Научная статья на тему 'Управление системными рисками российского финансового рынка'

Управление системными рисками российского финансового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЕ РИСКИ / SYSTEMS RISKS / ДОСТАТОЧНОСТЬ КАПИТАЛА / CAPITAL SUFFICIENCY / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ФОНДЫ / COMPENSATION FUNDS / СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / STANDARDS OF RISK MANAGEMENT / РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА / FINANCIAL MARKET REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев А.В.

В статье освещены вопросы регулирования российского финансового рынка и проанализированы механизмы снижения системных рисков. Рассматриваются проблемы создания общенациональной компенсационной системы, унификации требований к участникам финансового рынка, введения стандартов управления рисками, повышения нормативов достаточности собственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Systems Risks in the Russian Financial Market

The article deals with the issues of regulating the Russian financial market and it analyzes the mechanisms of systems risks decreasing. The author considers the problem of creating a national compensation system, unification of requirements to the financial market participants, implementation of risk management standards and raising the standards of equity capital sufficiency.

Текст научной работы на тему «Управление системными рисками российского финансового рынка»

Гусев А.В.

аспирант кафедры управления рисками и страхования экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, ведущий риск-менеджер ОАО «Брокерский дом «Открытие» shurikgusev@gmail.com

регулирование финансового рынка ради снижения рисков

управление системными рисками

российского финансового рынка

_Аннотация

В статье освещены вопросы регулирования российского финансового рынка и проанализированы механизмы снижения системных рисков. Рассматриваются проблемы создания общенациональной компенсационной системы, унификации требований к участникам финансового рынка, введения стандартов управления рисками, повышения нормативов достаточности собственных средств.

Ключевые слова: системные риски, достаточность капитала, компенсационные фонды, стандарты управления рисками, регулирование финансового рынка

О беспечение конкурентоспособности российского финансового рынка (РФР) и формирование самостоятельного мирового финансового центра являются актуальными и приоритетными задачами экономической политики государства. Несмотря на продолжающиеся кризисные явления, в последнее время наблюдается рост интереса розничных инвесторов и международных финансовых институтов к РФР.

Все это указывает на необходимость создания механизмов снижения системных рисков, то есть рисков, реализация которых влечет негативные

последствия для большинства участников финансового рынка и его инфраструктуры в целом. К системным рискам относятся:

- риски неисполнения обязательств контрагентов по сделкам;

- риски снижения финансовой устойчивости участников рынка;

- риск потери ликвидности рынком;

- недобросовестная деятельность и нарушения прав инвесторов и т.д. Однако отношение участников к планируемым изменениям в системе регулирования неоднозначно и вызывает бурную дискуссию. Рассмотрим, каким образом предлагаемые Правительством РФ меры будут способст-

финансовый рынок

вовать снижению системных рисков финансового рынка.

Обязательная компенсационная система и добровольные страховые взносы

Создание компенсационных (страховых) фондов, формируемых как за счет государства, так и самих участников финансового рынка, сыграло положительную роль в зарубежных странах. Правительство РФ намеревается создать общенациональную компенсационную систему, основанную на обязательных и добровольных взносах. Такая система должна обеспечить защиту интересов инвесторов, которым был нанесен ущерб из-за банкротства, ликвидации или противозаконных действий финансовых организаций. Предполагается участие профессиональных участников рынка в системе обязательного страхования, формирование страхового фонда за счет регулярных взносов, сокращение рисков наступления неблагоприятных

несмотря на продолжающиеся кризисные явления, в последнее время наблюдается рост интереса розничных инвесторов

и международных финансовых институтов к российскому финансовому рынку

последствий для клиентов финансовых компаний в случае невыполнения ими своих обязательств. В свою очередь, государство должно гарантировать прозрачность деятельности обязательной компенсационной системы, активно участвовать в ее создании и в случае необходимости быть поручителем последней инстанции. До сих пор все попытки создать компенсационные фонды в нашей стране не были реализованы из-за отсутствия страховых компаний, способных предложить приемлемые условия страхования ввиду высокой рискованности операций, и из-за нежелания участников рынка отвечать за чужие ошибки. Также можно отметить недостаточное доверие к государству, которое будет распоряжаться средствами фонда, относительно низкую культуру ведения бизнеса на РФР, отсутствие полноценной законодательной базы. В дополнение к обязательной компенсационной системе Правительство РФ предлагает создать условия для формирования добровольных страховых фондов при саморегулируемых организациях (СРО). В настоящее время внедрение такого механизма затрудняется отсутствием требования об обязательном членстве профессиональных участников в СРО, а также возможная зависимость в принятии решений СРО от действий отдельных их членов, что провоцирует нецелевое использование аккумулируемых ресурсов. Предложение создать общенациональную компенсационную систему является актуальным и должно быть поддержано участниками финансового рынка. Целесообразно дополнить источники формирования компенсационного фонда доходами от размещения свободных денежных ресурсов в разрешенных активах, штрафами,

взыскиваемыми за допущенные нарушения, и, в крайних случаях, средствами федерального бюджета. Создание общенациональной компенсационной системы уменьшит риски невыполнения обязательств, повысит привлекательность и конкурентоспособность финансовой системы.

