УДК 621.31:62.192:338.246.7
УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В ЯПОНИИ, АВСТРАЛИИ
И РОССИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ю.Н. Арсеньев, Т.Ю. Давыдова, А.П. Коновалов, В.С. Минаев
Рассматриваются проблемы управления сферой энергетики в экономике Японии, Австралии и России. Обсуждаются основные цели, задачи, подходы, нормативно-правовое, технологическое и информационное обеспечение.
Ключевые слова: экономика энергетики, энергетическая стратегия, энергетическая политика, мероприятия по совершенствованию и развитию энергетики.
К экономически развитым странам, наряду со странами Запада, относятся Япония и Австралия, Рассмотрим основные особенности их энергетических стратегий, политик, применяемых подходов к совершенствованию и развитию.
Энергетическая стратегия Японии. Япония - один из мировых лидеров в развитии энергетики и детализации политики, направленной на защиту окружающей среды, активно участвуя в международных проектах по формированию устойчивого безопасного развития энергетики. Она достигла высоких результатов в энергосбережении, атомной энергетике и энергоэффективности.
Основным документом, определяющим энергетическую стратегию Японии, служит «Базовый акт по энергетической политике» (2002 г.), в котором указаны ключевые принципы энергетической политики: энергетическая безопасность, устойчивость окружающей среды, использование рыночных механизмов как ключевого фактора всей энергетической политики. В дальнейшем Японией разработаны новые документы по энергетической политике: базовый энергетический план, новая национальная энергетическая стратегия (табл. 1).
В сфере энергоэффективности и борьбы с изменением климата Японии согласно обязательствам Киотского протокола следует сократить вредоносные выбросы на 6% от уровня 1990 г. в период 2008-2012 гг. В дополнение к основным мерам энергетической политики Япония разработала научные и технологические принципы, и для этой страны энергетика является приоритетной.
К мерам достижения поставленных в последующих стратегических планах (2006, 2010 гг.) целей относятся: обеспечение стабильности предложения поставок энергоресурсов; укрепление стратегического партнерства (сотрудничества) с богатыми ресурсами странами; предоставление финансовой поддержки рисковых проектов; развитие добычи внутренних и внешних энергоресурсов, включая гидрат метана и гидротермальные залежи, находящиеся на дне океана.
К мерам по развитию независимой и благоприятной для окружающей среды энергетической структуры поставок относятся:
- расширение производства ВИЭ (масштабное использование системы специальных тарифов, финансовая поддержка НИОКР, стабилизация энергосетей);
- увеличение производства ядерной энергии (постройка 9 новых АЭС к 2020 г. и еще 14 АЭС к 2030 г.; разработка реакторов на быстрых нейтронах, предоставление мер по стимулированию строительства АЭС);
- продвинутое использование углеводородного топлива (сокращение выбросов СО2, развитие технологий по улавливанию и хранению углеродов);
- улучшение электрических, и газовых систем снабжения.
- развитие спроса на низкоуглеродную энергетику в промышленном, коммунальном, коммерческом и транспортных секторах с постройкой зданий с нулевым потреблением первичной энергии;
- развитие энергетических систем нового поколения (установка «интеллектуальных» счетчиков, «интеллектуальных» энергосистем), а также развитие и распространение инновационных энергетических технологий.
Однако землетрясение и цунами 2011 г., инцидент на Фукусиме привели к закрытию большинства японских АЭС, при этом восточная Япония ощутила значительную потерю генерирующих мощностей электроэнергетики. В 2011 г. в «Белой Книге энергетики» министерство экономики, торговли и промышленности Японии поставило задачу снижения зависимости от ядерной энергетики и развития ВИЭ.
Таблица 1
Специфика реализации энергетической стратегии Японии
Компоненты Содержание и семантика компонентов стратегии
1 2
Ключевые положения базового энергетического плана, 2002 г. 1. Развитие производства ядерной энергетики, включая ядерный топливный цикл, и устойчивое расширение предложения новых источников энергии. 2. Обеспечение безопасных бесперебойных поставок нефти, иных ресурсов. 3. Управление разработкой эффективной международной концепции по улучшению мер энергосбережения и борьбе с изменением климата. 4. Совершенствование технологий, повышение энергетических мощностей
Ключевые положения новой национальной энергетической стратегии, 2006 г. 1. Улучшение энергоэффективности потребления на 30% к 2030 г. от уровня 2003 г. с обновлением программы «передовой практики» (Top Runner Program). 2. Сокращение удельного веса нефти в общем предложении первичных энергоресурсов до 40% и более к 2030 г. 3. Сокращение нефтяной зависимости в транспортном секторе на 80% к 2030 г. через снижение потребления традиционных видов топлива, использования биотоплива и широкого применения электромобилей и автомобилей на топливных элементах. 4. Увеличение доли ядерной энергетики в общем объеме генерации электроэнергии на 30-40% и выше к 2030 г. 5. Рост доли добытой в Японии нефти до 40% в общем объеме импорта
Окончание табл.1
1
2
Стратегический энергетический план, 2010 г.
