Научная статья на тему 'Управление сетевыми ресурсами организации: методологические аспекты'

Управление сетевыми ресурсами организации: методологические аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
410
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ИНВЕСТИЦИОННО-ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ЭКОНОМИКА ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ / ИННОВАЦИИ / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИЯ / ОНЛАЙН КОММУНИКАЦИЯ / КОГНИТИВНОЕ КАРТИРОВАНИЕ / MANAGEMENT / INVESTMENT AND ATTRACTIVE ECONOMIC MODELS / THE ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE / AN INNOVATION / NETWORK COMMUNITIES / NETWORK TECHNOLOGIES / COMMUNICATION / ONLINE COMMUNICATION / COGNITIVE MAPPING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дружинин Андрей Михайлович

В статьи проводится обзор методов, которые в совокупности могут стать основой для критического подхода в анализе структуры и в управлении сетевыми ресурсами современной организации. С одной стороны, анализ понятийной системы участников виртуального взаимодействия позволяет наглядно представить когнитивные особенности сетевого сообщества. С другой стороны, методика определения социальных ролей акторов позволяет выявить деструктивные элементы в коммуникации. Развитие критического подхода и его автоматизация в перспективе позволит принимать обоснованные решения относительно тех или иных сегментов Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management network resources of organization: methodological aspects

The text of the article gives an overview of techniques that together can become the basis for a critical approach to the analysis of the structure of Internet users. On the one hand, analysis of the conceptual system of virtual interaction participants allows visualizing the cognitive features of online community. On the other hand, the method of determining the social roles of actors reveals the destructive elements in communication. Development of the critical approach and its automation allows in prospect to make informed decisions considering different segments of the Internet.

Текст научной работы на тему «Управление сетевыми ресурсами организации: методологические аспекты»

info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www .agequal.ru 2015, № 3 http://www.agequal.ru/pdf/2015/AGE QUALITY 3 2015.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Дружинин А.М. Управление сетевыми ресурсами организации: методологические аспекты // Электронный научный журнал «Век качества». 2015. №3. С. 73-88. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2015/315006.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Аннотация. В статьи проводится обзор методов, которые в совокупности могут стать основой для критического подхода в анализе структуры и в управлении сетевыми ресурсами современной организации. С одной стороны, анализ понятийной системы участников виртуального взаимодействия позволяет наглядно представить когнитивные особенности сетевого сообщества. С другой стороны, методика определения социальных ролей акторов позволяет выявить деструктивные элементы в коммуникации. Развитие критического подхода и его автоматизация в перспективе позволит принимать обоснованные решения относительно тех или иных сегментов Интернета.

Ключевые слова: менеджмент, инвестиционно-привлекательные экономические модели, экономика основанная на знаниях, инновации,

УДК 334.024

Управление сетевыми ресурсами организации: методологические аспекты

Дружинин Андрей Михайлович,

кандидат философских наук, научный сотрудник кафедры менеджмента и государственного управления, НОУ ВПО Институт управления и права, 109559, г. Москва, ул. Ставропольская, д. 70, стр. 2

www-222@yandex. щ

info@agequal.ru

сетевые сообщества, сетевые технологии, коммуникация, онлайн коммуникация, когнитивное картирование.

В настоящее время общество в целом и экономические отношения конкретной организации столкнулись с новыми вызовами, которые обусловлены наличием виртуального социального пространства. Это пространство не имеет границ в привычном понимании и характеризуется нелинейностью, слабой структурированностью, неустойчивостью стационарного состояния, высокой динамикой и подвижностью подсистем

В России сложные коммуникативные процессы происходят на фоне столь же проблемных процессов экономических. Отечественная экономика в настоящее время характеризуется высокой степенью фрагментарности, которая связана, в свою очередь, с взаимным недоверием участников хозяйственной деятельности. Пришедшие в коммерческие структуры, весьма многочисленные, ушедшие в отставку, представители силовых структур помимо снижения разнообразных уровней риска, связанных с преступными посягательствами и защитой от них, одновременно оказали влияние на усиление закрытости информационных систем и знаний. Информация о состоянии компаний все чаще рассматривается как предмет сокрытия. Засекреченность вызывает к жизни акты промышленного шпионажа, порождает спекуляции и фальсификации в сфере массовых коммуникаций. В результате, данные по важнейшим экономическим показателям разрознены и фактически снижают возможности инвестирования в российскую экономику. Тогда как основной вектор современной деловой активности все чаще направлен в сторону усиления виртуальных коммуникаций между участниками социально-экономического взаимодействия на основе открытой информации [10, 11, 13].

[1, 2, 6].

