16
ЗНиСО НОЯБРЬ №11 (212)
УПРАВЛЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА И МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
С.В. Кузьмин1, В.Б. Гурвич3, С.В. Ярушин3, О.Л. Малых2, Е.А. Кузьмина3
THE SYSTEM OF MANAGING THE SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC SITUATION BASED ON SOCIO-HYGIENIC MONITORING AND HEALTH RISK ASSESSMENT METHODOLOGY
S.V. Kuzmin, V.B. Gurvich, S.V. Yarushin, O.L. Malykh, E.A. Kuzmina,
'Управление Роспотребнадзора по Свердловской области; 2ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»; 3ФГУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора
В статье изложен системный подход к созданию и функционированию системы управления риском для здоровья населения на региональном уровне. Предложены различные методы оценки и управления риском с учетом выбора наиболее эффективных с точки зрения затрат и достижения максимальных результатов по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования и субъекта хозяйствования.
Ключевые слова: управление риском, здоровье населения, информационная поддержка, алгоритм, модуль. A system approach to the development and sustaining the system of health risk assessment on the regional level is described. Different methods of health risk assessment and risk management taking into account the choice of most cost-effective techniques and the achievement of maximum results on improving the sanitary and epidemiologic situation on the regional, municipal and enterprise level are proposed. Keywords: health risk management, information support, algorithm, module.
В связи с неблагоприятным воздействием социально-экономических, санитарно-гигиенических и поведенческих факторов управление риском для здоровья населения является одной из наиболее результативных и эффективных методологий создания систем управления на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования (территории) и субъектов хозяйствования (объектов).
Работы по обеспечению (научно--методи-ческие и организационные основы) создания системы управления риском для здоровья населения в Свердловской области ведутся Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и ФГУН «Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора.
В современных условиях развития общества преимущественно на основе рыночных отношений санитарно-эпидемиологическое благополучие, экологическая безопасность и охрана здоровья населения наиболее оптимально и результативно могут быть обеспечены путем использования системного подхода, теории управления риском для жизни и здоровья населения и методологии допустимого риска.
В Свердловской области концепция информационной поддержки принятия решений по управлению рисками для здоровья населения основывается на созданной в 1991 г. и развивающейся системе социально-гигиенического мониторинга. В рамках этой системы рассматриваются факторы риска, управление которыми возможно на популяционном уровне.
Систематизация, оценка, прогноз, контроль и информирование о рисках предусматривает реализацию комплекса различных методов и технологий, использование которых в конкретной
ситуации определяется, прежде всего, целями и задачами управления риском, а также наличием и достоверностью информации о рисках и их соотношении. Основными из этих информационно-аналитических технологий являются:
— факторно-типологический анализ в системе регионального социально-гигиенического мониторинга;
— статистические методы исследования влияния факторов среды обитания на здоровье населения (с построением регрессионных и иных аналитических моделей);
— методология многосредовой оценки химического риска для здоровья населения в про-мышленно развитых городах;
— методы эколого-эпидемиологических исследований и оценки влияния факторов среды обитания на здоровье населения;
— экономические инструменты обоснования и выбора мер по управлению риском для здоровья населения;
— методы экономической оценки деятельности по управлению риском для здоровья населения;
— методические подходы к планированию и оценке деятельности территориальных органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения.
Системный подход в реализации социально-гигиенического мониторинга, обеспечивающий единство целей и задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на различных уровнях управления, реализуется по модульно-этапному принципу гигиенической диагностики и анализа влияния факторов среды обитания на здоровье населения.
Система информационной поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения
НОЯБРЬ №11 (212) ЗНиСО
17
санитарно-эпидемиологического благополучия населения призвана предоставить максимально полную, достоверную и своевременную информацию по всем компонентам управления риском:
— объекте управления (система, процесс, явление, фактор, подлежащие управлению);
— субъекте управления (органы управления, лицо или группа лиц, осуществляющие управление, контроль, надзор, информирование о рисках);
— методы управления (средства, приемы, способы, структуры, схемы, системы, технологии, с помощью которых воздействуют на объект управления, реализуют приоритеты, осуществляют контроль и оценку достижения цели управления риском).
Этапы алгоритма информационной поддержки принятия управленческих решений в каждом модуле включают:
Этап I. Идентификация факторов риска (определение факторов риска, характерных для объекта управления, оценка взаимозависимости между факторами риска, выбор приоритетных факторов риска для управления, оценка надежности и достаточности данных о факторах риска и их воздействии на здоровье населения).
