СОЦИОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
© 2008 г. Егорова Л.С., Челнокова Н.Ю.
Ивановская государственная текстильная академия [email protected] Поступила в редакцию
АННОТАЦИЯ: Уточняется сущность понятия социально-психологического климата, раскрываются проблемы управления им на предприятиях, приводится анализ научной литературы по данной теме.
Предметом исследования является изучение управления социально-психологическим климатом на предприятиях Ивановской области.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: управление социально-психологическим климатом, имиджевые характеристики компании, организационная культура, ценностные ориентации и установки, поведенческие практики
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической ситуации потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Расширился спектр управленческих проблем, в котором особую актуальность и значимость приобретают аспекты эффективного управления социально-психологическим климатом в коллективе. Выбор руководителем оптимальных форм взаимодействия с сотрудниками и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.
Важнейшей областью пространства социальных отношений являются взаимодействия внутри трудового коллектива. От социально-психологической атмосферы в коллективе, специфики организационной культуры во многом зависит не только эффективность совместной деятельности, которая выражается в экономических показателях, но и отношение сотрудников к своей работе, эмоциональный настрой и, в конечном итоге, удовлетворенность работой. Социально-психологический климат играет существенную роль в создании корпоративной культуры и повышении эффективности существования коллектива, объединенного общей целью.
Однако на многих предприятиях не уделяют должного внимания оценки социальнопсихологического климата, отсутствует планирование и выстраивание модели управления им с учетом миссии организации.
В настоящее время практически отсутствуют научные разработки по исследованию социально-психологического климата в коллективе несколько затормозились по сравнению с 70-80-ми годами ХХ столетия, хотя изучение социально-психологического климата
является одним из наиболее востребованных практиками направлений работы.
Представляется закономерным возрастание интереса научных исследователей и практиков к изучению социально-психологического климата и управлению им. В научных публикациях чаще рассматриваются достаточно общие вопросы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов социально-психологического климата в коллективах. Наибольшее количество исследований по этой проблематике производилось в 80-е годы ХХ века. Сейчас возникло некоторое несоответствие между запросами практиков и теоретическими разработками в области изучения социально-психологического климата. Интерес практиков к данной теме диктуется, в частности, и возросшими требованиями к человеку в его профессиональной деятельности, и усложнением взаимоотношений в коллективе, и постоянным ростом личностных притязаний сотрудников.
Социально-психологический климат это не только проблема сегодняшних социальнопсихологических сложностей корпоративной культуры организации, но одновременно и проблема решения завтрашних, перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений.
Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является одним из главных условий эффективности совместной деятельности.
В конце 50-х - начале 60-х годов было проведено значительное количество исследований по изучению отдельных параметров социально-психологического климата трудового коллектива. Тогда же впервые в отечественной науке Н.С. Мансуровым был введен термин «психологический климат» [ 1].
В научной литературе наряду с термином «социально-психологический климат», используется и ряд других (понимаемых порой как синонимы): «социально-психологическая атмосфера», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «моральнопсихологическая обстановка», «морально-психологические условия, товарищеская
обстановка». С конца 80-х годов, судя по научной литературе, более устоявшимся представляется термин «социально-психологический климат».
Однако исследованиями социально-психологического климата занимались, в основном, с психологической точки зрения, убирая из контекста его социальную природу. В
социологии таких работ значительно меньше, что, на наш взгляд, сужает область исследования и не дает комплексной оценки данного понятия.
В соответствии с точкой зрения психологов К.К. Платонова и Г.Г. Голубева, социально-психологический климат - это «важнейший компонент психологического климата группы в целом» [2]. Социологи Л.Н. Коган и Т.А. Улыбина полагают, что понятие «социально-психологический климат» является неотъемлемой составной частью более общего понятия «социальный климат». В данном случае социологи акцентируют внимание на социальном аспекте психологического климата. На наш взгляд, угол зрения социологов по изучению данной проблемы более широк.
Существует множество определений социально-психологического климата. Приведем несколько примеров: 1) «под социально-психологическим климатом подразумевается
преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношениях к общему делу» [3]; 2) «социально-психологический климат является одним из компонентов
внутренней структуры группы, от которых зависит степень активности в достижении целей» [4]; 3) «... это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние коллектива» [5].
