Научная статья на тему 'Управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма'

Управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1490
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ РИСК / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) / ДОХОД / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТЕРРОРИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнейчук В.И.

В работе представлена система внутреннего контроля для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в кредитной организации. Описаны программы проведения идентификации, выявления, проверки, фиксации сведений о клиентах, а также отказа от совершения банковских операций либо их приостановки для сделок с высоким уровнем названного риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»

3(45) - 2011

Управление финансовыми рисками

УДК 336.717. (075.8)

управление риском легализации (отмывания) доходов,

полученных преступным путем,

и финансирования терроризма

в. и. корнейчук,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры финансов E-mail: graf123@mail.ru Московская государственная академия делового администрирования

В работе представлена система внутреннего контроля для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в кредитной организации. Описаны программы проведения идентификации, выявления, проверки, фиксации сведений о клиентах, а также отказа от совершения банковских операций либо их приостановки для сделок с высоким уровнем названного риска.

Ключевые слова: банковский риск, легализация (отмывание), доход, финансирование, терроризм, управление.

Введение

Финансовый кризис 2008—2009 гг. показал, что для стабильной работы кредитным организациям необходим не только достаточный запас ликвидности и собственных средств (капитала) банка, но и совершенная система внутреннего контроля в части управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В этой связи управление названным риском представляет собой актуальную проблему.

Общие положения

Риск легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования

терроризма — это риск, связанный с вероятностью придания клиентами банка правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем, и финансирования терроризма [6], которые не только нарушают законодательство и влекут наложение соответствующих санкций на банк, но и наносят удар по его репутации.

Служба финансового мониторинга — структурное подразделение банка, на которое возложены обязанности по разработке и реализации правил внутреннего контроля для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), и программ осуществления этого контроля , а также иных внутренних организационных мер в указанных целях.

Правила внутреннего контроля для противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма — система коммерческого банка, организуемая в названных целях и включающая механизм реализации программ внутреннего контроля, а также обеспечение соответствия деятельности кредитной организации и ее сотрудников федеральным законам и нормативным правовым актам в указанной сфере (далее — правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ).

Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ ФТ разрабатываются с учетом:

• необходимости сохранения сотрудниками конфиденциальности сведений о внутренних документах банка;

• соблюдения банковской тайны, а также конфиденциальности иных сведений, определяемых организацией;

• исключения участия сотрудников банка в осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Правила включают в себя программы внутреннего контроля, осуществляемые в целях ПОД/ФТ. В случае противоречия положений правил действующему законодательству РФ применению к возникающим правоотношениям подлежат нормы законодательства.

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ составляет часть системы внутреннего контроля банка [8].

Правила обязательны для исполнения всеми сотрудниками структурных подразделений учреждения. Независимо от занимаемой должности и выполняемых функций они должны в рамках своей компетенции способствовать организации системы и реализации программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Идеология этих мероприятий базируется на понимании всеми работниками крайне негативного влияния легализации (отмывания) доходов или финансирования терроризма на деятельность банка, и необходимости проведения в этой связи указанных мер в банковской сфере.

Особенно актуально проведение внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ после кризиса 2008—2009 гг. из-за возможности ослабления такого контроля и сокращения затрат на его проведение [1, с. 72-75].

Основные принципы организации в банке системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

Конфиденциальность. Сотрудники банка, осуществляющие меры внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а также иные сотрудники банка, имеющие в силу должностных обязанностей информацию о таких мероприятиях и системе внутреннего контроля банка, обязаны строго соблюдать требования закона [6] в части запрета информирования клиентов и иных лиц об указанных мерах, в том числе о предоставлении сведений в уполномоченный орган.

Все мероприятия по внутреннему контролю, предусмотренные правилами и иными внутренними нормативными документами банка, осуществляются при условии сохранения полной конфиденциальности. Представление банком в уполномоченный орган информации и документов в объеме, форме, порядке и целях, предусмотренных законом и иными нормативными актами, не нарушает конфиденциальности и банковской тайны.