В том случае, если социальное пространство интернета декларируется как многосторонняя кооперация, все многообразие коммуникаций как внутри отдельных сообществ, так и между ними трактуется как свободная сеть взаимодействия равноправных игроков. Однако формальное равноправие сопровождается разнонаправленными процессами выработки определенных ролей и позиций в системе взаимодействия участников подобных коммуникаций. Весьма любопытный материал для наблюдения и конкретного анализа дают разные стратегии и способы вовлечения граждан в политические действия и перенос значительной доли политического участия в виртуальное пространство [4, 5].

Проблема критического анализа как структурных, так и содержательных элементов сетевых сообществ является актуальной в контексте вопросов, связанных с управлением и контролем над виртуальным пространством. Эта тема уже вышла за рамки социального компьютинга как специфической области знания. Методы анализа, приемы управления, инструментальные и гуманитарные подходы к оценке того или иного сегмента всемирной сети - сегодня это быстро меняющиеся области междисциплинарного знания.

Необходимо выделить две стратегии управления сетевыми сообществами, в рамках которых возникает необходимость в анализе структур сетевых взаимодействий. На макроуровне - это противостояние позиций централизованного управления и свободного сетевого развития. Так на уровне локальных сообществ это вопросы жесткой и мягкой модерации, изучение поведенческих особенности т.н. «троллей», выявление тем и идей, способных оказывать определяющее влияние на участников виртуальных коммуникаций.

Наиболее актуальной для научно-образовательных организаций в современной России становится проблема управления сетевыми ресурсами (веб-сайтом, аккаунтами в социальных сетях). Современные технологии

создали условия для нового подхода к транслированию знаний. В первую очередь, это различные дистанционные формы: интернет-сайты многих образовательных учреждений уже содержат видеозаписи лекций их наиболее маститых преподавателей [7, 8, 9]. Все больше становится «открытых веб-университетов», которые в качестве целевой аудитории рассматривают самый широкий круг пользователей «всемирной паутины». Таким образом, пространство традиционных вузовских аудиторий становятся еще теснее, чем ранее.

Исследователи экономики, основанной на знаниях, отмечают, что обучение - это процесс, который длится всю жизнь. Они заявляют, что нет больше разницы между учебой, работой и жизнью. Процесс ретрансляции и восприятия знаний рассматривается как перманентная коммуникация, паузы в которой чреваты безнадежным отставанием от конкурентов. Основное требование, которое предъявляется к образовательным технологиям -способность быстро адаптироваться к новым направлениям в экономической деятельности [15]. Скорость адаптации программ и методик становится, пожалуй, основной характеристикой, обеспечивающей современному образовательному учреждению как государственному, так и частному приток новых студентов.

Как и в индустриальную эпоху, инвестиционно привлекательными в рамках экономики, основанной на знаниях, признаются лишь такие направления и отрасли, которые способны приносить прибыль [3]. В реалиях российского рынка, помноженного на изменившиеся под влиянием экономического кризиса правила игры, это должна быть максимально быстрая прибыль. Поэтому к производителям знаний выдвигаются требования оперативного реагирования на запросы конечного потребителя [14, 18]. Необходимо отметить, что мотив быстрой прибыли создает предпосылки для усиления деструктивных практик, связанных с фальсификацией результатов научно-исследовательской деятельности, с

имитацией образовательного процесса и других специфических явлений, неизбежно сопутствующих росту экономики, основанной на знаниях.

Взаимодействие, опосредованное сетевыми технологиями, ставит вопрос о возникновении параллельного социального пространства, где возможно возникновение особого типа отношений, возникающих в процессе коммуникации в сообществах [17]. Важно, что при помощи цифровых технологий данные процессы могут быть подвержены количественным замерам, а специфика взаимодействия акторов выражена на языке компьютерных наук (Computer Science).

В качестве ключевой для понимания специфики коммуникативной активности в сети применима этика дискурса Ю. Хабермаса [16]. Одновременно следует помнить, что коммуникации в современном мире зачастую превращают человека в средство достижения внешних по отношению к нему целей, а если говорить о виртуальных научных коммуникациях, то нередко участники подобного взаимодействия преследуют цели далекие от поиска взаимопонимания. В этом случае имеет смысл оценивать подобные практики как деструктивные.

Локальное интернет-сообщество возникает в тех в случаях, когда на одном ресурсе обсуждают те или иные вопросы минимум двое участников, максимальное же количество участвующих в диалоге собеседников может достигать десятков и сотен человек. Такое сообщество может быть, как замкнутого типа, т.е. ориентированного на обеспечение внутренних коммуникаций, так и открытого типа, предназначенного для вовлечения заинтересованных в деятельности организации индивидов.

Временные рамки существования таких сообществ могут ограничиваться несколькими часами или минутами, а могут длиться и несколько месяцев и даже лет (например, форумы сторонников политических партий или сотрудников организации). Формы интернет-конференций

позволяют присоединяться к ним довольно значительному кругу лиц, но, видимо, количество активных участников коммуникации все же ограничено.