В дополнение к ключевым принципам энергетической политики добавлены еще два принципа: экономический рост на базе энергетики и структурные реформы энергетической промышленности.
Цели, которые необходимо достичь к 2030 г.
Вдвое увеличить: энергетический коэффициент самообеспеченности при поставках энергии (Е8Б), коэффициент предложения самостоятельно разработанного углеводородного топлива (БЕЕБ); увеличить коэффициент энергетической независимости до 70% (Е1). Вдвое сократить выбросы СО2 домохозяйствами, довести энергоэффективность промышленного сектора до самых высоких уровней в мире, достичь и удержать долю на глобальных рынках высокоэффективных энергетических продуктов и систем_
Новые технологии энергетики
Разработка и совершенствование: топливных элементов, инновационных промышленных технологий, реакторов на быстрых нейтронах, технологий обогащения угля, генерации солнечной энергии и электрических батарей_
Меры по достижению поставленных целей
1. Обеспечение стабильности предложения поставок энергоресурсов. 2. Укрепление стратегического сотрудничества с богатыми ресурсами странами. 3. Предоставление финансовой поддержки рисковых проектов. 4. Развитие добычи внутренних и внешних энергоресурсов, включая гидрат метана и гидротермальные залежи, находящиеся на дне океана
Мер по развитию независимой и благоприятной для окружающей среды энергетической структуры поставок
1. Расширение производства ВИЭ (масштабное использование системы специальных тарифов, финансовая поддержка НИОКР, стабилизация энергосетей). 2. Увеличение производства ядерной энергии: постройка 9 новых АЭС к 2020 г. и еще 14 АЭС к 2030 г.; разработка реакторов на быстрых нейтронах, предоставление мер по стимулированию строительства АЭС. 3. Продвинутое . 4. Улучшение электрических и газовых систем снабжения. 5. Развитие спроса на низкоуглеродную энергетику в промышленном, коммунальном, коммерческом и транспортных секторах с постройкой зданий с нулевым потреблением первичной энергии. 6. Развитие энергетических систем нового поколения с установкой интеллектуальных счетчиков, интеллектуальных энергосистем. 7. Развитие и распространение инновационных энергетических технологий
Сильные ограничения, касающиеся отказа от применения атомной энергии с переключением на уголь, ведет к разносторонней оценке риска возвращения к атомной энергии при ее допустимом уровне безопасности.
В целом Япония в энергетической стратегии придерживается обеспечения энергетической безопасности, снижения зависимости от иностранных энергопоставок, диверсификации источников энергии. Это - разработка и добыча гидрата метана, повышение энергоэффективности с постройкой высокоэффективных угольных электростанций, развитие инновационных технологий, международного партнерства в сфере энергетики, борьба с изменением климата.
Энергетическая стратегия Австралии. Австралия в изобилии обладает разнообразными невозобновляемыми и возобновляемыми источниками энергии, в т.ч. углем, газом, ураном, ветровой и солнечной энергией. Доля отрасли энергетики - 6% добавленной стоимости в общей промышленности Австралии, 9 место в мире по объему производства энергии, экспорт энергопродуктов - 34% от товарного экспорта в стоимостном выражении.
К документам и программам по энергетической стратегии и политике Австралии, относятся: национальная стратегия энергетической эффективности, программа по грантам на производство этанола, программа «Умные электросети и интеллектуальный город» (SGSC). Известен план правительства по борьбе с изменением климата «Обеспечивая будущее чистой энергетики» (табл. 2).