Сохранение репутации. Неизменным принципом осуществления банком своей деятельности является непричастность учреждения в целом и каждого его сотрудника к каким-либо незаконным операциям и сделкам клиентов, а также к любым действиям, которые могут вызвать подозрения в содействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Руководство банка, руководители структурных подразделений и филиалов в рамках своей компетенции при выполнении специальных мероприятий и программ обязаны исключить участие сотрудников в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма, а также в прямом или косвенном содействии этому.

Факты участия сотрудников банка в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма являются наиболее серьезным нарушением должностных обязанностей и влекут применение дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Информация о таких фактах подлежит передаче сотруднику, ответственному за осуществление в банке внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, и руководителю службы внутреннего контроля.

Исключительная компетенция и подконтрольность. Ответственность за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, программ осуществления такого контроля, иных внутренних мероприятий в указанных целях несет специально назначаемый сотрудник. Контроль за выполнением им своих функций осуществляет председатель правления банка.

Служба внутреннего контроля в рамках своей деятельности и полномочий контролирует соответствие деятельности банка и его сотрудников закону [6], иным нормативным правовым актам в сфере ПОД/ФТ, правил ПОД/ФТ, а также исполнение функций ответственным сотрудником.

Система внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

Организационная структура. Ответственность за организацию системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и за результаты этого контроля несет председатель правления банка. Руководитель своим приказом назначает ответственного сотрудника — специальное должностное лицо, ответственное за разработку ПОД/ФТ (далее — ответственный сотрудник по финансовому мониторингу).

Сотрудники банка и руководители подразделений в пределах своих полномочий выполняют указания по организации и реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, которые дает ответственный сотрудник по финансовому мониторингу в рамках своей исключительной компетенции.

Функции и полномочия ответственного сотрудника по финансовому мониторингу определяются правилами внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Банк России устанавливает квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, и программ его осуществления в кредитных организациях [2]. Указанными лицами являются: ответственный сотрудник по финансовому мониторингу, а также сотрудники структурного подразделения по ПОД/ ФТ — службы финансового мониторинга.

В филиалах банка ответственного сотрудника за реализацию мероприятий по ПОД/ФТ приказом назначает руководитель филиала по согласованию с ответственным сотрудником по финансовому мониторингу банка.

Реализация мер внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ основной целью имеет обеспечение требований законодательства, предъявляемых к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Данные требования состоят в:

1) идентификации лиц, находящихся на обслуживании в банке;

2) принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению и идентификации выгодоприобретателей;

3) систематическом обновлении информации о клиентах, выгодоприобретателях;

4) фиксировании сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и их представлении в уполномоченный орган;

5) представлении по письменному запросу уполномоченного органа сведений, необходимых для идентификации клиентов и (или) их представителей, совершающих операции, подлежащие обязательному контролю, и иные действия, вызывающие подозрение в осуществлении легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, а также установленных выгодоприобретателей по операциям клиентов [7].

Меры внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ выполняются в банке в строгом соответствии с программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, являющимися составными частями указанных правил. Рассмотрим основное содержание таких программ.

На начальном этапе формой внутреннего контроля является реализация принципа «Знай своего клиента», для чего разрабатывается Программа идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей.

Целью программы является получение возможно более полной информации о клиентах, установление и идентификация выгодоприобретателей с последующей классификацией их операций по установленным критериям риска. Критерии низкого уровня риска:

1. Работа предприятий и организаций идет в строгом соответствии с основными видами уставной деятельности. Отсутствуют резкие отклонения от среднего уровня ежемесячных оборотов по расчетным счетам за период не менее одного года при условии отсутствия хотя бы одного из факторов, соответствующих критериям высокого уровня риска. Деятельность соответствует характеру проводимых операций.

2. Отсутствует информация об участии клиента в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма при условии проведения операций клиентом без открытия счета и отсутствии в деятельности клиента операций, в отношении которых у банка возникают подозрения и сведения по которым представляются в уполномоченный орган в соответствии с законом [6].

3. Отсутствует хотя бы один из факторов, соответствующих критериям высокого уровня риска осуществления клиентом незаконных действий.

