Научная статья на тему 'Управление системой профессионального продвижения руководителей в организациях сферы школьного образования'

Управление системой профессионального продвижения руководителей в организациях сферы школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдаков А.Г.

Вхождение России в мировое образовательное пространство и принятие Болонской конвенции не только существенно меняют требования к основному гаранту повышения качества образования педагогу, но и предполагают наличие у руководителей школ развитого профессионального мышления, которое реализуется в его способности принимать стратегические управленческие решения, нести личную ответственность за их последствия, выбирать оптимальную технологию управления конкретной школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление системой профессионального продвижения руководителей в организациях сферы школьного образования»

кнут и пряник для учителя

управление системой

профессионального продвижения

руководителей в организациях

сферы школьного образования

Вхождение России в мировое образовательное пространство и принятие Болонской конвенции не только существенно меняют требования к основному гаранту повышения качества образования - педагогу, но и предполагают наличие у руководителей школ развитого профессионального мышления, которое реализуется в его способности принимать стратегические управленческие решения, нести личную ответственность за их последствия, выбирать оптимальную технологию управления конкретной школой.

Возросшая автономность и самостоятельность образовательных учреждений, а также перевод управления на научную основу требует от руководителя решения довольно специфических задач. Среди них можно выделить масштабное видение проблем; поиск альтернативных путей их решения с учетом долгосрочных перспектив; определение наиболее важных (первоочередных) проблем; выбор методов их анализа, принятия компетентного (стратегического, тактического, оперативного) решения; умения прослеживать последствия принятых решений с точки зрения гуманистических ценностей.

В этих условиях востребованными становятся руководители (директор школы, его заместители), способные создавать индивидуальную управленческую концепцию, выбирать оптимальную технологию управления конкретной школой на научной основе. Реализация данных задач предполагает наличие у руководителей образовательных учреждений развитого профессионального

ЮдаковА.Г.

аспирант

Пензенского

государственного

университета

архитектуры

и строительства,

ассистент кафедры

экономики и

менеджмента

Стерлитамакской

государственной

педагогической

академии

человеческ

остребованными

_становятся

_руководители

школ, способные

_создавать

индивидуальную _управленческую _концепцию

мышления, которое, прежде всего, характеризуется умением принимать стратегические решения, разрабатывать тактику и осуществлять оперативную деятельность по их реализации.

Во многом обеспечение указанных выше требований возможно при создании в учебном заведении эффективной системы профессионального продвижения управленческих кадров. Ведь профессиональное продвижение предполагает перемещение человека в пространстве организационных позиций, предполагающее последовательную смену функций, статуса, социально-экономического положения, успешное продвижение по ступеням профессиональной, социальной, олжностной, имущественной или иной рархии.

д системой служебно-профессионально-продвижения понимается совокупность едств и методов должностного продвиже-я персонала, применяемых в различных ганизациях, в том числе и образовательных.

Формирование системы служебно-професси-онального продвижения руководителей способствует повышению степени удовлетворенности работой в целом, а также мотивации и стимулированию производительности труда, снижению издержек на найм, оценку, подбор и расстановку персонала, текучести управленческих кадров. Все это способствует развитию профессионального опыта образовательного учреждения, содействует повышению его гибкости, адаптивности в современных условиях с растущей сложностью в содержании и разделении труда, что само по себе уже является ростом.

Для повышения эффективности управления системой профессионального продвижения руководителей в школах необходимо разработать

• модель системы управления профессиональным продвижением руководителей государственных общеобразовательных учреждений,

_креативна

ивная экономика, 2008, № 8

• механизмы управления системой профессионального продвижения руководителей школ,

• функции и принципы управления системой профессионального продвижения руководителей государственных общеобразовательных учреждений.

Модель системы управления профессиональным продвижением руководителей школ разработана на основе требований государственных образовательных стандартов, потребностей самих руководителей школ, системы ценностей и миссии образовательного учреждения. Она является системообразующей основой и точкой отсчета при системном проектировании учебного процесса, которая создается для руководителей школ с целью удовлетворения их потребностей и развития у них теоретических, методических и практических знаний, умений и навыков управления образовательным учреждением. При построении модели системы управления профессиональной карьерой руководителей в государственных общеобразовательных учреждениях применяется системный подход к управленческой и педагогической деятельности.

Модель системы управления профессиональной карьерой руководителей школ не может быть статичной системой. Она должна постоянно развиваться, корректироваться, уточняться по мере решений и выдвижения, новых задач.