Таблица 2
Специфика реализации энергетической стратегии Австралии
Компоненты Содержание и семантика компонентов стратегии
1 2
План по борьбе с изменением климата «Обеспечивая будущее чистой энергетики» 1. Введение выплат за выбросы в атмосферу. 2. Обновление энергетической политики в области возобновляемой энергии. 3. Повышение энергетической эффективности. 4. Борьба с климатическими последствиями в сельскохозяйственной и лесной отраслях
Национальная стратегия энергетической эффективности 4 ключевых области: перевод ДХ, бизнеса на низкоуглеродные источники энергии; сокращение барьеров в повышении энергоэффективности; повышение энергоэффективности зданий и роли государства в энергетической политике
В сфере перехода ДХ и бизнеса к низкоуглеродному топливу 1. Предоставление мер материальной поддержки для использования новых технологий и качественной информации. 2. Развитие навыков рабочей силы. 3. Поддержка развития программы по энергоэффективности (ЕЕО)
В сфере повышения энергоэффективности Концентрация на электроэнергетике, применении интеллектуальных счетчиков в электросетях, энергоэффективности оборудования и приборов. Разработка стандартов по энергоэффективности, сокращению вредоносных выбросов в сфере транспорта (объемы загрязнения в рекламе транспорта)
Будущее энергетики через 20 лет Три пересекающихся фактора: необходимость надежной поставки безопасной конкурентной по цене энергии для экономики и населения; дальнейшая экспансия экспорта энергоресурсов на азиатские и прочие растущие рынки; сокращение издержек на энергетику через реинвестирование в ее инфраструктуру, в т.ч. в устаревающие электросетевые активы. Доля ВИЭ при генерации электричества - 20% к 2020 г., до 40% к 2035 г. К 2050 г. планируется заменить генерацию электроэнергии путем традиционного углеродного топлива чистыми энергетическими технологиями
1 2
Барьеры на пути достижения целей стратегии 1. Необходимость привлечения своевременных эффективных инвестиций в сектор энергетики (к 2030 г. в него следует привлечь 240 млрд. долл. инвестиций). 2. Необходимость сократить рост цен на энергоресурсы (с 2009 по 2012 гг. розничные затраты на электричество в среднем выросли на 40%). 3. Повышение энергопроизводительности и сокращение неэффективного пикового потребления. 4. Контроль провалов рынка природного газа. 5. Разработка и вывод на рынок энергетики новых технологий. 6. Обеспечение долгосрочной энергобезопасности. 7. Безопасная добыча и производство энергетических ресурсов. 8. Продвижение информированного использования различных типов энергии
Ключевые элементы энергетической политики (Белая Книга по энергетике, 2012 г.) 1. Энергетическая безопасность (в этой области политика концентрируется на диверсификации цепочек поставок энергии, улучшении надежности энергетической инфраструктуры, привлечении в энергетический сектор инвестиций, разработке и повышении эффективности системы реагирования на аварийные ситуации). 2. Энергетические ресурсы (основная задача при устойчивом развитии энергоресурсов - предложение надежных и конкурентных по цене энергоресурсов, усиление роли Австралии как надежного поставщика энергетических ресурсов). 3. «Чистая» энергетика (цели и задачи указаны в плане «Обеспечивая будущее чистой энергетики». К 2050 г. потребуется дополнительно 200 млрд. долл. инвестиций для достижения установленных целей по сокращению выбросов ПГ). 4. Энергетические рынки (для обеспечения надежного функционирования энергетических рынков требуется своевременно осуществлять инвестиции в технологии и инфраструктуру энергетических поставок, стимулировать конкурентную среду на рынках энергетических услуг, предоставлять необходимый уровень транспарентности энергетической системы и защиты потребителей). 5. Энергопроизводительность (потребители могут управлять потреблением энергии и затраченными на нее издержками). Один из вариантов - применение «интеллектуальных» счетчиков
4 приоритетные области в сфере энергетики 1. Увеличение выгод для потребителей (введение новых регу-ляторных норм на энергетическом рынке). 2. Ускорение перехода к чистой энергетике. 3. Развитие стратегически важных энергоресурсов, в т.ч. газовых ресурсов. 4. Обеспечение устойчивости энергетической политики (публикация обзора энергетической политики раз в 4 года с 2016 г.; оценка национальной энергетической безопасности через 2 года)
Проект новой Белой Книги по энергетике, 2013-2014 гг. Задачи экологической устойчивости, инвестиций в энергетический сектор, энергобезопасности поставок, низкие уровни выбросов вредоносных веществ, продуктивное и эффективное использование энергии. Проведение реформы по надежным поставкам энергии с конкурентной ценой. Анализ эффективности регулирующих органов и роли государства
Окончание табл.2
1 2
в энергетическом секторе. Повышение энергоэффективности и энергетической инфраструктуры в организации эффективных национальных рынков. Использование альтернативных источников топлива в транспортных средствах. Качество рабочей сил. Новые энергетические технологии и новые источники энергии; рост экспорта энергетической продукции
Государство в Австралии - один из крупнейших потребителей энергии. Для повышения энергоэффективности и роли государственных органов власти в энергетической политике последние должны повысить энергоэффективность занимаемых ими административных зданий. В Белой Книге по энергетике «Трансформация австралийской энергетики» (2012 г.) предложена рамочная концепция, разработанная на базе опыта предыдущих энергетических реформ и плана «Обеспечивая будущее чистой энергетики» с целью удовлетворения долгосрочных интересов потребителя на конкурентных регулируемых рынках.
