не уделяют должного внимания оценки социальнопсихологического климата, отсутствует планирование и выстраивание модели управления им с учетом миссии организации.

В настоящее время практически отсутствуют научные разработки по исследованию социально-психологического климата в коллективе несколько затормозились по сравнению с 70-80-ми годами ХХ столетия, хотя изучение социально-психологического климата

является одним из наиболее востребованных практиками направлений работы.

Представляется закономерным возрастание интереса научных исследователей и практиков к изучению социально-психологического климата и управлению им. В научных публикациях чаще рассматриваются достаточно общие вопросы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов социально-психологического климата в коллективах. Наибольшее количество исследований по этой проблематике производилось в 80-е годы ХХ века. Сейчас возникло некоторое несоответствие между запросами практиков и теоретическими разработками в области изучения социально-психологического климата. Интерес практиков к данной теме диктуется, в частности, и возросшими требованиями к человеку в его профессиональной деятельности, и усложнением взаимоотношений в коллективе, и постоянным ростом личностных притязаний сотрудников.

Социально-психологический климат это не только проблема сегодняшних социальнопсихологических сложностей корпоративной культуры организации, но одновременно и проблема решения завтрашних, перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений.

Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является одним из главных условий эффективности совместной деятельности.

В конце 50-х - начале 60-х годов было проведено значительное количество исследований по изучению отдельных параметров социально-психологического климата трудового коллектива. Тогда же впервые в отечественной науке Н.С. Мансуровым был введен термин «психологический климат» [ 1].

В научной литературе наряду с термином «социально-психологический климат», используется и ряд других (понимаемых порой как синонимы): «социально-психологическая атмосфера», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «моральнопсихологическая обстановка», «морально-психологические условия, товарищеская

обстановка». С конца 80-х годов, судя по научной литературе, более устоявшимся представляется термин «социально-психологический климат».

Однако исследованиями социально-психологического климата занимались, в основном, с психологической точки зрения, убирая из контекста его социальную природу. В

социологии таких работ значительно меньше, что, на наш взгляд, сужает область исследования и не дает комплексной оценки данного понятия.

В соответствии с точкой зрения психологов К.К. Платонова и Г.Г. Голубева, социально-психологический климат - это «важнейший компонент психологического климата группы в целом» [2]. Социологи Л.Н. Коган и Т.А. Улыбина полагают, что понятие «социально-психологический климат» является неотъемлемой составной частью более общего понятия «социальный климат». В данном случае социологи акцентируют внимание на социальном аспекте психологического климата. На наш взгляд, угол зрения социологов по изучению данной проблемы более широк.

Существует множество определений социально-психологического климата. Приведем несколько примеров: 1) «под социально-психологическим климатом подразумевается

преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношениях к общему делу» [3]; 2) «социально-психологический климат является одним из компонентов

внутренней структуры группы, от которых зависит степень активности в достижении целей» [4]; 3) «... это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние коллектива» [5].

Надо отметить, что в приведенных определениях климат рассматривается как преобладающее настроение в коллективе. Признание значимости настроя коллектива как определяющего понятия климата не случайно. Оно отражает предметную направленность эмоционального состояния коллектива и характеристику уровня социальной активности, включенность в деятельность, выступающей в нейтральной форме или в активной. Уровень социальной активности, в свою очередь, может иметь как положительную окраску -увлеченность, энтузиазм, радость, так и отрицательную - возмущение, агрессивность, депрессию и т. д.

В научных публикациях главным образом исследуется влияние социальнопсихологического климата на процессы и проблемы функционирования малой группы. Однако не менее важно понять характер функционирования самого социальнопсихологического климата Решение этой задачи позволит разработать практические технологии, выработать конкретные рекомендации и механизмы по формированию социально-психологического климата в коллективах и построить модель управления им.

Вполне очевидно, что за многообразием подходов к пониманию социальнопсихологического климата стоит видение его структуры, которой присуще наличие двух основных составляющих: отношение людей к труду и отношение людей друг к другу.

