Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАРТАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА)'

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАРТАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречущева Т.В., Анохина И.В.

В статье авторы представляют свой опыт проведения в Карталинском муниципальном районе оценки муниципальных управленческих механизмов как инструмента самообследования системы образования на муниципальном уровне. Особое внимание уделяется рассмотрению системы профессионального развития педагога как одному из важнейших условий модернизации образования. Рассмотрены все компоненты управленческого цикла, обобщены данные о характере и примерной формулировке /содержании документов муниципального уровня. В заключении авторами обозначены выявленные проблемы, а также управленческие решения по результатам самообследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гречущева Т.В., Анохина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE SYSTEM MANAGEMENT OF PEDAGOGICAL WORKERS PROFESSIONAL DEVELOPMENT (FROM THE EXPERIENCE OF KARTALY MUNICIPAL DISTRICT WORK)

In the article the authors present their experience of holding municipal managing assessing mechanisms as an instrument of self-examination of education system on the municipal level in Kartaly municipal district. The special attention is paid to consideration of teacher's professional development system as one of the most important conditions of education modernization. All of the components of managing cycle are observed, data on characteristic and approximate de nition/content of documents of municipal level is generalized. In the conclusion the authors de ne identi ed problems and also managing solutions according to the results of self-examination.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАРТАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА)»

УДК 371.13

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАРТАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА)

Т.В. Гречущева, И.В. Анохина

В статье авторы представляют свой опыт проведения в Карталинском муниципальном районе оценки муниципальных управленческих механизмов как инструмента самообследования системы образования на муниципальном уровне. Особое внимание уделяется рассмотрению системы профессионального развития педагога как одному из важнейших условий модернизации образования. Рассмотрены все компоненты управленческого цикла, обобщены данные о характере и примерной формулировке/содержании документов муниципального уровня. В заключении авторами обозначены выявленные проблемы, а также управленческие решения по результатам самообследования.

Ключевые слова: муниципальная образовательная система, педагог, профессиональное развитие, управление, управленческий цикл

В настоящее время достаточно прицельно уделяется внимание профессиональному развитию специалистов любой сферы жизни. Профессиональное развитие в психологии рассматривается как происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков [8]. В современном и быстро развивающемся мире невозможно стать профессионалом сразу и одномоментно. Чтобы оставаться востребованным, конкурентным и высокооплачиваемым специалистом на рынке труда, необходимо постоянное и непрерывное профессиональное развитие. И относится это ко всем сферам деятельности.

Профессиональное развитие педагога является важной составляющей последипломного образования; это главный фактор обрат-

ной связи в управлении качеством образования. От профессионального уровня учителя зависит качество знаний учеников, а значит зависит и социально-экономическое, духовное развитие общества. Современное образование нуждается в творческих и инициативных педагогах, способных к профессиональному развитию, эффективным способам педагогической деятельности. Повышение профессионального уровня педагогов является главным условием модернизации образования.

В настоящее время актуальным в системе образования можно считать следующее определение профессионального развития - «процесс непрерывного профессионального (педагогического) образования, достижение более высокого уровня готовности к успешному решению профессиональных задач, обусловленных изменениями в организации педагогической деятельности в соответствии с нормами профессиональных стандартов» [4].

Современные запросы государства, общества, семьи к профессиональной деятельности педагогических работников повышают и требования к компетентности (уровню их знаний, умений, трудовых действий и профессиональных компетенций) и, в конечном итоге, желаемому образу профессионального мастерства педагога. Так, например, в сфере оценки качества образования увеличение оценочных процедур неминуемо влечет за собой совершенствование/развитие таких компетенций у педагога как нормативно-правовые, предметные, методические, коммуникативные, психолого-педагогические, информационно-коммуникационные, аналитические и, наконец, оценочные [1].

Говоря про профессиональные компетенции, мы понимаем под ними совокупность знаний, навыков и практического опыта, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности [2]. Педаго-

гическое же мастерство целесообразно рассматривать как «комплекс профессиональных компетенций педагогического работника, подтвержденный достижением высокого уровня результатов профессиональной педагогической деятельности» [7].

На наш взгляд, именно интеграция систем методической работы и дополнительного профессионального образования на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и институциональном) и должна быть нацелена на комплексное профессиональное развитие педагогических и руководящих работников [5]. Значительным ресурсом для обеспечения развития профессионального мастерства педагогических работников на муниципальном уровне является муниципальная методическая служба.