Целью этой стратегии является создание безопасной, устойчивой и эффективной энергетической системы, способствующей формированию конкурентных цен, укреплению потенциала для внутреннего и экспортного роста, предлагающей безопасную для окружающей среды энергию.
Сокращение выбросов ПГ является главным компонентом энергетической стратегии развития для энергетического сектора на ближайшие 3040 лет. Австралия обязуется сократить выбросы ПГ на 5% от уровня 2000 г. к 2020 г., на 80% от уровня 2000 г. к 2050 г. К 2050 г. 76% топлива в автомобильном секторе, в т.ч. секторе производства автомобилей большой грузоподъемности, станет биодизель.
Проект новой Белой Книги по энергетике (2013 г.) посвящен задачам экологической устойчивости, приходу инвестиций в энергетический сектор, обеспечению энергетической безопасности поставок, низких уровней выбросов вредоносных веществ, продуктивного и эффективного использования энергии.
В целом, энергетическая стратегия Австралии включает развитие конкурентного энергетического рынка, увеличение инвестиций в энергетический сектор, обеспечение энергетической безопасности страны через диверсификацию импортных поставщиков энергии, в т.ч. нефти, повышение роли ВИЭ в энергобалансе страны. Эта стратегия ориентирована на переход в будущем на чистые источники энергии, безопасные для окружающей среды, разработку новых технологий в сфере энергетики, повышение энергетической эффективности и энергетической производительности оборудования, процессов и производств, низким уровнем загрязнения и воздействия на окружающую среду. Все это сопровождается высокой степенью прозрачности проводимой политики и ретроспективным анализом достижения поставленных ранее целей.
Энергетическая стратегия России. Проект энергетической стратегии России рассчитан на период до 2035 г. [1]. Его основной целью считается создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций (табл. 3).
Согласно экономической теории, рыночные механизмы в условиях отсутствия ряда технологических и информационных особенностей функционирования отраслей, обеспечивают эффективное распределение разнообразных ресурсов, что подтверждается механизмами рыночного взаимодействия, отражающихся в реально наблюдаемых ценах, объемах производства продукции, уровне заработной платы категорий работников, разнообразных индексах качества жизни, доходности акций и т.п.
Таблица 3
Специфика реализации энергетической стратегии России
Компоненты Содержание и семантика компонентов стратегии
Основная цель Создание инновационного и эффективного энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций
Основные задачи стратегии Модернизация и развитие энергетики. Развитие внутренней энергетической инфраструктуры и внутренних энергетических рынков. Повышение эффективности воспроизводства запасов, добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса. Повышение доступности и качества энергетических товаров и услуг, гибкости и диверсификация экспортных поставок. Повышение конкурентоспособности российских компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на внешних рынках. Внедрение принципов устойчивого развития
Отличие стратегии от ее конкурентов Энергетическая политика экономически развитых стран ориентирована на достижение более общих базовых целей: сокращение зависимости от импорта энергоресурсов; повышение энергетической эффективности экономики; развитие и модернизация технологий энергетического сектора; развитие производства возобновляемых и альтернативных источников энергии; борьба с изменением климата
Главная роль энергетического сектора в новой стратегии Стимулирующая инфраструктура, способствующая росту всей экономики, а не локомотив развития, как было ранее. Таким образом, зафиксирован ориентир развития энергетического сектора не для самого себя, а для сбалансированного развития экономики РФ в целом
В то же время в проекте энергетической стратегии недостаточно раскрыты механизмы управления экономической деятельностью в целом -снижение административных издержек выхода на рынок, поиска и привлечения инвестиций, развития инфраструктуры, повышение компетенций имеющихся кадров, стимулирование НИОКР, мотивация работающего персонала, обеспечение конкурентоспособности отрасли и т.п. По указан-
ным выше принципам государственного вмешательства в экономику государство должно обладать априорной информацией о потенциально оптимальном распределении ресурсов в экономике, что предотвратит влияние негативных конъюнктурных шоков в мире на российскую экономику. Для поддержки конкурентоспособности российской экономики необходимы оригинальные механизмы регулирования товарной и ценовой политики, которые в стратегии не прописаны. Российская практика 1990-2010 гг. показала, что предлагаемый в стратегии механизм субсидирования всей экономики РФ работает весьма неэффективно, обеспечивая субсидирование лишь отдельных отраслей. Поэтому крайне необходимы разработка механизма создания стимулов для энергетических компаний, оптимальных моделей устройства энергетических рынков и секторов, позволяющих осуществлять гармоничный выбор принципов государственной политики в каждом из них с учетом роли государства и приоритетов в экономике.