В свою очередь, отношения между людьми включают два компонента: отношения между коллегами по работе и отношения в системе руководитель-подчинения.

В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается через призму эмоционального и предметного настроя. Под предметным подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным - удовлетворенность или неудовлетворенность их восприятия.

Приведенные выше определения сформулированы в основном в 70-х годах ХХ столетия. Социально-экономические условия в настоящее время значительно изменились, поэтому, должен измениться и подход к трактовке понятия социально-психологического климата как социальной категории.

Предлагаем свое толкование социально-психологического климата: это сочетание социально-психологического состояния отношений в коллективе, характер ценностных ориентаций, взаимных ожиданий, имиджевые характеристики компании, благожелательную атмосферу, обеспечивающей всем членам коллектива условия для раскрытия своих сил и возможностей.

Отличия данного определения социально-психологического климата заключается в том, что оно подразумевает не только эмоциональное и психологическое состояние в коллективе, атмосферу отношений между его членами, но и учитывает те ценностные ориентации, убеждения, нравственные установки, которые присущи работникам организации. Кроме того, безусловно, в этом понятии учитываются имиджевые характеристики самой организации.

В результате проведенных нами исследований были определены основные положения, исходя из которых, на наш взгляд, нужно рассматривать социальнопсихологический климат в связи с выполнением организацией конкретной деятельности:

• основу формирования благоприятного социально-психологического климата составляет совпадение ценностных ориентаций и установок членов коллектива, имеющих долговременное значение. Они не сводятся только к количественным, но и характеризуются в большей степени атрибутивными (качественными) показателями;

• значимость качественных показателей более всего проявляется в критические моменты, когда основную роль играет моральный фактор;

• ценности членов коллектива определяются как динамическая система правил и норм, применяемых в группе для ее функционирования. Группа включает в себя

разнообразные психологические конструкты, такие как отношения, убеждения, нормы и правила поведения, которые могут по-разному восприниматься каждой отдельной единицей в пределах группы;

• на социально-психологический климат в настоящее время значительное влияние оказывают имиджевые характеристики фирмы и ее руководителей;

• престижность организации, работы в ней, принадлежность к успешной фирме коренным образом влияют на ценностные ориентации и установки ее сотрудников.

Выявленные нами положения позволяют по-новому подойти к рассмотрению социально-психологического климата.

Социально-психологический климат коллектива, таким образом, представляет собой нечто большее, чем просто поведенческие практики, которые наблюдаются в повседневной производственной деятельности. Климат имеет отношение к глубоко укорененным ценностям и убеждениям, которые считают важными для себя не только отдельные работники, но и вся организация в целом.

Именно такой подход позволяет нам определять, анализировать и понимать социально-психологический климат не как единый и неделимый конструкт, а в большей степени как конструкт динамичный, многогранный и многоуровневый.

Одним из главных качеств социально-психологического климата является его оптимально действующая структура, т.е. та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно выполнять свои функции, продуктивно, целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

Роль социально-психологического климата коллектива в качестве фактора его состояния и продуктивности определяется несколькими обстоятельствами:

• во-первых, социально-психологический климат коллектива является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека в организации;

• во-вторых, он является проявлением механизма обратной связи индивида со средой.

Роль социально-психологического климата коллектива как фактора существования и активности личности объясняется значимостью для человека обратной связи как с руководителем, так и с линейными сотрудниками.

Функция обратной связи реализуется в атмосфере коллектива за счет объединения информации о состоянии каждого члена коллектива, о его отношениях с окружающими, о преобладающем настрое людей.

Социально-психологический климат является также фактором, определяющим любой вид деятельности коллектива. При этом преобладающий настрой той или иной группы людей определяет собой не только меру включенности каждого индивида в деятельность, но и характер ее направленности, ее эффективность. От настроя людей, от социальнопсихологического состояния зависит производительность труда, не только количество, но и качество продукции.

Одним из наиболее очевидных проявлений благоприятной атмосферы, способствующей продуктивности совместной деятельности людей, является взаимное внимание, расположение, симпатия.