Управление рисками на финансовом рынке

Для повышения эффективности регулирования финансового рынка Правительство РФ ставит задачу унификации требований и стандартов деятельности профессиональных участников рынка, особенно в сфере управления рисками. В настоящий момент общепринятые методики и стандарты по управлению рисками отсутствуют (4), и профессиональные участники разрабатывают и применяют процедуры риск-менеджмента, полагаясь на собственный опыт. Государство предлагает систематизировать подходы к управлению рисками на основе базельских принципов (5) и внедрить передовые методики оценки рисков, основанные на принятых в мире моделях и рейтинговых оценках. Также предусматривается возможность индивидуального подхода к оценке рисков участников рынка или их активов, что позволит снизить риски чрезмерной концентрации капитала и выявить высокорискованные позиции. Задачи разработки и контроля за соблюдением стандартов управления рисками возлагаются на СРО, крупнейшей из которых является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). В 2009 г. НАУФОР подготовила документы, в которых выделены характерные риски профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (операционные,

.. .государство должно гарантировать прозрачность деятельности обязательной компенсационной системы, активно участвовать в ее создании и в случае необходимости быть поручителем последней инстанции

кредитные, рыночные риски и риски потери ликвидности) и предложены основные процедуры управления ими. Также озвучены требования к подразделениям и работникам организаций, связанным с управлением рисками, требования к внутренней отчетности и организации контроля. Унификация подходов и создание единой терминологии повысят эффективность систем управления рисками участников РФР, позволит им поддерживать надежность профессиональной деятельности на определенном уровне и минимизировать убытки при реализации рисков. В результате корпоративная культура риск-менеджмента качественно изменится и приблизится к международным стандартам, что будет способствовать снижению системных финансовых рисков.

Размер собственных средств

Вопрос введения единых для всех участников рынка требований к расчету собственных средств, а также повышения требований к минимальному размеру собственных средств актив-

финансовьц

но обсуждается профессиональными участниками в настоящий момент. Достаточность собственных средств является важным фактором при оценке финансовой устойчивости компаний, так как собственные средства должны быть своего рода резервом против непредвиденных убытков. В условиях высокой взаимозависимости невыполнение одной финансовой компанией своих обязательств может привести к «эффекту домино» для многих других участников рынка. По мнению регулятора, чем больше размер собственных средств, тем больше у клиентов и контрагентов уверенности в том, что участник финансового рынка сможет исполнить свои обязательства вовремя и в полном объеме. Такой подход представляется довольно ограниченным, и его внедрение будет иметь много негативных последствий для финансовой системы в целом, в том числе снижение конкуренции на фондовом рынке. По некоторым оценкам, около половины региональных и малых компаний не смогут соответствовать новым критериям. В результа-

.. .чем больше размер собственных средств , тем больше у клиентов и контрагентов уверенности в том, что участник финансового рынка сможет исполнить свои обязательства вовремя и в полном объеме

те пострадают существующие связи между региональными инвесторами и финансовыми центрами, что негативно отразится на решении задачи по привлечению населения на РФР. В конечном итоге малые и средние фирмы, являющиеся центральным элементом в финансовых системах развитых стран, будут вынуждены прекратить существование, несмотря на стабильное финансовое положение большинства из них. Искусственное завышение собственных средств, резервирование имеющегося капитала, особенно в текущих экономических условиях, ограничивают деятельность и развитие участников РФР, что в результате способствует не повышению, а снижению финансовой устойчивости (6). По мнению автора, повышение требований к минимальному размеру собственных средств не может рассматриваться в качестве меры, обеспечивающей финансовую устойчивость профессиональных участников рынка. Требуется ввести дифференцированные нормативы достаточности капитала, то есть взвешенные с учетом выполняемых компанией операций, принимаемых рисков, нормативов по ликвидности, активов компании и прочих ключевых индикаторов рисков. Они должны рассчитываться на основе анализа статистических данных и иметь научное обоснование. К сожалению, эти доводы не были услышаны, и требования к повышению нормативов достаточности собственных средств вступили в силу с 1 июля 2010 г. (7).

Заключение

В заключение стоит отметить, что в целях снижения системных рисков регулятору необходимо повысить требования к финансовой отчетности и раскрытию информации. А самим

участникам рынка - развивать и совершенствовать корпоративное управление, особенно в части управления рисками и внутреннего контроля. Вкупе с принятием долгожданного закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», эти меры позволят:

- снизить риски нарушений прав инвесторов и недобросовестной деятельности на финансовом рынке;

- повысят его информационную прозрачность и эффективность;

- будут способствовать становлению мирового финансового центра в России.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года».

2. Securities Investor Protection Corporation. Annual Report 2009. April 2009

3. Directive 97/9/EC of the European Parliament and of the Council of 3 March 1997 on investor-compensation schemes

4. Черемисина М. Трудно быть белым // Вестник НАУФОР. - 2008. - № 11.

5. International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: A Revised Framework - Comprehensive Version. - Basel Committee on Banking Supervision. BIS, June 2006.

6. НАУФОР против повышения требований к капиталу // Вестник НАУФОР. -2009. - № 7-8.

7. Приказ ФСФР России от 30.07.2009 № 09-29/пз-н «О внесении изменений в нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.04.2007 № 07-50/пз-н».

Gusev A.V.

Postgraduate Student, Chair of Risk Management and Insurance,

Department of Economics, Lomonosov Moscow State University,

Leading Risk Manager, Brokerskiy Dom Otkrytie (Opening Brokerage House) OJSC

PManagement of Systems Risks in the Russian Financial Market

_Abstract

The article deals with the issues of regulating the Russian financial market and it analyzes the mechanisms of systems risks decreasing, The author considers the problem of creating a national compensation system, unification of requirements to the financial market participants, implementation of risk management standards and raising the standards of equity capital sufficiency,

Keywords: systems risks, capital sufficiency, compensation funds, standards of risk management, financial market regulation

финансовый рынок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.