Деятельность муниципальной методической службы направлена на создание условий для профессионального роста всех категорий работников образования; формирование системы адресного повышения квалификации управленческих и педагогических работников; создание и развитие сети муниципальных инновационных площадок, ресурсных центров, направленных на решение приоритетных задач развития образования; выстраивание сетевого взаимодействия между образовательными организациями, учреждениями культуры и спорта, среднего и высшего профессионального образования и иными организациями региона с целью привлечения их ресурсов для решения задач муниципальной образовательной системы; создание системы наставничества; привлечение педагогов к работе профессиональных методических объединений [9].

Сопровождением профессионального развития педагогических и управленческих кадров в Карталинском муниципальном районе занимается методическая служба Муниципальное учреждение «Центр развития образования». Мы понимаем, что работа по обеспечению профессионального развития педагогов требует систематического обновления, оценки, анализа и интерпретации результатов, принятия управленческих решений и, в

последствии, оценки эффективности принятых мер. Иными словами, система должна быть целостной и управляемой. Значимой процедурой в этом направлении явилась проведенная в период июнь-август 2021 года оценка муниципальных управленческих механизмов (далее - МУМ) согласно актуальным механизмам управления качеством образования [3]. Заполнение предложенных форм можно смело назвать самообследованием, которое позволяет получить данные о состоянии системы образования на муниципальном уровне, выявить проблемные зоны и принять управленческие решения по дальнейшему совершенствованию механизмов управления качеством образования, в том числе по системе обеспечения профессионального развития педагогов.

Использование методических рекомендаций по организации и проведению оценки МУМ способствовало представлению документов в соответствии с полным управленческим циклом, необходимости обновления концептуальных документов, внесению изменений в организационные и содержательные механизмы.

В данной статье предлагается рассмотреть каждый компонент управленческого цикла, обобщив данные о характере и примерной формулировке/содержании документов муниципального уровня, которыми он представлен; обозначить выявленные проблемы, а также планируемые или принятые управленческие решения по результатам самообследования в рамках оценки механизмов управления качеством образования.

Управленческий цикл представляет собой систему поэтапно выполняемых действий, закрепленных в соответствующих документах, направленную на выявление дефицитов при помощи конкретных инструментов, а также их устранение при помощи конкретных мер, разработанных на основе этих дефицитов. В структуру управленческого цикла входит 3 блока: концептуальный, процессуальный и управленческий. Концептуальный блок включает цели, показатели и методы сбора и обра-

ботки информации. Процессуальный блок представлен мониторингом показателей, анализом результатов мониторинга и адресными рекомендациями. В состав же управленческого блока входят меры, мероприятия, управленческие решения и анализ эффективности принятых мер [3].

Рассматривая систему профессионального развития педагога, представленную в Карта-линском муниципальном районе, можно отметить следующие документы, входящие в состав каждого блока.

Целевой блок представлен следующими концептуальными документами: Положение о муниципальной системе оценки качества общего образования в Карталинском муниципальном районе, Дорожная карта по реализации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Карталинском районе в 2020-2022 годах, Положение о районных методических объединениях руководящих и педагогических работников, муниципальная программа «Развитие образования в Карталинском муниципальном районе на 2019-2021г.г.», Положение о сетевом взаимодействии образовательных организаций в системе образования Карталинского муниципального района, Положение о Ресурсных центрах на базе образовательных организаций Карталинского муниципального района.

Хотелось бы отметить, что показатели системы обеспечения профессионального развития педагогических работников утверждены в Положении о муниципальной системе оценки качества образования (далее - Положение о МСОКО) и в Дорожной карте по реализации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Карталинском районе в 2020-2022 годах».

Методы сбора и обработки информации также представлены в Положении о МСОКО, приказах Управления образования «Об использовании данных информационных систем» и «Об участии общеобразовательных организаций Карталинского муниципального района в проведении исследования потребностей педагогических работников в профессиональном развитии в 2021 году».

Компоненты управленческого цикла, входящие в целевой блок и представленные в полном объеме, по результатам оценки МУМ, были оценены в максимальное количество баллов. Но работа муниципальной команды в межмуниципальной проектной группе образовательной агломерации по совершенствованию муниципальных систем оценки качества образования [6] навела на мысль о необходимости внесения изменений в Положение о МСОКО: были разработаны технологические карты по каждой системе управленческого механизма, которые вошли в приложение к Положению о МСОКО.