Система профессионального продвижения руководителей государственных общеобразовательных учреждений как объект управления модели, включает в себя три основных составляющих - обучение, переподготовку и повышение квалификации. Субъекты управления выступают на трех уровнях. Система профессионального продвижения руководителей государственных общеобразовательных учреждений регулируется министерствами и ведомствами (Минобрнауки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерства образования субъектов РФ), государственными общеобразовательными

эффективность управленческой деятельности определяется в первую очередь высоким уровнем развития общих способностей личности

' ресУрсы

и п

процесс

формирования

_личности

—руководителя

требует

длительного

времени

учреждениями и непосредственно управленческим персоналом школы с помощью механизмов управления. На уровне министерств и ведомств разрабатываются требования к программам подготовки и повышения квалификации, а также к аттестации руководящих педагогических работников. Внутришкольными механизмами управления системой профессионального продвижения руководителей являются такие виды деятельности как работа с кадровым резервом, стажировка, ротация кадров. На уровне личности отдельно взятого руководителя особая роль в плане профессионального развития и продвижения принадлежит самоподготовке и самообучению. езультативными показателями для оценки ективности функционирования системы ессионального продвижения руководи-лей государственных общеобразователь-.1х учреждений являются такие параметры как сокращение периода адаптации руководителей, развитие управленческих кадров, повышение профессиональной мобильности персонала, мотивации, удовлетворенности трудом, снижение текучести кадров, рост производительности труда и другие. Таким образом, построение модели позволяет в самом общем виде вычленить определенные компоненты, и, приведя их в функциональное взаимодействие, обеспечить наилучший, оптимальный вариант достижения цели, которая заключается, в нашем случае, в формировании эффективной системы профессионального продвижения управленческих кадров государственных общеобразовательных учреждений. Система профессионального продвижения руководителей может быть эффективной лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом, работой с резервом на руководящие должности, программами развития персонала, аттестацией и стажировкой персонала, ротацией и самоподготовкой, то есть с механизмами управления.

ативная экономика, 2008, № 8

креативная

Эффективность управленческой деятельности определяется в первую очередь высоким уровнем развития общих способностей личности. Специфические способности рассматриваются как качества личности, профессиональные знания и умения. Качества и способности взаимосвязаны: профессионализм руководителя есть результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Процесс формирования личности руководителя требует длительного времени, предполагает скопление соответствующего опыта. Поэтому стажировка является механизмом, который способствует усвоению теоретических основ содержания обучения. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Работа с кадровым резервом является механизмом, который дает возможность спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Она требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников. Главными целями работы с кадровым резервом должны стать:

• обеспечение организационной структуры персоналом, профессионально подготовленным к выполнению задач,

• рациональное управление профессиональным опытом персонала - важнейшим и ценнейшим капиталом любой организации,

• создание таких должностных структур, которые отражали и создавали бы возможности для реализации достигнутого опыта персонала и тем самым обеспечивали бы благоприятные условия для реализации творческого потенциала человека и его карьерного роста.

В заключение следует отметить, что ведущая роль в решении профессиональных задач развития и функционирования современных школ принадлежит их руководителям,

особая роль в плане

профессионального развития и продвижения принадлежит самоподготовке и самообучению

человеческие ресурсы__

_ведущая

_роль в решении

профессиональных

_задач

_развития и

функционирования ..современных школ

_принадлежит

.их руководителям

а модернизация российского образования усложняет характер задач, стоящих перед образовательными учреждениями, обусловливает цель и содержание управленческой деятельности, изменяет роль современных руководителей учреждений системы образования.

Литература

1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001. - 119 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

3. Казакова Е.В. Повышение квалификации руководителей сельских школ в условиях модернизации системы образования [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чебоксары, 2004. - 278 с.

4. Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - С. 25-27.

5. Лазарев В.С. Системное развитие школы. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -304 с.

6. Лапшенков В.В. Формирование системы слу-жебно-профессионального продвижения персонала организации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва: Гос. университет управления, 2004. - 152 с.

7. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгасс, 2000. - 272 с.

8. Перминова Л., Шарай Н. Какого руководителя ждет российское образование // Вестник высшей школы. - 2006. - №7. - С. 7-11.

9. Поташник М.М. Управление современной школой: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 2001. - 247 с.

креативная экономика, 2008, № 8

I 08—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.