В связи с ситуацией на Украине, угрозой ввода для РФ серьезных санкций целесообразно пересмотреть ряд экономических макроэкономических показателей, приведенных в проекте энергетической стратегии из-за существенно возросших рисков во взаимодействии с европейскими партнерами, прежде всего, в газовой сфере. Пересмотр рисков должен увязываться с приоритетами развития российской энергетики. Хотя вовлеченность в международные цепочки создания стоимости в любом секторе экономики сама по себе способствует более активному росту экономики, но необходимо не забывать о действии выравнивания средней нормы прибыли на вложенный капитал. Формирование российских длинных технологических цепочек необходимо для экономической безопасности страны, но не должно превращаться в обособление энергетического сектора РФ от мировой экономики, что приведет лишь к неэффективности и в перспективе к энергетической автаркии. Желательно подробнее прописать, как достичь желаемой глубины переработки нефти, газа и других материально-сырьевых ресурсов, чтобы повысить мультипликаторы добавленной стоимости производимой продукции, эффективное распределение природной и других видов ренты. Рента от использования природных ресурсов должна принадлежать всему обществу и государству. Необходимо введение налогового регулирования с компьютерным моделированием альтернатив, а не застывшая на десятилетия практика исчисления налоговых отчислений, включая налоги на добычу полезных ископаемых, дополнительный доход от добычи углеводородов с прогрессивной налоговой ставкой, зависящей от уровня доходности, и др.
К дополнительным замечаниям по проекту энергетической стратегии РФ до 2035 г. можно отнести следующее [2-6].
Сроки планируемых этапов, их содержание, задачи и функции должны быть сокращены. Планы экономически развитых стран - к 2030 г. закончить реконструкцию своих национальных хозяйств и перейти на ше-
стой технологический этап. России следует добиться, чтобы ее экономика и энергетика стали конкурентоспособными в современной обстановке, отвечая всем внешним вызовам, для обеспечения национальной безопасности, защиты своего суверенитета, территориальной целостности.
Наряду с добычей ТЭР должны быть раскрыты другие компоненты, обеспечивающие успех достижения поставленных целей, задач, функций, средств управления функционированием и развитием сферы энергетики.
Проблемы сферы электроэнергетики в проекте стратегии отражены слабо, раскрыты конспективно, ограничены энергосбережением. Требуется серьезная доработка в части раскрытия специфики и сущности производства, транспортировки и распределения электрической энергии. Не приводятся подходы и методы оптимизации, сбалансированности и гармонизации энергосбережения и повышения энергетической эффективности, применяемые на электроэнергетическом рынке оптовых и розничных производителей и потребителей. Не раскрыта специфика, сложность и взаимоотношения участников финансового рынка, включающего совокупность из десятка рынков электроэнергии, рынка реального времени и рынков с ценообразованием на основе ущерба от отключения нагрузки потребителей, по величине оперативного резерва, с требованиями к величине установленной мощности, прав на передачу и страхования.
Не раскрыты возможности формирования финансового рынка и применения в российских условиях подходов, методов, моделей и правил биржевой торговли с учетом специфики применения ценовых, товарных и прочих корпоративных стратегий. Отсутствует стратегия применения средств автоматизации, учета, диагностики и контроля, создания автоматизированных информационных систем, баз данных, банков знаний и интеллектуальных систем поддержки принятия управленческих решений в сфере электроэнергетики.