Кроме того, не смотря на 100-процентное достижение показателя по целевому блоку, принято решение о разработке муниципального Положения о системе обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических работников в связи с утверждением в июне 2021 года региональной Концепции системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области. Также в соответствии с новым документом необходима корректировка целей и задач в Положении о МСОКО.

По процессуальному блоку в нашем муниципалитете в результате мониторинга был выявлен ряд проблемных зон. Так, по компоненту «Мониторинг показателей» не удалось набрать максимальное количество баллов из-за отсутствия сведений об использовании результатов мониторинга показателей, поэтому на данный момент принято решение при разработке приказа о проведении мониторинга показателей указывать сведения об использовании результатов мониторинга, а также организовать проведение мониторинга по выявлению кадровых потребностей в образовательных организациях.

По компоненту «Анализ результатов мониторинга» представлены письма о направлении информационно-аналитических материалов по результатам проведенных мониторингов. Но отсутствие анализа результатов по учету педагогических работников, прошедших

диагностику профессиональных дефицитов предметных компетенций, по выявлению кадровых потребностей в образовательной организации не позволило достичь максимального количества баллов. В соответствии с выявленной проблемой решено использовать информационно-аналитические материалы по результатам диагностики профессиональных дефицитов предметных компетенций, подготовленные областным государственным бюджетным учреждением «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» и проанализировать результаты мониторинга по выявлению кадровых потребностей в образовательных организациях.

Компонент «Адресные рекомендации по результатам мониторинга» оценен экспертами в 6 баллов (67%), т.к. не были представлены методические и иных материалы, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей. По результатам оценки было принято решение разработать методические материалы с учетом анализа результатов мониторинга показателей, адресные рекомендации по использованию успешных практик и разместить их на сайте Управления образования и МУ «Центр развития образования».

Блок мер и мероприятий не вызвал затруднений, т.к. это самый разработанный управленческий компонент, все позиции подтверждены приказами о проведении мероприятий, дорожной картой с перечнем мероприятий и планами по оказанию методической поддержки определенной категории педагогов.

Представленные приказы Управления образования об итогах проведенных мероприятий с указанием сведений об ответственных и участниках, итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования Карталинского муниципального района и итоговый анализ деятельности МУ «Центр развития образования» позволили получить максимальное количество баллов по компонентам «управленческие решения» и «анализ эффективности принятых мер». Однако по данным компонентам решено оформлять управленческие решения в форме протоколов Координационного совета Управления образования и методического совета «Центра развития образования».

Степень сформированности и эффективность функционирования муниципальных механизмов управления качеством образования определяется по уровням: критический (0-34%), достаточный (35-80%), высокий (81-100%). По результатам мониторинга направление «Система обеспечения профессионального развития педагогических работников» оценено на 86%, что соответствует высокому уровню сформированности механизма управления системой обеспечения профессионального развития. Мы понимаем, что попадание в «зеленую зону» еще не является свидетельством сформированности единой, целостной системы; более того, на это указывают те позиции и параметры оценивания, которые стали «белыми пятнами», требующими либо доработки, либо полной содержательной проработки (таблица 1).

Таблица 1

Результаты мониторинга МУМ по системе обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческие решения

Компоненты управленческого цикла Результат, % Выявленные проблемы Управленческие решения

Цели 100 Внесение изменений в муниципальные нормативные документы (приказ УО № 129 от 28.05.2021 «Об утверждении Положения о муниципальной оценке качества общего образования», Приказ УО № 156/1 от 29.09.2020г. "Об утверждении "Дорожной карты" по реализации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Карталинском районе в 2020-2022 годах") (корректировка целей и задач). Разработка Положения о системе сопровождения профессионального развития педагогических работников в соответствии с региональной Концепцией системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области

Показатели 100 Корректировка показателей, в том числе по выявлению кадровых потребностей в ОО

Методы сбора и обработки результатов 100 Использование данных региональной технологической (цифровой) платформы сопровождения профессионального развития педагогических работников

Мониторинг показателей 67 Отсутствие сведений об использовании результатов мониторинга показателей При разработке приказа о проведении мониторинга показателей указывать сведения об использовании результатов мониторинга. Организация и проведенре мониторинга по выявлению кадровых потребностей в ОО