Надо отметить, что в приведенных определениях климат рассматривается как преобладающее настроение в коллективе. Признание значимости настроя коллектива как определяющего понятия климата не случайно. Оно отражает предметную направленность эмоционального состояния коллектива и характеристику уровня социальной активности, включенность в деятельность, выступающей в нейтральной форме или в активной. Уровень социальной активности, в свою очередь, может иметь как положительную окраску -увлеченность, энтузиазм, радость, так и отрицательную - возмущение, агрессивность, депрессию и т. д.
В научных публикациях главным образом исследуется влияние социальнопсихологического климата на процессы и проблемы функционирования малой группы. Однако не менее важно понять характер функционирования самого социальнопсихологического климата Решение этой задачи позволит разработать практические технологии, выработать конкретные рекомендации и механизмы по формированию социально-психологического климата в коллективах и построить модель управления им.
Вполне очевидно, что за многообразием подходов к пониманию социальнопсихологического климата стоит видение его структуры, которой присуще наличие двух основных составляющих: отношение людей к труду и отношение людей друг к другу.
В свою очередь, отношения между людьми включают два компонента: отношения между коллегами по работе и отношения в системе руководитель-подчинения.
В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается через призму эмоционального и предметного настроя. Под предметным подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным - удовлетворенность или неудовлетворенность их восприятия.
Приведенные выше определения сформулированы в основном в 70-х годах ХХ столетия. Социально-экономические условия в настоящее время значительно изменились, поэтому, должен измениться и подход к трактовке понятия социально-психологического климата как социальной категории.
Предлагаем свое толкование социально-психологического климата: это сочетание социально-психологического состояния отношений в коллективе, характер ценностных ориентаций, взаимных ожиданий, имиджевые характеристики компании, благожелательную атмосферу, обеспечивающей всем членам коллектива условия для раскрытия своих сил и возможностей.
Отличия данного определения социально-психологического климата заключается в том, что оно подразумевает не только эмоциональное и психологическое состояние в коллективе, атмосферу отношений между его членами, но и учитывает те ценностные ориентации, убеждения, нравственные установки, которые присущи работникам организации. Кроме того, безусловно, в этом понятии учитываются имиджевые характеристики самой организации.
В результате проведенных нами исследований были определены основные положения, исходя из которых, на наш взгляд, нужно рассматривать социальнопсихологический климат в связи с выполнением организацией конкретной деятельности:
• основу формирования благоприятного социально-психологического климата составляет совпадение ценностных ориентаций и установок членов коллектива, имеющих долговременное значение. Они не сводятся только к количественным, но и характеризуются в большей степени атрибутивными (качественными) показателями;
• значимость качественных показателей более всего проявляется в критические моменты, когда основную роль играет моральный фактор;
• ценности членов коллектива определяются как динамическая система правил и норм, применяемых в группе для ее функционирования. Группа включает в себя
разнообразные психологические конструкты, такие как отношения, убеждения, нормы и правила поведения, которые могут по-разному восприниматься каждой отдельной единицей в пределах группы;
• на социально-психологический климат в настоящее время значительное влияние оказывают имиджевые характеристики фирмы и ее руководителей;
• престижность организации, работы в ней, принадлежность к успешной фирме коренным образом влияют на ценностные ориентации и установки ее сотрудников.
Выявленные нами положения позволяют по-новому подойти к рассмотрению социально-психологического климата.
Социально-психологический климат коллектива, таким образом, представляет собой нечто большее, чем просто поведенческие практики, которые наблюдаются в повседневной производственной деятельности. Климат имеет отношение к глубоко укорененным ценностям и убеждениям, которые считают важными для себя не только отдельные работники, но и вся организация в целом.
Именно такой подход позволяет нам определять, анализировать и понимать социально-психологический климат не как единый и неделимый конструкт, а в большей степени как конструкт динамичный, многогранный и многоуровневый.
Одним из главных качеств социально-психологического климата является его оптимально действующая структура, т.е. та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно выполнять свои функции, продуктивно, целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников.
Роль социально-психологического климата коллектива в качестве фактора его состояния и продуктивности определяется несколькими обстоятельствами:
• во-первых, социально-психологический климат коллектива является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека в организации;
• во-вторых, он является проявлением механизма обратной связи индивида со средой.
Роль социально-психологического климата коллектива как фактора существования и активности личности объясняется значимостью для человека обратной связи как с руководителем, так и с линейными сотрудниками.
Функция обратной связи реализуется в атмосфере коллектива за счет объединения информации о состоянии каждого члена коллектива, о его отношениях с окружающими, о преобладающем настрое людей.