Каждое из микросообщений, продуцированных тем или иным участником интерсубъективного взаимодействия в рамках форума, (обсуждения на страницах соцсетей), представляет собой сложную комбинацию из деструктивных и конструктивных элементов. Деструктивные коммуникации рассматривают другого участника взаимодействия как средство достижения внешних по отношению к нему целей. Конструктивные коммуникации рассматривают участника взаимодействия как цель и направлены на поиск взаимопонимания. Необходимо отметить, конструктивные и деструктивные коммуникации как он-лайнн, так и в оффлайн встречается в чистом виде довольно редко. Зачастую в транслируемых сообщениях можно выделить обе модальности.

Например, на виртуальных площадках, где обсуждаются научные проблемы, встречаются сообщения лишь внешне похожие на научные, и необходимые автору только для повышения личностной самооценки.

Конструктивные практики демонстрируют уважение к собеседнику, человек рассматривается в первую очередь как цель, а не средство. Ну, а предмет дискуссии важен сам по себе как процесс поиска истины.

Участники сетевого сообщества берут на себя определенную роль или функцию. Эти роли могут быть разными в зависимости от того, с кем актор взаимодействует в данном случае. При этом помимо непосредственно действия коммуникатор проявляет вполне определенную ценностно-нормативную установку и ее модальность как раз и указывает на вполне определенную функциональную роль. При этом модальность коммуникативного акта следует понимать, как выраженную посредством знаков и символов информацию о степени обоснованности суждения, сопровождающего действие. Как известно, учение о модальности относится к неклассической логике и предполагает многозначный подход к суждению.

Критическая философия Ю. Хабермаса предлагает собственную трактовку в оценке модальности того или иного высказывания, соединив в своем подходе логический, этический и лингво-прагматический подходы.

В концепции Ю. Хабермаса модальность, сопровождающая коммуникативный акт (т.е. некое действие) представлена в идее «притязания на значимость». Выявление функции и роли каждого из акторов, позволяет позиционировать их относительно друг друга. На основе этой информации возможно планирование коммуникативной стратегии, направленной на одного или нескольких участников виртуальной коммуникации.

Анализ конструктивных/деструктивных элементов в виртуальной коммуникации позволяет построить структурную модель того или иного локального интернет-сообщества. Эта модель в практическом смысле вполне может быть представлена в виде привычной социологам или социальным психологам социометрического рисунка. Такая схема содержит значимую для управленческих решений информацию о лидерах мнений, аутсайдерах, участников, способных выразить обоснованные экспертные суждения. В зависимости от целей, субъект управления, обладая структурной моделью локального сообщества, способен сконцентрировать свои усилия на определенных акторах.

Другой подход к критическому анализу сетевых сообществ в качестве элементов анализа использует не субъект-ориентированный подход, а последовательное вычленение понятийных систем и, в дальнейшем, построение когнитивных карт или графов. Метод когнитивного картирования может стать эффективным инструментом визуализации важной информации в процессе осмысления того или иного явления в сетевом взаимодействии.

Дело в том, что практически любой сетевой ресурс, взятый в отдельный промежуток времени, можно представить в качестве структуры ключевых понятий и особенно отчетливо эта система выявляется при анализе и последующем картировании политических ресурсов. Результат такого

анализа представляет собой концептуальную реконструкцию в форме построения графических изображений (диаграмм связей) представлений, ценностей, оценочных суждений как единичного субъекта, так и коллективного, предъявленных исследователю в виде текстов. Как правило, подобные изображения строятся как древовидная структура, в которой отдельные блоки связаны стрелками, показывающими логику раскрытия той или иной совокупности тезисов. Применение к подобным изображениям правил, ГОСТов и аппаратных средств по построению блок-схем (редакторы блок-схем) позволят в будущем автоматизировать процесс анализа и, соответственно, ускорят выработку того или иного решения.

Цель такого моделирования или, точнее, когнитивного картирования -выявление системы коммуникативных взаимодействий внутри того или иного сообщества. Реконструкция такой структуры позволяет визуализировать позицию не только различных акторов, но и выделить значимые для них концепты. Критическое осмысление понятийной структуры этого сегмента сети оптимизирует поиск заблуждений, манипулятивных приемов, логических ошибок и уловок, намеренных или неявных подтасовок. В более масштабном смысле такая методика делает явными скрытые деструктивные практики, направленные на формирование у аудитории искаженной картины мира. Очевидно, что когнитивное картирование может стать эффективным инструментом в критическом анализе различных политически ангажированных коммуникативных практик.