Анализ результатов мониторинга 60 Отсутствие анализа результатов по учету педагогических работников, прошедших диагностику профессиональных дефицитов предметных компетенций, по выявлению кадровых Использование информационно-аналитических материалов по результатам диагностики профессиональных дефицитов предметных компетенций, подготовленных РЦОПМКП. Анализ и интерпретация результатов мониторинга по выявлению кадровых потребностей в ОО Направление информационно-аналитических материалов в ОО

Компоненты управленческого цикла Результат, % Выявленные проблемы Управленческие решения

потребностей в ОО

Адресные рекомендации по результатам мониторинга 67 Отсутствие методических и иных материалов, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей Разработка методических материалов, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей, адресных рекомендаций по использованию успешных практик и их размещение на сайте Управления образования, МУ ЦРО

Меры, мероприятия 100 Организация методической поддержки Ресурсных центров, Организация муниципальных семинаров-совещаний для руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций «Организация методической работы по внедрению курса внеурочной деятельности «Практическая экология». Формирование банка передового педагогического опыта. Проведение научно-практических конференций

Управленческие решения 100 Оформление управленческих решений в форме протоколов Координационного совета, методического совета с указанием сведений о сроках реализации управленческих решений и сведений об ответственных и об участниках

Анализ эффективности принятых мер 100 Подготовка аналитических материалов по результатам проведения мероприятий с указанием динамики показателей, определение проблемы по итогам проведенного анализа

ВСЕГО 86

Хотелось бы отметить, что понимание управления данной системой (как и другими) в контексте представленного управленческого цикла играет важную роль в расстановке приоритетов, позволяет детально проанализировать ключевые позиции, содержание, а значит сделать профессиональное развитие оптимальным по содержанию, лаконичным по действиям, управляемым и, в конечном итоге, понятным, прежде всего, педагогу.

Список литературы

1. Барабас, А. А. Оценочная деятельность в структуре профессиональных действий учителя общеобразовательной школы /

А. А. Барабас // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов II Международной научно-практической конференции. / под общей редакцией Э.А. Пирмаго-медовой. - [Москва] : Парнас, 2019. - С.396-405.

2. Концепция системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области : приказ Министерство образования и науки Челябинской области № 01/1753 от 29 июня 2021 г. - URL : https://rcokio.ru/files/ upload/metodzentr/prikaz_1753.pdf (дата

обращения: 10.10.2021)

3. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия / Федеральный институт оценки качества образования. - URL: https://fioco.ru/ Media/Default/Методики/Методические%20ре комендации%20по%20организации%20и% 20проведению%20МУМ-2021-1^ (дата обращения: 10.09.2021).

4. Об утверждении Концепции системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области и Дорожной карты по ее реализации на 2021-2024 гг.: приказ Министерство образования и науки Челябинской области №01/1970 от 20 июля 2021 г. - URL : https://minobr74.ru/ documents/doc/12213 (дата обращения: 10.10.2021).

5. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников : распоряжение Минпросвеще-ния № Р-76 от 06.08.2020 г. - URL: : https://fioco.ru/Media/Default/Documents/ для%20новостей/Концепция%20создания%20 единой%20федеральной%20системы% 20научно-методического%20сопровождения %20пед.%20работников.pdf (дата обращения: 05.10.2021).

6. Об утверждении межмуниципальных проектных групп в рамках образовательной агломерации по развитию систем оценки качества образования на 2021 год : Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09.03.2021 года № 01/582. -URL: https://rcokio.ru/files/upload/ vimp/upmso ko/prikaz_582_mmpg.pdf (дата обращения: 15.10.2021).

7. Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогичес-

ких работников и управленческих : распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N Р-33. -URL : https://docs.cntd.ru/document/573529566 (дата обращения: 10.10.2021).

8. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие / авт.-сост.: М. М. Арутюнян, О. В. Бондаренко, И. Ф. Игропуло, Е. А. Фомина. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2017. - 192 с.

9. Управление развитием профессионального мастерства педагогических работников на муниципальном уровне: учебное пособие / Т. А. Абрамовских, А. В. Коптелов, А. М. Королева, А. В. Машуков. - Челябинск : ЧИППКРО, 2020. - 48 с. - URL : https://ipk74.ru/upload/iblock/758/7585fa040d08 87f7009f90cc3be1dfff.pdf (дата обращения: 09.10.2021).