В России отсутствует комплексная стратегия подготовки компетентных профессионалов разного уровня образования для целей управления, проектирования, организации, внедрения инновационных решений и эксплуатации современных средств автоматизации, информационных и интеллектуальных систем в энергетике. Поэтому необходима кардинальная перестройка обучения молодых специалистов, профессиональной переподготовки различных категорий персонала, служащих, инженеров, менеджеров, высшего руководства и топ-менеджмента в этой жизненно необходимой сфере деятельности.
В целом основные положения проекта энергетической стратегии России на период до 2035 года требуют существенной проработки. На наш взгляд использование обозначенных инструментов не приведет к заявленным целям. Необходима более глубокая детализация и уточнение механизмов реализации энергетической стратегии на период до 2035 года.
Список литературы
1. Основные положения проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года // Официальный сайт Минэнерго России, http: //minenergo. gov.ru/do cuments/razrabotka/17481. html
2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Коновалов А.П. Инновации в экономике электроэнергетики: производство, распределение, слияние-поглощение, оптимизация: монография. М. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 300 с.
3. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Коновалов А.П. Экономика электроэнергетики региона: инновации, менеджмент, маркетинг, аналитика, человеческие ресурсы: монография. М. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 287 с.
4. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Лесковский И.П., Моисеев А.В. и др. Современный менеджмент: эффективные подходы к управлению: монография. Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014. 267 с.
5. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Моделирование интеллектуально-производственного потенциала и капитала субъектов хозяйствования: теория, методология, практика: монография. М. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 399 с.
6. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Инновации, инвестиции, интеллект: потенциал, капитал, модели: монография. М. Тула: Изд-во ТулГУ. 2013. 447 с.
Арсеньев Юрий Николаевич, д-р техн. наук, проф., акад. АИО, АНЗ, МАОП, Россия, Тула, Тульский государственный университет, профессор кафедры информационной безопасности, Тульский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента,
Давыдова Татьяна Юрьевна, канд. педагог. наук, доц., доцент кафедры экономики и управления, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Коновалов Александр Петрович, руководитель группы экспертиз инвестиционных программ ООО «ИТЦ ЭНЕРГОЭФФЕКТ», г. Тула,
Минаев Владимир Сергеевич, канд. техн. наук, доц., зам. декана по НИР экономического факультета ТулГУ
DEPARTMENT OF ENERGY SPHERE IN JAPAN, AUSTRALIA AND RUSSIA: GOALS, OBJECTIVES, APPROACHES, SOFTWARE
Y.N. Arsenyev, T.Y. Davydova, A.P. Konovalov, V.S. Minaev
The problems of management in the sphere of energy in Japan's economy, Aw-Strahl and Russia. Discusses the main goals, objectives, approaches, regulatory, technological and informational support.
Keywords: energy economics, energy strategy, energy policy, and measures to improve energy development.
Arsenjev Yurj Nikolaevich, doctor of science, (Russia, Tula, Tula State University, Russian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation, a branch in the city of Tula),
Davydova Tatjana Yurievna, candidate of science (pedagogics), docent (Russia, Tula, Tula State Pedagogical University)
Aleksandr Petrovich Konovalov, head of examinations of investment programs Ltd. "ITC energy efficiency", Tula,
Minaev Vladimir Sergeevich, candidate of technical science., Associate Dean for Research Faculty of Economics of the Tula State University
УДК 331.101.3
РЕЗЕРВ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ ИЛИ КАК МОТИВИРОВАТЬ РАЗРАБОТЧИКОВ К СОЗДАНИЮ ПРОДУКТОВ
Э.Ю. Есипова
Рассматривается компетентностный подход к мотивации деятельности инженеров-разработчиков на основе анализа процесса инженерного проектирования, исследуются факторы мотивации разработчиков продуктов, формулируется идея создания организационной среды, мотивирующей к разработкам новых продуктов.
Ключевые слова: разработка продуктов, инженерное проектирование, модель компетенций, мотивация, мотивирующая среда.
Сегодня многие российские политики и экономисты видят резерв развития экономики страны в целом и успех отдельных предприятий, в частности, в создании инновационных продуктов. Правительство России считает, что «инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления» [1]. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года» отмечается, что в стране недостаточно внедряется собственных новых разработок, при этом уровень инновационной активности российских организаций значительно уступает соответствующим показателям стран, лидирующих в этой сфере [1]. Авторы экспертно-аналитического отчета о ходе реализации данной Стратегии подчеркивают, что одной из двух ее задач является «стимулирование ин-