Когнитивное картирование и социометрия, построенная на анализе модальности притязаний на значимость, разумеется, не исчерпывает всего потенциала критического подхода к структурам сетевых сообществ. Представляется, что перспективным направлением может выступить, к примеру, процедура логико-семантического анализа, различные вопросно-ответные техники. При этом отдельной исследовательской задачей является адаптация гуманитарных методик к современным аппаратным

info@agequal.ru

возможностям.

В условиях развития экономики, основанной на знаниях, вопросы управления сетевыми ресурсами организации непосредственно связаны с системой эффективного принятия решений. Такая система может быть выражена сетевыми алгоритмами, направленными на формирование положительного имиджа организации в виртуальном пространстве, социальных общностей лояльных к ее деятельности. Подобная деятельность представляется как постоянная аналитическая работа и перепроверка исходных данных, на основе которых вырабатывается последовательность дальнейших действий. Она достойна стать сферой приложения усилий узкоспециализированных консалтинговых организаций. Подобную работу могут взять на себя экспертные сообщества или профессиональные исследователи из вузовской и академической среды.

1. Азакова С.Б., Кабашова Е.В. Становление информационной экономики в современном обществе // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий сборник научных статей: посвящается Юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Рафиковой Нурии Тимергалеевны. МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. С. 139-140.

2. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Информация в системе принятия оптимальных управленческих решений // Инновационные подходы к решению социально экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества материалы I международной научно-практической конференции. 2015. С. 202-205.

ЛИТЕРАТУРА.

3. Буньковский Д.В. Процессный подход в управлении инвестиционными проектами // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2014. № 10. С. 18-21.

4. Войнов Д.А. Технологии политического диалога в интернет-пространстве//Актуальные проблемы государственного управления, экономики, юриспруденции и психологии/Сборник научных трудов. Выпуск 2. - М.: НОУ ВО «Институт управления и права», 2015 С. 4-22.

5. Войнов Д.А. Креативность интернет-коммуникации как способ индивидуального политического участия граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2012. - № 1. - С. 117126.

6. Галиакберова О.Ф., Кабашова Е.В. Сетевые общества обмена знаниями // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий сборник научных статей: посвящается Юбилею профессора кафедры статистики и информационных систем в экономике доктора экономических наук Рафиковой Нурии Тимергалеевны. МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. С. 141-142.

7. Казакова Н.Е. Мониторинг состояния профессиональной подготовки специалистов строительного комплекса в условиях саморегулирования // Век качества. 2015. № 1. С. 36-38.

8. Казакова Н.Е. Мониторинг сфере дополнительного профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 5. С. 22-24.

9. Козлова Н.А. Академическая мобильность как инструмент повышения конкурентоспособности и модернизации образования в условиях глобализации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 28 (245). С. 87-71.

10. Кузовкова Т.А., Зоря Н.Е. Причины формирования новой модели бизнеса в сфере коммуникаций // Век качества. 2014. № 1. С.40-43.

11. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проблемы иновационого развития экономики России в современных условиях // Инновации и инвестиции: теория, методология, практика Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2015. С. 47-51.

12. Пугина Л.И. Формирование инновационных систем в современных условиях // Век качества. 2014. №2. 51-53.

13. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия на основе развития коммуникативной политики // Территория науки. 2015. № 3. С. 129133.

14. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Коммуникативная политика в системе маркетинговой деятельности предприятия // Новые направления маркетинговой политики хозяйствующих субъектов Международная научно-практическая конференция, сборник научных трудов. НОО «Профессиональная наука»; Редакционная коллегия: Краснова Н.А., Гонова О.В., Шаталов М.А., Плесканюк Т.Н. 2015. С. 65-69.

15. Шубин И.И. Информационно-коммуникационные технологии в сфере высшего профессионального образования // Проблемы государственного управления, экономики, юриспруденции и психологии сборник научных трудов. Москва, 2014. С. 21-29.

16. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М. 2001. 377 с.

17. Харламова И.Ю. Продвижение при помощи вирусного маркетинга // Современные информационные технологии. 2009. № 10. С. 9294.

18. Харламова И.Ю. Интегрированный подход к маркетинговым организациям // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 6. С. 110-114.

Management network resources of organization: methodological

aspects.

Audrey M. Druzhinin,

Candidate of philosophical sciences, Research associate of department Management and public administration, Institute of Management and Law, 109559, Moscow, Stavropolskaya St., 70, p. 2

www-222@yandex. ru

Abstract. The text of the article gives an overview of techniques that together can become the basis for a critical approach to the analysis of the structure of Internet users. On the one hand, analysis of the conceptual system of virtual interaction participants allows visualizing the cognitive features of online community. On the other hand, the method of determining the social roles of actors reveals the destructive elements in communication. Development of the critical approach and its automation allows in prospect to make informed decisions considering different segments of the Internet.

Keywords: management, investment and attractive economic models, the economy based on knowledge, an innovation, network communities, network technologies, communication, online communication, cognitive mapping

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.