Этап II. Оценка и прогноз риска (характеристика приоритетных факторов риска для объекта управления, установление уровня рисков для здоровья воздействовавших в прошлом, воздействующих в настоящем и тех, которые возможно будут воздействовать в будущем).
Этап III. Планирование и контроль деятельности по управлению риском (разработка вариантов (сценариев) управления риском с использованием различных методов управления, оценка и выбор сценария управления риском для достижения оптимального эффекта и выгод, включая экономические, для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установление механизма реализации выбранного сценария, определение необходимых и достаточных мер по контролю и мониторингу риска).
Этап IV. Оценка результативности и эффективности управления (формирование баз данных об объектах, субъектах и методах управления риском по реализованному сценарию, оценка эффекта и результатов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сравнение полученных результатов с запланированными, корректировка выбранного (или замена) сценария управления риском).
Реализуются 5 основных модулей системы управления риском для здоровья населения, которые могут и используются как самостоятельно, так и во взаимосвязи друг с другом. Разделение на модули обеспечивает наиболее оптимальное решение отдельных задач управления риском, с точки зрения затрат различных ресурсов на их принятие.
В рамках каждого модуля системы управления риском применяется единый поэтапный подход к реализации алгоритма поддержки принятия управленческих решений с несколькими «обрат-
ными связями», позволяющими корректировать деятельность субъекта управления риском с учетом постоянно меняющейся ситуации.
1модуль. Определение приоритетных проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и постановка задач управления риском для здоровья населения на уровне субъекта Российской Федерации. Используются базы данных регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга (состояние здоровья населения и среды обитания), а также дополнительного оптимизированного мониторинга по социально-экономическим, санитарно-гигиеническим и поведенческим факторам риска и приоритетным заболеваниям, определяющим достижение конечного результата реализации региональной медико-демографической политики — увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет.
В основе используемых в этом модуле информационно-аналитических методов лежат факторно-типологический анализ и элементы геоинформационных технологий. Основным результатом применения этого модуля гигиенической диагностики является перечень и ранжирование проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территориальном уровне с учетом их дифференциации по уровням социально-экономического развития.
II модуль. Оценка и прогнозирование развития проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. На основе интегральных оценок, факторно-типологического анализа устанавливаются конкретные территории риска и группы факторов, влияющих на формирование здоровья населения.
Объектом исследования в ходе реализации этого модуля являются, как правило, выбранные в ходе реализации первого модуля территории риска на уровне муниципальных образований. Основой реализации этого модуля гигиенической диагностики являются статистические методы исследования влияния факторов среды обитания на здоровье населения по приоритетным заболеваниям (прежде всего инфекционные, социально значимые, экологически обусловленные и профессиональные заболевания).
Определяются основные (базовые) причинно-следственные связи влияния факторов риска на состояние заболеваемости и смертности в различных группах населения и их количественная оценка с построением регрессионных и иных аналитических моделей на основе анализа корреляционных зависимостей и анализа временных рядов.
III модуль. Оценка и прогнозирование многофакторных и многосредовых (а также по отдельны средам — аэрогенный риск, водный риск и иные) рисков для здоровья населения как основа более детального (относительно второго модуля) прогнозирования развития проблем санитарно-эпидемиологического благополучия
18
ЗНиСО НОЯБРЬ №11 (212)
на территориальном и объектовом уровнях. Эти информационно-аналитические технологии в практике Свердловской области используются, прежде всего, при оценке профессиональных и экологически обусловленных рисков, а в дальнейшем планируется их развитие для оценки риска объектов технического регулирования.
Впервые в России выполнена оценка много-средового химического риска для здоровья населения, проживающего во всех крупных промышленных центрах Свердловской области, с населением более 75 % всей численности жителей региона. Активно, особенно в последние два года в связи с принятием новой редакции СанПиНа, развивается направление оценки аэрогенного риска для здоровья населения при обосновании санитарно-защитных зон промышленных предприятий, объектов и сооружений 1 и 2 классов опасности.
С помощью эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска для здоровья расшифровываются неблагоприятные эффекты влияния конкретных факторов среды обитания, в том числе при воздействии на уровнях, не превышающих установленные гигиенические нормативы для отдельных сред.
1¥модуль. Оценка и обоснование мер по управлению риском для здоровья населения. По всем приоритетным проблемам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия ведется «классификатор» возможных мер по их решению. Сценарии управления риском для здоровья населения разрабатываются с учетом необходимости и возможности реализации этих мер (комплекса мер) для конкретных территорий и объектов.