Критерии высокого уровня риска:

1. Осуществление юридическим лицом (его обособленным подразделением), не являющимся кредитной организацией и индивидуальным предпринимателем, операций по снятию денежных средств в наличной форме с банковского счета (за исключением снятия денежных средств в наличной форме на оплату труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством РФ, на выплату пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законом, а также на оплату канцелярских и других хозяйственных расходов, кроме приобретения горюче-смазочных материалов и сельскохозяйственных продуктов).

2. Операции с юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющими местонахождение за пределами территории РФ (физическими лицами — иностранными гражданами или лицами без гражданства) [5].

3. Туристическая (туроператорская и турагент-ская), а также иная деятельность по организации путешествий.

4. Организация и содержание тотализаторов и игорных заведений (казино, букмекерских контор и др.), проведение лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и иных основанных на риске игр, в том числе в электронной форме, а также деятельность ломбардов.

5. Реализация, в том числе комиссионная, предметов искусства, антиквариата, мебели, легковых транспортных средств.

6. Сделки с драгоценными металлами и камнями, а также содержащими их ювелирными изделиями и ломом таких изделий.

7. Сделки с недвижимым имуществом и оказание посреднических услуг при их совершении.

8. Операции с юридическим лицом, постоянно действующие органы управления которого, иные органы или лица, имеющие право действовать от его имени без доверенности, отсутствуют по месту его нахождения.

9. Наличие в деятельности клиента операций, в отношении которых у банка возникают подозрения, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, и сведения по которым представляются в уполномоченный орган в соответствии с законом [6].

10. Неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание по-

лагать, что их целью является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных законом [6].

11. Перевод юридическими лицами денежных средств на банковские счета (в банковские вклады) физических лиц (за исключением оплаты труда и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством РФ, выплаты пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предусмотренных законом) с последующим снятием физическими лицами указанных денежных средств в наличной форме или переводом их на банковские счета (в банковские вклады) других лиц.

12. Осуществление банковских операций и иных сделок с использованием интернет-технологий.

13. Операции с юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющими местонахождение за пределами территории РФ в государствах или на территориях, о которых из международных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или являются государствами или территориями с повышенным уровнем коррупции.

14. Операции с юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющими местонахождение за пределами РФ в иностранных государствах или на территориях, о которых из международных источников известно, что там незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также в государствах или на территориях, разрешающих свободный оборот наркотических веществ (кроме использующих эти вещества исключительно в медицинских целях).

15. Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в розничной торговле, общественном питании, торговле горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях и т. п.).

16. Внешнеэкономические операции.

17. Деятельность клиента, связанная с производством оружия, или посредничество в его реализации.

18. Осуществление клиентом нерегулируемой благотворительной или других видов некоммерческой деятельности.

19. Покупка/продажа предметов роскоши и дорогостоящих товаров.

20. Операции с юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющими местонахождение за пределами территории РФ в государствах или на территориях, к которым применяются международные санкции.

21. Операции с юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющими местонахождение за пределами территории РФ в государствах или на территориях, о которых из достоверных источников получена информация о том, что это государство или территория финансирует или поддерживает террористическую деятельность.

22. Операции юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющих местонахождение за пределами территории РФ, не являющихся российскими налогоплательщиками [5].

23. Операции клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами, и лиц, являющихся их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой и восходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющих общих отца и мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), или от имени указанных лиц.

При наличии хотя бы одного из приведенных критериев высокого уровня риска деятельность клиента оценивается как подверженная высокому риску. При отсутствии указанных критериев деятельность клиента оценивается как деятельность с низким уровнем риска. Уровень риска и его обоснование заносятся в анкету (досье) клиента (выгодоприобретателя) банка.

Банк должен уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, проводимым клиентами и отнесенным к высокому уровню риска.

Для оценки уровня риска допускается использовать любые документы, представленные клиентом в банк и хранящиеся в различных структурных подразделениях, включая переписку оперативного характера. Если на момент открытия клиенту счета определить уровень риска не удается (например, по причине отсутствия операций, которые могут быть отнесены к высокому уровню риска), значение уровня риска устанавливается как низкое. Оно должно

быть заменено на высокое по решению сотрудника, ответственного за работу с клиентом, с информированием об этом ответственного сотрудника по финансовому мониторингу, если им или сотрудниками, осуществляющими внутренний контроль в целях ПОД/ФТ, получены соответствующие сведения. В юридическое дело помещаются все документы (их копии), ставшие обоснованием для оценки риска, независимо от присвоенного значения.