Социально-психологический климат является также фактором, определяющим любой вид деятельности коллектива. При этом преобладающий настрой той или иной группы людей определяет собой не только меру включенности каждого индивида в деятельность, но и характер ее направленности, ее эффективность. От настроя людей, от социальнопсихологического состояния зависит производительность труда, не только количество, но и качество продукции.
Одним из наиболее очевидных проявлений благоприятной атмосферы, способствующей продуктивности совместной деятельности людей, является взаимное внимание, расположение, симпатия.
Попытки кардинального изменения социально-психологического климата без перемен в персональном поведении отдельных членов коллектива абсолютно тщетны. Статус социально-психологического климата во многом зависит от поступков сотрудников, соответствующих производимой трансформации и подтверждающих новые культурные ценности. Поэтому управление социально-психологическим климатом предполагает также и выработку стратегии ее достижения и плана действий по осуществлению изменений. Однако без налаженного процесса перемен персонального характера, без желания людей перейти на новые модели поведения, без демонстрации организацией новых элементов управленческой компетенции фундаментально социально-психологический климат не изменится.
Управлять социально-психологическим климатом - это значит управлять человеком в коллективе, его отношениями с людьми, создавать для каждого благоприятные условия на работе и в быту, воздействовать на факторы, которые этот климат формируют. К числу основных из них можно отнести:
• улучшение условий труда;
• совершенствование организационной структуры предприятия и стиля управления руководителя;
• постоянный анализ «узких мест» в социально-психологической сфере организации (напряженность, конфликтные ситуации);
• совершенствование кадровой политики, дающей возможность большинству членов коллектива продвигаться по службе;
• изменение личного поведения в сфере профессиональных навыков и компетенции менеджеров;
• выработка методов по изменению индивидуальной культуры членов коллектива;
• разработка имиджевой концепции организации.
Особая значимость управления климатом в системе условий профессиональной деятельности определяется, во-первых, тем, что социально-психологический климат характеризует ближайшие, непосредственные условия этой жизнедеятельности, во-вторых, тем, что он характеризует не столько внешние по отношению к человеку, сколько внутренние, социально-психологические аспекты этой среды и, конечно, результаты его производственной деятельности.
При оказании консалтинговых услуг на ряде предприятий холдингового типа Ивановской области нами были выявлены основные проблемы, характеризующие состояние социально-психологического климата в коллективах:
1. недостатки в организации производства;
2. нарушение отлаженности информационных потоков;
3. неэффективная система мотивации;
4. несоблюдение деловой этики в общении;
5. отсутствие контроля за доведением информации до исполнителей;
6. неверно выбранный стиль руководства.
На основании проведенных исследований мы можем говорить о серьезных проблемах в управлении социально-психологическим климатом на исследуемых предприятиях, которые препятствуют полнокровной реализации группового потенциала сотрудников. Руководители недостаточно используют методы социального управления, конфликтологии, повышения сплоченности группы с учетом психологической совместимости работников. На предприятиях не проводится мониторинг взаимоотношений в коллективе, что снижает эффективность управления социально-психологическим климатом в организации.
Учет выявленных проблем в состоянии социально-психологического климата и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно повысить эффективность деятельности данных предприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мансуров Н.С. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль: Изд-во Ярославского университета. 1966 - 13 с.
2. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Наука. 1977 - 185 с.
3. Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 1978 - 183 с.
4. Парыгин Б.Д. Социально - психологический климат коллектива. Пути и методы его изучения / Под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука. 1981 - 192 с.
5. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Издание 2-е доп. М., «Медицина», 1979 - 264 с.
SPISOK LITERATURY
1. Mansurov N.S. Voprosy psihologii truda, trudovogo obuchenija i vospitanija. Jaroslavl': Izd-vo Jaroslavskogo universiteta. 1966 - 13 s.
2. Platonov K.K., Golubev G.G. Psihologija. M.: Nauka. 1977 - 185 s.
3. Parygin B.D. Social'no - psihologicheskij klimat kollektiva. Puti i metody ego izuchenija / Pod red. V.A. Jadova. - L.: Nauka. 1981 - 192 s.
4. Platonov K.K. Voprosy psihologii truda. Izdanie 2-e dop. M., «Medicina», 1979 -
264 s.
5. Lutoshkin A.N. Psihologicheskij klimat pervichnogo proizvodstvennogo kollektiva. Kostroma, 1978 - 183 s.