В практике использования данных социально-гигиенического мониторинга в Свердловской области — оценка стратегии развития и технического перевооружения предприятий, прежде всего металлургической отрасли, на основе методологии управления риском для здоровья с использованием адаптированных международно -признанных экономических инструментов.
Развиваются и внедряются технологии интенсивного мониторинга, включая мониторинг загрязнения атмосферного воздуха пылевыми частицами размером РМ10 и РМ2,5, а также оценки персональной экспозиции населения к загрязняющим веществам (мониторинг полученных доз). С использованием геоинформационных технологий создаются электронные карты городов и формируются топографические слои по результатам мониторинга загрязнения среды обитания и показателям состояния здоровья населения.
Важнейшее значение придается внедрению системы биомониторинга содержания металлов, органических соединений в биосредах. Разработаны и применяются технологии оценки рационов питания населения и химической нагрузки, получаемой с продуктами. Реализуются адресные технологии медико-профилактической и реабилитационной помощи населению, проживающему в зонах техногенно обусловленного риска.
Экономическая оценка выбора мер по управлению риском позволяет провести ранжирование сценариев (комплекса мероприятий) как с точки зрения оценки эффективности — оценки затрат на единицу снижения риска для здоровья и увеличения выгод (снижение ущерба), так и с точки зрения оценки дополнительных расходов на единицу дополнительных выгод и снижения риска относительно других сценариев. При подготовке сводной информации по управлению риском для лиц, принимающих решение, рекомендуется использовать многокритериальные экономико-управленческие оценки по интегральным и дифференциальным критериям методов «затраты-выгоды» и «затраты—эффективность». Для подтверждения достоверности и полноты этой информации с учетом принятых ограничений и неопределенностей рекомендуется проведение оценок при различных показателях, характеризующих «эффективность» мер управления, как по результатам гигиенического нормирования, так и оценки риска, а также оценки «выгод» в стоимостном выражении.
Впервые в России в течение последних двух лет экономические инструменты управления риском для здоровья населения используются при оценке эффективности деятельности муниципальных образований в Свердловской области по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Начаты работы по использованию аналогичных подходов к управлению профессиональными рисками.
V модуль. Обеспечение деятельности по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на региональном уровне. Результаты систематизации, оценки, прогноза и контроля мер по управлению риском, а также мер по информированию о рисках, используются при планировании и оценке деятельности территориальных органов управления.
Перспективным направлением использования методологии управления риском для здоровья на основе социально-гигиенического мониторинга является бюджетирование, ориентированное на результат, в первую очередь для территориальных органов Роспотребнадзора.
Даже при условии ограниченности (неполноты) данных о состоянии здоровья населения и влиянии на него различных факторов риска среды обитания, предложенный механизм управления риском позволяет принять управленческие решения, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, экологической безопасности и охраны здоровья населения.
Апробированная в рамках реализации социально-гигиенического мониторинга в Свердловской области система управления риском для здоровья населения позволяет проводить достаточно гибкую политику и может служить одним из ведущих механизмов выбора эффективной стратегии развития и медико-демографической
НОЯБРЬ №11 (212) ЗНиСО
19
политики на региональном, муниципальном уровнях и на уровне субъекта хозяйственной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурвич В. Б. Комплексный подход к управлению риском для здоровья населения, проживающего в районах размещения алюминиевых заводов // Вестник Уральской Медицинской академической науки. 2005. № 4. С. 19—24.
2. Гурвич В.Б., Плотко Э.Г., Ярушин С.В. Управление риском для здоровья населения при технологическом и санитарно-техническом перевооружении промышленных предприятий //Гигиена и санитария. 2007. № 3. С. 18—21.
3. Никонов Б.И., Гурвич В.Б., Кузьмин С.В., Яру-шин С.В. Страхование как механизм управления риском для здоровья населения, проживающего в санитарно-защитных зонах предприятий //Вестник Уральской Медицинской академической науки. 2005. № 2. С. 39—44.
4. Онищенко Г. Г., Гурвич В. Б., Кузьмин С. В., Ярушин С.В. Актуальные проблемы управления состоянием окружающей среды и здоровьем населения //Уральский медицинский журнал. 2008. № 11. С. 4—10.
5. Кузьмина Е.А., Винокурова М.В., Газимова В.Г., Бусырев С.А. и др. Практика и перспективы применения экономических инструментов обоснования и оценки эффективности мер по управлению риском и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (на примере Свердловской области) //Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 1. С. 20—25.
Контактная информация.
Кузьмина Елена Анатольевна, тел.: (343) 371-81-29, e-mail: [email protected],
Contact information.
Kuz'mina Elena Anatol'evna, phone: (343) 371-81-29, e-mail: [email protected].