Решение о замене значения оценки риска на высокое также может быть принято на основании отказа или непредставления документов клиентом в случае, если отсутствующие в анкете сведения могут быть расценены как ключевые для принятия решения об оценке риска.

Сотрудники подразделений банка обновляют сведения, полученные в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, а также пересматривают уровень риска не реже одного раза в год в случаях, если операции клиента отнесены к высокому уровню риска, и не реже одного раза в три года, если они имеют низкий уровень риска.

Основная задача внутреннего контроля выполняется в банке с помощью программы выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, либо операций, вызывающих подозрение в причастности к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Для реализации такой задачи программой устанавливаются критерии выявления и признаки соответствующих сделок.

Для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в легализации (отмывании) клиентом доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма информация, ставшая причиной подозрения, подлежит проверке в соответствии с программой проверки информации о клиенте (выгодоприобретателе) и его операциях.

Для реализации положений закона [6] полученная банком информация документально фиксируется, а документы хранятся в порядке, определенном программой документального фиксирования и хранения информации и документов, полученных в ходе реализации программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Организация учета и хранения документов и информации является сферой ответственности и исключительной компетенцией ответственного сотрудника по финансовому мониторингу.

Для реализации пунктов закона, касающихся непредоставления физическими или юридическими лицами сведений для идентификации лица,

совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, или для идентификации соответствующих средств или имущества, а также документов, необходимых для документального фиксирования информации по операции, предназначена программа отказа от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и отказа в выполнении распоряжения клиента об осуществлении операции [4].

Для приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом предназначена программа приостановления операций клиента с денежными средствами или иным имуществом.

Участие всех сотрудников банка в реализации ПОД/ФТ достигается на основе реализации программы подготовки и обучения сотрудников банка в области ПОД/ФТ.

Порядок подготовки и направления сведений в уполномоченный орган, обмен электронными сообщениями между головным офисом и филиалами банка, способы применения программных средств, средств криптографической защиты, электронных ключей определяются регламентом формирования и направления сведений в целях ПОД/ФТ и определяются отдельными приказами по банку.

Предоставление в уполномоченный орган сведений, предусмотренных законом, производится в порядке и форме, установленных Банком России [3].

В случае приостановления банком операций с денежными средствами или иным имуществом клиента, а также при совершении операции по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, хотя бы одной из сторон которой является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, банк в день приостановления (в соответствии с одноименной программой) или совершения такой операции формирует отдельный электронный документ, содержащий сведения о данной операции, и немедленно направляет его в уполномоченный орган через территориальное учреждение с признаком в имени файла, определяющим представление сведений об операциях, связанных с финансированием терроризма, в соответствии с документом [3].

При неполучении банком в течение двух рабочих дней с момента приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок, указанная операция совершается на основании решения председателя правления банка по представлению ответственного сотрудника по финансовому мониторингу.

Заключение

В работе представлены система внутреннего контроля для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в кредитной организации.

Сформулированы основные принципы и организационная структура системы внутреннего контроля в названных целях.

Описаны программы проведения идентификации, выявления, проверки, фиксации сведений о клиентах (выгодоприобретателях), а также программы отказа либо приостановки совершения банковских операций при сделках с высоким уровнем риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Список литературы

1. Басс А Б., КаратаевМ. В. Банковские риски вовлечения в легализацию преступных доходов // Банковское дело. 2010. № 6.

2. О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях: указание Банка России от 09.08.2004 № 1486-У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: положение Банка России от 20.12.2002 № 207-П.

4. О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского

счета (вклада) с физическим или юридическим 6. лицом и от проведения операции с денежными средствами и иным имуществом: указание Банка России от 26.11.2004 № 1519-У.

5. О порядке установления уполномоченными 7. банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых 8. операций (офшорных зонах): указание Банка России от 07.08.2003 № 1317-У.

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: положение Банка России от 19.08.2004 № 262-П. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П.

7х"

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.