Попытки кардинального изменения социально-психологического климата без перемен в персональном поведении отдельных членов коллектива абсолютно тщетны. Статус социально-психологического климата во многом зависит от поступков сотрудников, соответствующих производимой трансформации и подтверждающих новые культурные ценности. Поэтому управление социально-психологическим климатом предполагает также и выработку стратегии ее достижения и плана действий по осуществлению изменений. Однако без налаженного процесса перемен персонального характера, без желания людей перейти на новые модели поведения, без демонстрации организацией новых элементов управленческой компетенции фундаментально социально-психологический климат не изменится.

Управлять социально-психологическим климатом - это значит управлять человеком в коллективе, его отношениями с людьми, создавать для каждого благоприятные условия на работе и в быту, воздействовать на факторы, которые этот климат формируют. К числу основных из них можно отнести:

• улучшение условий труда;

• совершенствование организационной структуры предприятия и стиля управления руководителя;

• постоянный анализ «узких мест» в социально-психологической сфере организации (напряженность, конфликтные ситуации);

• совершенствование кадровой политики, дающей возможность большинству членов коллектива продвигаться по службе;

• изменение личного поведения в сфере профессиональных навыков и компетенции менеджеров;

• выработка методов по изменению индивидуальной культуры членов коллектива;

• разработка имиджевой концепции организации.

Особая значимость управления климатом в системе условий профессиональной деятельности определяется, во-первых, тем, что социально-психологический климат характеризует ближайшие, непосредственные условия этой жизнедеятельности, во-вторых, тем, что он характеризует не столько внешние по отношению к человеку, сколько внутренние, социально-психологические аспекты этой среды и, конечно, результаты его производственной деятельности.

При оказании консалтинговых услуг на ряде предприятий холдингового типа Ивановской области нами были выявлены основные проблемы, характеризующие состояние социально-психологического климата в коллективах:

1. недостатки в организации производства;

2. нарушение отлаженности информационных потоков;

3. неэффективная система мотивации;

4. несоблюдение деловой этики в общении;

5. отсутствие контроля за доведением информации до исполнителей;

6. неверно выбранный стиль руководства.

На основании проведенных исследований мы можем говорить о серьезных проблемах в управлении социально-психологическим климатом на исследуемых предприятиях, которые препятствуют полнокровной реализации группового потенциала сотрудников. Руководители недостаточно используют методы социального управления, конфликтологии, повышения сплоченности группы с учетом психологической совместимости работников. На предприятиях не проводится мониторинг взаимоотношений в коллективе, что снижает эффективность управления социально-психологическим климатом в организации.

Учет выявленных проблем в состоянии социально-психологического климата и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно повысить эффективность деятельности данных предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мансуров Н.С. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль: Изд-во Ярославского университета. 1966 - 13 с.

2. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Наука. 1977 - 185 с.

3. Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 1978 - 183 с.

4. Парыгин Б.Д. Социально - психологический климат коллектива. Пути и методы его изучения / Под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука. 1981 - 192 с.

5. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Издание 2-е доп. М., «Медицина», 1979 - 264 с.

SPISOK LITERATURY

1. Mansurov N.S. Voprosy psihologii truda, trudovogo obuchenija i vospitanija. Jaroslavl': Izd-vo Jaroslavskogo universiteta. 1966 - 13 s.

2. Platonov K.K., Golubev G.G. Psihologija. M.: Nauka. 1977 - 185 s.

3. Parygin B.D. Social'no - psihologicheskij klimat kollektiva. Puti i metody ego izuchenija / Pod red. V.A. Jadova. - L.: Nauka. 1981 - 192 s.

4. Platonov K.K. Voprosy psihologii truda. Izdanie 2-e dop. M., «Medicina», 1979 -

264 s.

5. Lutoshkin A.N. Psihologicheskij klimat pervichnogo proizvodstvennogo kollektiva. Kostroma, 1978 - 183 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.