ФГБОУВОРГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева
Россия, г. Москва УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ И ДОХОДНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие управления риском и доходности деятельности организации, методы и способы её оценки, а также возможные пути повышения финансовой устойчивости.
Ключевые слова: управление риском, управление доходностью деятельности организации, понятие риска, методы оценки и анализа риска.
Abstract. This article discusses the concept of risk management and profitability of the organization, methods and ways of its assessment, and ways to improve financial stability.
Keywords: risk management, profitability management of the organization, the concept of risk, methods of risk assessment and analysis.
Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных убытков, потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.
Его величина измеряется частотой и вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.
Важнейшей чертой предпринимательства является наличие риска, как на стадии создания организации, так и в течение дальнейшего ее функционирования. Любое предприятие подвержено риску потери имущества, ценностей, денег, то есть любых видов экономических ресурсов, включая труд и время, ведь трудовые потери и потери времени наносят серьезный ущерб результатам предпринимательской деятельности.
Риск составляет неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения, ведь неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования. Часто между понятиями «риск» и «неопределенность» не делается различий, но их, несомненно, следует разграничивать. Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, а неопределенность -когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно. В реальных ситуациях решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено с риском, который обусловлен наличием ряда неопределенных, заранее не предвиденных факторов [1].
Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о
банкротстве, необходимо постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Поэтому особое внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском - риск-менеджменту.
Риск-менеджмент - система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. При рыночной экономике производители, продавцы и покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее непредсказуемо и мало прогнозируемо. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска [9].
На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска. Риск-менеджмент представляет систему управления риском и экономическими (точнее финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, и включает стратегию и тактику управленческих действий [2].
Под стратегией управления понимают направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Для каждого способа определен набор правил и ограничений для принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии и отбросить все остальные варианты. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии.
Тактика определяет практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления [3].
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).
Объектом управления выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска - связи между страхователем и страховщиком, заемщиком
и кредитором, между предпринимателями, конкурентами. [4]
Субъект управления - группа руководителей, которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Данный процесс осуществляется при постоянном циркулировании необходимой информации между субъектом и объектом управления.
Использованные источники:
1. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 219 с.
2. Бердинь, И.Э. Экономика предприятия / И.Э. Бердинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.
3. Васина Н.А. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости российских предприятий: шаг в сторону снятия неопределенностей / Директ. - 2015.
4. Грачев А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: от бухгалтерского учета к экономическому: учеб. -практ. пособие [Текст] / А. В. Грачев. - М. : Финпресс, 2012. - 434 с.
5. Жирнов А.В. Инвестиции и развитие материально-технической базы сельского хозяйства / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Экономика и социум. - 2014. - № 4-6 (13). - С. 731-734.
6. Жирнов А.В. К вопросу о принятии предпринимательских решений /А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин //Материалы VII Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». - Ульяновск, 2016. - С. 42-46.
7. Жирнов А.В. Количественная и вероятностная составляющие риска как основа для классификации факторов его возникновения /А.В.Жирнов //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015. -№37-2. - С.93-97
8. Жирнов, А.В. Проблемы развития материально-технической базы сельскохозяйственных организаций / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Экономика и социум. -2014. -№ 3(12). -С. 643-646.
9. Жирнов, А.В. Развитие системы планирования региональных агропромышленных объединений / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов.-Ульяновск: УГСХА, 2005. -С. 145-149.
10.Жирнов, А.В. Риск-предикторный анализ финансовой составляющей предпринимательской деятельности /А.В. Жирнов //Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66-1). - С. 926-931.
11. Лачуга Ю.Ф., Самсонов В.А., Дидманидзе О.Н. Прикладная математика. М.: Колос, 2001, 218 с.
12.Лапшина, Г.В. О направлениях государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе /Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин //Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П.Горячкина». -2012. - №1 (52). - С. 111112.
13.Легеза, Г.В., Дидманидзе О.Н., Митягин Г.Е., Шульга Е. Ф. Многофункциональная имитационная модель. Объединенный научный журнал. 2006. № 25 С. 66-69
14.Уткин Э.А. Риск - менеджмент М: 2013.
15.Шленкин К.В. Программы охраны труда и социальная ответственность менеджмента / К.В. Шленкин, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - 2014. - № 3-3 (12). - С. 596-599.
Ярмиева З.А. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА
Аннотация: В данной статье рассмотрены принципы этикета. В современном деловом мире, с новым образом мыслей и действий, каждый человек, в какой бы сфере профессиональной деятельности не был занят, должен знать и соблюдать правила делового этикета.
Ключевые слова: деловой этикет, принципы делового этикета, деловое общение, деловая этика.
Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Всем известно, что любой сотрудник фирмы -лицо компании, и важно, чтобы это лицо было одновременно симпатичным и профессиональным, доброжелательным и непреклонным, услужливым и самостоятельным.
Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому - конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении - закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мира [1, с. 89].
Знание правил делового этикета помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Второй по значению функцией делового этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, деловой этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему. Ведь важнейший принцип этикета - поступать по этикету необходимо не потому, что так принято, а потому, что так целесообразнее,