References

1. Barabas, A. A. Otsenochnaya deyatel'nost' v strukture professional'nykh deystviy uchitelya obshcheobrazovatel'noy shkoly / A. A. Barabas // Psikhologo-pedagogicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: puti i sposoby ikh resheniya : sbornik materialov II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. / pod obshchey redaktsiey E.A. Pirmagomedovoy. - [Moskva] : Parnas, 2019. - S. 396- 405.

2. Kontseptsiya sistemy obespecheniya i soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti : prikaz Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti №01/1753 ot 29 iyunya 2021 g. - URL : https://rcokio.ru/files/upload/ metodzentr/prikaz_1753.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2021).

3. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu otsenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya organov mestnogo samoupravleniya munitsipal'nykh rayonov, gorodskikh i munitsipal'nykh okrugov i inykh organov, realizuyushchikh dannye polnomochiya / Federal'nyy institut otsenki kachestva obrazovaniya. - URL:

https://fioco.ru/Media/Default/Metodiki/Metodic heskie%20rekomendatsii%20po%20organizatsii %20i%20provedeniyu%20MUM-2021-1.pdf (data obrashcheniya: 10.09.2021).

4. Ob utverzhdenii Kontseptsii sistemy obespecheniya i soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya pedagogicheskikh i rukovodyashchikh rabotnikov obrazovatel'nykh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti i Dorozhnoy karty po ee realizatsii na 2021-2024 gg.: prikaz Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti №01/1970 ot 20 iyulya 2021 g. - URL : https://minobr74.ru/documents/doc/12213 (data obrashcheniya: 09.10.2021)

5. Ob utverzhdenii Kontseptsii sozdaniya edinoy federal'noy sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov : Rasporyazhenie Minprosveshcheniya № R-76 ot 06.08.2020 g. -URL: https://fioco.ru/Media/Default/Docu ments/ dlya%20novostey/Kontseptsiya%20sozdaniya% 20edinoy%20federal'noy%20sistemy%20nauchn o-metodicheskogo%20soprovozhdeniya% 20ped.%20rabotnikov.pdf (data obrashcheniya: 05.10.2021).

6. Ob utverzhdenii mezhmunitsipad'nykh proektnykh grupp v ramkakh obrazovatel'noy aglomeratsii po razvitiyu sistem otsenki kachestva obrazovaniya» na 2021 god : Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 09.03.2021 goda № 01/582. - URL: https://rcokio.ru/files/upload/vimp/upmsoko/prik az_582_mmpg.pdf (data obrashcheniya: 15.10.2021).

7. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po realizatsii meropriyatiy po formirovaniyu i obespecheniyu funktsionirovaniya edinoy federal'noy sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh :

rasporyazhenie Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 4 fevralya 2021 goda N R-33. - URL : https://docs.cntd.ru/ document/573529566 (data obrashcheniya: 10.10.2021)

8. Psikhologiya professional'noy deyatel'nosti: uchebnoe posobie / avt.-sost.: M. M. Arutyunyan, O. V. Bondarenko, I. F. Igropulo, E. A. Fomina. - Stavropol' : Izd-vo SKFU, 2017. - 192 s. s.39

9. Upravlenie razvitiem professional'nogo masterstva pedagogicheskikh rabotnikov na munitsipal'nom urovne: uchebnoe posobie / T. A. Abramovskikh, A. V. Koptelov, A. M. Koroleva, A. V. Mashukov. - Chelyabinsk : ChIPPKRO, 2020. - 48 s. - URL : https://ipk74.ru/upload/iblock/758/7585fa040d08 87f7009f90cc3be1dfff.pdf (data obrashcheniya: 09.10.2021).

Сведения об авторах

Гречущева Тамара Валерьевна - директор муниципального учреждения «Центр развития образования Карталинского муниципального района», Челябинская обл., г. Карталы

Анохина Ирина Владимировна - методист муниципального учреждения «Центр развития образования Карталинского муниципального района», Челябинская обл., г. Карталы

Information about authors

Grechushcheva T.V. - Director of Municipal Institution «Education Development Center of Kartaly municipal district», Chelyabinsk region, Kartaly

Anohina I.V. - Methodologist of Municipal Institution «Education Development Center of Kartaly municipal district», Chelyabinsk region, Kartaly

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.